Проект "Ми - коми йőз"
проект по теме

Морозова Ирина Александровна

Национальный компонент является той благодатной почвой, которая позволяет расширять знания, умения детей по истории, культуре, природе родного Края, языку, формировать такие качества личности, как толерантность, патриотизм, уважение к старшим.

Проект "Ми - коми йőз"  - это первый шаг к приобретению учащимися знаний о традициях и культуре коми народа, развитию практических умений и навыков, необходимых для ответственного отношения к той территории, где они проживают. В процессе работы учащиеся повышают свой кругозор, учатся работать в одной команде, развивают творческие и технические способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_my_komi_lyudi.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Визинга

Проектная работа  «Ми – коми йőз»

Автор: Морозова Ирина Александровна

педагог-организатор,

руководитель школьного волонтерского

движения «Добро своими руками»

с. Визинга, 2013 г.

1 Пояснительная записка

Актуальность проекта

2013 год президентом Российской Федерации объявлен в России годом экологии, а в Республике Коми – годом спорта, что обязует нас воспитать экологически здоровую личность. Кроме того введение новых стандартов во всех школах ведет к воспитанию и социально-активной личности гражданина России, а предмета «Светская культура и этика» в четвертых классах преследует цель развивать и духовно-нравственные качества в детях. Как известно, дети  5-10 лет имеют достаточно большой познавательный интерес, «впитывают все, как губка». Национальный компонент является той благодатной почвой, которая позволяет расширять знания, умения детей по истории, культуре, природе родного Края, языку, формировать такие качества личности, как толерантность, патриотизм, уважение к старшим.

Проблема

Воспитывая так называемую «новую» личность, мы задумались о том, что не всегда  формы работы с детьми, условия позволяют качественно внедрить национальный компонент. На уроках учителя, безусловно, говорят о нашей республике. Но если спросить учащихся, то скорее всего, мало человек ответит, каких коми писателей, поэтов знает, какие коми традиции, игры существовали.

Цель проекта

Для решения этой проблемы мы  решили написать проект «Ми - коми йоз», целью которого является создание условий для приобщения детей к народному искусству, традициям, обычаям и культуре Коми края.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Познакомить детей с национальными играми, изделиями народного промысла, коми писателями и поэтами,  культурными традициями народа коми.
  2. Приобщить к информационным ресурсам на коми языке (мультфильмы, книжные издания, журналы, СМИ, электронные игры).
  3. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине, художественный вкус, духовно-нравственные качества личности.
  4. Развивать волонтерского движения среди школьников.

Сроки реализации проекта – март-июнь 2013 г.

Участники проекта, их количество и возраст – учащиеся 1-3 классов (180 человек, 7-9 лет), члены волонтерской организации «Добро своими руками»  (6 человек, 13-14 лет).

2 Описание и механизм реализации проекта

Проект "Ми - коми йőз"  - это первый шаг к приобретению учащимися знаний о традициях и культуре коми народа, развитию практических умений и навыков, необходимых для ответственного отношения к той территории, где они проживают.

В процессе работы учащиеся учатся работать в одной команде, развивают творческие и технические способности.                                

Программу планируется реализовать в рамках лагеря волонтеров «Добро своими руками» в период летнего отдыха в с. Визинга для детей, посещающих детские оздоровительные площадки.  В программе проекта планируется проведение коми игр, зарядок с использованием коми музыки,  интеллектуальных игр по коми языку, мастерских по изготовлению коми кукол-оберегов, просмотр мультфильмов на коми языке в кинотеатре «Мир», посещение музеев в селах: Куратово, Визинга, Межадор, Пыёлдино и экскурсия по с. Чухлом. Волонтеры составляют план сотрудничества с детскими площадками в виде расписания.

Реализация проекта предполагает проведение фронтальных (волонтеры предоставляют свои мероприятия для участников лагеря) и интегрированные мероприятия (участники лагеря непосредственно включаются в мероприятия).

Рабочий план проекта

Дата/сроки

Мероприятие

Ответственный

Подготовительная работа

1

Март-май

- Поиск методического материала на занятия по коми традициям, коми национальным играм, творчеству И.А. Куратова. Сбор загадок, ребусов, материалов по изготовлению коми кукол-оберегов, коми музыки.

- Информировать администрацию школы о проведении данного проекта.

- Информировать детей о данном проекте.

- Подготовка волонтеров к данным мероприятиям.

-  Обсуждение мероприятия с директором кинотеатра «Мир», администрацией школы с. Чухлом, и сотрудниками музеев сел: Куратово, Визинга, Межадор, Пыёлдино.

Руководитель волонтерского движения

Основной этап, рассчитан на 5 дней

2

июнь

«Ворсан лун» (коми народные игры) –

2 дня, 2 учебных занятия по 40 минут

Фронтальное мероприятие

Руководитель и члены волонтерского движения

3

«Őшкамőшка» (интеллектуальные игры) – 1 день, 1 учебное занятие по 40 минут

Фронтальное мероприятие

Руководитель волонтерского движения

4

«Акань» - мастер-классы по изготовлению кукол-оберегов – 1 день, 1 учебное занятие по 40 минут

Интегрированное мероприятие

Руководитель  и члены волонтерского движения

5

«Менам муза» - заключительный день, посвященный творчеству И.А. Куратова (викторина, конкурс рисунков, стихов посвященных творчеству И.А. Куратова, природе родного края)

Интегрированное мероприятие

Руководитель и члены волонтерского движения

6

Посещение музеев в селах: Куратово, Визинга, Межадор, Пыёлдино и экскурсии по с. Чухлом. Просмотр мультфильмов на коми языке. Организация зарядок с использованием коми музыки – в течение 5 дней в соответствии с программой лагеря

Руководитель  волонтерского движения.

Заключительный этап

7

июнь

Рефлексия. Подведение итогов проекта

Руководитель  волонтерского движения.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  1. Расширение знаний у 186 учащихся о культуре и традициях Коми края.
  2. Развитие творческих способностей, трудовых навыков при изготовлении кукол-оберегов.
  3. Воспитание бережного отношения к природе, к той территории, где мы живем. 
  4. Воспитание сознательного отношения к языку как национально-культурной ценности.
  5. Социальный рост детей.

Критерии оценки результата:

- Опрос участников проекта о мероприятиях (анкетирование).

- Слова благодарности детей, воспитателей лагеря.

- Активность участия детей в мероприятиях.

- Участие в Республиканском празднике 7 июля в с. Куратово.

Бюджет проекта 

Мероприятия

Наименование, количество

Стоимость

Народные игры

Имеющиеся средства:

Мел – 1 уп.* 22,00

Маленький мяч – 1 шт.* 65,00

Скалка – 3 шт.* 55,00

Бита – 1шт.*100,00

Одеяло 1 шт.*400,00

Шапка 1 шт.*200,00

22,00

65,00

165,00

100,00

400,00

200,00

Всего: 952,00

Необходимые средства:

Ватман – 10 шт.* 10,00

Степлер – 1 шт.* 80,00

Скобы – 2 уп.* 12,00

Скотч – 3 шт.* 30,00

Пластмассовые корзинки – 10 шт.* 50,00

Лист ДВП (изготовление щита) – 1 шт.* 170,00

10,00

80,00

24,00

90,00

500,00

170,00

Всего: 874,00

Интеллектуальные игры

Необходимые средства:

Фломастеры – 1 набор*175,00

Ватман – 9 шт.*10,00

Бумага «Снегурочка» – 1 уп.*145,00

Призы (конфеты) – 5 кг*200,00

175,00

90,00

145,00

1000,00

Всего: 1410,00

Изготовление куклы

Необходимые средства:

Ткань бязь – 5 м*100,00

Крупа – 10 кг*15,00

Нитки для вязания – 2 клубка*40,00

Нитки для шитья – 3 шт.*10,00

Иголки - 1 набор*10,00

500,00

150,00

80,00

30,00

10,00

Всего: 770,00

Праздник поэзии

Необходимые средства:

Призы:

Блокноты – 50 шт.*8,00

Ручки – 50 шт.*4,00

Наклейки – 50 шт.*4,00

Брелки – 50 шт.*6,00

400,00

200,00

200,00

300,00

Всего: 1100,00

Имеющиеся средства:

952,00

Необходимые средства:

4154,00

всего

5106,00

Пояснение к бюджету проекта – финансирование мероприятий проекта производится из средств благотворительных родительских взносов, спонсоров.

Развитие проекта – реализацию дней, посвященных культуре коми, планируется продолжить в течение 2013-2014 учебного года среди детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях Сысольского района, а также обменяться опытом с добровольцами ОДДиМ «Зов сердец» на школе актива.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект мероприятия «Ворсан лун»

Цель занятия: создание условий для приобщения детей к народным играм, традициям, обычаям и культуре Коми края.

Время проведения: июнь 2013 года.

Место проведения: летняя детская оздоровительная площадка Визингская СОШ.

Участники: учащиеся 1-4 классов.

Организаторы игры: Руководитель и члены волонтерского движения

Ход занятия.

Ведущий: Видза оланныд! Здравствуйте, дорогие ребята, гости! Нам очень приятно видеть всех вас сегодня на наших коми народных играх. Мы начинаем самую веселую из всех спортивных игр – «Ворсан лун».

Ведущий: Спорт, ребята, очень нужен,

Мы со спортом очень дружим.

Спорт – помощник!

Спорт – здоровье!

Спорт – игра!

Ведущий: И первую игру, которую мы проведем, своего рода разминка. И это «Перетягивание скалки». Она была популярна на деревенских посиделках и на «помочах» (совместных работах) вплоть до 70-ых годов ХХ века.

Суть игры: два игрока садятся на пол (лужайку) лицом друг к другу, упираясь друг в друга подошвами ног (ноги должны быть прямые). Один из игроков берется за ручки скалки, другой за середину. По команде начинают тянуть скалку на себя. Побеждает тот, кто перетянет скалку. Победитель оказывается практически на спине, проигравший – на ногах.

Необходимые реквизиты: 3 скалки.

Ведущий: Молодцы! Все косточки поразминали. Раньше осенью и зимой подростки (мальчики и девочки примерно 12 - 14 лет) любили собираться на посиделки, которые в южных и юго-восточных районах Коми края именовались койташ (< койт “токование, токовище”). Девочки готовили для койташа шаньги из ржаной муки, картофеля и сметаны, а также выйдум (своеобразная халва из конопляных семечек). После ужина начинались игры. Почти повсеместно предпочтение отдавалось “жмуркам” и “водящему в шубе”. Эта последняя игра проходила в различных уголках Коми края примерно одинаково. По считалке выбирался водящий, его накрывали шубой или одеялом. А все остальные становились в круг возле него. Один из игроков ударял водящего, а он должен был определить, кто это сделал. Если угадывал, то они менялись мечтами. Я же вам предлагаю провести игру «Ошкысь» (В медведя), не совсем такую, но и не менее интересную.

Суть игры: Выбирают медведя, остальные сборщики ягод. Медведь становится на четвереньки в центр. Его накрывают одеялом. Сборщики ягод ходят по кругу вокруг медведя, делают вид, что собирают ягоды и поют:

Медведушка-бабушка, медведушка-бабушка,

Твою чернику собираем, твою бруснику собираем,

Хорошие ягоды себе берем,

Плохие ягоды выбрасываем…

После этих слов медведь сбрасывает одеяло и ловит кого-нибудь из ягодников. Того, кого поймал, становится медведем.

Необходимые реквизиты: одеяло, уши медведю, пластмассовые ведерки для сбора ягод, маленькие шарики из бумаги (ягоды).

Ведущий: Ох, как здорово играли! Наверно, устали? Предлагаю немного передохнуть и поиграть в более спокойную игру. Дети ее очень любили. Игра называется «Кодi серőктас?» (Кто засмеется?)

Суть игры: Все играющие берутся левой рукой за большой палец соседа, образуя как бы ручную мельницу, и, вращаясь по кругу, приговаривают:

Из собственных рук

Ручка жернова.

У кого первым

Покажутся зубы –

Тому десять тычков,

Тому десять щелчков.

Тьфу! Тьфу! Тьфу!

После этих слов все замолкают, никто не разговаривает, не улыбается. Кто первый засмеется. Тогда все игроки должны его тыкнуть по спине, или защекотать, или просто выходит из игры.

Ведущий: Передохнули. Посмеялись. Ребята, а как вы думаете, что для человека самое ценное? (ответы детей)

Ведущий: Это здоровье. В коми пословицах говорят именно так: «Мортлőн меддонатор – дзоньвидзалун» (у человека самое ценное – здоровье). А как быть здоровым? (ответы детей)

Ведущий: Заниматься спортом, делать зарядку. А деткам лучше всего бегать, и поэтому следующая игра как раз будет беговая, а называется «Сувт, кор!» («Стой, олень!»). Эта игра была очень популярна на севере, где было достаточно много места.

Суть игры: Играющие находятся в разных концах площадки (границы обозначены). Выбирается пастух. Он становится посередине площадки. После сигнала «Беги, олень» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих и коснуться палочкой. Как только коснется, произносит слова: «Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Необходимые реквизиты: небольшая палочка.

Ведущий: Ой, какие вы молодцы! Поиграли от души. Несомненно, что подвижные игры способствуют закаливанию детей, их физическому развитию. Многие пожилые люди прямо связывают сохраненные ими  здоровье и бодрость духа с физическим и эмоциональным зарядом, полученным в свое время в ходе игр, забав и развлечений на свежем воздухе. Издавна игры, забавы и развлечения занимали значительное место в жизненном укладе народов коми. Не забывайте игры наших предков, играйте в них. Ведь вы живете на Коми земле и должны знать традиции коми народа. До скорых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект мероприятия «Őшкамőшка»

Цель занятия: создание условий для приобщения детей к коми языку и культуре Коми края.

Время проведения: июнь 2013 года.

Место проведения: летняя детская оздоровительная площадка Визингская СОШ.

Участники: учащиеся 1-4 классов.

Организаторы игры: руководитель и члены волонтерского движения.

Ход занятия.

Ведущий: Видза оланныд! Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня День, посвященный коми культуре. Талун ми кутам зэв ёна мőвпавны. Сегодня мы с вами будем очень много думать, т.к. у нас сегодня будет интеллектуальная игра под названием «Őшкамőшка». Ребята, а что такое «Őшкамőшка»?

Ведущий: Это радуга. А какая она?

Ведущий: Разноцветная или разная. Вот и игра у нас будет такая, разная и интересная. Вы разделены на 2-3 команды и работать будете совместно. Наша игра будет состоять из 3 этапов, в которых  вы можете получить баллы. Очень надеюсь, что в нашей игре не будет проигравших  и победителей, а будет ничья. Ну что, приступаем. Первый этап «Своя игра» или по коми «Ас ворсőм». Вам представлены 5 разделов, в них спрятаны вопросы, каждый правильный ответ принесет команде 1 балл. Вопросы будут звучать на русском языке, а ответ надо перевести на коми. По очереди.

Ведущий: Всем удачи! Ставныдлы удача! Начинаем с первой команды.

1 этап СВОЯ ИГРА – Ас ворсőм

О птицах – Лэбачьяс йылысь

1

2

3

4

О зверях – Вőрса пемőсъяс йылысь

1

2

3

4

О домашних животных – Гортса пемőсъяс йылысь

1

2

3

4

О растениях и грибах – Быдмőгъяс да тшакъяс йылысь

1

2

3

4

О ягодах и плодах – Вотőс да град выв пуктасъяс йылысь

1

2

3

4

О птицах:

  1. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. ПЕТУХ – ПЕТУК
  2. Какая птица в лесу обитает, всем имя свое называет? КУКУШКА – КŐК
  3. Верещунья-белобока, а зовут ее …. СОРОКА – КАТША
  4. Всю ночь летает, мышей хватает. Как начнет светать, улетает спать. СОВА – СЮЗЬ

О зверях:

  1. У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней? ЛИСА – РУЧ
  2. Зимой белый - летом серый. ЗАЯЦ – КŐЧ
  3. Кто зимой холодной ходит голодный? ВОЛК – КŐИН
  4. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. МЕДВЕДЬ – ОШ

О домашних животных:

  1. Кто в сарае стоит, жвачку жует, молоко дает? КОРОВА – МŐС
  2. Мягкие лапки, на лапках царапки. КОШКА – КАНЬ
  3. Спереди пятачок, сзади крючок. Посредине спинка, а на ней щетинка. СВИНЬЯ – ПОРСЬ
  4. Гладишь - ласкается, дразнишь – кусается. СОБАКА – ПОН

О растениях и грибах:

  1. Ну и платье! Сплошь иголки, его носят вечно … ЕЛКИ – КОЗ
  2. В белом сарафане стоит на поляне. Летели синицы, сели на косицы. БЕРЕЗА – КЫДЗ
  3. Стоит в саду кудряшка, белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? РОМАШКА – КАТШАСИН
  4. Он в лесу стоял, никто его не брал. В красной шапке модной, никуда не годный. МУХОМОР – ГУТ КУЛАН ТШАК

О ягодах и плодах:

  1. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. ЛУК – ЛУК
  2. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. МОРКОВКА – МОРКОВ
  3. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. СМОРОДИНА – СЭТŐР
  4. Стоит Егорка в красной ермолке. Кто ни пройдет, всяк поклон отдает. ЗЕМЛЯНИКА – ОЗ

Ведущий: Первый этап прошел, посчитаем баллы. Впереди осталось еще 2 этапа. Второй этап – Физминутка. Не только для головы, но и для ног. Впереди есть стулья, на которых имеются осколки большой картинки из известной вам сказки. Ваша задача принести и собрать картинку. Кроме того, попытаться назвать слово на коми языке «что это за сказка?». Но для начала вам необходимо разбиться на группы (8 человек бегут, а остальные собирают). Начали.

Можно провести и как сбор нескольких пазлов одновременно. Дополнительно объяснить связь с Коми Республикой (пазлы – герб, флаг, природа, звери, кукла).

2 этап ФИЗМИНУТКА – физкультура кад

курочка ряба – сера чипан

колобок – кŐвдум

цветок – дзоридз

гриб – тшак

кукла – акань

санки – дадь

гусь -  дзодзŐг

флаг - флаг

Ведущий: Какие вы молодцы, за усердие и старание двум командам начисляется по 1 баллу. Остался последний этап – Ребус. Сейчас вам я раздам три картинки, на которых нарисованы различные ребусы. Вам необходимо отгадать их и, если сможете переведите на коми язык. Приступаем!

3 этап – РЕБУС - ребус

ваза - ваза

гусеница – гаг или лёльŐ

театр – театр

Ведущий: Ой, какие вы молодцы! Поиграли от души. Сейчас мы посчитаем баллы и выявим победителей. Несомненно, что игры способствуют закаливанию детей, как физически, так и умственно.

Для награждения просим выстроиться своими командами в ряд (грамоты и конфеты). А лучший подарок для ума – это сладкий подарок. Поздравляю всех. Всем спасибо. До скорых встреч.

Можно поощрить и в номинациях:

- знаток коми языка

- интеллектуальный знаток

- шуточные (на помощь придет всегда, лучший в ребусах, спорт и ум при мне и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Стефан Пермский. Христианизация коми"(по истории и коми языку) в 9-м классе.

Биография и деятельность Стефана Пермского. Принятие христианства в Коми....

Подбор загадок, презентация "Коми изба", раздаточный материал по теме "Коми орнамент"

В данной папке представлены методические материалы для организации и проведения досугового воспитательного мероприятия "День коми культуры"...

Кружок по коми языку "Коми - край родной"

Материал внеклассной деятельности по коми языку для начальной школы....

Конспект внеклассного мероприятия "Коми серъяс - коми орнаменты"

Человек всегда стремился к красоте. Люди украшали свое жилище, одежду, предметы домашнего обихода. На посуде, орудиях труда хорошо различимы узоры – точки, прямые и волнистые линии, треугольники...

Конспект урока с использованием ИКТ и ЭОР «Коми Республикаса каналан пасъяс» ( Государственные символы Республики Коми)

Создание учебно-коммуникативной ситуации для освоения лексических единиц по теме «Коми Республикаса каналан пасъяс» через организацию системно-деятельностного подхода....

Программа внеурочной деятельности по коми языку «Я – гражданин республики Коми»

  Кружок по коми языку – это самодеятельное объединение учащихся под руководством    педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное...