Математический турнир "Старорусские меры"
методическая разработка (8 класс) на тему

Хайржанова Ольга Николаевна

Математический турнир "Старурусские меры" может быть проведен для обучающихся 7-9 классов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                       

                                                                       Разработали

                                                             учителя математики          

                                                               МБОУ «СОШ № 1»

                                                                         г.Мегиона                                                    

                                                                   Хайржанова О.Н.

                                                               Петрова И.В.

  Участники турнира – учащиеся 8-х классов (по 5 человек от класса).

  Жюри – учителя математики, родители.

Цели и задачи: 

 1)  Развитие познавательного интереса к предмету математики.                                                                                                

 2) Расширение математического кругозора учащихся.                                                                                                          

 3) Развитие логического мышления.                                                                                                  

 4) Отработка навыков слухового восприятия.                                                                 

  5) Воспитание доброжелательности, уверенности в общении, справедливости друг к другу при работе.                                                                                                                        

 6) Воспитание коллективизма, чувства долга и ответственности каждого за всех.

ПЕСНЬ О МАТЕМАТИКЕ

    В нашей жизни есть один предмет.

    Он для всех основ наук хребет.

    Труден он, не терпит суеты.

    Но без него прожить не сможешь ты.

    Математика... Как много этим сказано!

    Нужно умножать, чертить, делить.

    Все профессии с ней тесно связаны.

   Невозможно без нее прожить.

   Множества, неравенства, сравнения...

   Разные у всех бывают мнения.

   Так решить иль, может быть, иначе

   Нам прийти к решению задачи?

   Но когда найдешь ты путь к решенью,

   Очень счастлив будешь, без сомненья.

   Так и в жизни. Ждет того успех,

   Кто напористей и тверже всех.         

                                                              О. Панишева

1 тур.                Считай, смекай, отгадывай. 

(Ведущий задаёт вопрос, отвечает та команда, которая первой подняла сигнальную карточку).

1). Три мальчика Коля, Петя и Ваня отправились в лавочку. По дороге у лавочки они нашли 3 копейки. Сколько бы денег нашёл один Ваня, если бы он отправился в лавочку?                     (3 копейки).

2). Длина бревна 5 аршин. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному аршину. Во сколько минут будет распилено всё бревно?   (4 минуты).

3). В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски – их называли гривнами. Если вещь стоила меньше всего бруска, то отрубали половину. Как называлась отрубленная часть бруска?         (Рубль)

4). В известной сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» царь послал стрелка Андрея за «тридевять земель». Тридевять – это сколько?

           ( 27.  В Древней Руси считали девятками. Это значит трижды девять).

5).  Задача «Небывалый конь».

В древние времена жил на Руси храбрый воин Данила. В одном из боев попал он в плен к князю - чужеземцу.

Велел князь привести Данилу во дворец и сказал ему:

— Я отпущу тебя на волю, если ты в три дня достанешь мне коня. Только этот конь не должен быть ни вороной, ни пегий, ни каурый, ни белый, ни буланый, ни гнедой, ни чалый, ни серый, ни ... И князь перечислил все масти коней, которые только были на свете. Подумав, Данила согласился. И князь отпустил его. Через три дня он получил от Данилы письмо, в котором было написано:

«Князь! Я нашел коня небывалой масти. Присылай за ним в любой день следующей недели, но только...»

Далее в письме сообщалось о сроке, но так, что князь понял: он никогда не получит коня небывалой масти.

Что написал Данила в своем письме?

    (Данила написал: «...но только ни в понедельник, ни  во вторник, ни в среду, ни в четверг, ни в пятницу, ни в субботу, ни в воскресенье»)

6). Есть поговорка: «Пять вёрст до небес, и всё лесом». Сколько метров до «небес»?    (5350 м).

             

2 тур.     Старорусские меры в литературных произведениях.                                        

(Ведущий задаёт вопрос, команда записывает ответ и отдают жюри).

1). Появилась девочка в чашечке цветка.                                                                                   И была та девочка чуть больше ноготка.                                                                                       В ореховой скорлупке та девочка спала.                                                                                      И маленькую ласточку от холода спасла.                                                                              Как звали девочку? И какой ее рост?                                                                                                        

                                                        (Дюймовочка. 1 дюйм = 2,54 см)

2). Царь Салтан с женой простился
На добра коня садился,
Ей наказывал себя,
Поберечь его любя.
Между тем как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин,
Сына бог им дал в аршин.

Каков рост сына?                                                (71,12см)

3). Гей вы еси, удалы, добры молодцы.
Видел я Тугарина Змеевича.
В вышину ли он, Тугарин,
трех сажень.
Промежду глаз калена стрела.
Конь под ним как лютый зверь.

Каков рост Тугарина Змеевича?                     (6,4м)

4). Горбунок летит, как ветер,
И почти на первый вечер
Верст 
сто тысяч отмахал,
И нигде не отдыхал.

Сколько проехал конёк – горбунок?                       (107000км).

5). Был русский богатырь здоров:
Честной народ пугая,
Мог палицу под сто пудов
Подбросить вверх играя.

Найдите вес палицы богатыря в килограммах.     (1640 кг).

3 тур.          Старорусские меры в пословицах и поговорках.

(Командам раздаются пословицы и поговорки, а они должны объяснить их смысл).

«Мал золотник, да дорог» (подчёркивают высокую ценность небольшой вещи).

«Мерить на свой аршин» (о человеке, который судит обо всём только по себе).

«В плечах – косая сажень» (хотят подчеркнуть богатырское сложение человека).

«Близок локоть, да не укусишь» (о каком-нибудь простом, но невыполнимом деле).

«От горшка два вершка, а уже указчик» (молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех).

«Семь пядей во лбу» (когда хотят сказать об очень умном человеке).        

4 тур.                 Ребусы.     

Каждая команда получает по 5 ребусов, в которых зашифрованы старинные меры. Ребусы приготовили учащиеся 8-х классов (творческое задание, которое учителя математики задавали за 1 месяц до проведения турнира).

 5 тур.            Ярмарка.

Представьте, что вы попали на ярмарку в Древней Руси. Вам необходимо купить животное (командам раздаются карточки с названием животного). Сколько будет стоить животное на наши деньги?

Гусь (2 полтины с алтыном) – 103 коп.=1руб. 3 коп.

Цыпленок (3 пятиалтынных и 2 деньги) – 46 коп.

Барашек (4 полтины и 8 грошей) – 204 коп.=2 руб. 4 коп.

Петух (3 полтины и 2 гривенника) – 170 коп. =1 руб. 70 коп.

Индюк (2 полтины и 2 деньги) – 101 коп. = 1 руб. 1 коп.

Поросёнок (8 полушек и 4 полтины) – 202 коп. = 2 руб. 2 коп.

6 тур.                 Дроби на Руси.

(Команды получают карточки с примерами на действия с дробями, которые назывались на Руси. Учащиеся должны выполнить действия с дробями).

1). Половина + седьмина    ()

2). Треть – полчеть   ()

3). Полтреть × пятина  ( )

4). Четь : десятина   (2,5)

7 тур.      Старинные задачи из учебника

                «Арифметика» Л.Ф.Магницкого.

(Командам раздаются карточки с задачами, они решают и сдают решения жюри).

1). Вопросил некто учителя: «Сколько имеешь учеников у себя, так как хочу отдать своего сына к тебе в училище?». Учитель ответил: «Если ко мне придёт учеников ещё столько же, сколько имею, и полстолька, и четвёртая часть, и твой сын, тогда будет у меня 100 учеников». Сколько было у учителя учеников?                                                       (36).

2). Купец купил 138 аршин чёрного и синего сукна на 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а чёрное - 3 рубля?

                                                            (75 аршин чёрного сукна,

                                                             63 аршина синего сукна)

Посвящение математике.

Великих гениев творенье,

Царица всех наук земных,

Ты вызываешь восхищенье

Любимых подданных твоих!

Ты всем наукам помогаешь

Сбирать бесценные дары

И вместе с ними пролагаешь

Пути в далёкие миры!



Предварительный просмотр:

МЕРЫ  ВЕСА.

Ласт=72 пудам=1,2 т

Кадь=14 пудам=230 кг

Берковец=10 пудам=1,64ц

Пуд=40 футам=16 безменам = 16,4кг

Фунт=454г

Безмен=96 золотникам=409,5 г

Золотник=4,3 г

МЕРЫ  ДЛИНЫ.

Миля = 7,47км

Верста = 500 саженям=1,07 км

Сажень = 3 аршинам=7 футам=2,13 м

Аршин = 4 четвертям=16 вершкам=28 дюймам=71,12 см

Дюйм = 10 линиям=2,54 см.

Линия = 10 точкам=2,54 мм

ДЕНЕЖНЫЕ ЕДИНИЦЫ.

Рубль = 2 полтинам

Полтина = 50 копейкам

Пятиалтынный = 15 копейкам

Алтын = 3 копейкам

Гривенник = 10 копейкам

2 деньги = 1 копейка

Грош = ½ копейки

Полушка = ¼ копейки



Предварительный просмотр:

3 тур.

«Мал золотник, да дорог»

«Мерить на свой аршин»

«В плечах – косая сажень»

 

«Близок локоть, да не укусишь»

«От горшка два вершка, а уже указчик»

 

«Семь пядей во лбу»         

5 тур

Гусь

Цыпленок

Барашек

 

Петух

Индюк

Поросёнок  

6 тур.

1). Половина + седьмина    

2). Треть – полчеть  

3). Полтреть × пятина  

4). Четь : десятина  

1). Половина + седьмина    

2). Треть – полчеть  

3). Полтреть × пятина  

4). Четь : десятина  

1). Половина + седьмина    

2). Треть – полчеть  

3). Полтреть × пятина  

4). Четь : десятина  

1). Половина + седьмина    

2). Треть – полчеть  

3). Полтреть × пятина  

4). Четь : десятина  

1). Половина + седьмина    

2). Треть – полчеть  

3). Полтреть × пятина  

4). Четь : десятина  

1). Половина + седьмина    

2). Треть – полчеть  

3). Полтреть × пятина  

4). Четь : десятина  

7 тур.

1). Вопросил некто учителя: «Сколько имеешь учеников у себя, так как хочу отдать своего сына к тебе в училище?». Учитель ответил: «Если ко мне придёт учеников ещё столько же, сколько имею, и полстолька, и четвёртая часть, и твой сын, тогда будет у меня 100 учеников». Сколько было у учителя учеников?                                                      

2). Купец купил 138 аршин чёрного и синего сукна на 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а чёрное - 3 рубля?

1). Вопросил некто учителя: «Сколько имеешь учеников у себя, так как хочу отдать своего сына к тебе в училище?». Учитель ответил: «Если ко мне придёт учеников ещё столько же, сколько имею, и полстолька, и четвёртая часть, и твой сын, тогда будет у меня 100 учеников». Сколько было у учителя учеников?                                                      

2). Купец купил 138 аршин чёрного и синего сукна на 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а чёрное - 3 рубля?

1). Вопросил некто учителя: «Сколько имеешь учеников у себя, так как хочу отдать своего сына к тебе в училище?». Учитель ответил: «Если ко мне придёт учеников ещё столько же, сколько имею, и полстолька, и четвёртая часть, и твой сын, тогда будет у меня 100 учеников». Сколько было у учителя учеников?                                                      

2). Купец купил 138 аршин чёрного и синего сукна на 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а чёрное - 3 рубля?

1). Вопросил некто учителя: «Сколько имеешь учеников у себя, так как хочу отдать своего сына к тебе в училище?». Учитель ответил: «Если ко мне придёт учеников ещё столько же, сколько имею, и полстолька, и четвёртая часть, и твой сын, тогда будет у меня 100 учеников». Сколько было у учителя учеников?                                                      

2). Купец купил 138 аршин чёрного и синего сукна на 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а чёрное - 3 рубля?

1). Вопросил некто учителя: «Сколько имеешь учеников у себя, так как хочу отдать своего сына к тебе в училище?». Учитель ответил: «Если ко мне придёт учеников ещё столько же, сколько имею, и полстолька, и четвёртая часть, и твой сын, тогда будет у меня 100 учеников». Сколько было у учителя учеников?                                                      

2). Купец купил 138 аршин чёрного и синего сукна на 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а чёрное - 3 рубля?

1). Вопросил некто учителя: «Сколько имеешь учеников у себя, так как хочу отдать своего сына к тебе в училище?». Учитель ответил: «Если ко мне придёт учеников ещё столько же, сколько имею, и полстолька, и четвёртая часть, и твой сын, тогда будет у меня 100 учеников». Сколько было у учителя учеников?                                                      

2). Купец купил 138 аршин чёрного и синего сукна на 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а чёрное - 3 рубля?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математический турнир «Старорусские меры»

Слайд 2

Считай, смекай, отгадывай «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».

Слайд 3

Старорусские меры в литературных произведениях

Слайд 4

Старорусские меры в пословицах и поговорках.

Слайд 5

Ребусы

Слайд 6

Ярмарка

Слайд 7

Дроби на Руси. Дроби на Руси называли долями, позднее ломаными числами. В старых руководствах находим следующие названия дробей: Славянская нумерация использовалась в России до XVI в.

Слайд 8

Задачи из учебника «Арифметика» (1703 год) Л.Ф.Магницкого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Да будет мерой чести Ленинград!"

классный час для учащихся 7 - 9 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...

конспект урока математики в 2"В" - 3"В" классе-комплекте по теме" Меры времени. Год. Сутки. Час."

Урок с презентацией по закреплению вычислительных навыков и знаний о единицах измерения времени в коррекционном классе-комплекте школы VIII вида....

Проведение недели математики: математические интеллектуальные игры "Математический квест", "Математическое ассорти"

В рамках недели математики в 5-8 классах можно провести математические интеллектуальные игры "Математический квест", "Математическое ассорти". В данной работе изложен порядок ...

Математическая игра по станциям (для закрепления) «Русская Ярмарка» Математика 5-6 класс Старинные русские меры длины

Актуальность работы заключается в том, что в современном мире редко пользуются старинными мерами длины, многие школьники не знают, как измеряли раньше, но хотели бы узнать, ведь с этими величинами ста...