Дружбой дорожить умейте.
классный час (7 класс) по теме
Быть другом - это сложный и кропотливый труд .Данный материал расскрывает понятие "дружба" и заставляе задуматься ребят о тех качествах, которые необходимы в дружбе.Мы должны напоминать своим друзьям о том , как они нам необходимы и дороги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_klassnyy_na_temu.docx | 35.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа №4
х.Малоорловский
Открытый классный на тему: «Дружбой дорожить умейте…».
Классный руководитель 7»б» класса Моисеенко Е.Г.
2013-2014
Тип классного часа : нравственный, личностно - ориентированный
Форма проведения : беседа
Функция : формирующая
Технологии: компьютерная, здоровьесберегающая, применение диалоговых и полилоговых приёмов общения;
Ход занятия
1.Введение в тему с использованием метода «Займи позицию».
С помощью этого метода учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката. На одном написано – « Дружба в классе нужна», на другом – «Дружба в классе не нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос.
2.Обьявление темы.
Итак, ребята, о чём пойдет речь на нашем классном часе? (дети участвуют в определении целеполаганий).
Мы уже не раз обращались к этой теме. И вот сегодня попытаемся подвести некий итог и выяснить, что же такое настоящая дружба и какие качества нужно воспитывать в себе, чтобы у тебя появились друзья. (Слайд №1).
3.Работа над эпиграфом к классному часу. (Слайд №2)
«Человек без друзей, что дерево без корней». Как вы понимаете смысл этой пословицы? Корни дереву зачем нужны? А что подразумевается под «корнями для человека?»
4. А сейчас послушайте притчу «НАСТОЯЩИЙ ДРУГ».
Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
– Мама, что это за птицы? – спросил он.
– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.
Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
– Ай-ай, они украли у нас еду!
– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
Леонардо да Винчи
Обсуждение притчи.
4.Мозговой штурм «Дружба – это…».
Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми. Аристотель считал: «Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага». А что для вас значит слово дружба? Какое значение вы придаете дружбе? (ответы детей). В толковом словаре В.И.Даля дано такое
определение дружбы. (Слайд №3)
5.Инсценировка сказки «Лиса и журавль».
Ребята, когда мы читаем сказки, мы не перестаем удивляться той мудрости, которую они нам дарят. Ваши одноклассники подготовили для вас инсценировку сказки «Лиса и журавль». (Слайд №4)
Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла, звать его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
- Покушай, голубчик-куманек, сама стряпала. Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашку, так все сама и съела. Кашу съела и говорит: - Не обессудь, куманек. Больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает:
- Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости. На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком. Поставил на стол и говорит: - Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать. Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его. И понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
- Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла несолоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Вопросы для обсуждения:
- Какой лиса обычно предстает в русских сказках?
- А в этой сказке?
- Как лиса приглашала журавля?
- Так, где же, в чем лиса допустила промашку?
- А как повел при этом себя журавль?
- А как же принял журавль лису?
- Как вы думаете, есть ли пословицы, которые подходили бы к этой сказке?
(Как аукнется, так и откликнется). Слайд №5
6.Игровое упражнение «Найди себе подобного». Слайд №6
Ученики встают в круг. Учитель просит их закрыть глаза и раздает маленькие рисунки (солнышко, цветочек, сердце и один рисунок грозовой тучки).
Задание детям: «Найти себе подобного» и сесть соответственно рисункам за столами. Учитель обращает внимание на то , что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует тот, кто остался один и без друзей?»
Обсуждение .
- Какие трудности вы испытали при выполнении упражнения?
- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
7. А скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы у тебя появились друзья? Перечислите самые ценные качества характера. Ответы детей: честность, доброта, мудрость, верность, преданность, смелость, надежность, справедливость, щедрость, благородство.
(делается цветок) Слайд№7
Итак, какие же качества характера мы будем воспитывать в себе, чтобы у нас появились друзья?
Физкультминутка:
8.Дружить можно и в классе, и во дворе, но все – таки самая главная дружба начинается в семье.
Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем и взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит: «Нет лучше дружка, чем родная матушка». (дети должны собрать данную пословицу правильно и прочитать её, объяснить смысл). Слайды №8,9
9.Друзьями могут быть не только люди. Человек должен дружить с природой, птицами, животными, охранять их.
Послушайте рассказ « Митины друзья» Г.Скребитского.
Однажды в декабрьскую стужу, лосиха с лосенком ночевали в густом осиннике. Начало светать. Порозовело нёбо, а лес, засыпанный снегом, стоял весь белый, затихший. Мелкий блестящий иней оседал на ветви, на спины лосей. Лоси дремали.
Вдруг где-то совсем близко послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Что-то серое мелькнуло среди заснеженных деревьев. Один миг - и лоси уже мчались прочь, ломая ледяную кору наста, увязая по колено в глубоком снегу. Следом за ними гнались волки. Они были легче лосей и скакали по насту, не проваливаясь. С каждой секундой звери приближались все ближе и ближе.
Лосиха изранила ноги об острые льдинки. Она уже не могла бежать. Лосенок держался возле матери.
Еще немного - и серые разбойники нагонят, разорвут обоих. Впереди - поляна, плетень возле лесной сторожки. Широко раскрытые ворота. На миг лоси остановились: куда деваться? Но сзади, совсем рядом, послышался хруст снега-волки настигали.
Тогда лосиха, собрав остаток сил, бросилась за ней. Сын лесника Митя разгребал во дворе снег. Он еле отскочил в сторону: лоси чуть не сбили его с ног.
“Лоси!.. Что с ними, откуда они?..” Митя бросился к воротам и невольно отшатнулся - у самых ворот волки.
Дрожь пробежала по спине мальчика, но он тут же замахнулся лопатой и закричал:
- Вот я вас!.. Звери отшатнулись прочь. - Ату, ату!- кричал им вдогонку Митя, выскакивая за ворота. Отогнав волков. Мальчик вернулся во двор. Видит, лосиха с лосенком забились в дальний угол, к сараю.
- Ишь как испугались, дрожат все,- ласково сказал Митя. - Ничего не бойтесь. Теперь не тронут.
И Митя, осторожно отойдя от ворот, побежал домой – рассказать, какие к ним во двор гости примчались.
А лоси постояли во дворе, оправились от испуга и ушли обратно в лес. С тех пор они всю зиму так и держались в лесу возле сторожки. Утром по дороге в школу Митя часто издали видел лосей на лесной опушке. Заметив мальчика, они не бросались бежать, а только внимательно следили за ним, насторожив уши.
Митя весело кивал им головой, как старым друзьям, и бежал дальше.
Вопросы для обсуждения:
- Какое место в рассказе показалось вам тревожным?
- Что пережил Митя, увидев лосей?
- Можно ли героев рассказа назвать друзьями?
(Да, потому что мальчик спас животных, как говорится в пословице «Друзья познаются в беде».) Слайд № 10
10.Фрагмент фильма «Ёлки».(Дети детского дома готовятся к встрече Нового года. Одна девочка – Варвара сказала, что её отец - президент. И в новогоднюю ночь он передаст ей привет.
( обсуждение фрагмента). Слайд№11
12. Составление кодекса о дружбе в классе. ( творческая работа). Слайд №12
Ребята, мы с вами проделали большую работу, готовясь к классному часу:
написали сочинения, нарисовали рисунки, выполнили тест. (всё размещено на доске). Учитель зачитывает выдержки из сочинения, комментирует рисунки.
Я думаю, что вся эта работа заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд. Давайте подумаем, существует ли некий кодекс дружбы?
- Какие качества и навыки потребуются для того, чтобы поддерживать теплые отношения? Этот вопрос поставили перед собой английские психологи. Они составили опросник и опросили англичан, итальянцев, жителей Гонконга и японцев в возрасте от18 до 60 на тему: « Что вы считаете самым важным для дружбы?». Всего получилось 43 общих правила. Выяснилось, что при всех межкультурных различиях все опрошенные имеют сходный неформальный кодекс дружбы.
- Давайте и мы с вами попытаемся составить кодекс дружбы для своего класса. (дети работают в группах, составляют по 3 правила, я затем выходят к доске и вывешивают на доску). При работе звучит музыка.
Кодекс дружбы
Если хочешь быть хорошим и верным другом:
- Делись своими успехами, неудачами и новостями.
- Умей слушать.
- Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.
- Доверяй другу и будь уверенным в нем.
- Сохраняй тайны своего друга.
- Не критикуй друга публично.
- Не будь назойливым и не поучай.
- Не обсуждай друга в его отсутствие.
- Не ревнуй друга к другим его друзьям.
- Уважай внутренний мир и чувства своего друга.
- Возвращай долги.
- Радуйся успехам своего друга.
13.Ребята, 9 июня отмечается Международный день друзей (International Friends Day) просто создан для того, чтобы, независимо от жизненных обстоятельств и различных перипетий, мы напомнили своим друзьям о том, как они дороги и важны для нас, и порадовали их.
Традиция отмечать День друзей зародилась в США в 1935 году - тогда Конгресс Соединенных Штатов объявил первое воскресенье августа Национальным Днем Дружбы и с тех пор он отмечается ежегодно.
С годами праздник получил огромную популярность, и сегодня его празднуют во многих странах мира. В этот день необходимо проводить время со своими друзьями, выражать им свою любовь и уважение.
А сейчас послушайте стихотворение о дружбе , которое приготовил ваш одноклассник Муковозов Денис.
ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА
Дружба — это тёплый ветер,
Дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба — это только счастье,
Дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой — жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость
Друг поддержит и спасёт.
С другом — даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба — это ценный дар!
14. Рефлексия.
Друзья – это редкое богатство!
Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают.
Они готовы всегда выслушать тебя.
Они поддерживают и открывают тебе своё сердце.
У вас на партах лежат листочки. Я попрошу на них написать, что же такое настоящая дружба.- Написали? На доске вы видите дерево, которое символизирует наш класс. Выйдите к доске и прикрепите свои листочки к дереву.
И я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга, но и стать им!
(все исполняют песню « Если с другом вышел в путь».
Не забывайте писать, не забывайте звонить,
Не забывайте друзьям всегда о главном говорить.
Не забывайте друзей…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Дружбой дорожить умейте!"
Предлагаемый классный час проводился с использованием технологиифранцузских мастерских. Данная технология интереснатем, что учитель не передает свои знания, а создает для учащихся алгоритмдействия, тв...
Классный час на тему: "Дружбой дорожить умейте!"
Цель:1) познакомить детей с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, научить доброжелат...
Классный час "Дружбой дорожить умейте"
для 5-6 класса...
Классный час "Дружбой дорожить умейте"
Классный час по нравственному воспитанию. Расчитан на возрастную категорию 11-15 лет. Материал подобран доступный. В мероприятии используются творческие задания. Занятие способствует развитию нравстве...
Внеклассное занятие "Дружбой дорожить умейте!"
Занятие направлено на формирование у учащихся дружеских отношений друг к другу....
Дружбой дорожить умейте!
Классный час предполагается проводить в форме беседы и работы в группах. Задачами классного часа являются: изучение понятия "дружба", а также осознание старшеклассниками дружбы как ценности в жиз...
Беседа о дружбе "Дружбой дорожить умейте"
Цель: знакомство воспитанников с правилами дружбы.Задачи: 1) показать важность истинных друзей в жизни человека...