Экологическое воспитание в системе школьного образования.
статья по экологии по теме
В статье рассматриваются требования экологического воспитания.Методы и приёмы для их реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_v_sisteme_shkolnogo_obrazovaniya.docx | 15.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание в системе школьного образования.
«Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель
современного образовательного процесса –
уникального средства сохранения и
развития человечества
и продолжения человеческой цивилизации…»
Г.Ягодин.
Указом президента России 2013 год – объявлен годом «Окружающей среды» не случайно. Мы все чётко понимаем, что дальнейшая судьба нашей планеты зависит от поколения, которое сидит сегодня за школьными партами. Необходимость экологического воспитания возникла в связи с отрицательными явлениями, складывающимися между человеком с природой. Человек на протяжении веков стремился не приспосабливаться к природной среде, а сделать её удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ. Около 85% всех заболеваний современного человека связаны с неблагоприятными условиями окружающей среды, возникающими по его же вине.
Всестороннее изучение человека с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье – это капитал, который даёт нам природа не только от рождения, но и те условия, в которых мы живём. Основной путь выхода из экологического кризиса – перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы. Цель экологического образования, состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе.
Требования экологического воспитания заключаются:
- Понимание, что человек – это часть природы, его назначение.
- Умение познавать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами.
- Понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни.
- Раскрытие сущности происходящих экологических катаклизмов.
- Понимание современных проблем экологии и сознание их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности.
- Принятие личного участия в решении экологических проблем.
Развитие экологической культуры школьников осуществляется через формирование экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин и внеклассных мероприятий. Основными направлениями деятельности воспитательных мероприятий является экологическое просвещение, развитие осознанного, ответственного личного поведения в соответствии с жизненными ситуациями, решение задач в процессе практической природоохранной деятельности. Преобладающими формами деятельности – исследовательская работа, которая ведётся по направлениям
Для реализации вышеназванных требований образовательным учреждением используются методы и методические приёмы:
- Постоянное пополнение знаний об окружающей среде: уроки, семинары, беседы, доклады, рефераты учащихся, диспуты, викторины, КВН, праздники.
- Развитие творческого мышления. Умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека: беседа, наблюдения, опыты, лабораторные работы;
- Развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход);
- Вовлечение в практическую деятельность: экскурсии, походы, акции.
Красной нитью через всю систему экологического воспитания проходит:
«Не причини вреда ничему живому – ни делом, ни словом, ни мыслью»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования
«Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования» В век научно - техническог...
Интеграция художественного и музейного воспитания в системе школьного образования (из опыта работы)
Интеграция художественного и музейного воспитания в системе школьного образования оказывает огромное влияние на становление личности ребёнка – приобщение её к опыту творческого освоения д...
"Подходы к планированию содержания интегрированных занятий экологической направленности в системе дополнительного образования".
"Подходы к планированию содержания интегрированных занятий экологической направленности в системе дополнительного образования". На современном этапе развития наше общество нуждается в реализации ...
Разработка воспитательного компонента образовательной программы для реализации направления «Воспитание молодых югорчан» в Концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры
Разработка воспитательного компонента образовательной программы для реализации направления «Воспитание молодых югорчан» в Концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры...
Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования
Проблемы эколого-географического воспитанияв системе школьного образованияМихайлова Светлана Олеговна,учитель географии и биологии ГБОУ гимназия №66 Приморского района Санкт-Петербурга...
План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования в МОУ «СОШ № 12 г. Зеленокумска» в 2020-2021 году
План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования...
«Экологическое воспитание в условиях дополнительного образования детей»
Статья о том, как реализуется экологическое воспитание в условиях дополнительного образования на примере смоленской областной станции юных натуралистов...