Турнир грамотеев (игра в «Клубе весёлых и начитанных»)
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему
Турнир грамотеев (игра в «Клубе весёлых и начитанных», 6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kvn.docx | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Турнир грамотеев
(игра в «Клубе весёлых и начитанных», 6 класс)
Цели: способствовать поддержанию интереса учащихся к русскому языку; формировать навыки речевого общения.
Оборудование: плакаты с высказываниями писателей о русском языке; карточки с заданиями к конкурсам.
Ход игры.
1.Оргмомент.
- Сегодня у нас необычная встреча – встреча в КВН, на которой мы постараемся расширить свои знания в области русского языка. Русский язык – это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира.
К слову нужно относиться бережно. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», - писал поэт В.Шефнер.
Приглашаю вас на час удивления и открытия, приглашаю вас на встречу с русским языком.
О красоте и богатстве русского языка высказывались многие писатели.
«Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то подарок». (Н.В.Гоголь)
«Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей». (М.Горький)
«С русским языком можно творить чудеса» (К.Паустовский)
Основная часть игры
Т.А. Сегодня своё слово о языке предстоит сказать вам, ребята.
Команды исполняют «Песню о КВН» (на мелодию песни «Улыбка» В. Шаинского)
Любит КВН наш дружный класс
И объявит заседание сейчас.
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
Провести удачный бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг,
И в это будем верить!
Приветствие команд
1команда Мы – весёлые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть!
2команда Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет,
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
1 команда И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
2 команда Но, соревнуясь, всё же с вами
Мы останемся друзьями
И пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней!
Команды приветствуют жюри
Вам и слава и почёт!
Все мы любим устный счёт.
Разминка
«Угадай название команды»
1 –я команда. Название нашей команды обозначает часть слова, которая стоит после корня и при помощи которой образуются новые слова. (Суффикс)
Ведущий
Какое название у команды ваших соперников?
2 –я команда. Название нашей команды обозначает часть слова, которая стоит перед корнем и при помощи которой образуются новые слова. (Приставка)
Команда «Приставка» (соперникам)
Вы стоите после корня,
Мы – немного впереди.
Но от всей души желаем
Дружно вместе нам идти!
Команда «Суффикс» (соперникам)
Команде «Приставка» желаем успеха,
Желаем победы, веселья и смеха!
Конкурс «Найди вторую половину»
Я произношу первую часть пословицы. Ребята находят её продолжение среди записанных на доске. Участвуют по одному человеку от каждой команды.
*Человеческое слово… по полёту
*Видно птицу…. острее стрелы
*Речи что мёд… книга растит человека
*Испокон века…. а дела – что полынь
Ведущий
Если в корне гласный звук
Вызвал вдруг сомнение,
Ты его немедленно
Поставь под ударение.
Задание 2
Найдите слова, которые подходят под это правило (Медок, ледок, глазок)
Конкурс «Отгадай слово»
1 команда.
Корень в слове «снежинка»
Приставка – в слове «подъехал»
Суффикс в слове «лесник»
Окончание в слове «стол» (подснежник)
2 команда.
Корень в слове «молодой»
Суффикс в слове «косцы»
Окончание в слове «травы» (молодцы)
Конкурс «Творческое задание»
Командам восстановить предложенный текст
«Отел»
Настуола отел. В лесу хоит. Мдвдееи лятсяко лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаив хырее бушхак развеятсан лопяне. Влкои хотосяся ан хин.
«Лотем»
На дврое ражок. Варат пакрлоы змлею. Лястьиан дерьяхев морког ляшестет. Врбьоои пргтыаю оп чолсейнно лопянке.Хрошоо кажрим лотем!
Конкурс капитанов «В стране непроверяемых написаний»
На доске написаны слова из словаря, в которых пропущены безударные гласные. Капитаны вставляют пропущенные буквы. Жюри оценивает конкурс.
Для команды «Приставка»
Уд…вительный, с…зонный, дискус…ия, р…бята, ра…чёт, ненавис…ный
Для команды «Суффикс»
М…дведь, с…л…вей, в…рона, радос…ный, б…говой,чу…ствовать
Конкурс «Доскажи фразеологизм»
За правильный ответ команда получает 1балл
Мы исходили городок буквально…(вдоль и поперёк)
И так устали мы в дороге, что еле…(волочили ноги)
Фальшивят, путают слова,
Поют (кто в лес, кто по дрова)
Товарищ твой просит украдкой
Ответ списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь (медвежью услугу)
Конкурс «Фонетические загадки»
Отгадайте загадки и выполните фонетический разбор слов – отгадок
По волнам гуляет зонтик,
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо, вот так диво:
Зонтик жжётся, как крапива (Медуза)
Стой, плотва и караси!
И пощады не проси:
Я хозяйка здесь, в пруду, -
На охоту я иду! (Щука)
Ходит мать с надменной мордой,
Рядом дочь – походкой гордой.
С длинной шерстью дочь и мама
Ведь их род зовётся (лама)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком (пчела)
Конкурс «Этимологические задания»
Этимология – раздел языкознания, изучающий происхождение слов.
- По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его. (Волк. Произошло от слов «волочь», «тащить». Волк – буквально «таскающий»
- Являются ли родственниками лебедь и лебеда?
(Да, этимологическими. Оба названия, птицы и растения, произошли от латинского слова «албус» - белый: у лебедя белое оперение, у лебеды – белые цветы.)
- Объясните происхождение слова «слон». (Заимствовано из тюркского языка: Аслан – лев. В процессе употребления начальная гласная была утрачена, а слово изменило своё значение.)
- Что означает слово «медведь»? (ведающий мёдом, медоед)
- Каково происхождение слова «выдра»? (Общеславянское слово, буквально «водяная»
- Как вы думаете, каково происхождение слова «снегирь»? (Это исконно русское слово. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера, когда выпадает первый снег и начинаются заморозки)
- Попробуйте объяснить происхождение слова «шарада»
(Слово это французского происхождения: так в средневековье называли повозки на двух колёсах. Позже в лексиконе феодалов, предававшихся словесным развлечениям после сытного ужина, это слово стало означать «целый воз болтовни»
Конкурс «Шарады»
- В первом – отдыхают
Пиво попивают.
Ветка толстая – второе,
Может быть- совсем сухое.
Вместе всё – он зверь лесной,
Просыпается весной.
Он в норе своей живёт.
Ест он всё, что лишь найдёт,
Ловко землю он копает,
А уставши, засыпает.
Спать без отдыха весь день
Зверю этому не лень (Бар –сук, барсук)
2.Называем так домишко,
Хлам где всякий и дровишки,
Буквам место изменить-
Будет рыбка в море плыть (сайра- сарай)
3.Первое- большая хищная птица,
Что над погибшим животным кружится,
Длинная часть у гитары – второе,
Крепко сжимается левой рукою.
На документах секретных есть третье.
Что же за слово? Подумайте, дети. (гриф)
4.Бабочка из первой вылетает,
Во вторую девочка играет. (куколка)
Конкурс «Омограф»
Омографы –слова и формы слов, совпадающие в написании, но произносимые различно
Например: замок –замок
Задания:
1.С ударением на первом слоге – часть живого организма, с ударением на втором слоге – музыкальный инструмент. (Орган-орган)
2. С ударением на первом слоге- мельчайшее отверстие на поверхности кожи, с ударением на втором слоге – продолжительный период времени. (пора)
3.С ударением на первом слоге – небольшие лесные зверьки с пушистыми хвостами, с ударением на втором слоге – белая часть варёных яиц. (белки – белки)
4.С ударением на первом слоге – птица, с ударением на втором слоге – мужчина, достигший старости. (старик – старик)
Конкурс «Метаграммы»
1.Замените О на А и ударение, и пышная отделка у воротника из кружев превратится в крупную бородавчатую родственницу лягушки. (жабо – жаба)
2.Измените последнюю букву в названии натурального фруктового
Напитка на другую, и вы узнаете название крупной пресноводной бесчешуйчатой рыбы с усами. (Сок – сом)
Конкурс «Анаграммы»
Анаграммы – это слово или словосочетание, образованное на основе другого слова, или словосочетание с перестановкой букв, составляющих его.
Например: рад – дар
Задания.
1.В названии площадки для игр в теннис переставьте буквы, и вы получите название подземного насекомоядного млекопитающего.
(корт – крот)
2.Переставьте буквы в названии кисти руки со сжатыми пальцами, ивы узнаете
название крупной хищной морской рыбы. (кулак – акула)
3.Тонкий шнур перестановкой букв превратите в крупную хищную птицу семейства ястребиных (шнурок – коршун)
4. В названии снежных глыб или обломков скал, обрушившихся с гор, переставьте буквы, и вы узнаете
название небольшой промысловой рыбы семейства карповых (обвал – вобла)
Подведение итогов. Награждение победителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Турнир грамотеев.
Внеклассное мероприятие по русскому языку...
Турнир грамотеев.
Внеклассное мероприятие по русскому языку....
Встреча в Клубе Весёлых и Начитанных (6 класс)
Сценарий и презентация к КВН по литературе (6 класс)...
Игра КВМ "Клуб весёлых математиков"
Цели: 1. Способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся.2. Воспитывать чувства юмора и смекалки, интерес к предмету математики....
Внеклассное мероприятие по русскому языку 6-7 кл. «Турнир грамотеев».
Развивать орфографическую зоркость; воспитывать чувство товарищества, умение работать в команде. формировать бережное, уважительное отношение к русскому языку....
Турнир грамотеев (игра в «Клубе весёлых и начитанных», 6 класс)
Турнир грамотеев (игра в «Клубе весёлых и начитанных», 6 класс) ...
Интеллектуальная игра "Клуб Весёлых Математиков". 5 класс (для детей с ОВЗ)
Данная разработка является авторской. Игра может проводиться в ракмках недели математики, обобщающего урока, внеурочной деятельности....