Создание условий для гармоничного развития ребенка
методическая разработка (5 класс) по теме
Роль классного руководителя я вижу в качестве "проводника по стране знаний" и "старшего товарища", поэтому помогаю включиться классу в различные виды совместной деятельности, решить наиболее важные и сложные проблемы индивидуально-личностного развития. Только в содружестве с ребенком и его семьей, создав условия для гармоничного развития его личности, можно зажечь тот неповторимый огонек, который разгорится как факел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Создание условий для гармоничного развития ребенка" | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для гармоничного развития ребенка
Все высшие духовные потребности человека – в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоактуализации – являются стремлением к самосовершенствованию, саморазвитию. Использовать эти потребности для мотивации ученья – значит открыть путь к повышению качества школьного образования.
Доминанта самосовершенствования – установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя – может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.
Педагогический коллектив средней школы №5 под руководством директора школы Людмилы Тарасовны Филоненко три года работает и создает условия для гармоничного развития детей, используя технологию саморазвивающего обучения Германа Константиновича Селевко.
Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий РО и дополняет их важнейшими особенностями.
Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности :
- в самоутверждении (самовоспитание, самообразования, самоопределение, свобода выбора);
- в самовыражении (общение, творчество, самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
- в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
- самоактуализация (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).
Система саморазвивающего обучения (СРО) включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы.
- «Теория» - освоение теоретических основ самосовершенствования. В школе был введен спецкурс «Самосовершенствование личности» с 5-го по 6-ой класс.
- «Практика» - формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй половине дня.
- «Методика» - реализация и внедрение форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.
Спецкурс построен с учетом возрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам.
I-IV. Начало этики (саморегуляция поведения);
- Познай себя (психология личности);
- Сделай себя сам (самовоспитание);
- Учись учиться (самообразование);
- Культура общения (самоутверждение);
- Самоопределение;
- Саморегуляция;
- Самоактуализация.
В процессе занятий половина учебного времени отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим:
- психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся;
- составление программ по разделам курса;
- осмысление, рефлексию жизнедеятельности;
- тренинг и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции.
На занятиях формируются интересы, склонности, способности, положительные стороны, я – концепция (я могу, я способен, я нужен, я творю, я свободен, я выбираю, я оцениваю), происходит самооткрытие личности и гармоническое развитие ребенка.
1. Факторы и условия, способствующие углублению
самопознания учащихся.
- Применение тестовых задач и специальных тестовых заданий, раскрывающих актуальный и потенциальный уровень развития знаний, умений и, особенно, творческих способностей и других личностных качеств учащихся.
- Побуждение учащихся к творческой рефлексии, к осмыслению своих достоинств и недостатков, сильных и слабых качеств.
- Побуждение учащихся к нахождению собственных ошибок, их анализу и осмыслению.
- Диалог с учащимися относительно их достоинств и недостатков.
- Создание ситуаций успеха, в которых учащийся реально бы осознал потенциальный уровень своих способностей.
- Постановка заданий на самооценку деятельности учащийся.
2. Факторы и условия, способствующие творческому
самоопределению учащихся.
- Профилизация, дифференциация и индивидуализация обучения.
- Предоставление учащимся задач и заданий по выбору.
- Предоставление учащимся прав выбора факультативных предметов, кружков, секций и других форм организации деятельности, где они могли бы максимально проявить себя.
- Организация учебной, творческой и других видов деятельности учащихся с учетом их интересов и склонностей.
- Обучение учащихся приемам принятия решений при выборе приоритетных для себя видов деятельности.
- Беседы с учащимися об их профессиональном выборе, профессиональном будущем.
- Приобщение учащихся к видам деятельности, которые соответствуют их склонностям и профессиональным интересам.
3. Факторы и условия, способствующие повышению эффективности самоуправления, самоорганизации учащихся.
- Обучение целеполаганию, планированию различных видов деятельности.
- Обучение умению принимать оптимальные решения.
- Корректировка своих планов, программ.
- Самоанализ, самоучение по результатам сделанного за день, неделю, месяц, год с точки зрения продвижения в саморазвитии.
- Постепенное усложнение задач, заданий. Побуждение к учебе, работе на пределе своих способностей.
- Побуждение учащегося к диалогу относительно его «Я-концепции»: «Я-реального» и «Я-идеального».
4. Факторы и условия, способствующие
самосовершенствованию учащихся.
- Критический, беспристрастный анализ, самооценка сделанного, выполненного задания, решенной задачи, пройденного жизненного пути.
- Работа над ошибками.
- Самоотношение «Я-идеального» и «Я-реального», их сравнение.
- Выявление, самодиагностика своих сильных и слабых качеств.
- Разработка программы самосовершенствования, изменения, улучшения себя на год, на месяц, на неделю вперед.
- Хронометраж времени, его распределение в течение дня, с учетом этого более рациональное использование времени.
5. Факторы и условия, способствующие творческой
самореализации учащихся.
- Периодическая организация учебно-творческой деятельности учащихся на пределе их сил и способностей.
- Постепенное увеличение трудности, сложности, проблемности задач и заданий.
- Четкое ограничение сроков (времени) на выполнение задач и заданий.
- Специальное обучение учащихся мобилизации и релаксации.
- Организация конкурсов, соревнований, олимпиад, выставок творческих достижений учащихся.
- Показ значительности того вида творческой деятельности, где личность стремится максимально реализовать себя.
- Создание для учащихся ситуации успеха.
- Похвала, поощрение учащегося в случае его особых творческих достижений.
Условия развития и саморазвития личности в семье.
Семья, как сложный социо-культурно-психолого-педагогический организм, имеет внутренние механизмы и, соответственно, условия развития и саморазвития.
Не ставя своей задачей вскрыть их все, остановимся лишь на самых важных и наиболее значимых. Важнейшим условием семейного воспитания, развития и саморазвития личности в семье можно с полным основанием отнести любовь к детям, взаимную любовь между всеми членами семьи, которая и создает то неповторимое духовное поле семьи, что отражает смысл её полноценной жизни. Немаловажное значение для развития ребенка, а затем подростка, имеет общий стиль взаимоотношений, которые складываются между родителями и детьми.
Среди различных вариантов межличностных взаимоотношений можно выделить семь стилей:
- Сотворчество – идеальный вариант взаимодействия, когда все наиболее значимые проблемы преодолеваются путем их обсуждения и совместного творческого решения.
- Сотрудничество – для этого стиля взаимоотношений характерна взаимопомощь и взаимоподдержка.
- Паритетные – то есть равные, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи.
- Независимые – каждый член семьи действует автономно от другого, якобы уважая свободу и независимость других.
- Конкурентные – характеризуют стремление противопоставить одного другим, иметь преимущества перед остальными членами семьи.
- Конфликтные – любые решения, обсуждение семейных проблем с неизбежностью приводит к конфликту.
- Авторитарные – это тип взаимоотношений между родителями и детьми, когда родители стремятся в любой ситуации подчинить поведение детей своей воле.
Одна из целей воспитания – создание условий для творческой самореализации воспитанника в духовной, интеллектуальной, физической сферах его жизнедеятельности. Если человек, в том числе в детские и юношеские годы, не найдет возможности заявить о себе, самореализовать все свои растущие силы, способности, то он не проявит себя на предмет своих творческих способностей. Реализуя себя полностью в играх, учебе, спорте, в различных видах художественного, технического и других видах творчества, человек мобилизует свои силы и способности, следовательно, и развивает себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение системы "ТИСА" на уроке физкультуры для гармоничного развития ребенка
Применение системы "ТИСА" на уроке физкультуры для гармоничного развития ребенка. Урок проводили директор ПК "Сандр", разработчик тренажерно-информационной системы "ТИСА", д.т.н., профессор Рыбаков Д....
«Декоративно-прикладное творчество – обязательный элемент гармоничного развития ребенка»
Выступление на методическом объединении художественной направленности...
«Социальное здоровье как главный элемент гармоничного развития ребенка»
Социальное здоровье как главный элемент гармоничного развития ребенка...
«Оптимальная двигательная активность – залог гармоничного развития ребенка».
В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это не удивительно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоро...
Физическое воспитание как основа гармоничного развития ребенка
Статья об основах физического воспитания ребенка....
Статья "Роль педагога в формировании личности ребенка и создании условий для его развития"
Ребенок, как субъект общественных отношений, является одной из главных категорий в социально-педагогическом аспекте, который изучает роль и место ребенка в обществе, его взаимодействие с другими людьм...