Турнир грамотеев.
классный час (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Соловьева Наталья Сергеевна
Внеклассное мероприятие по русскому языку
для учащихся 5 класса.
Турнир грамотеев
Здравствуйте, ребята, уважаемые жюри. Сегодня мы проводим турнир грамотеев, который покажет кто не ленился, а усердно изучал русский язык, который поможет расширить ваши знания в области русского языка.
Русский язык – это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира, поэтому к языку, к слову русскому, нужно относиться очень бережно.
О красоте и богатстве русского языка высказывались многие поэты и писатели:
«Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то и подарок.» (Н. В. Гоголь)
«Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей.»
Некоторые строчки я вам напомню:
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И меткость и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Итак, в турнире принимают участие четыре команды. Капитаны, представьте свои команды.
1. Команда «Грамотеи»
Девиз: «Грамоте учиться всегда пригодиться».
2. Команда «Везунчики»
Девиз: «Бороться, искать, найти и не сдаваться».
3.Команда «Алфавит».
Девиз: «Алфавит один за всех и все за одного».
4. Команда «Умники и умницы».
Девиз: «И пусть острей кипит борьба сильней соревнование. Успех решает не судьба, а только наши знания».
Разрешите вам представить неподкупное жюри:
Будет баллы строго ставить,
За ошибки вас журить.
Надо очень постараться
Веру в нас не обмануть.
Ну команды, вы готовы?
Что ж, желаю в добрый путь!
I. Итак, наш первый конкурс знатоков народной мудрости.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Я буду зачитывать первую половину, а вы должны восстановить вторую. За каждый правильный ответ вы получаете один балл. Если знаете, то поднимаете руку.
- Без труда (не вынешь рыбку из пруда).
- Не рой яму другому (сам в неё попадешь).
- Как аукнется (так и откликнется).
- Не имей сто рублей (а имей сто друзей).
- Друзья (познаются в беде).
- В одно ухо влетело(а в другое вылетело).
- Встречают по одежке (а провожают по уму).
- Рыба ищет (где глубже, а человек, где лучше).
- С миру по нитке (голому рубаха).
- Сколько волка ни корми ( а все равно в лес смотрит).
- Заставь дурака молиться, Богу молиться (он и лоб расшибёт).
- Не плюй в колодец (пригодиться воды напиться).
- Не родись красивой (а родись счастливой).
- Не зная бороду (не суйся в воду).
II. Следующий конкурс называется «Черный ящик».
У меня приготовлен черный ящик, в котором некие предметы, я своими объяснениями постараюсь намекнуть, что лежит в ящике. ваша задача – за время моего объяснения угадать этот предмет и принести команде 1 балл.
1 команда.
Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой.
Глупый человек будет искать ее в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть! Новая одежда только с ней.
(Иголка)
2 команда.
В неё можно поместить водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на неё ответить. Чего это ?
(Вода)
3 команда.
Её нужно съесть пуд, чтобы чему-нибудь научиться. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то вообще не клали. Что же это за съедобный предмет?
(Соль)
4 команда.
Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что ж находиться в этом черном ящике?
(Ключ)
Жюри подготавливает итоги.
IV.Проверка домашнего задания.
- Стихотворение «Слово о словах». Бухвостова А.
- Стихотворение Якурнова.
- Сказка о суффиксах и приставках. Колодкина А., Смирнова Д..
- Сценка «Вежливый Петрусь». Ефимова Н.
Вопрос всем командам: Был невежлив Петрусь или нет?
V. В связи с этим такое задание – Речевые ситуации!
- В школе навстречу вам идёт учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли здороваться? Как вы это сделаете? Что скажете?
- Учитель занят, разговаривает или проверяет тетради! Вам хочется о чем-то спросить. Ваши действия и слова.
- Вы едете в переполненном транспорте, увидели бабушку, которая находится недалеко от вас. Ваши действия.
Предлагаю вашему вниманию одну сценку! «На уроке»
Учитель: Расскажи, Петров, о сложном предложении.
Петров: О сложном предложении. Ну вот, значит, сложное предложение, это, значит, так сказать, простое, которое простое, так сказать, значит, состоит из двух, значит, простых предложений, значит в одно целое по смыслу и предложению. Сложное предложение, бывает, ну как это! Ага, вспомнил, сложносочиненное предложение и сложноподчиненное предложение. Сложносочиненное предложение называется, значит, предложением, которое вот это, ну, состоит из самостоятельных предложениях соединенных сочинительными союзами, а сложноподчиненное предложение – это, значит, понимаете, ну вот, такие, в которых, простые предложения соединены, ну каких, ну, подчинительных союзах.
(Во время ответа учительница что-то подсчитывает).
Учитель: Садись, Петров, 2.
Почему?
Ответ: За культуру речи – 2. Из 80 слов у мальчика употреблено нужных 50 и «сорняков» - 30. (слова «паразиты»).
«Телефонный разговор».
- Вам звóнит учительница Тощакова Т. В.
- Не верю – прервал Алесей (Алексей повесил трубку).
Через минуту звонок.
- Вам звóнит преподавательница Тощакова Т. В.
- Не верно!
В третий раз звонок:
- Товарищ Брянцев, Вам звóнит преподавательница. Ну почему Вы не верите?
Почему мне не поверили?
Ответ: Потому что правильно говорить звонúт, а не звóнит.
VI. Игра «Найди новое слово».
Пользуясь данным словом, составить новые. Кто больше? 5 минут.
Имя существительное.
За каждое вновь полученное слово – 1 балл.
Промокашка!
Ответы:
кашка
мор
карп
рок
ком
ром
мошка
шар
шапка
кок
прок
каша
мок
марш
мрам
VII. Фонетические вопросы-загадки.
Ребята, Вам надо отгадать загадки и сделать фонетический разбор отгадок.
1 команда.
- По волнам гуляет зонтик,
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо, вот так диво:
Зонтик жжется как крапива.
(Медуза)
- Живет она между камнями,
Голова с четырьмя ногами.
(Черепаха)
2 команда.
- Летом за пахарем ходит.
А под зиму с криком уходит.
(Грач)
- В воде живет,
Нет клюва, а клюет.
(Рыба)
3 команда.
- Стой, плотва и караси!
И пощады не проси:
Я хозяйка здесь, в пруду,
На охоту я иду!
(Щука)
- Домовитая хозяйка.
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела)
4 команда.
- Весь день в воде,
А водой не насытится.
(Утка)
- В болоте плачет,
А из болота не идет.
(Кулик)
VIII. Конкурс капитанов.
Без подготовки правильно произнести написанные слова.
1 команда.
Чтобы, шофер, шоссе, фарфор, упростить, торты, скучный, силос, сантиметр, выздороветь, была, дала.
2 команда.
Алфавит, доска, у доски, на доску, кашне, квартал, магазин, модель, облегчить, партер, портфель, тьма.
3 команда.
Ателье, досуг, звонить, километр, конечно, музей, пустячный, столяр, тест, теннис, яичница, углубить.
4 команда.
Что, щавель, начать, чтобы, булочная, цемент, каучук, свекла, положить, понял, расположить, свитер.
IX. «Чтение скороговорок».
Скороговорка – это быстрая речь, искусственно, ради забавы придумано.
Фраза с трудно произносимым подбором звуков, которое нужно произнести быстро, не запинаясь.
Прошу выйти из каждой команды по одному человеку. Вот здесь, на листах, записаны скороговорки. вы читаете скороговорки про себя. А теперь посмотрите на чьем листочке стоит цифра один, тому первому надо быстро произнести вслух.
Скороговорку надо прочитать три раза и постараться сделать это без ошибок.
Скороговорки:
1 команда.
Шит колпак, да не по – колпаковски, надо колпак переколпаковывать.
2 команда.
Расскажу я про покупку, про крупу да подкупки.
3 команда.
Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.
4 команда.
Три дровосека на трёх дровах дрова рубят.
X. Блиц-опрос.
Отгадайте слова по лексическому значению:
- Какое русское слово состоит из 3-ех слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит).
- Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя).
- В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).
- Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (Фонетика).
- Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? (Именительный).
- В каком слове отрицание нет слышится сто раз? (Стонет).
- Что общего у дня и ночи (Ь на конце слова).
- Что у цапли впереди, а у зайца сзади? (Буква ц).
- В каком слове сорок гласных? (Сорока).
- В каких словах по 100 согласных? (Стог, стол, стоп, сток).
- Какую часть слова можно найти в земле? (Имя существительное).
Вот и закончился наш турнир. Жюри прошу подвести итоги. Я хочу поблагодарить всех ребят, принявших участие в этом турнире.
Слово предоставляется жюри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Турнир грамотеев (игра в «Клубе весёлых и начитанных»)
Турнир грамотеев (игра в «Клубе весёлых и начитанных», 6 класс)...
Турнир грамотеев.
Внеклассное мероприятие по русскому языку....
Развлечение "Турнир юных грамотеев"
quot;Турнир юных грамотеев" это сценарий логопедического развлечения с участием детей подготовительной группы и их родителей....
Внеклассное мероприятие по русскому языку 6-7 кл. «Турнир грамотеев».
Развивать орфографическую зоркость; воспитывать чувство товарищества, умение работать в команде. формировать бережное, уважительное отношение к русскому языку....
Турнир грамотеев (игра в «Клубе весёлых и начитанных», 6 класс)
Турнир грамотеев (игра в «Клубе весёлых и начитанных», 6 класс) ...
Внеурочное занятие по русскому языку «Турнир грамотеев»
Цели: проверить знания учащихся по русскому языку в игровой форме;Задачи:- формировать положительную мотивацию к изучению предмета;- воспитывать любовь к родному языку;- развивать ре...
Городской конкурс по русскому языку «ТУРНИР ГРАМОТЕЕВ»
можно использовать для проведения внеклассных мероприятий...