Классный час "Дружбой дорожить умейте"
классный час по теме

Классный час по нравственному воспитанию. Расчитан на возрастную категорию 11-15 лет. Материал подобран доступный. В мероприятии используются творческие задания. Занятие способствует развитию нравственных качеств, а так же учит самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, учит рассуждать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_druzhbe.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Дружбой дорожить умейте».

Цели: 

1.Выявить представления детей о нравственных нормах дружбы.

2.Показать важность друзей в жизни человека  

3.Воспитывать дружелюбие, желание помочь товарищу, доброжелательность.

4.Учить работать в микрогруппах.

Оформление: Понятия «друг», «товарищ», «приятель»; качества, которыми должен обладать друг.

Эпиграф: «Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».          Аристотель.

       

Ход классного часа

  Воспитатель: Послушайте рассказ И. Туричина и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить. (Читает рассказ).

Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.

- Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных?

- Давай, - согласился Вася.

Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.

- Пожар! Пожар! – кричит.

Прибежали другие ребята.

- Мы тоже пожарные!

Сережа заслонил машину от ребят.

- Я – Васин друг! И я буду один в машину играть!

Обиделись ребята и ушли. На другое утро Боря принес во двор паровозик с вагончиками.

Подбежал к нему Сережа.

- Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов?

- Давай, - согласился Боря.

Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.

- И меня примите.

- Не примем, - сказал Сережа.

- Почему? – удивился Вася. – Ты мой друг. Ты же сам вчера говорил.

- То – вчера, - сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!

О чем сегодня пойдет речь? (Ответы детей).

Вопросы для обсуждения:

Почему один день Сережа дружил с Васей, а на другой стал дружить с Борей?

Правильно ли Сережа представляет дружбу? Можно ли его назвать настоящим другом?

Сегодня мы ребята поговорим о дружбе, о нравственных нормах дружбы и о том, каким должен быть настоящий друг. Поработаем в микрогруппах и попробуем составить правила дружбы.

 Во все времена и у всех народов очень высоко ценились дружба, верность и преданность.

Что такое дружба? (Ответы детей). Давайте обратимся к словарю Ожегова и узнаем что же такое дружба?  (Ребенок читает по словарю).

О дружбе размышляли всегда. О ней письменно и устно излагали свои мысли поэты и писатели, ученые и философы, крестьяне и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. А какие из них вы знаете? (Дети называют пословицы и поговорки о дружбе).

Молодцы ребята, много знаете пословиц и поговорок о дружбе. А сейчас я предлагаю вам провести игру «Продолжи пословицу». Я буду произносить начало пословицы, ваша задача  - закончить ее.

Пословицы:

  1. Старый друг – лучше новых двух.
  2. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
  3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  4. Новых друзей наживай, а старых не забывай.
  5. Друзья познаются в беде.
  6. Легко найти друзей, да трудно сохранить.
  7. Плохой друг подобен тени: только в светлые дни его и видишь.
  8. С кем поведешься от того и наберешься.
  9. С иным будь знаком, а ходи кругом.
  10. Верный друг лучше сотни слуг.
  11. Кто друг прямой, тот брат родной.
  12. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает.
  13. Без беды друга не узнаешь.
  14. Для друга и семь верст не околица.

Видите, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть. Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний, единство в восприятии окружающего мира и в отношении к нему. Вот что сказал о дружбе великий писатель Вильям Шекспир:

Настоящий друг везде

Верен в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всем без дальних слов

Он помочь тебе готов.

Ребята, а при каких условиях или с чего может завязаться дружба?

Конечно, именно с совместной деятельности, общих переживаний, взаимности. Ведь каждый человек испытывает желание быть нужным другим, быть замеченным или ощутить потребность в себе. А это исток дружбы.

Ребята, как вы считаете, какими качествами характера должен обладать настоящий друг? А сейчас выполните практическое задание: напишите на листочках пять наиболее важных качеств характера, которые вы цените в своих друзьях? Время выполнения задания – 3 минуты.

Кто желает прочесть, что написал? Давайте определим те слова, которые чаще всего повторяются.

 (Дети высказываются, воспитатель записывает на доску наиболее популярные качества, затем вместе ранжируют по степени значимости).                                                                            

Ваши друзья, наверное, хотят видеть в вас такие же черты характера. Подчеркните в листочках те записанные вами черты характера друга, которые и вам присущи.

Из ваших ответов можно сделать вывод, что от друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит ее с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.

Но можно ли представить друга завистливым?

Послушайте стихотворение Л. Вышеславского «Испытание радостью».

Радость в мой дом пришла.

Поздравляют друзья.

Лишь один, почему-то не выдержав искуса,

Помрачнел и, потухшую трубку грызя,

Наблюдает за радостью искоса.

Ну, а если б несчастье со мной стряслось,

Если б в душу недуги вонзились, как лезвия,

К моему изголовья склонился б, небось,

Сокрушаясь и соболезнуя.

Часто дружба, к своей устремившись звезде,

Вдруг замрет на каком-то градусе…

Кто сказал: человек познается в беде?

Человек раскрывается в радости!

Ребята как вы можете прокомментировать это стихотворение?

Дружба испытывается не только бедами, но и радостями.

А если друг такой, как в стихотворении Агнии Барто, то скорее всего он будет одинок.

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра.

Карандаш мне дал однажды,

Я в тот день забыл пенал,

В стенгазете, чуть не каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка.

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счет.

Не влечет меня, ребята,

Больше к другу, не влечет.

Какими чертами характера обладает этот человек?

Можно его назвать настоящим другом?

А какие еще черты характера не совместимы с понятием «дружба»? (ответы ребят).

Друг не может быть злобным и самовлюбленным. Также не соединяются с понятием «дружба» жадность и хвастливость, тщеславие и зазнайство, мелочность и черствость.

Настоящая дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга. Но бывает так, что за дружбу выдают привычку ходить вместе в кино, встречаться, чтобы послушать музыку, готовить вместе уроки. И хотя подобные отношения приятны и важны, но их скорее можно назвать товарищескими. Попробуем провести уточнение понятий: друг, товарищ, приятель. (на доске)

Друг – человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться.

Товарищ – человек, близкий вам по роду деятельности, занятий, по условиям жизни.

Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.

Послушайте размышление о дружбе современного писателя Феликса Кривина. Ответьте на вопрос: для чего человеку нужен друг?

Почему рельсы всегда рядом?

Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай.

Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другим не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай. (Ответы детей).

Существуют ли законы дружбы? Давайте попробуем составить эти законы. Я предлагаю вам поработать в группах. Время на выполнение задания 3 минуты.

Давайте послушаем, что у вас получилось, и определим наиболее главные правила дружбы. (Выходят представители от команд и по очереди защищают свои мини-проекты).

Рефлексия

Берегите друзей. Выбирайте их не спеша, но еще меньше торопитесь расстаться с ними. И сами старайтесь быть хорошими друзьями.

Другу ты отдать сумей

Все тепло души своей.

Все отдал – богаче стал,

Что сберег, то потерял.

Лишь тот не на год – навсегда богат,

Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.

Лишь тот не на год – счастлив навсегда,

Кто дружбу пронесет честно сквозь года.

                             (Н. Доризо)

Аристотель считал: «Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».

О чем мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Какими должны быть друзья?

Законы дружбы:  
1. Не оставляй друга в беде, дели с ним радость и горе. 
Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его. 
2. Дружба – это, прежде всего вера в человека, не надо менять друзей. 
3. Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим. 
4. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе. 
5. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. 
6.Не бойся у друга попросить прощения, и сам старайся поскорее забыть свою обиду. 


Запомни!
Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. 

Литература:

  1. Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 5. – М.:ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
  2. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России: классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 160 с.
  3. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа/Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 28 с.
  4. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 3 класс/Л.В. Управителева. – Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009. – 192 с.
  5. Обществоведение. 5 класс: поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбова и др./ авт – сост. С.Н. Степанько – Волгоград: Учитель, 2007. – 102 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дружбой дорожить умейте!"

Предлагаемый классный час проводился с использованием технологиифранцузских мастерских. Данная технология интереснатем, что учитель не передает свои знания, а создает для учащихся алгоритмдействия, тв...

Классный час на тему: "Дружбой дорожить умейте!"

Цель:1) познакомить детей с правилами дружбы, показать важность             истинных друзей в жизни человека, научить доброжелат...

Классный час на тему: "Любовью дорожить умейте"

Воспитывать уважительное отношение к женщине....

Классный час "Любовью дорожить умейте!"

Поэтический час к 14 февраля или для знакомства учащихся с поэтами. Сенарий со стихотворениями о любви, словами ведущих и презентация с портретами авторов стихотворений....

Классный час на тему "Дорожить умейте"

Пезентация предназначена для руководителя 5 класса. Но может быть использована и для других классов.Что в работе? И немного истории, и опрос, и кластер....

Классный час "Любовью дорожить умейте" авторы: Ковылина А.А., Ковылина Л.М.

Цель: Обогащение духовного мира учащихся, раскрытие суждения по нравственным вопросам, касающихся  взаимоотношений молодых людей.Задачи:сформировать у учащихся представление о первой любви как ос...