Конспект внеклассного мероприятия по литературе в форме брейн-ринга для учащихся старших классов
методическая разработка (9 класс) по теме

Мужчинина Людмила Анатольевна

Внеклассное мероприятие в форме интеллектуальной игры брейн-ринг по литературе для старших классов учит вчитываться в текст,пробуждает интерес к русской классике, позволяет увлечь в игру две команды играющих

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                               Мужчинина Л.А.

Представленные уроки помещены на диске участников Всероссийского

 Брейн-ринг –игра команд эрудитов русского языка и литературы 10-11 классов

Цель: 1.Воспитание интереса к русскому языку и литературе.

          2 Повышение уровня  мотивации учебы.

          3 Обучение с учетом разных типов мышления детей.

Оборудование: медиа экран.

Ход игры:

I Игроки, заранее распределившись по командам, занимают столы.

II Представление ведущего ( учитель), команд, капитанов.

III Объяснение условий игры: получив вопрос, команды отвечают, подав сигнал как можно быстрее. Если ответ неправилен, то право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

IV Игра.

                                         Древняя Эллада .Древний мир.

1 Почему в русском языке для названия совокупности букв существуют 2 слова: азбука и алфавит?

2 Древнегреческий миф,в котором поднимается проблема отцов и детей, а именно, непослушание сына, которое привело его к гибели? ( Икар и Дедал)

3 Черный ящик

Предмет, который явился причиной войны в Древней Элладе? ( яблоко)

4 Кто был на Олимпе богом-ремесленником, этим и отличался от других богов ?

                                                                                                                                (Гефест)

5 Черный ящик

Предмет, который остался Аполлону в память о девушке Дафне, которая пожелала стать этим, чем ответить на любовь красавца Аполлона? ( лавр)

6 «Перевести» пословицы разных народов на русский язык:

-Сын леопарда тоже леопард (Африка) -Яблоко от яблони недалеко падает.

-После обеда приходится платить ( Тибет)-Любищь кататься-люби и саночки возить.

- Все хорошо в свое время ( Англия )- Дорога ложка к обеду.

- Бойся тихой реки, а не шумной (Греция)-В тихом омуте черти водятся.

- Молчаливый рот-золотой рот ( Германия)- Молчание-золото.

-Пика не кладется в мешок ( Польша)- Шила в мешке не утаишь.

                                      Золотой век русской литературы

  1. Черный ящик

Портрет одного человека, который спас жизнь другому человеку- освободил его от рабства ( Портрет В.А.Жуковского работы К.Брюллова помог выкупить из крепостной зависимости Т.Г.Шевченко)

  1. Назовите имя женщины, которой  посвящено стихотворение великого русского поэта, а романс на эти стихи, написанный русским композитором, посвящен ее дочери.( А.П.Керн. АС.Пушкин, Ф.И.Глинка)
  2. Какую фамилию носили известный русский поэт «золотого века» и великий  русский ученый 20 века? ( Жуковский)
  3. Черный ящик

Портрет. Этот русский писатель и поэт имел многие таланты: был очень музыкален, писал картины, решал легко задачи, слыл сильным шахматистом , владел несколькими языками. (Лермонтов)

  1. Произведение с таким названием написали 3 наших известнейших русских писателя. Кто эти писатели? Как называется книга? ( Пушкин, Лермонтов, Толстой «Кавказский пленник» )

                                            Александр Сергеевич Пушкин

1 Пушкин писал: « Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю». Как вы  объясните правописание у Пушкина

                                             Бывало, он еще в постеле.

                                            К нему записочки несут ( «Евгений Онегин»)

2Что имеет в виду Пушкин?

                        Давно ль для вас я забывал

                         И жажду славы и похвал,

                         И край отцов, и заточенье?

                         Исчезло счастье юных лет-

                         Как на лугах ваш легкий след.(ножки)

3 Перед вами 2 портрета А.С.Пушкина. Кто авторы этих портретов? Какая деталь

( предмет) объединяет эти портреты? ( Кипренский. Тропинин. Перстень-так называемый «воронцовский перстень»На портрете Кипренского он перевернут на пальце вниз)

4 Переведите на язык «смиренной прозы»перифразы Пушкина

                              Об нем она во мраке ночи,

                              Пока Морфей не прилетит,

                              Бывало,девственно грустит,

                              К луне подъемлет томны очи,

                              Мечтая с ним когда-нибудь

                              Свершить смиренной жизни путь.

                                         ( Заснуть, выйти замуж)

                             В обоих сердца жар угас;

                             Обоих ожидала злоба

                            Слепой  Фортуны и людей

                             На самом утре наших дней

                                            ( удача,судьба; юность)

5 Сколько раз ,как и когда Онегин убивает Ленского в романе «Евгений Онегин»?

( 2 раза: наяву- из пистолета, во сне- ножом)

6 Какими тремя качествами, по мнению света, должен был обладать человек в высшем свете 19 века,чтобы иметь успех?

          ( Он по-французски совершенно

            Мог изъясняться и писал;

            Легко мазурку танцевал

            И кланялся непринужденно...)

7 Любимое женское имя Пушкина- Мария.В 6 его произведениях героини носят это имя, назовите их.

( Маша Троекурова- «Дубровский»,Маша Миронова- «Капитанская дочка»,Мария- «Бахчисарайский фонтан»,Мария,дочь Кочубея- «Полтава»,Мария- «Выстрел»,Мария- «Метель».)

             

                                                              XX    век  

 1 У дагестанского поэта Р.Гамзатова есть стихотворения-надписи на разных предметах: воротах,каминах и.т.п. На каких предметах эти надписи?

                Мы тише воды,ниже травы,

                Мы идем,а уходите вы ( часы)

2              Две грани. Обе кровь

                И смерть врагу пророчат.

               Одну из них любовь,

               Другую злоба точит.( кинжал)

3 Как называется это стихотворение известного испанского поэта Ф.Г.Лорки?

                ...Так плачет закат о рассвете,

                    Так  плачет стрела без цели,

                    Так песок раскаленный плачет

                    О прохладном крае камелий.

                    Так прощается с жизнью птица

                     под  угрозой длинного жала.

                     О... бедная жертва

                    пяти проворных кинжалов! (гитара)

4 Допишите последнюю строчку стихотворения Р.Гамзатова:

              Не будет пусть никто из нас голодным,

              И пусть никто не будет слишком сыт:

              Один от голода бывает злобным,

               Другой...

          (  нам зло от сытости творит)

 V   Подведение итогов игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8-9 классах «Виновные без вины» (урок-размышление по «Колымским рассказам» В. Шаламова).

Методический замысел урока и обоснование его темы:Занятие по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» проводится в форме «урока- размышления». Осуществляя целеполаг...

Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку “Забавный английский”, для учащихся 5 классов.

       Предлагаемые виды конкурсов помогают проверить знания , умения и навыки учащихся.в игровой форме.  Конкурсы составлены так , чтобы дать учащимся возмо...

План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

План – конспект внеклассного  мероприятия  по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...»  Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя ВЕДУЩИЙ (1): Николай ...

Конспект внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 6 класса «Дива былинные»

Данная разработка представляет собой внеклассное мероприятие после изучения темы "Былины". Мероприятие проводится в форме игры с учащимися, содержит основные вопросы по данной теме. При проведении зан...

Конспект внеклассного мероприятия на тему: «Законы распространения наркомании» для учащихся 7-9 классов

Во время этого мероприятия учащиеся познакомятся с факторами риска и механизмами распространения наркомании, обсудят причины потребления наркотиков подростками и негативные последствия их уп...

План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

План – конспект внеклассного  мероприятия  по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...»  Посвящается 200-летию со дня рождения ...

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 7 классе «Мужество и стойкость русской женщины » (по фрагментам повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»).

на примере повести показать мастерство писателя в создании человеческого характера, образа женщины – матери как воплощение высокой нравственности....