Интеллектуальная игра
методическая разработка (9 класс) по теме

             Интеллектуальная игра – конкурс

            «В гостях у Ученого Кота».

 

 

        Цель: Развивать мыслительные способности, память, сообразительность, скорость мышления. Закрепить знания произведений А.С.Пушкина.

 

 

    Правила игры: участвуют 5 команд по 6-8 человек. Команда придумывает себе название и девиз (желательно из произведений А.С. Пушкина). Игра оценивается баллами. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kot_uchenyy2.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

             Интеллектуальная игра – конкурс

            «В гостях у Ученого Кота».

        Цель: Развивать мыслительные способности, память, сообразительность, скорость мышления. Закрепить знания произведений А.С.Пушкина.

    Правила игры: участвуют 5 команд по 6-8 человек. Команда придумывает себе название и девиз (желательно из произведений А.С. Пушкина). Игра оценивается баллами. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

       Первый тур «Битва с Черномором» (скорость и сообразительность).

 Задача - ответить на все вопросы, уложившись в одну минуту.

Вопросы первой команде (название команды)

     1. Пушкина звали…. (Александр Сергеевич)

     2. Кто такой Черномор? (Волшебник)

     3. Что ел Балда? (вареную полбу)

     4. Чего тебе надобно ….(старче)

     5. Белка из орешка вынимала….?(ядра чистый изумруд)

     6. Кабы я была царицей, говорит одна девица….(ответ – слова любой девицы)

     7. В дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка …Кто это? (Старуха)

      8. Жена Гвидона…? (Царевна Лебедь)

Вопросы второй команде (название команды)

  1. Руслан и ….(Людмила)
  2. Там русских дух, и чем там пахнет? ( Русью)
  3. Кто Салтан ? (Царь)
  4. Как ты смеешь спорить со мною, дворянкой…(столбовою)
  5. Кот ходит ….(по цепи кругом)
  6. …О ней, быть может, ветер знает, он поможет…(ты к нему теперь ступай)
  7. Ест за четверых, работает за семерых…(Балда)
  8. Жил старик со своею старухой.…В чем? (в землянке)

Вопросы третьей команде (название команды)

  1. Петушок…(золотой – гребешок)
  2. От какого там вина отрекалася она? (от зеленого)
  3. Кто Елисей? (королевич)
  4. В корыте много ль…? (корысти)
  5. Избушка стоит без чего? (без окон, без дверей)
  6. А Балда приговаривал с укоризной …(не гонялся бы ты, поп, за дешевизной)
  7. Мачеха приказала свести царевну куда? (в глушь лесную) А сама-то величава, выступает словно пава, кто? (лебедь)

Вопросы четвертой команде (название команды)

  1. Отчество Пушкина (Сергеевич)
  2. Кто Балда? (работник)
  3. И я там был, и что я пил? (мед)
  4. Что мне делать с проклятою…(бабой)
  5. Ветер подгоняет…что? (кораблик)
  6. Старший молвил: что за диво – все так чисто и красиво…(кто-то терем  прибирал)
  7. Высока, стройна, бела, и умом, и всем взяла, кто? (царица-мачеха)
  8. Остров, на котором жил Гвидон (Буян)

Вопросы пятой команде ( название команды)

  1. Правду молвить, что девица…( уж и впрямь была царица)
  2. Наливное, золотое…что? (яблочко)
  3. Кто чахнет? (царь Кощей)
  4. Что ты, баба,…Объелась? (белены)
  5. Ей в приданое дано было…(зеркальце одно)
  6. Ладно ль за морем, иль худо, и какое в свете чудо?

Корабельщики в ответ…( мы объехали весь свет)

  1. Вся сияя, как заря, тихо встретила царя…кто? (Шемаханская царица)
  2. Кудой несет колдун богатыря? (через леса, через моря)

Итоги конкурса. Зрители отвечают на вопросы, на которые не ответили команды.

       Тур второй « Поэты»

        Задание – сочинить свой стих с заданными словами, или вспомнить пушкинский вариант. Время ограничено - 5 минут. Команды получают готовые листы с нужными словами.

 1 лист ЦАРИЦЫ – ОДНИХ – НЕБЫЛИЦЫ – ЗОЛОТЫХ

Оригинал: Для вас, души моей царицы,

                   Красавицы, для вас одних

        Времен минувших небылицы

        В часы досугов золотых

        Под Шепот старины болтливой

        Рукою верной я писал… (Руслан и Людмила)

 2 лист ЧУДЕСНОМ – ТЕСНОМ - ЛЕЖИТ- СПЕШИТ

Оригинал: Все в безмолвии чудесном

                   Вкруг шатра: в ущелье тесном

                   Рать побитая лежит

                   Царь Дадон к шатру спешит. ( Сказка о золотом петушке)

 3 лист ВДРУГ – ВОКРУГ – ГЛАЗАМИ – ЦЕПЯМИ

Оригинал: Гроб разбился. Дева вдруг

                   Ожила. Глядит вокруг

                   Изумленными глазами

                   И, качаясь над цепями,

                   Привздохнув, произнесла

                    Как же долго я спала. ( Сказка о мертвой царевне)

 4 лист ГЛУХОЙ – ГРОМОВОЙ – ЧИСТОМ – СО СВИСТОМ

Оригинал: Кольчуги звон, и крик, и ржанье

                   И топот по полю глухой.

                   Стой, грянул голос громовой.

                   Он оглянулся: в поле чистом

                   Подняв копье, летит со свистом

                   Свирепый всадник… (Руслан и Людмила)

  5 лист ВЕРХОМ – СТОЛБОМ – ДЕДУ – ПОБЕДУ

 Оригинал: Сел Балда на кобылку верхом

                   Да версту проскакал, так что пыль столбом

                   Испугался бесенок, и к деду,

                   Пошел рассказать про такую победу.

(Сказка о попе и работнике его Балде)                                                                                          

       Зачитываются сочинения команд, оценивается гладкость рифмы, осмысленность.

 

    Тур третий « Царь Кащей над златом чахнет»

     

        Каждой команде вручается коробка или мешок с шишками – «златом». По сигналу команды выкладывают шишки в одну линию, кто быстрее аккуратнее. Затем по очереди забрасывают шишки обратно в мешок или коробку, причем один бросает, другой держит мешок, стараясь поймать бросаемую шишку. Оценивается скорость выкладывания «злата» и количество «злата» и количество «злата» в мешке после перебрасывания.

    Тур четвертый « А орешки не простые, все скорлупки золотые…»

Задание: командам надо в течение двух минут отгадать фразеологические загадки.

        Загадки 1 команде:

  1. Не белье, а можно вешать. Не орех, а может раскалываться. Не игрушка, а можно ломать. Она бывает горячей, дырявой, садовой. Лучше, если их две. Если вас что-то беспокоит, она болит. А если человек кого-то сильно подвел, ее могут намылить или даже снять. ( Голова).
  2.  Если школьник все перепутал, учитель утверждает, что она у ученика в голове; а если все выучил, но невнятно излагает мысли – она перемещается в рот. Ее заваривают, если берутся за трудное, неприятное дело, и расхлебывают после его выполнения. При этом ее никак нельзя испортить маслом.(Каша)

Загадки 2 команде:

  1. Не парашют, а опускаются; не дрова, а разгораются; не оружие, а стреляют. В них можно пустить пыль, перемещать с мокрого места на лоб. Их можно строить, если тебе кто-то понравился. Можно использовать вместо компаса. (Глаза)
  2. Его тянут за хвост, если делают что-то очень медленно, а иногда под хвост ему бросают слова и деньги, которые не ценят. Иногда он сидит в мешке, а когда чего- не хватает, говорят, что это он наплакал.(Кот)

Задание 3 команде:

  1. Зимой они бывают белыми. Если ее долго давить, под ней можно оказаться. Если становится очень скучно, то они уходят из жизни. Только очень добрый человек их никогда  не обидит. А если человек сердит, окружающих интересует, какая из них его укусила. Кстати, ее можно использовать как материал для изготовления слонов. (Муха)
  2. Их применение многофункционально: можно пришить завязочки, декоративно развесить, хлопать, заменяя аплодисменты. Специалисты не рекомендуют ребенку учиться в музыкальной школе, если хотя бы на одно из них наступил медведь. (Уши)

Задание 4 команде:

  1. Они  бывают очень разные: большие, шальные, сумасшедшие и даже бешеные. Возможно, поэтому некоторые утверждают, что когда их нет, меньше проблем. Другие делают их из воздуха, несмотря на то, что они часто плачут и очень любят счет. А вот куры почему- то предпочитают их не клевать. (Деньги)
  2. Оно само работает на нас и показывает, каким предстанет перед нами будущее. Его можно хорошо провести, а можно выиграть. Некоторые люди измеряют его в денежном эквиваленте, а другие утверждают, что оно дороже золота.( Время)

Задание 5 команде:

  1. Его можно придержать и развязать. В народе его считают путеводителем. Его разновидности: змеиный, длинный, острый. Иногда он отказывается поворачиваться, а бывает, что с него срывается что-то неприятное. (Язык)
  2. В них можно крепко держать все нити. Их можно нагреть, если их хозяин –

      большой пройдоха или удачливый человек. Хоть они и партнеры, каждая из них

              не в курсе дел другой, зато тщательно ее моет. Они опускаются, когда жизнь

     полна проблем. Одну их предлагают в комплекте с сердцем. (Руки)                                

                       

Тур пятый « Там ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой»

         

        В шахматном порядке расставляются кегли. Задание: каждому из команды пройти с метлой, задев как можно меньше количество кеглей. Суммируются упавшие кегли и время прохождения: у какой команды результата наименьший, та и объявляется победителем.

Тур шестой « Вопросы ученого кота»   

  Команде задается вопрос, после минутного размышления команда должна дать ответ.

           

1. У Пушкина читаем:

«Сколько по утреннему снегу

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня.

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня».

Внимание, вопрос: как согревались крестьяне, сопровождавшие своих господ во время таких зимних прогулок? ( Время от времени соскакивали с козел, бежали, держась за облучок)

2. Все знают пушкинских богатырей, семь румяных усачей.

Перед утренней зарею

Братья дружною толпою

Выезжают погулять –

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сарацина в поле спешить…

Внимание, задание: переведите пушкинские строки на язык строгого современного делового отчета: кем работали богатыри, что входило в их обязанности?

( Пограничный дозорный отряд. Сами обеспечивали себя продовольствием, наказывали нарушителей границы)

3.Внимание, вопрос: как называлась верхняя доска кровли терема и крестьянского дома, и почему? ( Конек. На торце доски вырезалась голова коня: традиция, сохранившаяся с дохристианских времен. Так пытались угодить домашним богам)

4. В поэме Пушкина « Евгений Онегин» барыня, отправляя дворовых девушек собирать в саду смородину для варенья, что-то приказывала им, чтобы девушки ягоду не ели.

( девушкам приказано было петь русские народные песни, они увлекались, и дело спорилось)

5. У славян, как впрочем, и у всех других народов, имя, даваемое младенцам, несло свой смысл. Иногда имя давали тогда, когда начинал проявляться характер маленького человека. Смысл некоторых имен сохранился: например Людмила – милая людям. Смысл некоторых имен забыт. Прислушайтесь к звучанию имени Вадим. Попробуйте восстановить значение этого древнерусского имени ( Заводатор, повадиться, заводить. Имя давалось мальчикам с наклонностями лидера. Стар. Русское «вадить» имело несколько негативный оттенок).

        Подведение итогов игры. Победитель – команда, собравшая самую богатую библиотеку сочинений А.С.Пушкина.

 

ЦАРИЦЫ – ОДНИХ – НЕБЫЛИЦЫ – ЗОЛОТЫХ

ЧУДЕСНОМ – ТЕСНОМ – ЛЕЖИТ – СПЕШИТ

ВДРУГ – ВОКРУГ – ГЛАЗАМИ – ЦЕПЯМИ

ГЛУХОЙ – ГРОМОВОЙ – ЧИСТОМ – СО СВИСТОМ

ВЕРХОМ – СТОЛБОМ – ДЕДУ – ПОБЕДУ

        

                     ГБОУ ДОД ЦЕНТР « ИНТЕЛЛЕКТ»  

              ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА – КОНКУРС

     

                                                     Составили:

                                                            Широкова О.Н.

                 п. Лисий Нос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов

Цели математического мероприятия: 1.    Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2.    Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...