Экологическое воспитание в системе школьного образования.
статья по экологии по теме

В статье рассматриваются требования экологического воспитания.Методы и приёмы для их реализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание в системе школьного образования.

             

                                                    «Экологическое образование – это не часть                      образования, а новый смысл и цель

современного образовательного процесса –

 уникального средства сохранения и

 развития человечества

 и продолжения человеческой цивилизации…»

                           Г.Ягодин.

          Указом президента России 2013 год – объявлен годом «Окружающей среды» не случайно. Мы все чётко понимаем, что дальнейшая судьба нашей планеты зависит от поколения, которое сидит сегодня за школьными партами. Необходимость экологического воспитания возникла в связи с отрицательными явлениями, складывающимися между человеком с природой. Человек на протяжении веков стремился не приспосабливаться к природной среде, а сделать её удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ. Около 85% всех заболеваний современного человека связаны с неблагоприятными условиями окружающей среды,  возникающими по его же вине.

Всестороннее изучение человека с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье – это капитал, который даёт нам природа не только от рождения, но и те условия, в которых мы живём. Основной путь выхода из экологического кризиса – перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы. Цель экологического образования, состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе.

Требования экологического воспитания заключаются:

  • Понимание, что человек – это часть природы, его назначение.
  • Умение познавать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами.
  • Понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни.
  • Раскрытие сущности происходящих экологических катаклизмов.
  • Понимание современных проблем экологии и сознание их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности.
  • Принятие личного участия в решении экологических проблем.

Развитие экологической культуры школьников осуществляется через формирование экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин и внеклассных мероприятий. Основными направлениями деятельности воспитательных мероприятий является экологическое просвещение, развитие осознанного, ответственного личного поведения в соответствии с жизненными ситуациями, решение задач в процессе практической природоохранной деятельности. Преобладающими формами деятельности – исследовательская работа, которая ведётся по направлениям

           Для реализации вышеназванных требований образовательным    учреждением используются методы и методические приёмы:

  • Постоянное пополнение знаний об окружающей среде: уроки, семинары, беседы, доклады, рефераты учащихся, диспуты, викторины, КВН, праздники.
  • Развитие творческого мышления. Умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека: беседа, наблюдения, опыты, лабораторные работы;
  • Развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход);
  • Вовлечение в практическую деятельность: экскурсии, походы, акции.

Красной нитью через всю систему экологического воспитания проходит:

«Не причини вреда ничему живому – ни делом, ни словом, ни мыслью»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования

«Проблемы  эколого-географического воспитания в системе школьного образования»          В   век   научно  - техническог...

Интеграция художественного и музейного воспитания в системе школьного образования (из опыта работы)

Интеграция художественного и музейного воспитания в системе школьного образования оказывает огромное влияние на становление личности ребёнка – приобщение её к опыту творческого освоения д...

"Подходы к планированию содержания интегрированных занятий экологической направленности в системе дополнительного образования".

"Подходы к планированию содержания интегрированных занятий экологической направленности в системе дополнительного образования". На современном этапе развития наше общество нуждается в реализации ...

Разработка воспитательного компонента образовательной программы для реализации направления «Воспитание молодых югорчан» в Концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры

Разработка воспитательного компонента образовательной программы для реализации направления «Воспитание молодых югорчан» в Концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры...

Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования

Проблемы эколого-географического воспитанияв системе школьного образованияМихайлова Светлана Олеговна,учитель географии и биологии ГБОУ гимназия №66 Приморского района Санкт-Петербурга...

План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования в МОУ «СОШ № 12 г. Зеленокумска» в 2020-2021 году

План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования...

Проект "«Система экологического воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

В данном проекте определены основные задачи экологического воспитания. Включены методические рекомендации, мероприятия, создание обучающих материалов и обеспечение взаимодествия с родителями и педагог...