Программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по теме

Попова Наталия Владимировна

В начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Вот почему особое значение приобретает проблема воспитания толерантности школьников - искусства жить рядом с непохожими, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polnaya_programma_uchimsya_ponimat_drug_druga_1.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г.-к. КИСЛОВОДСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14

Утверждаю

Директор МКОУ СОШ №14

_____________Т.Г.Низиволик

«   »_______________ 2012г.

Программа по внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Учимся понимать друг друга»

Возраст детей: 7 – 8 лет.

Срок реализации: 1 год.

                                                                                                                               Составители:

                                                                                                       

                                                                                                    Попова  

Наталия  Владимировна

 

                                            Васютина

Виктория Владимировна

г.-к. Кисловодск

2012г.

                                         

                                            Пояснительная записка

Готовность школьника к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его научных знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, состраданием, выдержанностью,  уважением прав другого и способностью пойти на компромисс. Эти качества обеспечивают свободу самовыражения и успешное взаимодействие людей в разных сферах жизнедеятельности. Вот почему особое значение приобретает проблема воспитания толерантности школьников - искусства жить рядом с непохожими, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса.

На  этапе младшего школьного возраста  начинают формироваться коллективные взаимоотношения между детьми, пришедшими из разных  микросоциумов, с разным жизненным опытом и уровнем коммуникативной деятельности. Поэтому в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Цель данной  программы  – формирование у детей навыков толерантных отношений.

Задачи курса: 

- познакомить учащихся  с современными представлениями о толерантной коммуникации и возможностями овладения ею;

- раскрыть значение толерантности, как проявление  интереса к другому человеку, стремление к взаимопониманию;

-  рассмотреть проблемы и трудности, возникающие в ходе общения и взаимодействия людей, заложить основы освоения стратегий поведения в общении;

 - развивать этническую толерантность учащихся начальной школы;

 - сформировать практические навыки и умения общения,  заложить основы позитивного восприятия другого человека; 

 - прививать интерес к культуре разных народов через игры и фольклор;

 - развивать творческие способности учащихся.

Новизна данной программы заключается в  том, что толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к принципам воспитания, создающего оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности.

Актуальность проблемы воспитания толерантности в начальной школе связана с тем, что в последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Вот почему необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания школьников в духе толерантности, в том числе приятие чужой культуры, бытности, языка, уважения прав других людей, других национальностей.

При составлении данного курса внеурочной деятельности мы пользовались программами «Толерантность и проблема понимания» автор Глебкин В.В., "Учимся понимать друг друга", «Школа толерантности для первоклашек» автор Веселова Г.Г. Мы расширили содержание, введя материалы регионального компонента: обычаи, традиции, устное народное творчество  народов Северного Кавказа.

Программа рассчитана на детей 7 – 8 лет. Срок реализации – учебный год. Объем часов составляет 33.

Занятия будут проводиться 1 раз в неделю по 30 минут. 

Форма проведения: тренинги, презентации, беседы, игры, экскурсии, праздники, выставки, конкурсы и творческие дела.

Планируемые результаты: 

  1. владение речевым этикетом и коммуникативными навыками;
  2. успешное взаимодействие в коллективе;
  3. формирование  навыков самоорганизации, самоконтроля;
  4. понимание других, обладание определенным уровнем нравственной культуры: доброта, отзывчивость, терпимость, уважение и  готовность прийти на помощь; 
  5. выбор правильного поведения в конфликтной ситуации; 
  6. уважительное отношение к представителям других национальных культур.

Способом проверки ожидаемых результатов является педагогическая диагностика уровня сформированности нравственных качеств учащихся, разработанная В.А.Андреевым на основе лекционного материала профессора Е.Н. Степанова.

        Формой подведения итогов реализации дополнительной воспитательной программы будет являться фестиваль «Мы вместе – в этом наша сила»

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

Теоретические

Практические

Сроки выполнения

1 раздел  «Это Я!»

Это Я!

2

1

1

сентябрь

Мой мир.  Моё хобби.

2

1

1

сентябрь

Гармония с собой

2

1

1

октябрь

Самый. Самый. Самый

2

1

1

октябрь

День толерантности

1

1

ноябрь

2 раздел   «Путешествие в страну добра»

Путешествие в страну добра

2

1

1

ноябрь

декабрь

О равнодушии и добре

1

1

декабрь

Учимся сочувствовать

2

1

1

декабрь

Совесть

1

1

январь

Я и моя семья

2

1

1

январь

Друг познаётся в беде

1

1

февраль

Рисуем дружбу

1

1

февраль

3 раздел  «Культура общения»

Встреча

1

1

февраль

Комплимент

2

1

1

март

Диалог в семье

2

1

1

март

Рукопожатие или поклон»

1

1

апрель

4 раздел « Одной семьёй живут народы»

Душа народа к добру зовет

1

1

апрель

Мой город

2

1

1

апрель

Уникальность каждого

2

1

1

май

Устное народное творчество

1

1

май

Фестиваль «Мы вместе – в этом наша сила» 

2

1

1

май

Итого

33

18

15

Содержание дополнительной образовательной программы

1 раздел «Это - Я!»

     «Это Я!»   Помощь каждому ребёнку в процессе самоидентификации в классе.  Упражнения «Дружная семья», «Таинственный   незнакомец», «Волшебная палочка»

    «Мой мир», «Моё хобби» Помощь в осмыслении своего внутреннего мира. Упражнение «Я люблю…», упражнение «Никто не знает…», упражнение «Давайте встанем». Определение самобытности каждого ребёнка через раскрытие его увлечений, осознание ребёнком значимости своей личности. В ходе классного часа каждый ребёнок рассказывает о своём хобби.

     «Гармония с собой»  Развитие навыков самоанализа. Упражнение «Рюкзачок успеха», упражнение «Автобиография».   Осознание себя, своих положительных и отрицательных черт. Развитие навыков самоанализа. Беседа с использованием произведений детской литературы по выбору учителя.

     «Самый, Самый, Самый» Осознание себя в коллективе, развитие умений самопознания, развитие творческой и двигательной активности. Игровые задания: «Самый усердный», «Самый прыгучий», «Самый дальнометкий», «Самый смешной», «Самый соловьистый».

     «День толерантности» Знакомство детей с понятием «толерантность», «толерантное отношение». Праздник для учеников.

2 раздел   «Путешествие в страну добра»

      «Путешествие в страну добра» Воспитание добрых отношений друг к другу, умение решать конфликтные ситуации. Игра по станциям.

      «О равнодушии и добре» Формирование представлений о милосердии, воспитание у детей доброты и отзывчивости. Беседа с анализом различных социальных ситуаций.

     «Учимся сочувствовать» Развитие сочувствия, сопереживания у детей. Беседа по произведениям детской литературы. Просмотр и обсуждение фильмов из серии «Шишкин лес»

      «Совесть». Формирование представлений о понятии «совесть», воспитание совестливости у детей. Беседа по произведениям детской литературы.

      «Я и моя семья». Формирование уважительного  и внимательного отношения к людям старшего поколения, воспитание чуткости. Игровое задание «Понимание друг друга», «Согласие», «Знание друг друга», «Умение сотрудничать». Составление общего «рецепта лекарства»Чаепитие и творческие выступления бабушек и детей.

       «Друг познаётся в беде». Воспитание у детей чувства товарищества и дружбы. Беседа о нравственности.

       «Рисуем дружбу». Конкурс рисунков.

3 раздел  «Культура общения»

       «Встреча» Развитие навыков вербального выражения своих чувств. Игровой тренинг.   

       «Комплимент».  Формирование толерантного отношения к себе и другим, укрепление позитивных межличностных связей в коллективе с помощью игровых упражнений. Упражнения: «Ах, какой ты молодец – раз!», «Доброта», «Комплимент в диалоге», «Нравится – не нравится», «Комплимент».

       «Диалог в семье». Формирование понятий «сотрудничество», «согласованность», «семейная атмосфера» и др.; развитие умений и навыков ведения диалога в семье, цивилизованных способов убеждения другого. Упражнения: «Мяч – кому хочу», «Азбука качеств», «Обмен ролями».

       «Рукопожатие или поклон». Защита проектов учащихся об истории этикета разных народов.

4 раздел « Одной семьёй живут народы»

      «Душа народа к добру зовет» Способствовать развитию доброты, патриотического отношения к народу, к стране; гуманистических качеств и чувств. Знакомство с ритуалами приветствия, принятыми у разных народов. Игровой тренинг.

      «Мой город». Знакомство с историей города Кисловодска. Экскурсия в Краеведческий музей, обзорная по городу.

      «Уникальность каждого». Защита проектов учащихся о национальных традициях разных народов.

      «Устное народное творчество». Знакомство  с народным творчеством народов Кавказа.  

   Фестиваль «Мы вместе – в этом наша сила» .Проект:  «Национальная кухня, традиции, национальная одежда, фольклор»

Методическое обеспечение

        Для реализации данной программы необходимы: проектор, компьютер, диски «Шишкин лес», «Гора самоцветов», иллюстрации, карта РФ, карта Ставропольского края, презентации «Что такое толерантность», «Моя родословная», плакаты, наборы сюжетных картинок. 

        Итоговым занятием по данной программе будет экскурсия, выставка творческих работ детей на тему: « Мы разные - мы классные!» с презентацией.

Литература для учителя

  1. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической карте мира: - Ставрополь.: « Изд-во СГУ» –1998. 
  2. Ахметова М.X.,Марчануков Т. А.: Край, овеянный легендами: 

- Ставрополь.: «Ставропольское книжное издательство» - 2006.

  1. Глебкин В.В., Толерантность и проблема понимания: программа спецкурса / На пути к толерантному сознанию.: – М.: -2000.  
  2. Григорьева Т.Г.: Основы конструктивного общения: метод. пособие для преподавателей: - М.:  -1997.
  3. Иванова Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов.:  «Начальная школа № 3» .:– 2006.
  4. Ивановский В.А. Занимательное краеведение. – Москва –Ставрополь, 2003.
  5. Палаткина Г. В. Формирование этнотолерантности у младших школьников. / Палаткина Г. В. // Начальная школа. – 2003. - № 11. - С. 65-72.
  6. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.
  7. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.
  8. Ширяев В.Н. Северный Кавказ. Легенды и стихи. Творческая мастерская БЛГ, 2006.

Литература для детей

Рекомендательный список по теме «Сотрудничество»:

  1. Беликов Г. Занимательное путешествие.- Ставропольское книжное издательство, 1973
  2. Виноградов Е. Семь чудес у кислого колодца. –Кисловодск,1996.
  3. Мудрые слова. Пословицы народов Северного Кавказа. Нальчик, «Эльбрус»,1970.
  4. Карачаево – черкесские сказки.
  5. Абазинские сказки.
  6. Кабардинские сказки.
  7. Батчаев М., Стефанеева  Е. Горы и нарты. Кавказские легенды. - Ставропольское книжное издательство, 1969.
  8. Андерсен Г.Х. Гадкий утёнок.
  9. Крылов И. Басни;
  10. Милн А., Заходер Б. «Вини-Пух и все, все, все»;
  11. Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей»;
  12. Носов Н. Рассказы «Фантазеры», «Огурцы», «Мишкина каша», «На горке»;
  13. Родари Д. «Приключения Чиполлино»;
  14. Русские народные сказки «Звери в яме», «Кот, петух и лиса», «Сивка-бурка»;
  15. Толстой А. «Золотой ключик, или приключения Буратино»;
  16. Успенский Э. «Дядя Федор, пес и кот»;
  17. Чуковский К. «Доктор Айболит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...