Классный час о толерантности
классный час (10 класс) по теме

Занятие проводилось на трёх уроках. Дети глубоко пережили все ситуации, в которые были поставлены. Дома эти проблемы обсуждали с родителями. На занятии дети учатся понимать не только себя, но и тех, кто оказывается в жизненно трудной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_o_tolerantnosti.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка классного часа «Поговорим о толерантности» в 10 классе.

Цель: ознакомление с понятиями «толерантность» и «интолерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

Комментарий.

Президент России Путин В.В., выступая на встрече с участниками Всероссийской конференции преподавателей общественных наук, заявил, что старые стандарты образования не решают проблем формирования личности и ключевым понятием в обучении станет способность использовать на практике любые полученные знания. Порассуждаем об этом. В человеке должны быть базовые установки или критерии воспитанности. Такие критерии осмысливались давно. Взяв мудрость древних и соединив её  с современностью, можно говорить о необходимости формирования у обучающихся следующих критериев воспитанности: самообладание, коммуникабельность, культура чувств и мышления, толерантность. Толерантность личности может существовать в обществе только на основе неприятия попыток к порабощению и систем зависимости от кого-либо.

Толерантность личности может существовать в обществе только на основе неприятия её попыток к порабощению и систем зависимости от кого-либо. Если толерантность утрачивает эту основу, то превращается в холопство перед другим. Значит, толерантность предполагает и отсутствие собственной устремлённости  к введению других людей в зависимость от себя.

В современном обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления  особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Сегодня мы наблюдаем активный рост асоциального поведения молодежи, увеличение численности антиобщественных молодежных организаций радикального толка, повышение уровня подростковой преступности. Из уст старшего поколения все чаще звучит укор учителям и обвинение нового поколения в жестокости,  интолерантности. А знают ли вообще наши дети, что такое толерантность, а смогли ли мы, учителя,  донести суть этих понятий?!

На вопрос, что такое толерантность, 10-классники в основном сказали, что слышали, но конкретно никто не смог объяснить, что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ. А слышали 20% от общего числа учеников. Для учителя и психолога есть поле деятельности. Мы провели блок мероприятий по данной теме, которые включали в себя как лекционный материал, так и тренинговые занятия, беседы, инсценировки или ролевое моделирование  (так называют этот вид деятельности психологи). Охотно делимся своими находками в работе по данной теме. После классного часа дети активно обсуждали вопросы занятия с родителями, говорили по этой теме, неравнодушно обсуждали третье занятие.

Первое занятие начинаем занятие с вопроса: «Что такое толерантность?» Дети отвечают кто что знает, а кто-то оказывается совсем несведущим в этом интересующем меня как классного руководителя вопросе.

Целью нашего занятия является знакомство  с понятием «толерантность», «интолерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.  

Материалы, которые нам потребуются, - это  бумага, авторучки, разные источники с толкованием понятий толерантности, мячи для большого тенниса  (4-5 шт.)

Начинаем занятие с упражнения на знакомство и командообразование.

Все участники становятся в круг. Ведущий называет свое имя и имя любого участника и кидает ему мячик. Задача участника - поймать мяч, сказать «спасибо, Толя (имя ведущего)», затем назвать свое имя и имя того, кому кидает мяч. Следующий участник, поймав мяч, также говорит: «Спасибо, ...(имя того от кого поймал мяч)», дальше говорит свое имя и потом кидает мяч и называет имя следующего участника. Важно запомнить цепочку передвижения мячика – кто  от кого ловил мяч и кому кидал. После того, как мяч побывал у всех участников, он возвращается к ведущему, объясняется дальнейший ход упражнения
Вопрос к группе: «Какое количество мячиков группа готова перекидывать одновременно? При этом проговаривая цепочку имён, начиная с первого и до следующего, и так каждый раз». Попробуйте  начать с 2-х мячиков.

 Следующим  этапом будет слово учителя.  В последнее время говорить о толерантности стало модным.  Понятие « толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово-«терпимость».

Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне – в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных способностей.

В межличностном общении толерантность – терпение, принятие другого человека таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Развитию толерантности способствует неподдельный интерес к человеку, его самобытности, постижение его эмоционального состояния, рост жизненного опыта.

Методом мозгового штурма определяем уровень понимания  значения  слова толерантность. Сидя в кругу, все учащиеся по очереди говорят о своем понимании понятий толерантности и интолерантности.

Учитель: Знакомы ли вы с определением понятия: «толерантность», «интолерантность»?

- Записываем  высказывания учащихся на доску.

Учитель: Описать толерантность довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках она определяется по-разному.

 Делим  класс на 4 группы. Даем задание по группам.

  1. Дать определение толерантности.
  2. Дать определение интолерантности.
  3. Дать определение толерантному человеку.
  4. Дать определение интолерантному человеку.

Для работы в группах используются публикации статей и определений понятия толерантности разных народов мира. Даются словари Иностранных слов: 1. С. Жуковский. «Живой словарь иностранных слов»; 2. «Словарь иностранных слов», 1982г; 3. «Словарь психологических терминов». 4. Словарь русского языка (академическое издание). Используется исследовательский метод. Каждая группа работает со справочниками и делает краткое и точное определение к своему заданию. После того как ребята заканчивают свою работу, предлагаем обменяться заданием по часовой стрелке и дополнить работу своим мнением. Оказалось, что есть разность в понимании этого слова у разных авторов; а в словаре В.И.Даля нет этого слова вообще. Не оказалось его и у Ожегова. Таким образом учащиеся проработали все задания. Определение получилось кратким и емким, выражало суть понятия толерантности. На доске появляются записи:

Толерантность - это:
- Терпимость

- Уважение права быть « иным».
- Непричинение вреда «другому».
- Признание многообразия сообществ.
- Взаимозависимость всех от каждого и каждого от всех.

Интолерантность- это:
- Нетерпимость

-Унижение человеческого достоинства.
– Агрессивность.
- Нарушение прав человека и т.д.

* Чтение стихотворения «Отсутствие толерантности».

Автор: Самойленко Елена.

У каждого свой нрав и к прочим нетерпенье.

На плаху иль на пьедестал

Разбрасывают всех без ложного стесненья.

И хоть бы кто от этого устал!

Сличают всё с имеющимся знаньем точно.

Особо в сложностях не усомнясь,

Выносят приговор «порочным»

И тут же судят не таясь.

Но как вдруг жалобны они бывают,

Когда ошибка налицо

К тем, кто от них уже страдает,

Страдает, может быть, давно.

Раскаявшийся раз, урока не запомнит.

И к следующей судьбе он весь непримирим.

Сомнение его, увы, не тронет

И славы горькой шлейф потянется за ним.

Вопросы для обсуждения:

- Что означает каждое определение?

- Есть ли в них что-то общее, что объединяет их?

- Какое определение более удачно?

-Можно ли дать одно определение понятиям « толерантность»,  «интолерантность»?

         После того, как учащиеся представили свои формулировки, обсудили понятия, учитель показывает заранее заготовленные плакатики с определением толерантности и интолерантности. Обучающиеся имеют возможность ознакомиться с существующими определениями толерантности и интолерантности и высказать свое отношение к ним.

         Психолог: Вы должны понять следующую мысль:  многозначность и разнообразие определений толерантности подчеркивает различие  культур и исторического опыта народов. Данные определения служат подтверждением  многообразия  сообществ,  религиозного многообразия. Вместе  с  тем  каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать права других «иных», не допускать причинения им вреда. Общими в понимании толерантности разными народами является восприятие человеческого рода, как единого целого и взаимозависимого, что подчеркивается и экологическими проблемами нашей современной действительности, каждодневной  жизни.

 Упражнение «Моя ассоциация».

Предлагаем  учащимся закрепить понятие « толерантность» и «интолерантность» при помощи ассоциативного ряда. Называем слово, а учащиеся должны найти связь между этим словом и понятиями, которые рассматривали на уроке.
 Например:  Книга. Книга нас учит пониманию, миру, добру,  как и толерантность.
Радуга. Радуга имеет разные оттенки, так и толерантность имеет разные определения.

По желанию 4-5 человек готовятся к выполнению задания по карточке.

  1. Изобразить отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок», используя невербальные средства общения.

  1. Показать классу, как предубеждения, стереотипы и дискриминация против кого-либо может привести к изгнанию на примере данной сказки.

Остальной части  класса предлагается провести упражнение – энергизатор «Едем в автобусе». Все сидят на стульях в круге. И лишь один стул пустой. Учащийся, который находится слева от пустого стула, начинает игру. Он пересаживается на свободный стул со словами: «А я еду». Участник, перед которым освободилось место,  занимает его со словами: «А я рядом». Следующий - занимает освободившийся стул со словами: «А я заяц». Четвертый участник завершает пересадку на свободное место со словами: «А я с (называет имя того, с кем хотел бы сидеть, например: с Машей )». Участник,  которого пригласили сесть на освободившееся место, пересаживается. Таким образом, снова освобождается место. И учащийся, который находится слева от пустого стула, начинает игру заново. Это упражнение – энергизатор позволяет создать положительную атмосферу в классе и провести диагностику на предпочтения, общение и взаимодействие учащихся .

После того как группа готова представить задание по сказке «Гадкий утёнок», товарищи смотрят представление и отвечают на вопрос: «Как поступили товарищи по отношению к своему сородичу?» ( Интолерантно).

  1. А бывают ли в вашей жизни подобные ситуации? (Идёт обсуждение).

На этапе рефлексии дети говорят, что нового они узнали, постараются учиться быть толерантными в отношениях с одноклассниками, с учителями и родителями.

На втором занятии мы попытались вспомнить, что такое толерантность, по каким принципам она выстраивается.

Мы восстановили ход предыдущего занятия по толерантности, что позволило активизировать деятельность обучающихся по теме «Толерантность  в нашем классе».

  1. Как вы себя чувствуете в классе?
  2.  Комфортно ли вам?
  3. Вы можете сказать, что вы одна команда? Почему? ( Нам вместе интересно).
  4. А каких людей называют интересными? (Люди, которым присуща доброта, удача, красота, радость…)

Продолжим занятие с легенды. (Мы заметили, что такой материал хорошо ложится на душу ребёнка, воздействует на сердце).

 Легенда (Её рассказывает психолог).

Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно было ей жить на свете без подружки. И обратилась она к 100-летнему седому старцу:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы дружила я с ней до конца отпущенных мне Богом дней. Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра раненько утром, когда только запоют первые птицы и роса не обсохнет на траве.

Утром, когда тёплое солнышко только встало, пришла Любовь в условленное место… Пришла и увидела пять девушек, одна краше другой.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь, - не знаю, кого выбрать…

 Твоя правда,  ответил волшебник,  они все хороши. Ты в жизни встретишься с ними. Может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе, стала внимательно рассматривать. Задумалась Любовь.

Останавливается чтение и задаётся вопрос: - А кого бы выбрали вы? Дети дают свои варианты.

Качества, которые выбирают дети

                          Кол-во человек

УДАЧА

                                      5

ДОБРОТА

                                       7

РАДОСТЬ

                                       8

Дети по выбору качеств определились в группы. Им предложено обсудить свой выбор и привести доводы в пользу выбранного качества.

  1. После обсуждения учитель дочитывает конец легенды:

- Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

  1. Почему же Любовь выбрала Доброту?
  2. А вы всех ли выслушали? Были ли вы толерантны по отношению к соседу по парте? Как чувствовали себя? ( В ходе обсуждения затронуты вопросы внимания друг к другу, тактичности, проявления доброты и терпимости по отношению друг к другу. Не у всех получается, но мы к этому будем стремиться).

Предлагаемое упражнение-энергизатор «Молекулы» позволяет в игровой форме определить новые группы для работы по созданию правил толерантного поведения в классе.

«Молекулы» Дети встают в разные точки комнаты и, подобно молекулам, начинают хаотичное движение по классу. По команде учителя они объединяются в группы по 3, по 4, 5 человек. Важно, чтобы никто не остался одиноким. В момент, когда группы образовались не менее чем по 5 человек, предлагается перейти к новому этапу урока.

Образовавшимся трём командам предлагается выработать правила толерантности  поведения  * в школе; * в общении;  * в классе.

Идёт обсуждение правил. Выступает от каждой группы представитель. Слушающие по возможности дополняют. Здесь мы используем такой приём. Один ученик -  молчун, другой – слишком активен, третий – тугодум. А чтобы все приняли участие, определяем роли следующим образом. Учитель говорит: «Пусть человек с самой короткой стрижкой будет секретарём и отвечает за оформление выработанных правил; человек на самом высоком каблуке будет хрономентёром и отвечает за то, чтобы команда выполнила задание в срок; человек со светлыми волосами – мозговой центр, он будет регулировать основной процесс в ходе обсуждения». Ролей может быть много, но важно, чтобы каждый имел свою и нёс долю ответственности при выполнении заданий. Такой подход позволил нам уложиться в сроки, задействовать каждого. Вот такие правила выработали учащиеся по теме «Толерантность в школе».

  1. Умение слушать учителя.
  2. Соблюдать порядок в кабинетах, где проходят занятия. Уважая тем самым  труд своих товарищей по школе.
  3. В столовой уступать места малышам, помогать донести поднос с едой.
  4. Не забывать говорить слова приветствия каждому находящемуся в школе, исходя из понятия, что школа для ученика, ученик в ней хозяин, и хозяин приветливый.
  5. Юноши ведут себя по отношению к девушкам как истинные джентльмены.
  6. Не допускать нецензурной лексики.
  7. Учителям проявлять терпимость по отношению к ученикам в большей степени.

«Правила поведения в нашем коллективе».

  1. Полное понимание и терпение друг к другу.
  2. Взаимное уважение.
  3. Соблюдать «золотое правило нравственности».
  4. Дружеская любовь.
  5. Воспитывать в себе интеллигентность.

«Толерантность в общении».

  1. Быть всегда внимательным.
  2. Терпимо и аргументированно вести спор.
  3. Быть гуманным и милосердным.
  4. Не оскорблять собеседника.

При обсуждении дети проявили себя очень активно. Были затронуты многие проблемы отношений: учитель – ученик, ученик – директор, ученик – ученик, дети – родители.

Третье занятие мы используем для того, чтобы дети прочувствовали на себе отношение живущего рядом, окружающих нас людей. Мы берём за основу упражнения из программы «ДИСКАВЕРИ», что в переводе означает «ОТКРЫТИЕ». Это упражнение мы взяли  как вид деятельности у работников из центра «Сибирь-СПИД-ПОМОЩЬ» города Томска.

После объявления темы занятия детям рассказывается легенда-упражнение.

Вы оказались на острове, на котором совсем недавно было извержение вулкана. Перед вами раскаленная лава. Вокруг вас непреодолимые скалы. Еще одной трудностью является наличие людей с ограниченными возможностями, у них повязки на глазах  Ваша задача – перебраться всей команде на другую сторону огненной реки. По счастливой случайности у вас оказались с собой огнеупорные платформы, по которым вы сможете перейти. Но платформы сохраняют свои свойства только при непрерывном контакте с телом человека. Если контакт теряется, платформа немедленно сгорает, и команда продолжает выполнять перемещение с оставшимися платформами.

Теперь внимание! Правила!

Делимся на две команды. Занимаем места по разные стороны «текущей лавы». Команды получают огнеупорные платформы. (Были вырезаны из остатков линолеума по величине подошвы. Размер платформы не должен превышать размера обуви; или можно взять одноразовую тарелку из бумаги; количество платформ должно быть в 2 раза меньше, чем число участников в каждой команде). Задача команд - перебраться с одной стороны на другую, используя платформы (показываем откуда и куда), и ничем и никак не дотрагиваясь до лавы: не заступая за линии, ни с той, ни с другой стоны, не заступая за платформы, ноги, руки, одежда, шнурки, волосы – все считается. Если кто-нибудь нарушает правила, все начинается с самого начала. Люди могут идти только вперед, платформы могут передвигаться только вперед.

Каково же было детям? Что они прочувствовали?

Игра началась. Самые активные оказались людьми с ограниченными возможностями. Им было трудно привыкнуть к этому социальному статусу: фактически оказались не у дел. Но мы дали возможность проявить себя тем, кто оставался всегда  в тени жизни класса. На их плечи легло чувство ответственности, приходилось самим принимать решение, чего они не делали, а были лишь послушными исполнителями. Эти дети начали, объединив свои усилия, действовать; а те, на ком оказались повязки, не могли смириться со своей невостребованностью: они пытались снять повязки, предлагали свои решения проблемы и требовали их исполнения. Усилием ведущего пришлось игру направить в нужное русло. Игра продолжалась 50 минут. Лаву было перейти трудно: было ограничено количество кругов, не образовывалась связь между командами, т.к. каждая команда пыталась идти своим путём. Только через 30 мин. ребята поняли, что смогут выполнить задание, когда будут действовать сообща. Команды между собой договорились (это то, чему я их учила на самом первом классном часе, когда мы строили здание): выстроили платформы в один ряд, встали на них, образовался живой забор: детям пришлось  встать  на цыпочки на оставшееся место платформы и переходить каждый в своём направлении, держась за живой забор.  Трудно было тем, кто представлял живой забор: они должны были поддержать, подсказать, направить, а ведь до этого делали за них наши активисты. Обучающимся, оказавшимся в роли людей с ограниченными возможностями, было очень трудно, т. к. ими манипулировали, им приходилось подчиниться и идти за другими, выполнять чьё-то решение. Ещё хочется сказать об одном моменте. В ходе обсуждения решения возникшей проблемы дети забыли о своих товарищах, выполнявших роль людей с ограниченными возможностями до того момента, когда их надо было переправлять на другой берег. Когда после окончания игры началось обсуждение, эти дети высказали обиду на тот факт, что о них забыли. Так рождается сочувствие к тем, кто в реальной жизни ограничен в своих возможностях. Возникает вопрос: а всегда ли мы  в реальности внимательны к своим родным: бабушке, деду; звоним, пишем, посылаем весточку? Ведь нас ждут, нам были отданы лучшие минуты их жизни.

Когда упражнение закончилось, ребята сели в круг. Им было предложено высказать свои впечатления. Многие потрясены теми открытиями, которые они сделали: оказывается, как сложно взять на себя ответственность в принятии какого-либо решения, как важно не забыть живущего рядом, не бросить на произвол судьбы, как трудно договориться даже с родными, близкими людьми, найти общий язык, как трудно отстраниться от дел и дать возможность проявить себя живущему рядом.

На следующий день дети сказали, что они ещё находятся под впечатлением, что обсуждали этот урок с родителями.

А дальше идёт легенда «Гуси».  Её рассказывает учитель.

Много ли мы знаем про гусей? Они громко крякают и больно щипаются. А еще они летят клином на юг.

А вы знаете, что гусь выбирает себе пару на всю жизнь? И если одна половинка погибает, другая никогда не выбирает себе новую пару и в скором времени тоже умирает.

А когда они летят клином, то способны пролететь на 71 % больше, чем поодиночке. Клин разбивает сопротивление ветра, как вертолет, и сложнее всего тому, кто летит впереди. Если первый устал – он отправляется в конец, и его незамедлительно подменяют. Так они постоянно меняют вожака. И каждый из гусей бывает в этой роли. Если один из гусей заболевает или устает и опускается ниже, еще двое опускаются с ним и остаются до тех пор, пока тот не наберется достаточно сил.

Вы слышали, как кричат гуси, когда клин медленно плывет в горизонт? Это они подбадривают того, кто летит впереди, и точно знают, что их будут также подбадривать, когда они окажутся на его месте.

После чтения идёт обсуждение.

  1. Про что этот рассказ для вас?
  2. Давайте попробуем, прежде чем задать этот вопрос группе, ответить на него сами себе.

Психолог подводит детей к мысли-обобщению: жизнь гусей – это метафора отношений в семье, коллективе.

  1. Так порой хочется чувствовать себя в такой «гусиной стае», где есть защищенность,  забота, верность. Особенно когда за все, что есть в жизни – работа, дом, дети, материальное благополучие, отвечаем только мы. А так происходит потому, что мы боимся отдать часть ответственности, или потому, что те, кто рядом, не очень стремятся разделять ее с нами. Часто ли нас, «летящих впереди», поддерживают, не забывают ли о нас, когда мы устали и отстаем? Как окружающие относятся к нашим победам, к тому, что нам удалось вырваться вперед? Разделяют с нами радость или воспринимают наши достижения как собственное поражение? Для того чтобы была возможность лететь вперед, важно иметь надежный «тыл», в то же время роли «летящего впереди» и «прикрывающего» обязательно должны меняться.
  2. Как мы ведем себя, когда кто-то оступается, ошибается? Мы «спускаемся с ним вниз», чтобы поддержать или попытаться разобраться, что случилось? Или нам легче выгнать его из «стаи» (класса, школы, семьи)?

Чтение стихотворения Э. Асадова «Разные свойства».

Заяц труслив, но труслив оттого,

Что вынужден жить в тревоге,

Что нету могучих клыков у него,

А всё спасение – ноги.

Волк жаден скорее всего потому,

Что редко бывает сытым,

А зол оттого, что, наверно, ему

Не хочется быть убитым.

Лисица хитрит и дурачит всех

Тоже не без причины:

Чуть зазевалась – и всё! Твой мех

Уже лежит в магазине.

Щука жестоко собратьев жрёт,

Но сделайте мирными воды,

Она кверху брюхом тотчас всплывёт

По всем законам природы.

Меняет окраску хамелеон

Бессовестно и умело.

- Пусть буду двуличным, - решает он. –

Зато абсолютно целым.

Деревья глушат друг друга затем,

Что жизни им нет без света,

А в поле, где солнца хватает всем,

Друг к другу полны привета.

Змея премерзко среди травы

Ползает, пресмыкается.

Она б, может, встала, но ей, увы,

Ноги не полагаются…

Те жизнь защищают. А эти – мех.

Тот бьётся за лучик света.

А вот – человек. Он сильнее всех!

Ему-то зачем всё это?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час о толерантности

Если хочешь изменить государство, начни с провинций; если хочешь изменить провинции, начни с городов;  если хочешь изменить города, начни с домов;  если хочешь изменить дома, начн...

Классный час по толерантности "Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности"

Цель занятия:Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;С...

Классный час о толерантности

Презентация посвященная теме толерантности....

Классный час о толерантности.

Рабочие материалы к классному часу о толерантности....

Классный час по толерантности "Счастье - это когда тебя понимают!"

Данная методическая разработка знакомит учащихся с понятием толерантности и его историей, способами толерантного поведения, развивает коммуникативные умения и навыки самоанализа, помогает сплотить кол...

Классный час "Урок толерантности"

Данная разработка поможет классным руководителям 5-6-х классов провести интересный и содержательный классный час по воспитанию терпимости друг к другу и непохожим на нас людям....