Классный час "Поговорим о толерантности"
методическая разработка (5 класс) по теме

В ходе мероприятия дети расширяют свои знании о толерантности, закрепляют их на осмыслении проблемных ситуаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_tolerantnost.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие "Урок толерантности"

Цели:

    Познавательные:

Знакомство со словом “толерантность”, с высказываниями великих людей по данной теме

   Практические:

Обучение коллективному творческому делу, умению слушать высказывания товарищей и высказываться самому, обучение работе в коллективе

   Воспитывающие:

Воспитывать нравственные качества школьников: понимание дружбы как общечеловеческой ценности, уважение к личности человека, с которым ты проводишь досуг, учишься, живёшь рядом и просто видишь и встречаешь в жизни;

  Задачи:

Развивать компетентность учеников и толерантность

Развивать память, логическое мышление, речь, способности, волю, эмоции

Формировать умение самостоятельно пополнять знания путём чтения не только художественной, но и справочной литературы

   Оборудование:

Оформление доски цитатами и выдержками

Групповые карточки – задания (для двух групп)

Индивидуальные тесты

ДЕВИЗ ЗАНЯТИЯ: “Мы разные, но мы вместе – и в этом наша сила!”

Ход урока

                                                                  Я не согласен с тем, что вы говорите,
                                                  но пожертвую своей жизнью,
                                    защищая ваше право
                                                           высказывать собственное мнение.

                                                                                       /Ф.Вольтер/

   I. Вступление

   Тема нашего урока: “Мы разные, но мы вместе – и в этом наша сила”. Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Мы начинаем разговор о толерантности. Что же это такое? Не всем, может быть понятно это слово, многим даже и не знакомо. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.

   Современный культурный человек – это не только образованный человек. Этого мало. Это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы людей, всего общества в целом. А что мы видим? СМИ постоянно показывают, как из-за того, что человек одет «не так»-его убили, что девочку, принадлежащую к «не тому» соц.слою-избили, что убили студента лишь по причине «не той» национальности и таких примером масса!

   Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году была принята Декларация толерантности. Согласно Декларации принципов толерантности, мы понимаем, что “толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…,

это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…”

   В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров. социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.

   Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

   Определение слова “толерантность” у разных народов на разных языках звучит по-разному:

– в испанском – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

– во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

– в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

– в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

– в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

– в русском – способность терпеть что-то и от кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо и кого-либо)

II. Основная часть

1. Беседа по вопросам

-– Какое из определений вам импонирует больше всего?

-– Почему, на ваш взгляд, в разных странах эти определения различны?

-– А что же объединяет эти определения?

-– Почему так актуальна толерантность в наше время?для нашего класса?

2. Задания по практике отношений (работа в группах)

Задание №1.

Попробуйте оценить ситуацию

– Какова ваша реакция?

– А теперь попробуйте быть толерантным.

Ситуации

…что рядом с вами живёт человек с физическими недостатками (человек в инвалидной коляске, человек очень маленького роста, слепой, уродливый внешне и т.д.) …

…что ваш одноклассник принадлежит к значительно более обеспеченной семье, чем вы или наоборот…

…что на улице вы видите человека, одетого не так, как другие…

ВЫВОД:

   Одно из главных качеств – умение отличать действительные ценности от мнимых. Важно не внешнее в человеке, а его человеческие качества.

Цените жизнь, дружбу, здоровье, семью. Если вы хотите быть радостным, вы должны знать, что радость начинается только с вас, а не с кого-то и не с чего-то.

Умеем ли мы чувствовать других людей?

Умеем ли мы понимать чужую боль?

Умеем ли мы входить в положение другого человека?

С этого и начинается толерантность.

Задание №2.

Распределите нижеприведённые варианты поведения людей по двум группам, третья группа-эксперты(согласны-не согласны):

(на столах у присутствующих соответствующий наглядный материал и материал для работы)

УВАЖЕНИЕ (УНИЖЕНИЕ) человеческого достоинства

1. Уважение прав человека

2.Оскорбление человека, унижение

1.Уважение культурных традиций других народов и религий

1.Поиск общих интересов для разрешения конфликтов

2.Насилие или призывы к насилию

2.Угрозы, запугивание, физический террор

1.Стремление к сотрудничеству, взаимопомощь

1.Участие к другим людям, сопереживание

Задание №3.

Чтение текста и ответ на поставленный вопрос.

Текст Лилиан Муур “Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду”.

(Текст на столах у детей. Чтение)

Крошка Енот начал переходить по дереву на ту сторону пруда. Ему не хотелось думать о Том, кто сидит в пруду, но он ничего не мог с собой поделать. Он остановился и заглянул. Кто-то сидел в пруду! Это был Он!

Крошка Енот и виду не подал, что испугался. Он скорчил рожу. Тот, в пруду, тоже скорчил рожу. Что это была за рожа!!!

Крошка Енот повернул обратно и побежал со всех ног. Он нашёл хорошую палку и повернул обратно к пруду.

– Может быть, Он успел уйти? – спросил Крошка Енот самого себя.

Нет, Он не ушёл! Он по-прежнему сидел в пруду. Крошка Енот не стал ждать. Он поднял вверх большую палку и погрозил ею. Но у Того, КТО СИДЕЛ В ПРУДУ ТОЖЕ БЫЛА ПАЛКА. И Он погрозил этой палкой Крошке Еноту. Крошка Енот уронил свою палку и убежал. Крошка Енот рассказал маме про Того, кто сидит в пруду.

– Вот что я тебе скажу, Крошка Енот, – сказала Мама Енотиха. – Вернись назад, но на этот раз не строй рож, не бери с собой палки, не бери с собой камня!

– Что же я должен делать? – спросил Крошка Енот.

– Только улыбнуться! – сказала Мама Енотиха. – Пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду.

Крошка Енот заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду. И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ.

– В чём, по-вашему, смысл сказочной истории?

-Как выдумаете, почему именно эту тему я выбрала для нашего класса?

V. Заключение. Рефлексия-«Древо толерантности»

Сегодня мы расширили понятие «толерантность», беседовали о том,что это такое, кого можно назвать толерантным человеком, рассматривали разл.ситуации, делали выводы, искали смысл в сказочной истории. Давайте прикрепим к дереву толерантности понятия, которые относятся к толерантному человеку. И не просто прикрепим, а сами будем именно такими.

Класс – это маленькая семья.

И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

Презентация

Быть толерантным-это (повесить на «человека» табличку ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ,ТЕРПИМОСТЬ И Т Д)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час о толерантности

Если хочешь изменить государство, начни с провинций; если хочешь изменить провинции, начни с городов;  если хочешь изменить города, начни с домов;  если хочешь изменить дома, начн...

Классный час по толерантности "Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности"

Цель занятия:Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;С...

Классный час о толерантности

Презентация посвященная теме толерантности....

Классный час о толерантности.

Рабочие материалы к классному часу о толерантности....

Классный час по толерантности "Счастье - это когда тебя понимают!"

Данная методическая разработка знакомит учащихся с понятием толерантности и его историей, способами толерантного поведения, развивает коммуникативные умения и навыки самоанализа, помогает сплотить кол...

Классный час о толерантности

Занятие проводилось на трёх уроках. Дети глубоко пережили все ситуации, в которые были поставлены. Дома эти проблемы обсуждали с родителями. На занятии дети учатся понимать не только себя, но и тех, к...

Классный час "Урок толерантности"

Данная разработка поможет классным руководителям 5-6-х классов провести интересный и содержательный классный час по воспитанию терпимости друг к другу и непохожим на нас людям....