Классный час "Дружбой дорожить умейте"
классный час (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ
Классный час, 5 класс.
«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!»
Проблема: Если друг оказался вдруг …
Цель: подвести к осознанию того, что такое настоящая дружба.
Задачи:
познакомить детей с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека,
воспитание доброжелательности и терпимости, стремления понимать друг друга.
Анкета
1. Есть ли у тебя друг?
2. Какие черты характера, качества своего друга ты больше всего ценишь?
3. Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твое благополучие?
4. Какие проступки ты смог бы простить своему другу?
5. Чего не смог бы ты простить ему?
6. Всегда ли ты говоришь другу правду?
7. Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты выступить против друга, если тот не прав?
8. Помогает ли дружба тебе в жизни, в учебе?
9. Может ли дружба сделать человека лучше, избавить егоот недостатков?
(Анкетирование учащихся желательно провести заранее. Наиболее удачные ответы ребят рекомендуется зачитать по ходу занятия.)
Ведущий.Сегодня, ребята, мы поговорим о дружбе. Во все времена и у всех народов очень высоко ценились дружба, верность и преданность. «Кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг», — писал в XIIвеке Шота Руставели. Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе. В дружной работе, в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу. Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.
Все за одного, а один за ... (всех).
С миру по нитке — голому ... (рубаха).
Семеро одного ... (не ждут).
Один в поле ... (не воин).
Одна ласточка весны ... (не делает).
Старый друг лучше ... (новых двух).
Без беды друга не ... (не узнаешь).
Нет друга, так ищи, а нашёл так ... (береги).
Раздружится друг — хуже ... (недруга).
Для друга семь верст не ... (околица).
Где лад, там и ... (клад).
Видите, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть.
Работа в группах.
А теперь прочитайте поговорки о дружбе и объясните их смысл.
1. Трусливый друг опаснее врага (врага опасаешься, а на друга полагаешься, в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).
2. Доброму коню найдется много хозяев, хорошему человеку — много друзей (хорошего коня многие захотят купить, а с хорошим человеком многие захотят подружиться).
3. Неверный друг, что дырявая шуба (в дырявой шубе в морозно., а неверный друг подведет в сложной ситуации).
4. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает (когда человек во всем тебе потакает, ему все равно, какой ты на самом деле. Лучший друг — это тот, кто поможет тебе исправиться и стать лучше).
5. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг (без надежных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надежным другом).
6. За что друг побранит, за то враг похвалит (твой враг хорошо видит, что для тебя на самом деле плохо совершать какие-либо недостойные поступки, потому за них он будет тебя лицемерно хвалить. Настоящий друг скажет правду, даже если она неприятная).
7. И много друзей — мало, и мало врагов — много (много друзей всегда хорошо, а хорошего, как известно, много не бывает. Враг — это всегда зло, а даже маленькое зло— это всегда плохо).
8. Дерево крепко корнями, а человек друзьями (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы).
9. Дружба, что стекло: расколешь — не соберешь (раз-битое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда).
10. Дружба дружбе рознь — иную хоть брось (когда друзья только ссорятся и не умеют дружить или плохо влияют один на другого, то такая 'дружба идет только во вред).
11. Дружба крепка «не лестью, а лаской и честью (надо помнить, что настоящий друг может указать тебе на твои недостатки или недостойные поступки. Именно такой дружбой следует дорожить).
12. Горы и камни разрушаются ветром, людская дружба — словом (обидные и несправедливые -слова могут 'разрушить дружбу, поэтому нужно очень осторожно обращаться с критикой в адрес своего друга, деликатно и необидно говорить о недостатках друзей).
13. Хочешь дружбы — будь другом (когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).
-Ведущий. -Слово «дружба» по своему значению тесно связано с таким понятием, как родственная близость. Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т. е. сходство чувств, переживаний, единство в восприятии окружающего мира и в отношении к нему. Вот что сказал о дружбе великий Вильям Шекспир:
Настоящий друг везде
Верен: в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь — он спать не может,
'И во всем без 'дальних слов.
Он помочь тебе готов.
А каким бы ты хотел -видеть своего друга? Чего бы ты желал от друга? ( Уместно зачитать ответы учащихся на вопросы анкеты.)
Ведущий. Из ваших ответов можно сделать вывод, что от друга требуется немного: понимание. Немного? Но подумайте, сколько разных составляющих включаем мы в это понятие. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки — помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью — он разделит ее с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны. Но можно ли представить друга завистливым? А высокомерным? А какие еще слова не совместимы с понятием «дружба»? (Ответы учащихся.)
Друг не может быть злобным и самовлюбленным Также не соединяются с понятием «дружба» жадность и хвастливость, тщеславие и зазнайство, мелочность и черствость. Друг - :это всегда серьёзно. Тот, кто хочет дружить, должен научиться этому. И начинать надо с самого себя. Вы должны в себе самом найти ответ — готовы ли вы встретить друга? Разговор с самим собой должен быть честным: интересен ли я самому себе, нс скучно ли мне с собой? Умею ли и сам с собой обращаться? Ведь именно с тем, что содержится в человеке, выходит он к людям, только своими человеческими качествами он может заслужить дружбу. Предложенный тест поможет вам определить, добрый ли у пас характер?
Тест «Добрый ли у вас характер?»
1. Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер?
2. Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности?
3. Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам?
4. Приятно ли вам, когда незнакомый сверстник говорит вам: «Эй ты, поди сюда»?
5. Способны ли вы ударить собаку или кошку?
6. Часто ли вы болеете?
7. Часто ли вам хочется поменять парту, за которой вы си-дите?
8. Продолжаете ли вы отстаивать свою точку зрения, пони-мая, однако, что это ошибка?
9. Тяготят ли вас общественные обязанности?
10. Способны ли вы более пяти минут ждать опаздывающего товарища, не проявляя при этом нетерпения?
11. Часто ли вам приходит в голову мысль о вашей невезучести?
12. Сохранили ли вы свои детские игрушки?
13. Можете ли вы с улыбкой воспринимать подшучивания друзей?
14. Нравится ли вам бывать в кругу вашей семьи?
15. Злопамятны ли вы?
16. Находите ли вы, что все время стоит погода, нетипичная для данного сезона?
17. Случается ли вам быть с утра в плохом настроении?
18. Раздражает ли вас классическая музыка?
19. Раздражает ли вас присутствие в вашем дом»; чужих людей, находящихся у вас более часа?
Обработка результатов
Поставьте себе по одному очку за положительный ответ на вопросы № 3, 9, 10, 13, 14, 19, по одному очку за каждый отрицательный ответ на вопросы №1.2. 4, 5, 6. 7. 8, 11, 12, 15, 16, 17. 18.
Подсчитайте очки. Свыше 15 очков, то у вас покладистый характер и вы преисполнены доброжелательного отношения к людям. От 8 до 15 очков, то вы не лишены недостатков, но с вами еще можно ладить. Ниже 8 очков вашим друзьям можно посочувствовать.
(Данный тест желательно провести заранее, а результаты озвучить на уроке.)
Ведущий. Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы все прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Послушайте в связи с этим стихотворение Агнии Барто «Требуется друг».
Все живут — не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: — Дружи со мной...
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: — Но ты учти —
Ты во всем должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной —
Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной —
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменита!
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: — Ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать —
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг...
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг.
(Стихотворение может прочитать одна из учениц.)
Ведущий. Бывает, встречается вам человек общительный, внимательный и доброжелательный. Он и советы дает, и развеселит, и уговорит ... А вот другом его назвать — язык не поворачивается. И это только потому, что общаясь с вами, принимая в вас участие, он в действительности занят одним собой. Он, как героиня стихотворения, думает только о себе. Настоящая дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга. Но бывает так, что за дружбу выдают привычку ходить вместе в кино, встречаться, чтобы послушать музыку, готовить вместе уроки. И хотя подобные отношения приятны и важны, но их скорее можно назвать товарищескими. Попробуем провести уточнение понятий: друг, товарищ, приятель, ровесник, и занесем их в наш словарь.
Друг — человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться.
Товарищ — человек, близкий вам по роду деятельности, занятий, по условиям жизни.
Приятель — человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.
Ровесник — человек одного с вами возраста, т. е. сверстник, одногодок, однолеток.
У каждого человека не так много настоящих друзей. Берегите друзей. Бытует мнение, что друзья познаются в беде, в трудную минуту. В литературе мы найдем не мало тому примеров. Вот как поэт Владимир Высоцкий проверял друзей:
(Звучит «Песня о друге» В. Высоцкого.) ;
Если друг оказался вдруг ,
И не друг, и не враг, а так... .
Если сразу не разберешь,
Плох он иди хорош.
Парня в горы тяни — рискни!
Не бросай одного его!
Пусть он в связке в одной с тобой —
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах — не ах,
Если сразу раскис — и вниз,
Шаг ступил на ледник — и сник.
Оступился — и в крик,
Значит, рядом с тобой — чужой,
Ты его не брани — гони.
Вверх таких не берут, и тут
О таких не поют.
Если он не скулил, не ныл,
Если хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал.
Если шел он с тобой, как в бой,
На вершине стоял, хмельной —
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
Ведущий. Однако существует еще одно мнение о дружбе, как мне кажется, не менее справедливое. Дружба испытывается не только бедами, но и обыденными мелочами. Причем испытание мелочами, пожалуй, проходит труднее. Почему-то именно по пустякам, по недоразумению чаще всего и ломаются отношения: несправедливость, невнимание, забывчивость, необязательность — сколько за ними высказанных и невысказанных обид и огорчений. Из-за них, случается, рвутся казавшиеся крепкими отношения. Берегите друзей. Выбирайте их не спеша, но еще меньше торопитесь расстаться с ними.
Другу ты отдать сумей
Все тепло души своей.
Все отдал — богаче стал,
Что сберег, то потерял.
Лишь тот не на год — навсегда богат,
Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.
Лишь тот не на год — счастлив навсегда,
Кто дружбу пронесет честно сквозь года.
(Н. Доризо)
Ведущий. И помните, друзья создаются в юности. ' дальше становится все труднее и труднее подружиться.
Игра «Терем-теремок»
В этой игре есть интрига, поэтому она относится к самым веселым и увлекательным формам групповой деятельности. Ее используют для гуманизации групповых взаимоотношений, для формирования некоторых поведенческих привычек детей.
Игра строится на воспоминаниях детей об известной сказке «Теремок». Сюжет сказки переворачивается: мышка-норушка всем зверям просящим пристанища в теремке, отказывает, говоря: «Нет, не пущу, мне и без тебя хорошо!» Активные участники игры, получившие роли медведя, зайца, лисы, волка, ежа, петуха, жабы, мухи' и т.д., исполняют роли статистов — они только произносят слова: «Кто, кто в теремочке живет?» и «Пусти меня к себе жить». Основная нагрузка в игре падает на наблюдателей происходящего: они обращаются к мышке-норушке («Уважаемая мышка-норушка!» или «Дорогая мышка!» или «Сударыня мышка!») и приводят разнообразные аргументы в пользу иного решения, прося пустить в теремок сказочного персонажа. Например: «Пусти его пожалуйста, он тебе другом станет» или же «...он станет двор мести». Мышку уговаривают, пока она не согласится, иначе герой-проситель останется на улице.
Вывод: дружба испытывается не только бедами, но и обыденными мелочами. При чем испытание мелочами, пожалуй, проходит труднее, поэтому именно по пустякам, по недоразумению чаще ломаются отношения: несправедливость, невнимание, забывчивость, необязательность- сколько за ними высказанных и не высказанных обид, из-за них рвутся отношения. Берегите друзей. Выбирайте их, не спеша. Но еще меньше торопитесь расстаться с ними.
Предполагаемый результат: дети узнают правила дружбы, осознают важность истинных друзей в жизни человека .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Дружбой дорожить умейте!"
Предлагаемый классный час проводился с использованием технологиифранцузских мастерских. Данная технология интереснатем, что учитель не передает свои знания, а создает для учащихся алгоритмдействия, тв...
Классный час на тему: "Дружбой дорожить умейте!"
Цель:1) познакомить детей с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, научить доброжелат...
Классный час на тему: "Любовью дорожить умейте"
Воспитывать уважительное отношение к женщине....
Классный час "Дружбой дорожить умейте"
Классный час по нравственному воспитанию. Расчитан на возрастную категорию 11-15 лет. Материал подобран доступный. В мероприятии используются творческие задания. Занятие способствует развитию нравстве...
Классный час "Любовью дорожить умейте!"
Поэтический час к 14 февраля или для знакомства учащихся с поэтами. Сенарий со стихотворениями о любви, словами ведущих и презентация с портретами авторов стихотворений....
Классный час на тему "Дорожить умейте"
Пезентация предназначена для руководителя 5 класса. Но может быть использована и для других классов.Что в работе? И немного истории, и опрос, и кластер....
Классный час "Любовью дорожить умейте" авторы: Ковылина А.А., Ковылина Л.М.
Цель: Обогащение духовного мира учащихся, раскрытие суждения по нравственным вопросам, касающихся взаимоотношений молодых людей.Задачи:сформировать у учащихся представление о первой любви как ос...