Создание условий для гармоничного развития ребенка
методическая разработка (5 класс) по теме

Батранина Ольга Анатольевна

Роль классного руководителя я вижу в качестве "проводника по стране знаний" и "старшего товарища",  поэтому помогаю включиться классу в различные виды совместной деятельности, решить наиболее важные и сложные проблемы индивидуально-личностного развития. Только в содружестве с ребенком и его семьей, создав условия для гармоничного развития его личности, можно зажечь тот неповторимый огонек, который разгорится как факел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для гармоничного развития ребенка

Все высшие духовные потребности человека – в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоактуализации – являются стремлением к самосовершенствованию, саморазвитию. Использовать эти потребности для мотивации ученья – значит открыть путь к повышению качества школьного образования.

Доминанта самосовершенствования – установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя – может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.

Педагогический коллектив средней школы №5 под руководством директора школы Людмилы Тарасовны Филоненко три года работает и создает условия для гармоничного развития детей, используя технологию саморазвивающего обучения Германа Константиновича Селевко.

Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий РО и дополняет их важнейшими особенностями.

Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности :

  1. в самоутверждении (самовоспитание, самообразования, самоопределение, свобода выбора);
  2. в самовыражении (общение, творчество, самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
  3. в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
  4. самоактуализация (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

Система саморазвивающего обучения (СРО) включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы.

  1. «Теория» - освоение теоретических основ самосовершенствования. В школе был введен спецкурс «Самосовершенствование личности» с 5-го по 6-ой класс.

  1. «Практика» - формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй половине дня.

  1. «Методика» - реализация и внедрение форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.

Спецкурс построен с учетом возрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам.

I-IV. Начало этики (саморегуляция поведения);

  1. Познай себя (психология личности);

  1. Сделай себя сам (самовоспитание);

  1. Учись учиться  (самообразование);

  1. Культура общения (самоутверждение);

  1. Самоопределение;

  1. Саморегуляция;

  1. Самоактуализация.

В процессе занятий половина учебного времени отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим:

  1. психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся;

  1. составление программ по разделам курса;

  1. осмысление, рефлексию жизнедеятельности;

  1. тренинг и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции.

На занятиях формируются интересы, склонности, способности, положительные стороны, я – концепция (я могу, я способен, я нужен, я творю, я свободен, я выбираю, я оцениваю), происходит самооткрытие личности и  гармоническое развитие ребенка.

1. Факторы и условия, способствующие углублению

самопознания учащихся.

  1. Применение тестовых задач и специальных тестовых заданий, раскрывающих актуальный и потенциальный уровень развития знаний, умений и, особенно, творческих способностей и других личностных качеств учащихся.

  1. Побуждение учащихся к творческой рефлексии, к осмыслению своих достоинств и недостатков, сильных и слабых качеств.

  1. Побуждение учащихся к нахождению собственных ошибок, их анализу и осмыслению.

  1. Диалог с учащимися относительно их достоинств и недостатков.

  1. Создание ситуаций успеха, в которых учащийся реально бы осознал потенциальный уровень своих способностей.

  1. Постановка заданий на самооценку деятельности учащийся.

2. Факторы и условия, способствующие творческому

самоопределению учащихся.

  1. Профилизация, дифференциация и индивидуализация обучения.

  1. Предоставление учащимся задач и заданий по выбору.

  1. Предоставление учащимся прав выбора факультативных предметов, кружков, секций и других форм организации деятельности, где они могли бы максимально проявить себя.

  1. Организация учебной, творческой и других видов деятельности учащихся с учетом их интересов и склонностей.

  1. Обучение учащихся приемам принятия решений при выборе приоритетных для себя видов деятельности.

  1. Беседы с учащимися об их профессиональном выборе, профессиональном будущем.

  1. Приобщение учащихся к видам деятельности, которые соответствуют их склонностям и профессиональным интересам.

3. Факторы и условия, способствующие повышению эффективности самоуправления, самоорганизации учащихся.

  1. Обучение целеполаганию, планированию различных видов деятельности.

  1. Обучение умению принимать оптимальные решения.

  1. Корректировка своих планов, программ.

  1. Самоанализ, самоучение по результатам сделанного за день, неделю, месяц, год с точки зрения продвижения в саморазвитии.

  1. Постепенное усложнение задач, заданий. Побуждение к учебе, работе на пределе своих способностей.

  1. Побуждение учащегося к диалогу относительно его «Я-концепции»: «Я-реального» и «Я-идеального».

4. Факторы и условия, способствующие

самосовершенствованию учащихся.

  1. Критический, беспристрастный анализ, самооценка сделанного, выполненного задания, решенной задачи, пройденного жизненного пути.

  1. Работа над ошибками.

  1. Самоотношение «Я-идеального» и «Я-реального», их сравнение.

  1. Выявление, самодиагностика своих сильных и слабых качеств.

  1. Разработка программы самосовершенствования, изменения, улучшения себя на год, на месяц, на неделю вперед.

  1. Хронометраж времени, его распределение в течение дня, с учетом этого более рациональное использование времени.

5. Факторы и условия, способствующие творческой

самореализации учащихся.

  1. Периодическая организация учебно-творческой деятельности учащихся на пределе их сил и способностей.

  1. Постепенное увеличение трудности, сложности, проблемности задач и заданий.

  1. Четкое ограничение сроков (времени) на выполнение задач и заданий.

  1. Специальное обучение учащихся мобилизации и релаксации.

  1. Организация конкурсов, соревнований, олимпиад, выставок творческих достижений учащихся.

  1. Показ значительности того вида творческой деятельности, где личность стремится максимально реализовать себя.

  1. Создание для учащихся ситуации успеха.

  1. Похвала, поощрение учащегося в случае его особых творческих достижений.

Условия развития и саморазвития личности в семье.

Семья, как сложный социо-культурно-психолого-педагогический организм, имеет внутренние механизмы и, соответственно, условия развития и саморазвития.

Не ставя своей задачей вскрыть их все, остановимся лишь на самых важных и наиболее значимых. Важнейшим условием семейного воспитания, развития и саморазвития личности в семье можно с полным основанием отнести любовь к детям, взаимную любовь между всеми членами семьи, которая и создает то неповторимое духовное поле семьи, что отражает смысл её полноценной жизни. Немаловажное значение для развития ребенка, а затем подростка, имеет общий стиль взаимоотношений, которые складываются между родителями и детьми.

Среди различных вариантов межличностных взаимоотношений можно выделить семь стилей:

  1. Сотворчество – идеальный вариант взаимодействия, когда все наиболее значимые проблемы преодолеваются путем их обсуждения и совместного творческого решения.

  1. Сотрудничество – для этого стиля взаимоотношений характерна взаимопомощь и взаимоподдержка.

  1. Паритетные – то есть равные, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи.

  1. Независимые – каждый член семьи действует автономно от другого, якобы уважая свободу и независимость других.

  1. Конкурентные – характеризуют стремление противопоставить одного другим, иметь преимущества перед остальными членами семьи.

  1. Конфликтные – любые решения, обсуждение семейных проблем с неизбежностью приводит к конфликту.

  1. Авторитарные – это тип взаимоотношений между родителями и детьми, когда родители стремятся в любой ситуации подчинить поведение детей своей воле.

Одна из целей воспитания – создание условий для творческой самореализации воспитанника в духовной, интеллектуальной, физической сферах его жизнедеятельности. Если человек, в том числе в детские и юношеские годы, не найдет возможности заявить о себе, самореализовать все свои растущие силы, способности, то он не проявит себя на предмет своих творческих способностей. Реализуя себя полностью в играх, учебе, спорте, в различных видах художественного, технического и других видах творчества, человек мобилизует свои силы и способности, следовательно, и развивает себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение системы "ТИСА" на уроке физкультуры для гармоничного развития ребенка

Применение системы "ТИСА" на уроке физкультуры для гармоничного развития ребенка. Урок проводили директор ПК "Сандр", разработчик тренажерно-информационной системы "ТИСА", д.т.н., профессор Рыбаков Д....

«Декоративно-прикладное творчество – обязательный элемент гармоничного развития ребенка»

Выступление на методическом объединении художественной направленности...

«Социальное здоровье как главный элемент гармоничного развития ребенка»

Социальное здоровье как главный элемент гармоничного развития ребенка...

«Оптимальная двигательная активность – залог гармоничного развития ребенка».

В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это не удивительно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоро...

Физическое воспитание как основа гармоничного развития ребенка

Статья об основах физического воспитания ребенка....

Статья "Роль педагога в формировании личности ребенка и создании условий для его развития"

Ребенок, как субъект общественных отношений, является одной из главных категорий в социально-педагогическом аспекте, который изучает роль и место ребенка в обществе, его взаимодействие с другими людьм...