Мораль и закон
классный час (10 класс) по теме
Классный час по теме "Мораль и закон" для учащихся 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_moral_i_zakon.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры у старшеклассников.
Истинный показатель цивилизации –
не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожаев,
а облик человека, воспитанного страной.
Р. Эмерсон
Есть две морали: одна пассивная, запрещающая делать зло, другая – активная, которая повелевает делать добро.
План классного часа:
1. Вступление
2. Права и обязанности дееспособного человека. Нормы жизни в обществе.. Групповая работа:
- Постарайтесь определить нормы морали, которые нарушил Анатолий в примере
- Укажите на примере какие поступки регулируются моралью, а какие – правом.
- “Моральное” лото» проверка знания определений нравственных понятий.
3. Домашнее задание (притчи, чтение, обсуждение)
4. Самооценка нравственных качеств.
5. Заключение
Ход классного часа
1. Заканчивается 2012 год и очень скоро каждый из вас станет совершеннолетним (дееспособным) человеком, обладающим всеми правами, прописанными Конституцией РФ. Знаете ли вы свои права? Можете ли назвать их?
2. Нормы жизни в обществе.
Сейчас давайте разберемся по каким нормам живет человек в обществе.
Есть две нормы жизни: мораль и право.
Рассмотрим их отличия.
| мораль | право |
определение | Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. | В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе. Юридическое Право – это система общеобязательных норм (правил), установленных или санкционированных государством, направленных на урегулирование общественных отношений и обеспечиваемых мерами государственного принуждения. |
источник | Эти нормы нигде не записаны. | Конституция, законы. |
кто придумал | Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя. | Государство |
ответственность | За их нарушение наступает моральная ответственность (моральное порицание, неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен. | Государство следит за тем, чтобы эти нормы обязательно соблюдает. Если же этого не происходит, государство принуждает их соблюдать. Тогда наступает его правовая (юридическая) ответственность. |
3. Групповая работа.
Постарайтесь определить нормы морали, которые нарушил Анатолий:
Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину.
2) Какие поступки регулируются моралью, а какие – правом:
Распивать алкогольные напитки | Ловить рыбу |
Угрожать расправой | Бить стекла |
Завидовать | Лгать |
Не дружить со слабыми | Разводить костры |
Не платить налоги | Брать чужие вещи |
Ломать деревья | Перебегать улицу |
3) “Моральное” лото.
Разделиться на группы. Каждая группа получает карточки с полем лото. Зачитываются номер вопроса и определение нравственного понятия. Происходит обсуждение, к какому понятию относится определение. По угаданному номеру закрывают поле лото.
Вопросы для лото:
- Вежливость – качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.
- Выдержанность – умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.
- Верность – качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении.
- Гордость – это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.
- Грубость – качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.
- Доверие – это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.
- Заносчивость – негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личных качеств.
- Искренность – качество, характеризующее человека и его действия. Искренний человек честен с собой и другими людьми.
- Любовь – чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо.
- Нравственная культура – показатель того, насколько требования нравственных законов жизни воплотились в поступках человека.
- Милосердие – принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.
- Патриотизм – нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.
- Правдивость – это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.
- Способность к прощению – это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
- Скромность – это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.
- Совесть – способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.
- Сострадание – это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.
- Трудолюбие – это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.
- Тактичность – это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.
- Честь – качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.
3. Домашнее задание
Каждая группа подобрала притчу о морали. Они ее зачитывают и происходит обсуждение, делается вывод.
4. Самооценка нравственных качеств.
Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список из 10 желаний. Выбрать можно любые пять. Сделайте свой выбор.
Список желаний:
- Быть человеком, которого любят
- Иметь много денег
- Иметь самый современный компьютер
- Иметь верного друга
- Мне важно здоровье родителей
- Иметь возможность командовать другими
- Иметь много слуг и ими распоряжаться
- Иметь доброе сердце
- Уметь сочувствовать и помогать другим людям
- Иметь то, чего у других никогда не будет
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: 2,3,6,7,10
5 положительных ответов - высокий уровень;
4-3 положительных ответа – средний уровень;
2 положительных ответа – ниже среднего уровня;
1 положительный ответ – низкий уровень.
5. Заключение
Каждый из вас уникальный человек. Невозможно найти одинаковых людей. Всегда будьте самими собой, потому что вы все являетесь особенными и интересными личностями. Никогда не стоит пробовать быть кем-то еще, потому что окружающие любят вас такими, какие вы есть.
Использованная литература:
- Конституция РФ
- Граждановедение: учебное пособие для учащихся 5-10 классов, их родителей и учителей Соколов Я.В. и другие.
- Система взаимодействий классного руководителя с учащимися старших классов. / Авт.-сост. А.А. Литвинова. Волгоград: Учитель, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Мораль и закон"
Цель: Формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры старшеклассников.Задачи:Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.Формиров...
Презентация классного часа:"Мораль и закон"
О том, что жизнь – непростая штука, известно давно и сказано не раз. Каждое поколение, отправляясь на поиски собственных ориентиров и точек опоры, находит свои подтверждения этой аксиомы. Взрослые (ро...
Презентация "Мораль и закон" (Для классного часа "Мы - россияне")
Презентация для проведения классного часа...
Классный час в 8 классе на тему: "Мораль и закон"
Методика проведения открытого классного часа...
Открытый классный час в 8 классе на тему "Мораль и закон"
Здесь подробно расписана методика проведения классного часа....
"Мораль и закон" 8 класс
Презентация к классному часу....
Мораль и закон
Формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры старшеклассников....