Разработка внеклассного мероприятия с использованием ИКТ ко Дню отца "Слово об отце"
план-конспект занятия по теме
В разработке предстввлена краткая история появления праздника День оотца, приведены примеры из произведений русской литературы, которые напоминают учащимся об отношениях отцов и детей произведений А.пушкина, Н.Гоголя, Ф.Достоевского, Л.Толстого, использованы презентации учащихся об отцах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_slovo_ob_otce.rar | 14.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение « Кулундинская открытая (сменная) общеобразовательная школа» с.Кулунда Кулундинского района Алтайского края.
Разработка мероприятия с использованием ИКТ в 12 классе
«Слово об отце »,
посвященного празднованию Дня отца в России.
Составила разработку и провела мероприятие учитель
О.И. Чепурнова.
Цель урока:
укрепление института семьи и семейных ценностей, повышение социальной значимости отцовства.
Задачи:
1.Обучающая.
Способствовать формированию знаний о героях произведений Пушкина, Толстого, Гоголя, Тургенева, Достоевского. Помочь учащимся понять идею создания произведения, увидеть особенности взаимоотношений отцов и детей.
2.Развивающая.
Формировать умения работать с текстом, анализировать внутренний мир героев, их поступки.
3.Воспитательная.
Прививать интерес к литературе и народным праздникам, чувство любви к людям, ответственности за свою семью, за тех, кто ждет нашего внимания. Совершенствовать навыки общения.
Тип: объединенный (комбинированный ) с использованием ИКТ.
Метод: объяснительно – иллюстративный.
Форма работы: фронтальная.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентации учащихся, песни «Песня про отца» И.Наджиева, «Папина дочка» Т.Байковой, видеоролик «Отец и сын».
Ход мероприятия:
Звучит «Песня про отца» в исп. И.Наджиева.
1.Вступление. Слово учителя.
Утренний парк, на скамейке девчонка:
Нет, не большая ещё - лет пяти...
Что-то сжимает, с надеждой, в ручонке
И долго ждёт: кто-то должен прийти.
Знаю я эту девчонку давненько:
Снег или дождь, но всегда по утрам
Молча сидит на облезлой скамейке,
Тихо вздыхает, не веря в обман.
Помню, тем летом, с весёлой улыбкой
С папой шагала по парку она.
Он называл её лапочкой, рыбкой..
- Завтра, - сказал, что придёт, чтоб ждала.
Долго девчонка его ожидала:
Время бежало, а парк всё пустел..
И лишь когда вечереть уже стало,
Тихо вздохнула:"Опять не успел."
И каждый день она, с новой надеждой,
К парку спешит: "А может, придёт? "
Фото сжимая в руке, как и прежде,
Верит, надеется, любит и ждёт.
Впервые праздник «День отца» был проведен 19 июня 1910 года в США. В 2010 году празднику исполнилось 100 лет.
Идея введения «Дня Отцов» в России родилась в Новосибирске в 2003 году.
21 апреля 2009 года Постановлением Губернатора Алтайского края №174 был утвержден «День отца», который отмечается в последнее воскресенье апреля.
2. Слово учителя. Образ отца в произведениях русских писателей.
Большое влияние на формирование личности человека оказывает семья. Ряд произведений русской литературы XIX века убеждает нас в том, какую большую роль в жизни некоторых героев сыграл отцовский завет. Обратимся, например, к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Андрей Петрович Гринев - премьер-майор в отставке, старый воин, отмеченный многими наградами и вниманием государя. Он отличается строгим отношением к вопросам морали и внушает сыну, которого отправляет на военную службу, высокое понимание вопросов чести в дворянском ее представлении. Офицерскую службу старший Гринев считает не средством для устройства карьеры, а святым долгом перед державой. Отправляя сына на службу, он дает ему такой завет: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Петр Андреевич свято соблюдает отцовский завет: он служил честно и добросовестно; а главное - всегда следовал кодексу чести. Чувство долга, дворянская гордость не позволили ему, подобно Швабрину, перейти в лагерь Пугачева: «Признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным». «Я присягал…, тебе служить не могу», - говорит Пугачеву Гринев.
Нельзя сказать, что Петр Андреевич - идеальный герой, что слабости не свойственны ему. Так, Гринев, когда Пугачев отпустил его «на все четыре стороны», едет в Оренбург, но думает не о службе, не о борьбе с Пугачевым, а о Марье Ивановне, любимой девушке. В конце концов, личное берет верх над долгом. Но все-таки в чем-то основном, главном Петр Андреевич остается Настоящим Человеком, мужчиной, верным завету своего отца.
Обратимся к еще одному великому произведению - роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Одна из многочисленных сюжетных линий этого грандиозного произведения - взаимоотношения отца и сына Болконских. Прощаясь с сыном Андреем, тщетно стараясь скрыть волнение, боль, его гордый, вспыльчивый отец дает свой отцовский завет:
«- Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! ..».
В этих словах, обращенных к сыну, требование не уронить своего достоинства; оставаться Человеком, Мужчиной, что бы не случилось. «Повести себя не как сын Николая Болконского» - значит стать трусом. И князь Андрей свято соблюдает отцовский заветМолодой Болконский не только не бежит от опасности, но идет к ней навстречу. Следуя отцовскому завету, князь не струсит на поле боя.
Отцовский завет, но совсем другого рода, дает своему сыну герой другого произведения - «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Отец Павла Ивановича Чичикова имеет жизненные позиции, существенно отличающиеся от убеждений героев Пушкина и Толстого. Провожая сына, отец, вручив ему полтинник, наказывает: «… больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат, а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете».
Павел Иванович следует наставлению своего отца: он учится угодничать перед начальством, доносить на своих товарищей. И действительно, как и сказал отец, не обладая талантом, способностями к наукам, подросток Павлуша стал любимчиком своего учителя только потому, что умел быть подхалимом. Свято выполнил Чичиков и другой отцовский завет: берег копейку, с детства умел, благодаря разным ухищрениям, ее заработать. Но когда постаревший учитель заболел и все его бывшие ученики «узнали об жалком его положении, собрали тут же для него деньги», и один только Павлуша Чичиков, памятуя об отцовском завете беречь деньги, «отговорился неимением и дал какой-то пятак серебра…».
3. (Проверка домашнего задания)
Не только отцовские заветы, но и сами образы отцов в русской литературе так не похожи и поучительны.
Прослушаем ваши, ребята, сообщения на тему «Образ отца в русской литературе».
А. Е.Пилипенко. «Отец и дочь в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
Именно на Самсоне Вырине, а не на Дуне сосредоточено внимание Пушкина. Проезжие иногда грубо обращались с Самсоном Выриным, не посчиталась с ним и его собственная дочь Дуня — сбежала с проезжим гусаром, соблазнившись богатой, обеспеченной и красивой жизнью. Вырин попытался вернуть дочь, но был грубо выставлен за дверь ротмистром Минским (это и был тот проезжий гусар). «Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти - и десятирублевых смятых ассигнаций». От негодования и обиды старик заплакал, «сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел...» Хотел было потом вернуться за деньгами, но «хорошо одетый молодой человек» уже успел их подобрать и быстро уехал. Станционный смотритель не смирился с тем, что не поговорил с дочерью, и сделал еще одну попытку ее увидеть, но Дуня, увидев отца,
упала в обморок. Самсону «приятель его советовал... жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решил отступиться». Поехал домой и очень переживал о судьбе своей Дуни. Позже Дуня в поисках отцовской любви и прощения оказалась у его заброшенной могилы.
Б. А. Прокопенко. «Отец Вареньки в рассказе «После бала» Л.Н.Толстого».
Особенное впечатление произвел на Ивана Васильевича отец Вари — «статный, высокий и свежий старик» с румяным лицом, бакенбардами, подведенными к усам и «зачесанными вперед височками». Он улыбался, грудь его была украшена орденами, «он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». Когда хозяйка уговорила его пройтись в танце с дочерью, он вспомнил молодость (раньше он неплохо танцевал), и, несмотря на свои года, с достоинством, грациозностью и изяществом исполнял все «па». Дочь была счастлива, когда им аплодировали: она искренне любила своего отца, и ее любовь передавалась через нее и к Ивану Васильевичу.
После бала, утром, молодой человек стал свидетелем ужасной сцены: во время избиения солдата за то, что один солдат слабо ударил, полковник стал бить его по лицу.
После всего увиденного Иван Васильевич не пошел к Б. Он крепко задумался: почему полковник, добрый и веселый на балу, так поступил? Может быть, так и нужно? Иван Васильевич так и решил, но внутри его бушевал протест. Несмотря на все оправдания, он не смог больше мечтать о карьере военного (и не стал им впоследствии), даже почему-то охладело его чувство к Вареньке. Что же кроется за этим?
В. А.Власова. «Отцы в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева».
Кирсанов Николай Петрович – дворянин, отец Аркадия Кирсанова, вдовец, он человек слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный. Кирсанов пытается не отстать от времени. В меру своих сил, преобразовывает имение, устанавливает новые отношения с крестьянством. У него есть жена – молодая девушка Фенечка и маленький ребенок.
Отец Аркадия доброжелательно и с симпатией относится к молодежи, которая пытается жить и мыслить по-другому. Но даже собственный сын, которого герой очень любит и видит как своего наследника, пытается перевоспитать отца и часто обижает его. Но любящее терпение отца и взросление сына позволяют им в конце романа сблизиться. Оба Кирсановых объединяются в общих жизненных ценностях и общем деле (ведение хозяйства).
Базаров Василий Иванович — отец Евгения, представитель уходящего в прошлое патриархального мира. Безмерная отцовская любовь не встречает необходимого отклика и становится источником страданий. Смерть сына приводит Василия Ивановича на грань богоборческого бунта. Но, подобно Иову (библейские ассоциации здесь очевидны), герой смиряется.
Многие отцы классической русской литературы тушуются не только перед женами, но и перед сыновьями. Характерный пример отец Базарова. он безмерно гордится талантливым сыном, но все его честолюбие состоит в том, «чтобы со временем в его биографии стояли следующие слова: „Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания.“» В присутствии сына Базаров-старший не смеет даже высказывать свои чувства, а Евгений от этого чувствует только скуку да злость.
Г. В.Фролова. «Отец в повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя».
Гордость Тараса Бульбы – это его сыновья Остап и Андрий, которые приехали с учебы. Однако мечты Тараса Бульбы о будущем его сыновей не сбываются. Остап погибает героем, а Андрий предает Родину и переходит на сторону врага. Предательство не прощается даже самому храброму казаку. Тарас – человек суровый, он не может простить сына и не чувствует к нему никакой жалости. Тарас приводит в исполнение свой приговор: «Я тебя породил, я тебя убью!» Побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия.
Д. А.Перлик. «Непростые взаимоотношения отца и дочери в романе Ф.Достоевского «Преступление и наказание».
Читатель впервые узнает о Соне Мармеладовой из рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на съемной квартире «по желтому билету». Мармеладов, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется». На самом деле это кроткая и безответная девушка. Всеми силами она пытается помочь тяжело больной мачехе, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье». Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела».
В сцене исповедования раздавленного лошадью и доживающего последние минуты Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая. Узнав о происшествии, она прибегает к отцу прямо в своей «рабочей» одежде.. Мармеладов умирает у нее на руках.
4. Слово учителя.
Отношения отцов и детей действительно бывают непростыми. Но иногда попытка объясниться, вернуться в прошлое, воззвать к чувствам, может всё исправить. Посмотрим видеосюжет под названием «Отец и сын».
Просмотр видеосюжета «Отец и сын». (Приложение 1).
5. Слово учителя.
Такие разные, но всё равно такие любимые. Наши отцы!
И каждый отец может считать себя по-настоящему счастливым, если сын или дочь скажет о нём такие слова, которые приготовили о своих отцах Лена Пилипенко и Прокопенко Саша. Посмотрим их презентации (домашнее задание).
А.Просмотр презентации С. Прокопенко. (Приложение 2).
Б.Просмотр презентации Л.Пилипенко. (Приложение 3).
Звучит песня «Папина дочка» в исп. Т.Байковой.
6. Вопросы к учащимся:
1) отличаются ли отцы 19-го века от современных отцов?
2) что общего у родителей разных эпох?
Ответы учащихся.
Слово учителя:
Нет ничего важнее в жизни, чем семья, мама и папа, которые радуются нашим успехам, утешат в горе, помогут в деле. А так как наше занятие посвящено именно отцам, мы можем закончить его искренними словами:
Благодарим, отец, что ты живешь на свете.
Нет никого тебя милее и родней!
Тебе желаем много ясных дней,
Прими от нас в любви признанья эти!
Ты добротою нас своею окружаешь,
Всегда внимателен, заботлив, но порой суров,
Наверное, ты сам не знаешь,
Как нам, порой, твоя нужна любовь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с использованием ЭОР. Синтаксические связи слов в словосочетаниях.
План-конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Синтаксические связи слов в словосочетаниях" с использованием ЭОР....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ: «Семья, как много в этом слове»
БОУ ОО СПО «Омский колледж торговли экономики и сервиса» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Тем...
Выступление на конференции отцов «Быть хорошим отцом – подлинный талант»
Выступление на конференции отцов «Быть хорошим отцом – подлинный талант»...
Сценарий школьного мероприятия "Литературно-музыкальная гостиная "Рожденное любовью слово "Мама"
В подготовке к мероприятию принимают участие учащиеся 5-9 классов. В сценарий включены инсценировки, чтение стихов, исполнение песен....
Внеклассного мероприятия ко Дню матери "Мама!Это слово святое..."
Разработка внеклассного мероприятия ко Дню матери "Мама!Это слово святое..."...
Внеклассное мероприятие. Устный журнал "Я знаю силу слов!"
Данная разработка содержит представление промежуточных результатов деятельности клуба "Любители словесности" обучающимся 5 класса....
Сценарий мероприятия на русском и английском языках к Дню отца для 6 класса
За основу мероприятия можно взять этот сценарий. Можно для полноты концерта добавить песни, танцы, сценки. Ведущими лучше брать старшеклассников. Можно старших братьев и сестёр. Солнышки-ла...