"Их юность легендою стала"
методическая разработка (9 класс) по теме
Литературно-музыкальная композиция «Их юность легендою стала» посвящена годовщине Сталинградской битвы в Великой Отечественной Войне. Рекомендуется для 9-11-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunost_opalennaya_voynoy_bologova_ln.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «ВОЛЧИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2»
Литературно – музыкальная композиция
«Их юность легендою стала»
АВТОР:
Бологова Любовь Назаровна
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Волчихинская средняя школа №2»
Алтайский край с. Волчиха
«Их юность легендою стала»
(На сцене хореографическая композиция «Память», муз «Журавли»)
(за кадром)
Ведущий
Я знаю: никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они, кто старше, кто моложе,
Остались там… и не о том же речь,
Что я их мог, и не сумел сберечь,
Речь не о том, но все же… все же… все же…
1 ведущий
Каждый день слышим по многу раз: «в войне», «о войне», «на войне»…
Странно: пропускаем мимо ушей, не вздрагиваем, даже не останавливаемся. Потому что некогда? Или потому что «все знал о войне, - мы не знаем только одного: что это такое…»
2 ведущий
- Не знаем, отчего скорбно замирают у обелисков или просто над старым фотоальбомом ветераны, с глазами, полными боли…
- Не знаем, отчего плачут, бывает, седые строгие мужчины, глядя фильмы о войне.
1 ведущий
- А ведь война – это, прежде всего, люди… не вообще «смерть», а смерть ЧЕЛОВЕКА, не вообще «страдание», а страдание человека. Остановиться на секунду и подумать: такого, как я …
2 ведущий
Вам, кто прошел сквозь огонь самой страшной войны, посвящается наш вечер памяти. Памяти тех, чья юность опалена войной…
1 ведущий
- Остановись время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас.
2 ведущий
- На тех, что живет рядом с нами, ветеранов, чьи волосы поседели еще в юности, а глаза и до сих пор, словно присыпаны пеплом, пеплом той далекой войны…
(Затемнение. Музыка звучит громче. Яркий свет. На сцене за столом пожилая женщина с альбомом фотографий. Звучит тихо музыка.)
Женщина
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне,
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
(Музыка громче. Хлопнула дверь. Музыка оборвалась. Выбегает девушка)
Девушка
- Бабушка, ты дома? Бабушка? Я спешу невероятно! Представляешь, мы всем классом идем на дискотеку. Бабуль, погладь мне кофточку, пожалуйста, а я пока перекушу что-нибудь. Ба-абушка!
Женщина (сидит неподвижно, смотрит прямо перед собой)
- Погладь сама, Юленька, я сегодня в увольнительной.
Девушка (подходит)
- Где, где?
Женщина
- В 41-м я сейчас…
Девушка (взглянула на Женщину)
- Ой, бабушка, что это ты вдруг!... Я тебя такой только на фотографии видела.
Женщина (улыбнулась)
- Пожалуй, не совсем такой. Здесь я еще совсем юная. И ребята наши, совсем мальчишки, даже не верится. Что они уже деды. Видишь, как…
Девушка
- Бабушка… Какое у тебя сейчас лицо…
Женщина (рассеянно)
- Какое?
Девушка
- Закрытое, что ли… Словно ты куда-то сквозь меня глядишь… Я в одной книжке читала:
Стучится человек в магазин, а там продавец и покупатель однополчанами оказались. Ну и говорят тому человеку: «Магазин закрыт». Он спрашивает: «Что – на учет?» А ему: «Нет, на воспоминания». Вот и ты тоже – закрылась на воспоминания, да?
Женщина
- Почему «закрылась», девочка? Как это я могу от тебя закрыться?
Девушка
- Но ведь ты сейчас словно не здесь?
Женщина
- Нет…
Ржавые болота,
Усталая пехота
Да окоп у смерти на краю…
Снова сердце рвется
К вам, родные хлопцы,
В молодость армейскую мою.
Ржавые болота,
Усталая пехота,
Фронтовые дымные края…
Окружили снова
Я с тобой, суровой,
Повстречаюсь, молодость моя?
Девушка
- Возьми меня с собой в воспоминания.
Женщина
- Что ж …
(Музыка. Свет меркнет. Высвечиваются только фигуры Женщины и Девушки)
Девушка (тихо)
- Где ты сейчас, бабушка?
Женщина
- Я? Я сейчас в Бресте, девочка, в 41-м…
Девушка
- Там уже война?
Женщина
- Нет… там сейчас ночь на 22 июня, и в гарнизонном клубе идет репетиция местной самодеятельности.
Клуб гарнизонный… В окнах столько света…
Мелодия гармоники слышна…
Брест в сорок первом,
Ночь в разгаре лета
И тишина, какая тишина…
(Свет на сцене. Лихо пляшет солдат, остальные его поддерживают)
1-й
- Ох, молодей,!... Вот это по-нашему! Завтра на концерте дашь жару!
2-й
- Да уж, и вы не подкачали. Скорее бы завтра. Какой день завтра будет!
3-й
- Ребята (всматривается в темноту) Ребята, что это? Смотрите!
4-й
- Где? Ничего не вижу.
3-й
-Вон, над деревьями, вверх поднимается. Видите, такое… Длинное…
4-й
- Ага, вижу! Воздушный шар, что ли? Почему длинный?
5-й
- Это у немцев. Там же граница!
6-й
- Ясно! Это аэростат наблюдательный… немецкий. Наблюдать будут. Совсем наглеют.
2-й
- А все-таки не по себе делается, когда смотришь. Тревожно как-то. Правда.
1-й
- Тревожиться особенно нечего. Мы уже привыкли к их штучкам. Каждый день самолеты летают.
4-й
- Дать бы по нему из винтовки! Насквозь!.
5-й
- Поди, дай! Пограничный инцидент будет. Да ну их к чертям, этих немцев! Давайте о завтрашнем дне лучше поговорим.
2-й
- Вот это дело! Сегодня у нас двадцать первое?
3-й (глядя на часы)
- Отстал, браток, уже 4 часа, как 22-е будет. Десять минут пятого…
2-й
- Тем лучше, мне до отпуска всего 3 дня осталось…
4-й
- Смотрите, огоньки какие-то, на небе… красный, зеленый… еще… еще…
6-й
- Это самолеты! Оттуда, от немцев летят…
(гул нарастает)
5-й
- Что это за самолеты?
1-й
- Не знаю…
(Раздается взрыв, и свет гаснет. Взрывы, крики…)
Голос за кадром
-Рота! В ружье!
(Вновь тишина. Освещены только фигуры Женщины и Девушки)
Девушка
- Бабушка, ты была там?
Женщина
- Нет… Я начала воевать немного позже и на другом фронте. Но это… Это трудно объяснить… иногда мне кажется – все, что было в те годы, через мое сердце, через мою судьбу навылет, прошло. Все, что со мной и не со мной – с другими, такими же, как я …
Девушка
- Вот ты говоришь, «навылет» это, как у Маяковского, да?
Это время идет телеграфной струной,
Это сердце с правдой вдвоем.
Это было с бойцами или страной,
Или в сердце было моем…
Женщина
- Да, да… в сердце было моем… через каждую судьбу, через каждое сердце – навылет.
(Освящается противоположная часть сцены. Сцена из спектакля по повести «А зори здесь тихие…»)
В
- «Сосна!», «Сосна!» Ах, ты, мать честная! Либо спят, либо поломка.
Д
- «Сосна слушает, Сосна слушает!»
В
- Первый говорит, ЧП у нас! Немцы в лесу, возле расположения. Обнаружены сегодня в количестве двух.
- Кем обнаружены?
- Младшим сержантом Овсяниной, Я тревогу объявил… Думаю лес прочесать.
- Как?!
- Как, как! Возьму 5 человек из команды и – вперед, пока след не остыл!
(в зал)
Дет сад, воюй вот с такими.
(Гаснет свет. Затем освещается вся сцена. Перед Восковым в строю Рита О, Женька К, Галя Ч, Соня Г, Лиза Б. Сцена из спектакля по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»)
Гаснет свет. Высвечиваются только фигуры Женщины и Девушки. Музыка.)
Девушка
- Прошлой осенью… мы классом на экскурсию ездили. Под Сталинград… по местам боевой славы. Там окопы, травой поросшие, а в траве гильзы ржавые – их там полным – поло. И зори… тоже… тихие-тихие…
Женщина
- Сталинград… Сколько всего связано с этим словом: и боль. И страх, и гордость. Ты знаешь, там есть солдатское поле, там земля не родит и сейчас: умерла земля израненная осколками вместе с теми бойцами умерла, что стояли здесь насмерть, стояли, как каменные глыбы.
Девушка
- Нам на уроках истории рассказывали об этой битве, что немецкое командование рассчитывало на легкий успех и в середине июля 1942 года бросили туда 6-ю армию под командованием генерала Паулюса.
Женщина
- Да уж, весь мир, затаив дыхание следил за исходом битвы. Сталинград стал синонимом массового героизма советских солдат. Сколько их полегло там, наших ребят… но не отдали города… Разбили врага 2 февраля 1943 года капитулировала последняя немецкая часть. Но какой ценой.
(Сцена из спектакля «Солдаты» по пьесе М. Варфоломеева)
Звучит «Реквием» На сцене, словно застывшие обелиски, юноши – солдаты. Затемнение. Со свечой в руках выходит девушка в роли матери. Читает отрывок из поэмы Р Рождественского
«Ах, зачем ты, солнце красное, все уходишь, не прощаешься.
Ах, зачем с войны безрадостной, сын не возвращается…»
(Музыка затихает. Гаснет свет)
Вновь звучит песня «Журавли». На фоне музыки ученик читает стихотворение
Мамаев курган
Сотни лет
расходиться широким кругам
по огромной воде
молчаливой реки...
Выше всех Эверестов –
Мамаев курган!
Зря об этом в учебниках нет
ни строки.
Зря не сказано в них,
что теплеет Земля
и светлеет Земля,
оттого что на ней,
о курганах Мамаевых
помнить веля,
загораются
тысячи Вечных огней...
Мне сюда возвращаться.
К добру и к беде.
Мне сюда приходить.
Приползать.
Прилетать.
И, схватившись за сердце на той высоте,
задыхаясь,
разреженный воздух глотать.
Мне сюда возвращаться.
Из мелких потерь.
Из ухоженных стран.
И горячечных снов.
Натыкаться на долгие стоны людей
и кольчуги
позванивающих орденов...
Зря не сказано в книгах,
Мамаев курган,
что металла
в твоем оглушенном нутре
больше,
чем в знаменитой Магнитной горе!
Что хватило его и друзьям.
И врагам.
Вместо капель росы,
как слепое жнивье,
проступает железо,
кроваво сочась...
И поэтому
самая главная часть
в притяженье Земли –
притяженье твое!..
Ты
цветами пророс.
Ты
слезами пророс.
Ты стоишь,
поминальные муки терпя.
Синеватые молнии
медленных гроз,
будто в колокол памяти,
бьются в тебя!
И тогда поднимаются птицы с земли
и колышется нервно
степная трава.
Оживают
затертые напрочь
слова.
И по плитам
устало
стучат костыли.
(Р. Рождественский)
На сцене Ведущие.
Ведущий
- И сегодня, в дни великой и памятной даты – 65 -летия Сталинградской битвы – как будто вновь звучат колокола памяти.
1 ведущий
- Памяти и славы тем, кто выдюжил, кто выстоял в этой страшной и великой битве. И мы еще раз приветствуем, поздравляем и благодарим наших гостей - ветеранов. Для них это сражение не просто история.
2 ведущий
- Сегодня в нашем районе проживают 14 участников Сталинградской битвы. Из них в Волчихе – 7 человек.
1 ведущий
- Это наши гости. Мы приглашаем Вас на сцену.
Бражников Василий Михайлович
На фронт уходил из Волчихи, направлен был в 81 гвардейский минометный батальон. Воевал в Сталинграде. Закончил войну в Латвии. Награжден Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны, имеет 8 медалей.
Гавриш Зинаида Федоровна
В 1942г. Чтобы не попасть под оккупацию вместе с отступающими войсками дошла до Сталинградской области – райцентр Городище. Здесь была зачислена в транспортную роту санинструктором. Эта рота обслуживала передовые части, подвозила снаряды, продукты. Закончила войну младшим лейтенантом, фельдшером роты в Чехословакии. Награждена Медалью за победу над Германией, Орденом Отечественной войны, юбилейными медалями.
Перегудов Михаил Ефремович
Начало войны встретил на границе с Японией. Здесь из части, в которой он служил, был сформирован батальон и его назначили зам. Командира батальона. В Сталинградском сражении батальон участвовал в окружении города. Михаил Ефремович был уже командиром батальона. За участие в Сталинградской битве был награжден медалью «За оборону Сталинграда», которую вручал ему командующий фронтом маршал Чуйков. Кроме этого награжден Орденом Александра Невского, Орденом Красной Звезды, а так же гвардейским значком «За боевые заслуги».
Роженцев Сергей Семенович
В начале войны был отправлен на Дальний Восток, где вначале попал в танковый полк, а затем, в 1942г. В составе бронепоезда был отправлен в Сталинград. Прошел через все испытания и тяготы Сталинградской битвы.
В 1944г. В штурме Кенигсберга был контужен и отправлен в Москву в госпиталь. Награжден Медалями «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», Медалью Георгия Жукова «За победу над Японией», Орденом Отечественной войны.
Своеволин Иван Павлович
В самом начале войны был направлен в Воздушно – десантные войска. И в возрасте 18 лет 8 октября 1942г. отправлен в Сталинград. Был ранен, потерял ногу и в августе 1944 года вернулся домой. Награжден Орденом Славы, Орденом Победы и другими наградами.
Чернусь Борис Романович
Воевал под Сталинградом, был наводчиком 565 полка. Самый страшный бой, который вспоминает, бой под Цевенко, 30 ноября 1942 года. Его с другом отправили на самые крайние окопы. Выжили оба. Войну закончил в Берлине. Был ранен. Имеет много наград. Среди них: Орден Красной Звезды, Медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией» и другие.
Мальгин Петр Семенович
Председатель районного Совета Ветеранов. Воевал на фронтах Калининском и 1-м Прибалтийском. На фронте с октября 1941 года. 9 июня 1944 года был тяжело ранен. Награжден Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны I степени.
Сулима Федор Самойлович
На фронте с 20 октября 1941 года по 35 марта 1944 года. Был тяжело ранен. Сражался на Брянском фронте, Сталинградском, на 2-ом Украинском фронте. Под Сталинградом начал воевать 17 августа 1942 года. Больше всего запомнилась Федору Самойловичу дата: 3 декабря 1942 года, когда немцев сжимали в кольцо. Здесь, под Сталинградом получил ранение. Имеет много боевых наград, среди них Ордена Отечественной войны I и II степени, Медаль «За оборону Сталинграда».
1 ведущий
- А теперь, слово вам, дорогие наши ветераны.
Слово предоставляется _______________________________________
2 ведущий
- От Совета Ветеранов слово предоставляется:________________________
- От администрации села слово для поздравления ветеранов предоставляется _________________________________________________
- От районного комитета по социальной политике _____________________________________________________________
Ветеранам дарят цветы. Звучат музыкальные сувениры.
После вечера ветеранов приглашаем в зал, где для них накрыты столы, звучат песни военных лет.
Литература
- Р.Рождественский. Лирика
- А.Т. Твардовский. Лирика
- Ю. Друнина Лирика
- Б. Васильев. «А зори здесь тихие»
- Варфоломеев М. «Солдаты»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
викторина, "Легендой стала юность дедов"
викторина, посвященная 70 - летию разгрома немецко - фашистских войск под Сталинградом....
Тест на тему: классификация сталей. Термическая обработка сталей. Чертежи деталей, изготовленных на токарных и фрезерных станках.
Тест на тему: классификация сталей. Термическая обработка сталей. Чертежи деталей, изготовленных на токарных и фрезерных станках....
Стали. Виды и свойства стали
Презентация "Стали. Виды и свойства стали" предназначена для проведения урока в 7 классе....
План конспект урока: Классификация сталей. Термическая обработка сталей.
План-конспект урока по технологии (Технический труд) на тему: Классификация сталей. Термическая обработка сталей....
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность».Формирование личности героя в повести «Юность».
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность».Формирование личности героя в повести «Юность»....
Методическая разработка "Стали. Виды и свойства стали".
Методическая разработка "Стали. Виды и свойства стали" предназначена в помощь учителям при ведении уроков в 7 классах....
Конспект урока по технологии в 7 классе (мальчики) по теме: "Сталь. Виды стали".
Конспект урока технологии (мальчики) в 7 классе по теме: «Сталь, её виды и свойства».Цель: познакомить с понятием сталь, ее свойствами, развивать речь, воспитывать трудолюбие.Задачи урока:...