Уроки толерантности
классный час по теме
В данной работе приведена тематика классных часов по воспитанию толерантности у детей. На примере жизни А.Нобеля разработан устный журнал, девизом которого являются его слова:"Моя Родина не там, где я родился, а там, где я работаю".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_tolerantnosti.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1
УРОКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПРИ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
КУЗОВАЯ Татьяна Валериановна, учитель химии высшей квалификационной категории, классный руководитель.
Номинация: воспитательная работа.
Амурская область, г. Белогорск
ВВЕДЕНИЕ
История России представляет собой балансирование между крайностями: разнообразные культурные контакты между народами и одновременно противостояние окружающих Россию странам. Таков парадокс: постоянно воюя с соседними государствами, Россия гостеприимно впускала в свои пределы мирных иностранцев, часто доверяя им важнейшие дела и должности в государстве. Исторические факты свидетельствуют о том, что порой иноземцы настолько ассимилировались с русским народом, что выступали на русской стороне против своих же соотечественников. По выражению Н.А.Бердяева «русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет 2 мира». Отсюда берет свое начало выбор русским народом нравственных ценностей и жизненных приоритетов, бытовой традиции и духовного опыта. Согласно мнению ряда историков и философов, период существования Московского государства был «самым душным и наиболее азиатско-татарским по своему типу». 19 век позволил русскому народу, благодаря реформам Петра1, высказать себя «в слове и мысли с Западом». В науке и образовании русско-немецкие связи являют собой яркий пример решения проблемы межнационального культурного взаимодействия, и, прежде всего в его созидательном, творческом аспекте. Среди иноземцев немцы в истории России издавна были не только самой многочисленной, но и наиболее инициативной группой.
Обратить внимание на формирование толерантности к современной жизни меня заставило появление у школьников некой агрессии, пренебрежения в отношении к приезжим, к детям из малообеспеченных семей. К сожалению, в разговорах с детьми видно проявление равнодушия к переживаниям своих сверстников, не всегда сочувствуют и понимают «чужаков».
Среди участников разных возрастных групп психологи провели анкетирование «Насколько вы терпимы?». Условие одно: быстро отвечать, не задумываясь над ответами.
- Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от плана придуманного вами, потому, что такой же план придумали ваши друзья:
а) да,
б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете:
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет,
б) чтобы играли и те, кто не знает правил.
3. Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости:
а) да,
б) нет.
4. Вызывают ли у вас люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде:
а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует,
б) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми с иными, чем у вас профессией, положением, обычаями:
а) вам очень трудно было бы это сделать,
б) вы не обращаете внимание на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой вы становитесь:
а) вам не нравятся ни шутки, не шутники,
б) если шутка вам не приятна, то вы постараетесь ответить в шутливой форме. 7.Согластны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», делают «не свое дело»: а) да, б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), которая становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете:
а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас,
б) вы лишь радуетесь за нее (него).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы:
а) уходите раньше под каким-либо предлогом,
б) вступаете в спор.
класс | Всего учеников | 0-4 очка | 6-12 очков | 14-18 очков |
9 кл | 112 | 42\ 37% | 40 \35,7% | 32\ 28,6% |
10 кл | 94 | 60\ 63,8% | 20 \21,3% | 14 \14, 9% |
11 кл | 106 | 80 \ 75,5% | 16\ 15,1% | 10\ 9,4% |
Амурская область, как и многие области России, постоянно пополняется людьми из бывших союзных республик России. Наша школа не исключение: здесь обучаются дети из Казахстана, Украины, Белоруссии, Чукотки.
Дети переселенцев беженцев - «лакмусовая бумажка» способности понять и почувствовать другого. В сегодняшней России официальный статус беженцев и вынужденных переселенцев имеет почти миллион человек, несовершеннолетних среди них 30%. Почти каждый пятый ребенок –из многодетной или неполной семьи. Сама жизнь породила для нас, учителей, острейшую проблему- как лучше адаптировать, ставших беженцами и переселенцами детей в уже устоявшуюся школьную среду? Очевидно, что эта проблема решается в зависимости от того, что это за дети. Одно дело, если это русские беженцы, другое – экономические переселенцы ( в нашей области это китайцы, корейцы, вьетнамцы), третье- представители восточной культуры.
Проведенное анкетирование на вопрос «Как вы относитесь к появлению китайцев в нашей области?» были следующие ответы: 48% -плохо, 20%: -нормально, 32 % -равнодушны.
Новые экономические отношения, исследования общественного мнение требуют воспитывать толерантное, т.е. терпимое отношение у учащихся к многообразию жизни. В своей работе я постоянно использую правила, которые помогают детям приспосабливаться к новым реалиям жизни:
- Моя точа зрения - не самая лучшая.
- Выслушай собеседника до конца.
- Утверждение, не проверенное практикой, не может быть истиной.
- Мое решение всегда субъективно, оно обосновано на моем мировоззрении.
Спецкурс, или цикл классных часов и бесед, я провожу под девизом: «Быть толерантным - эмпатийно, приязненно относиться к многообразию жизни». Цель данного курса: способствовать повышению уровня творческой активности учащихся, воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям , культуре и традициям разных народов, формировать нормальные этнические нормы поведения, воспитывать гражданственность, достоинство, патриотизм.
Все занятия планирую так, чтобы к 16 ноября провести итоговый вечер, к международному дню толерантности-16 ноября.
Темы занятий:
- Устный журнал «Приключения иностранцев в России» ( приложение №1).
- Лекция «Китайский синдром в экономике России».
- Конференция «Мы 2 берега у одной реки»:
а) Изобретение бумаги в Китае. Шелковая бумага. Бумажные деньги».
б) Производство бумаги в Европе.
в) Производство бумаги в России.
Г) В союзе с механикой и химией - современное производство бумаги.
4.Практическое занятие «Китай и медицина», «Китай и спорт» - приглашение врачей гомеопатов, акупунктуристов, тренеров у-шу, гимнастики Тай-ц Зи Юань.
5. Вечер «Что скрывается в чашке чая».
- Творческие задания: Чайная церемония в Китае; сорта чая, выращиваемые на земле; лечебные чаи; подборка песен о чае (приложение №2).
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Устный журнал «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИИ».
Моя родина там, где я работаю, а работаю я повсюду.
А.Нобель.
Этот устный журнал позволяет расширить знания учащихся об ученых, которые внесли большой вклад в развитие химической науки, воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, патриотизм. В аудитории, где проводится занятие надо повесить портрет Альфреда Нобеля и российских ученых – лауреатов Нобелевской премии.
Вступление.
Издавна на Руси чтили тех иностранцев, кто своим трудом и капиталом, энергией и умом преумножал величие нашей страны, ее богатство. Пример тому – история семьи Нобелей в дореволюционной России, которая, к сожалению, в настоящее время мало известна. Свой талант и трудолюбие, свои капиталы Нобели вкладывали в развитие России на протяжении многих десятков лет. Три поколения Нобелей жили в России с первой половины 19 века и вплоть до 1918года. Братья Людвиг, Альфред и Роберт сыграли выдающуюся роль в становлении и развитии нефтяной промышленности нашей страны. Не это ли лучший пример для нынешних инвесторов и предпринимателей – зарубежных и отечественных, кто готов сегодня развивать не «черный», а «чистый» капитализм на пользу себе и во благо России?
О приключениях и жизни семьи Нобелей наш сегодняшний рассказ.
Страница первая
Детские года Альфреда Нобеля.
Альфред родился в Швеции в семье талантливого изобретателя Эммануэля Нобеля 21 октября 1833г. Учился он дома, не посещая школу. Слабый, болезненный мальчик страдал удушьем, родители серьезно опасались за его судьбу: ведь из 8 детей Эммануэля только трое достигли зрелого возраста.
Отец не жалел средств на обучение сына, а сильная, волевая мать постоянно опекала его. Однако слабое здоровье не мешало учиться ему с невероятным успехом. К 17 годам он владел 5 европейскими языками, включая русский. С особым интересом он занимался органической химией, т.к. брал уроки у самого Зинина.
Именно в детские годы у него развивается такая черта характера, сдержанность, переходящая в замкнутость, - эту особенность он сохранял во все годы.
Страница вторая
Успехи и талант отца – Эммануэля Нобеля. Семейный бизнес.
Эммануэль Нобель человек незаурядный, энергичный, получивший полное техническое образование. В своей жизни он испытал немало успехов и неудач. Он успел поездить по свету, побывав даже в Египте, владел первой в Швеции резиновой фабрикой, преподавал в Стокгольме начертательную геометрию. Он изобретал плавающие мосты, надувные матрацы, но с особым интересом занимался взрывчатыми веществами и конструированием различных мин. В 1837г. Эммануэль, спасаясь от кредиторов, направился в Петербург, где проявляли большой интерес к его изобретениям. Кстати, свои подводные мины он со старшими сыновьями применил для минирования Финского залива от французско – английской эскадры во время Крымской войны. Получив за это крупное вознаграждение и золотую медаль от русского правительства, он выписал из Швеции всю свою семью.
В 1842г. он основал в Петербурге компанию по производству боеприпасов и мастерские, где производились паровые машины и трубы центрального отопления (первые в России). Здесь же были отлиты первые декоративные пушки, которые и сейчас стоят близ Литейного моста в Санкт – Петербурге. Но Крымская война закончилась поражением, и огромное предприятие Эммануэля Нобеля обанкротилось. В 1859г. Эммануэль Нобель возвращается в Швецию.
Альфред же остается в Петербурге, с ним остались и братья. В начале 70 годов 19 века они контролировали оружейные заводы в Ижевске, а затем основали в Баку «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Дело быстро набирало оборот, добывали нефть, производили и поставляли керосин, бензин, парафин и соду. Людвиг спроектировал первый в мире танкер, первые цистерны, один из первых использовал нефтепровод. Братья построили верфь в Астрахани, станцию по перекачке нефти в Царицыне, откуда шли железные дороги в Одессу и Латвию. К концу 19 века Нобели контролировали до 90% российской нефти, потеснив при этом компанию Рокфеллеров. Залогом успешного бизнеса братья считали – высокое качество, большое количество и невысокие цены. Братья Нобель высоко ценили талант и трудолюбие русских инженеров и рабочих. Не зря они доверили проектирование и строительство нефтепровода в 1876г. инженеру Шухову В.Г. Благодаря деятельности братьев Нобелей Россия уже в 1901г. вышла на первое место в мире по нефтедобыче.
Таким образом, капитал братьев Нобелей, а позднее и их сыновей служил процветанию и росту могущества России, вот почему их имена не должны быть преданы забвению.
Страница третья
Изобретения Альфреда Нобеля
Почти все крупные открытия и изобретения Альфреда Нобеля связаны с нитроглицерином. В те годы в России было запрещено производство взрывчатых веществ частным лицам. И в 1862 г. Альфред вернулся в Швецию , где в пригороде Стокгольма отец построил предприятие по получению нитроглицерина.
В 1863г. он делает крупное изобретение, сконструировав детонатор с гремучей ртутью. Мастерская Нобелей работала около 2 лет, но 3 сентября 1864 г. она взлетела на воздух. Но Нобель не стал искать более безопасной профессии. Он знал недостаток жидкого нитроглицерина, поэтому решил применить его в смеси с твердыми веществами. И в 1864г. нашел то, что искал. Идеальным материалом оказался кизельгур (диатомит). Попадая в поры инфузорной земли нитроглицерин приобретает смирный нрав. Нобель дал смеси название «динамит». 7 мая 1867г. «взрывной порошок Нобеля» был запатентован в Англии, а затем и в Швеции, России, Германии и других странах. В 1868г. Шведская академия наук наградила Альфреда и его отца золотой медалью. Работая в Париже, он пытался найти замену динамиту, который портился при долгом хранении. В 1875г. он наладил производство взрывающегося желатина, представляющего собой раствор пироксилина в нитроглицерине. А в 1887г. в лаборатории Нобеля родилось новое взрывчатое вещество – бездымный порох (баллистит), мощный, надежный, безопасный.
Покидая Париж, Нобель принял важное решение: «Я мечтаю о покое и хочу посвятить себя научным исследованиям».
Страница четвертая
Завещание Нобеля
Здоровье А.Нобеля резко ухудшалось. 4 декабря 1896г. произошло кровоизлияние в мозг, и 10 декабря Нобель скончался. Его перевезли в Сан – Ремо, в Швецию и похоронили на стокгольмском Северном кладбище.
К моменту смерти Альфреда его исключительное трудолюбие и его предпринимательский гений дали ему 355 патентов, 90 предприятий в 20 странах мира. Согласно завещания А.Нобеля, средства поместили в специальный фонд ценных бумаг, % от них ежегодно делятся на 5 равных частей в виде премий за наиболее значимые для человечества открытия в области физики, химии, медицины, литературы, премия Мира, а так же премия памяти Нобеля по экономике. В октябре – ноябре оглашаются фамилии новых лауреатов. Церемония вручения премий происходит каждый год в день смерти А.Нобеля – 10 декабря, в концертном зале Стокгольма, где король и вручает премии лауреатам.
Страница пятая
Российские лауреаты нобелевских премий
1904г. – И.П.Павлов (физиология).
1908г. – И.И.Мечников (физиология).
1933г. И.А.Бунин (литература).
1956г. - Н.Н.Семенов (химия).
1958г. - П.А.Черенков, И.М.Франк, И.Е.Тамм (физика).
1958г. - Б.Л.Пастернак (литература), был вынужден отказаться от премии.
1962г. - Л.Д.Ландау (физика).
1964г. - Н.Г.Басов, А.М.Прохоров (физика).
1965г. - М.А.Шолохов (литература).
1970г. - А.И.Солженицын (литература).
1975г. - А.Д.Сахаров (премия мира).
Л.В.Канторович (премия памяти Нобеля по экономике).
1978г. - П.Л.Капица (физика).
1987г. - М.А.Бродский (литература).
1990г. - М.С.Горбачев (премия мира).
2000г. - Ж.И.Алферов (физика).
2003г. - А.А.Абрикосов, В.Л.Гинсбург (физика).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какая же страна заграница для этого космополита? Швеция – место его рождения; в России жили он, его братья, друзья, в русские предприятия им были вложены значительные его средства; в Германии находится его крупнейшая фирма и технический центр; в Париже – дом и лаборатория; в Шотландии – летняя усадьба; в Швейцарии – вилла; во всех странах мира – его предприятия. Одинаково свободно он говорил на любом языке, и, кажется, ни одной стране не отдавал предпочтение : «Моя родина там, где я работаю, а работаю я повсюду».
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ХИМИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР
«ЧТО СКРЫВАЕТСЯ В ЧАШКЕ ЧАЯ»
ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА: Физическая карта мира, где отмечены страны, производители чая – Китай, Индия, Цейлон, Россия (Краснодар). Рисунок чайного куста, чайные сервизы, самовар, рецепты приготовления чая.
Цели данного мероприятия:
- Познакомить учащихся с растением из рода тропических – чае.
- Напомнить учащимся о странах, производителях чая.
- Рассказать о сортах чая на земле.
- Показать и научить процессу чайной церемонии.
- Рассказать о рецептах лечебных чаев.
- Воспитывать культуру общения детей, посредством чайных застолий.
Первый ведущий: Чай принято считать главным напитком планеты. Разные вкусы, разные способы приготовления, даже разные растения, используют для заварки, но, в основном, это изумрудно – зеленые листочки чайного дерева. Древнейшее искусство чая развивалось и совершенствовалось в следующих направлениях:
- Чай вырастить.
- Чай приготовить.
- Чай заварить.
- Чай подать.
- Чай пить.
Второй ведущий: А сейчас совершим краткий экскурс по биографии и географии напитка, который в любом уголке земного шара утоляет жажду, снимает усталость, спасает от палящего зноя, лечит недомогание, укрепляет дружбу и сближает незнакомых людей.
Трудно сегодня достоверно назвать родину этого растения, но без сомнений и раздумий как напиток – чай - национальное изобретение китайцев, о чем свидетельствует летопись возрастом 4685 лет. Как вдохновенно описаны целебные свойства его в древнем медицинском трактате: «Пей медленно этот чудесный напиток, и ты ощутишь в себе силы бороться с невзгодами, так отягчающими нашу жизнь. Сладостный покой, что ты обретешь, можно лишь ощутить, описать его невозможно…». Чай это род вечно – зеленых тропических растений, листочки которых живут лишь год. По мнению поэта 18 века Лу -Ву «они должны иметь морщины, как кожаные сапоги на ногах татарского всадника, загибаться, как губы буйвола, расстилаться, как туман, возникший в долине, и блестеть, как озеро, едва подернутое вечерней зарей».
Из Китая после 200-летней строжайшей тайны возделывания чай попал в Японию, в 1517г. в Европу, где как напиток утвердился лишь в 17 веке. Россия впервые услышала о «китайской травке» из уст казацких атаманов Петрова и Ялышева, вернувшихся из путешествия. Первое чаепитие на Руси состоялось в 1638г., когда московский посол Василь Старков привез от монгольского хана царю в подарок 200 огромных тюков сухого чая. «Питие доброе и когда привыкнешь, весьма вкусно» - признали на Руси. Вскоре были изобретены и первые «чайные машинки» - самовары. Промышленное производство их началось на Урале в 1740 г. и в Туле в 1773г., когда Иван Лисицын основал первую самоварную фабрику.
Третий ведущий: Чай не только одно из величайших открытий, но и одно из чудесных творений рук человеческих. Чтобы добыть 1 кг. «зеленого золота», надо собрать около 3 тысяч верхушек чайных побегов – флешей. Далее уже технологические премудрости: брожение, сушка, закаливание, скручивание, ферментация, куножирование. Так готовят и черный и зеленый байховый чай. Первенство по производству чая держит Индия, далее Китай и Цейлон. Самый лучший чай в мире растет в Индийском штате Ассам и называется дарджилингским. На высоте 2200м находится это чудное место, где прекрасно сочетаются температурный режим и редчайший годовой баланс солнечных и пасмурных дней, где собирают по 4 урожая в год, где каждый куст лелеют до 10-летнего возраста, а затем он плодоносит 135 и более лет. Здесь не применяют машин и минеральных удобрений, здесь человек лишь подрезает куст, а все остальное творит солнце.
Четвертый ведущий: Среди различных диковинок Сочи привлекает внимание своеобразный памятник чаю. На высоком постаменте пятиведерный самовар. Культивирование чая в русских субтропиках началось в 40-е годы 19 века, первые кусты русского чая появились в Солок – ауле, близ Сочи. Вот уже 85 лет как живой памятник растут они под окнами домика Иона Антоновича Кошмара, где сейчас создан музей русского чая. На Всемирной дегустационной выставке в Брюсселе он был признан наравне с цейлонским.
Пятый ведущий показывает церемонию приготовления чая в Китае.
Шестой ведущий: показывает опыты :
- Возгонка кофеина. На часовое стекло помещают растертые листья чая, покрыв их вторым стеклом, нагревают. Не верхнем стекле оседают в виде длинных, окрашенных игл кристаллы кофеина.
- Качественная реакция на кофеин. На фарфоровую пластинку помещают несколько кристаллов кофеина, добавляют 2 капли концентрированной азотной кислоты, осторожно выпаривают досуха. Образуются амалиновая кислота оранжевого цвета.
Седьмой ведущий рассказывает о лечебных чаях, которые можно приготовить в домашних условиях.
Заканчивается вечер чаепитием, во время которого сообщается следующая информация:
- «Священный отец» чайных деревьев растет на Шаньдунском полуострове, возраст 600 лет, высота 16м, ствол в 3 обхвата.
- Англичане пьют чай с молоком, причем к нагретому не вскипевшему молоку доливают чай. Действие наоборот считается невежественным.
- Японцы считают, что запахи некоторых цветов стимулируют или тормозят работу мозга. По их мнению, запах жасмина возбуждает мысль и освежает человека.
В заключении можно провести опрос учащихся, понравилось ли им это мероприятие (в моем опыте отрицательных ответов не было).
Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
1.Изменившиеся отношения между людьми в современном обществе ставят эту проблему во главу угла, поэтому уделять внимание толерантности необходимо всем учителям на всех этапах воспитательного процесса.
2.Это позволяет адаптироваться нашим выпускникам к «взрослой» жизни, помогает понять необходимость терпимого отношения к другим.
3.Разнообразные методы помогают выйти за рамки привычных форм учебной и внеклассной работы и позволяют увлечь ребят предметом химия.
4. Целенаправленная работа по воспитанию толерантности – одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентазия к уроку "Толерантность"
Презентация содержит ключевые аспекты урока: высказывания о толерантности, критерии и формула толерантности....
Уроки толерантности
Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгои...
Урок толерантности
На уроке толерантности в интерактивной, игровой форме ребята обсуждают вопросы:;1.Что такое толерантность?2 Можно ли научиться толерантности?3 Как преодолеть интолерантность в общении?4 Как созд...
Урок толерантности
Данный материал направлен на воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать....
Классный час "Урок толерантности"
Данная разработка поможет классным руководителям 5-6-х классов провести интересный и содержательный классный час по воспитанию терпимости друг к другу и непохожим на нас людям....
Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»
Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной ...
ход урока " Уроки толерантности через знакомство с культурой страны изучаемого языка" с элементами ФГОС
пояснения и комментарии к презентации с тем же названием...