Устный журнал для учащихся 5-6 классов «Сказки, фокусы, логогрифы и другие»
методическая разработка (5 класс) по теме

Оводова Елена Геннадьевна

Несколько десятков лет назад была объявлена премия за сочинение на тему «Как человек без математики жил». Премия так и осталась не выданной, так как, по-видимому, не нашлось сочинителя, который бы сумел бы описать жизнь человека, лишенного математических представлений. И действительно, с математикой мы встречаемся на каждом шагу, с утра до вечера. Просыпаясь, мы смотрим на часы, чтобы узнать, который час; в транспорте рассчитываем время в пути, в магазине опять занимаемся расчетами.

            В школе вы изучаете основы всех наук, причем математикой занимаетесь почти каждый день с первого класса и каждый день открываете в ней что-то новое. Без математики нельзя изучить ни физику, ни химию, ни географию, ни черчение и даже в рисовании без нее нельзя обойтись. Но не на каждом уроке математики бывает по настоящему интересно. Некоторые вообще считают этот предмет сухим и не интересным. Все это происходит от того, что вы еще мало ее знаете.

            А откуда пришло к нам слово «математика»? Из древнегреческого языка. Слово «мантеин» – означает в переводе «учиться приобретать знания». Математика приглашает в свое королевство всех, кто настойчив, кто часто говорит «почему?», кто не боится цифр и вычислений и чей девиз «Хочу все знать!».

            Сегодня я предлагаю вам узнать о математике много нового и интересного из необычного «Устного математического журнала». Его не надо читать, нужно смотреть и слушать, отвечать на вопросы. За каждый правильный ответ будет вручаться жетон. Тот, у кого их окажется больше, будет победителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhurnal_5-6.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Оводова Елена Геннадьевна,

учитель математики и информатики

основной школы при Посольстве России в Марокко

Устный журнал

для учащихся 5-6 классов

«Сказки, фокусы, логогрифы и другие»

Цель: активизировать интерес учащихся к изучению математики, развитие навыков решения нестандартных задач, быстроты мышления.

Оборудование: карточки с условиями задач, деревянные палочки, карточки с цифрами от 0 до 9.

Вступительное слово учителя.

        Несколько десятков лет назад была объявлена премия за сочинение на тему «Как человек без математики жил». Премия так и осталась не выданной, так как, по-видимому, не нашлось сочинителя, который бы сумел бы описать жизнь человека, лишенного математических представлений. И действительно, с математикой мы встречаемся на каждом шагу, с утра до вечера. Просыпаясь, мы смотрим на часы, чтобы узнать, который час; в транспорте рассчитываем время в пути, в магазине опять занимаемся расчетами.

        В школе вы изучаете основы всех наук, причем математикой занимаетесь почти каждый день с первого класса и каждый день открываете в ней что-то новое. Без математики нельзя изучить ни физику, ни химию, ни географию, ни черчение и даже в рисовании без нее нельзя обойтись. Но не на каждом уроке математики бывает по настоящему интересно. Некоторые вообще считают этот предмет сухим и не интересным. Все это происходит от того, что вы еще мало ее знаете.

        А откуда пришло к нам слово «математика»? Из древнегреческого языка. Слово «мантеин» – означает в переводе «учиться приобретать знания». Математика приглашает в свое королевство всех, кто настойчив, кто часто говорит «почему?», кто не боится цифр и вычислений и чей девиз «Хочу все знать!».

        Сегодня я предлагаю вам узнать о математике много нового и интересного из необычного «Устного математического журнала». Его не надо читать, нужно смотреть и слушать, отвечать на вопросы. За каждый правильный ответ будет вручаться жетон. Тот, у кого их окажется больше, будет победителем.

Страница 1.

Задачи-шутки

        Вашему вниманию предлагаются задачи-шутки. В каждой из них содержится какой-нибудь подвох, поэтому будьте внимательны.

  1. Задача о глупом Кондрате.

Шел Кондрат в Ленинград,

Навстречу ему 12 ребят.

У каждого по лукошку,

В каждом лукошке – по кошке,

У кошки – по котенку,

У котенка – по мышонку.

Задумался старый Кондрат:

«Сколько котят и мышат

Ребята несут в Ленинград?»

(Глупый, глупый Кондрат!

Он один лишь шел в Ленинград.

А ребята с лукошками,

Котятами и кошками,

Шли навстречу ему, в Кострому!)

2. Две дочери, две матери, да бабушка с внучкой. Сколько всех?

(Трое)

3. Брату 13 лет, а сестре 6. Сколько лет исполнится сестре, когда брату будет 18?

(11 лет)

4. Четверо играли в домино четыре часа. Сколько часов играл каждый из участников?

(4 часа)

5. У причала стоит корабль, с которого свисает веревочная лестница. От воды до нижней ступеньки 15 см и между ступеньками по 15 см. Начался прилив. Через сколько минут вода достигнет третьей ступеньки, если за минуту она поднимается на 15 см?

(Никогда, лестница поднимается вместе с кораблем)

6. Ребята пилят бревно на части определенной длины. Отпиливание одного из них занимает 1 минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной      5 метров на 5 частей?

(За 4 минуты)

7. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

(50 пальцев)

8. Семь воробьишек спустились на грядки. Скачут и что-то клюют без оглядки. Котик-хитрюга внезапно подкрался, мигом схватил одного и умчался. Вот как опасно клевать без оглядки! Сколько теперь их осталось на грядке?

(Ни одного воробья)

9. В каком числе столько же букв, сколько цифр в его названии?

(Сто)

10. Чему равно произведение всех цифр?

(0)

11. Масса полбуханки хлеба полкилограмма и полбуханки. Какова масса целой буханки?

(1 килограмм)

12. Мне навстречу бежали поросята. Один впереди, один между двух и один позади двух. Сколько всего бежало поросят?

(Трое, друг за другом)

13. Назовите пять дней, не называя числа и названий дней по календарю.

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

14. Сколько минут варятся 6 сарделек, если две варятся 6 минут?

(6 минут)

15. Груша дороже яблока в два раза. Что дороже: шесть груш или 6 яблок и во сколько раз?

(Груши, в 2 раза)

16. При постройке забора плотники поставили по прямой 5 столбов, расстояние между которыми было по 2 метра. Какова длина забора?

(8 метров)

17. Летела стая гусей, а навстречу им гусак. Здравствуйте 10 гусей! Нет, нас не десять. Если бы ты был с нами да еще двое гусей, то тогда было бы десять. Сколько гусей в стае?

(7 гусей)

18. Трое играли в шашки. Всего сыграли три партии. Сколько партий сыграл каждый?

(По две партии)

19. Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 килограмма. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу?

(4 кг)

20. Что тяжелее 1 килограмм ваты или 1 килограмм железа?

(Весят одинаково)

Страница 2.

Сказочные истории

  1. Хитрая лиса.

Повстречался медведь с лисой.

  1. Ты куда, сестрица? – спрашивает медведь.
  2. Домой спешу, - отвечает лиса. – Мне заяц две морковки дал, похлебку варить буду.
  3. И я домой иду, - говорит медведь,  - мне заяц тоже морковки дал, четыре штуки, я тоже похлебку сварю.

Лиса хитрая была. Она увидела, что у медведя моркови больше, чем у нее, и говорит:

  1. Давай, медведь, похлебку вместе варить будем.

Медведь согласился. Развели костер и сварили похлебку. Только собрались есть, прилетел журавль.

  1. Здравствуйте, - говорит журавль. – Да вы тут похлебку варите? Не угостите ли меня?
  2. Ишь ты, какой хитрый! – отвечает лиса. – А что ты нам за это дашь?
  3. Рыбешек, - говорит журавль.

Звери согласились. Сели в кружок. Поделили похлебку поровну и пообедали. Журавль положил на землю шесть рыбешек и улетел. Лиса и говорит медведю:

  1. Тебе три рыбешки и мне три  - поровну и разделим.
  2. Ишь ты, какая хитрая, у тебя меньше моркови было, значит, тебе две рыбки, а мне четыре.

Кто из них прав? А как бы вы поделили рыбу?

(Так как морковок было 6, то журавль

 съел две мишкины моркови, значит, ему

 он и должен отдать 6 рыбешек.)

  1. Попрыгунья-стрекоза.

Попрыгунья-стрекоза половину времени каждых суток «лета красного» спала, третью часть суток – танцевала, шестую часть суток – пела. Остальное время она посвящала подготовке к зиме. Сколько времени она готовилась к зиме в течение суток?

( 0 часов)

  1. Сказка о Бабе Яге, Змее Горыныче и Кощее Бессмертном.

Баба Яга утверждает, что Змей Горыныч не пролетит 1000 км без дозаправки. Кощей Бессмертный поспорил с ней на бочку кваса, что пролетит. Змей Горыныч пролетел 4 часа со скоростью 247 км/ч и, совершив вынужденную посадку съел Ивана Царевича. Проспорила ли Баба Яга бочку кваса Кощею Бессмертному или нет?

(т.к 247·4<1000, то Баба Яга спор проспорила)

Страница 3.

Игры со спичками

Из спичек сложили шесть неверных равенств. Переложив в каждом примере одну спичку, получите верные равенства.

  1. 1)  X I I + I X = I I;                                                                               (XII-X=II)

     2)  X = V I I – I I I;                                                           (X-VII=III)

  1. V I – V I = X I;                                                           (V+VI=XI)
  2. I V – V = I;                                                                                  (V-IV=I)
  3. X + X = I;                                                                   (XI-X=I)
  4. I V – I – V = I I.                                                               (IV=I+V-II)

Страница 4.

Фокусы.

  1. Задумайте любое число от 1 до 1000000. Прибавьте к нему 5, а потом 12. Вычтете 13. Из полученной разности вычтете задуманное вами число. Результат увеличьте в 12 раз, разделите на 3 и на 4. Если вы выполнили все действия правильно, то у вас получится всегда одинаковый ответ. Он      равен 4.
  2. Назовите двузначное число. Запишите его на отдельный лист бумаги.

Теперь запишите свой год рождения (прямо под задуманным числом). Потом назовите какое-нибудь историческое событие (допустим, полет Юрия Гагарина и год, когда оно произошло). Еще ниже напишите свой нынешний возраст и количество лет, прошедших со времени полета Ю.Гагарина. После этого сложите в столбик получившиеся числа и назовите ответ. Затем я подойду к вам и предложу свой листок, на котором будет ваш ответ с другими вычислениями.

  1. Любому желающему предлагается написать число, используя все

цифры. Затем в этом числе зачеркивается одна цифра, а отгадывающему сообщается сумма оставшихся цифр.

(Секрет: 1+2+3+…+9=45)

Страница 5.

Затруднительные положения.

  1. Последний шанс.

В далекой стране перед казнью особо опасных преступников им давали последний шанс. Им давали мешок с двумя записками. На одной было написано слово «жизнь», а на другой – «смерть». Это могло их спасти. Одного молодого человека оклеветали его враги. Его приговорили к казни, и пока он сидел в камере, его друзья подслушали разговор врагов. Они говорили, что положат в мешок две «смертоносные» записки. Услышав эти слова от друзей, осужденный был счастлив. Его не казнили – он воспользовался последним шансом. Как это произошло, если в мешке было две «смертоносные» записки?

(Осужденный, взяв одну записку из мешка, съел ее.

Увидев в мешке записку со словом «смерть»,

судьи освободили его.)

  1. Было лето. Человек шел по поляне, ему не чем было укрыться. Тут пошел дождь. Он весь вымок, но на его голове не было ни одного мокрого волоса. Почему?

(Человек был лысым!)

  1. Двое гуляющих остановились около одного предмета и заспорили.

Один сказал: «Это красная». Второй возразил: «Нет, это черная». «Почему же она белая?»- спросил первый. «А потому, что она зеленая!». О чем говорили гуляющие?

(Они говорили о смородине)

  1. Морозной февральской ночью усталый охотник возвратился домой в свою хижину. В хижине у него были керосиновая лампа, очаг и печурка, но у охотника осталась только одна спичка. Что он зажжет сначала?

(Сначала он зажжет спичку)

  1. Случилось это в Нью-Йорке. Некая дама остановила такси и попросила таксиста отвезти ее домой. По дороге она без умолку болтала и довела шофера до крайнего исступления. Шофер сказал: «Прошу прощения, мадам, но я не слышу ни слова из того, что вы говорите. Я глух как телеграфный столб, а мой слуховой аппарат сегодня целый день не работает». Услышав это, дама смолкла. Но когда она вышла из такси у подъезда своего дома и машина скрылась за углом, то вдруг она сообразила, что шофер вовсе не глух. Как дама догадалась, что шофер ей солгал?

(Шофер привез ее к дому, значит он слышал адрес дома)

Страница 6.

Логогрифы.

        В первой части логогрифа надо догадаться, о каком слове говориться. Затем в отгаданное слово вставить добавочную одну или две буквы, и получить новое слово.

  1. Арифметический я знак,

В задачнике найдешь меня

Во многих строчках.

Лишь «О» ты вставишь

Зная как, и я – географическая точка.

(плюс-полюс)

  1. Я – цифра меньше десяти,

Меня тебе легко найти.

Но если букве «Я» прикажешь

Рядом встать,

Я – все: отец, и ты, и я, и мать.

(семь-семья)

  1. Я – пространственное тело,

И не сложен я с натуры.

Если ж вставишь «Л» умело,

Стану домом для культуры.

(куб-клуб)

Страница 7.

Математическая эстафета.

        Десяти участникам выдаются карточки с числами от 0 до 9. Для решения предлагаются математические примеры. Участники, имеющие карточки с цифрами, которые входят в ответ на пример, должны сесть в нужном порядке на два стула.

  1. Какое число меньше 36 в два раза?                                                               (12)
  2. Увеличьте 24 на 10.                                                                  (34)
  3. Сколько будет 7 умножить на 8?                                                  (56)
  4. 18 увеличьте в 5 раз.                                                                  (90)
  5. От 100 отнимите 22.                                                                  (78)
  6. Сколько получится, если 6 умножить на 5?                                          (30)
  7. Сколько получится, если 48 разделить на 2?                                          (24)
  8. Сколько получится, если к 40 прибавить 17?                                          (57)
  9.  90 уменьшите на 4.                                                                  (86)
  10. Какое число меньше 100 на 9?                                                          (91)

Заключение.

Подведение итогов. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал для учащихся 9 класса «Императорскому Царскосельскому Лицею 200 лет»

Разработка внеклассного мероприятия по литературе. Устный журнал....

"Наркомания: социальная болезнь" устный журнал для учащихся 9-11 классов

Цель: расширить знания учащихся о пагубности вредных привычек,            выработать у детей негативное отношение к табаку, алкоголю,...

"Большое и маленькое счастье" - устный журнал для учащихся 3-4 классов

«Большое и маленькое счастье» - устный журнал для учащихся 3-4 классов.    Цель данного мероприятия – расширить знания детей о жизни и содержании домашних питомцев, в...

Устный журнал для учащихся 10-х классов Кубань! Люблю тебя светло... ( по произведениям Виктора Ивановича Лихоносова)

К познанию России и нашей малой Родины Кубани зовет нас добрый, чистый и нежный талант Виктора Ивановича Лихоносова.«Я вот так останусь иногда один, вспомнится это лето, поле, три дороги – и счастлив ...

Классный час по профориентации. (В форме проведения устного журнала для учащихся 10-х классов II вида школы-интерната)

Классный час  по профориентации "Человек и профессия" в форме устного журнала с презентацией,способствующий профессиональному самооопределению учащихся старших классов спроблемами слухами....

Устный журнал для учащихся 8-9 классов "Моя Саратовская область"

Устный журналдля учащихся 5-11 классов "Моя Саратовская область"...

Устный журнал для учащихся 8-11 классов «Свет моей звезды» (К юбилею В. Закруткина).

Данная разработка будет полезна как учителям, так и учащимся 8-11 классов...