ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБЩЕЖИТИИ
методическая разработка по теме
Организация воспитывающего познавательного досуга молодежи в общежитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО
«Краснодарский технический колледж»
Краснодарского края
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ
ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В ОБЩЕЖИТИИ
Разработчик:
В.И. Рыдченко
г. Краснодар
2012
Организация воспитывающего познавательного досуга молодежи в общежитии – досуга, который ей интересен, - возможна, если воспитатель знает проживающих здесь юношей и девушек, их запросы, знает и то, чего не хватает им. Ведь в своей жизни молодые люди руководствуются определенными потребностями и интересами. В одних случаях эти потребности и интересы носят общественно осознанный, в других – индивидуально-эгоистический характер.
Потребности молодежи довольно многообразны. Они зависят от возраста человека, его общего развития. В общежитии проживает молодежь в возрасте 15 – 20 лет, и на каждом возрастном этапе у нее проявляются доминирующие потребности.
У молодежи 15 – 18 лет преобладают потребности в активном отдыхе и развлечениях. Отсюда их стремление к таким формам досуга, как дискотеки, развлекательные вечера отдыха. В то же время ориентироваться только на данные потребности нельзя, так как это приведет к односторонности в развитии той или иной группы молодежи. Следует организовать досуг в общежитии таким образом, чтобы постепенно расширить сферу доминирующих потребностей проживающих.
Характер потребностей зависит и от психологического склада личности, уровня ее воспитанности. У менее воспитанных молодых людей потребности часто проявляются в виде влечений или малоосознанных побуждений. Эти люди чувствуют, что им чего-то недостает, не хватает, но не знают, чего именно, не пытаются разобраться в своих желаниях, а разобравшись, мало что делают, чтобы их удовлетворить. К сожалению, таких молодых людей в общежитии бывает довольно много.
Организатором воспитательной работы в общежитии всегда необходимо учитывать, что у части молодежи интерес к определенной форме досуга может проявиться стихийно, неосознанно, вследствие ее эмоциональной привлекательности, и уже позже осознается его жизненное значение. Важно не пропустить момент появления «поверхностного» интереса, выяснить мнение проживающих о той или иной форме работы, чтобы закрепить этот интерес.
Особое внимание при изучении и анализе интересов студентов следует обратить на духовные интересы, интересы к общественной и организаторской деятельности, познавательные. Важно различить активные и пассивные интересы молодежи. Только анализ того, чем конкретно занимается человек в свободное время, помогает раскрыть эффективность процесса воспитания.
Опора на групповые и индивидуальные досуговые запросы молодежи делает воспитательную работу в общежитии целенаправленной и активизирует участие в ней самих проживающих. С целью их выявления во многих общежитиях используют анкетный опрос, содержащий следующие вопросы:
1. Какие мероприятия Вы любите?
2. Как часто Вы хотели бы посещать дискотеки в общежитии?
3. С людьми, каких профессий Вы хотели бы встретиться в общежитии?
4. Какие виды искусства Вы любите?
5. Хотели бы Вы получить знания по вопросам семьи, быта, этикета?
6. Как Вы любите отдыхать: принимать непосредственное участие в мероприятиях или смотреть со стороны?
7. Напишите Ваши предложения по улучшению досуга молодежи в общежитии.
Используются также личные карточки на проживающих, где, кроме социально-демографических данных, фиксируются ответы на вопросы :
что Вы умеете делать: петь, танцевать, рисовать, играть на музыкальных инструментах, мастерить, шить, вязать (другое - подчеркнуть)?
в каких кружках с целью реализации Ваших возможностей и способностей Вы хотели бы участвовать?
в каких клубных объединениях Вы хотели бы участвовать?
Цель такого опроса - учесть запросы студентов, проживающих в общежитии при планировании воспитательной работы.
Организаторы воспитательного процесса должны учитывать обобщенные главенствующие духовные интересы, вкусы и потребности конкретных групп людей. Тогда станет возможной реализация дифференцированного подхода к удовлетворению духовных и культурных запросов конкретных групп молодежи. В общежитии это особенно важно, иначе получается, что организуемые мероприятия как будто бы рассчитаны на всех, а на самом деле ни на кого. Они проводятся потому, что надо что-то проводить.
Может возникнуть вопрос: нет ли опасности в том, что, выявляя запросы, потребности молодых людей и соответственно удовлетворяя их, организаторы досуга идут как бы на поводу у отдельных групп молодежи с еще не вполне сформировавшимися вкусами? Сигнал о неудовлетворенных культурных запросах, полученный от самих молодых людей, как и равнодушие последних, должны служить организаторам воспитательной работы своеобразным ориентиром в выборе форм вне учебной работы.
Приобщение человека к культурным ценностям по принципу от простого к сложному – главный путь развития личности.
Методика подготовки и проведения каждого мероприятия имеет свою специфику, обусловленную конкретной целью, содержанием и методами данной работы. Однако существуют и общие закономерности, учет которых способствует успешной реализации поставленной задачи.
Неизменное твердое требование к любому воспитательному мероприятию – его высокий познавательный уровень, глубокий нравственный смысл, красочное, эмоциональное художественное исполнение.
Создание перед проведением мероприятия соответствующей психолого-педагогической атмосферы – предметной среды, - помогает его активному восприятию. А заранее сделанное, построенное в неожиданном ключе объявление привлечет внимание большинства проживающих. Подготовка к мероприятию предполагает красочное оформление помещения, где оно будет проходить. Изобразительно-выразительные средства способствуют углубленному восприятию темы. Здесь можно использовать плакат, графику, живописные работы, цветные и световые эффекты, музыкальный фон, художественное чтение, выставки и т.д.
Основными фондами досуга в студенческих общежитиях стали индивидуальное или коллективное прослушивание музыкальных записей, радиопрограмм, просмотр видеокассет и телевизионных передач.
Часть свободного времени студенты расходуют на общение в «узком кругу» с товарищами. Многие участвуют в праздновании красных дат календаря и религиозных праздников, встрече Нового года, дней рождений, некоторые организуют в жилых комнатах танцевальные вечера, играют в азартные игры.
Менее популярными в последние годы стали диспуты, тематические вечера, беседы и встречи с администрацией, деятелями культуры и науки, чтение художественной литературы, прослушивание классической и народной музыки. П. Рогоноз отмечает: «В целом заметна ориентация большинства на «усредненную молодежную культуру», бездумную развлекательность, пассивные формы отдыха».
Ценность мероприятий, проводимых в общежитии, состоит в том, что они, как правило, носят неформальный характер, отвечают различным интересам студентов. Вместе с тем они проходят преимущественно на низком качественном уровне, односторонне, стихийно, нередко сопровождаются грубыми нарушениями Устава ССУЗа, распорядка дня и правил проживания в общежитии.
Четкой ориентации культурного отдыха и досуга студенческой молодежи в общежитиях можно достигнуть лишь при целенаправленной и совместной работе классного руководителя, воспитателя и студенческих советов, на основе развития студенческого самоуправления и творческой активности молодежи.
Рассмотрим методику подготовки воспитательных мероприятий, проводимых в студенческих общежитиях.
К наиболее сложным формам воспитательной работы в общежитии относятся диспуты. Они требуют тщательной подготовки, живой манеры проведения. Диспут – это спор между лицами, имеющими разные взгляды на определенную проблему. Он вырабатывает у молодежи умение логично мыслить, аргументировать свои доводы, отстаивать позицию.
Участниками диспута становятся молодые люди, которых объединяет общее стремление разобраться в моральных ценностях, жизненных идеалах. Ряд проблем, поднимающихся на диспутах, они уже многократно обсуждали в своем кругу (в комнатах, в секциях) и подготовлены к тому, чтобы откровенно высказать свою точку зрения. Воспитательная цель диспута – помочь молодежи выработать социально- и лично-значимые ценностные ориентации.
При подготовке диспута важно создать в общежитии соответствующую психологическую атмосферу для доброжелательного и активного обмена взглядами и мнениями, для максимального привлечения молодежи к обсуждению поставленных вопросов.
Диспут – наиболее активная форма творческого мышления. Человек высказывает свое мнение по конкретному вопросу, подтверждает это мнение аргументами, вырабатывает точность, логику мышления, показывает умение использовать в споре накопленные знания, формирует культуру ведения спора.
В нравственном воспитании студентов, формировании у них этических оценок и эстетических вкусов важное место занимают различные виды искусства.
Наиболее доступный путь – чтение. Читательские конференции помогают вырабатывать у молодых людей привычку к углубленному чтению, умению оценить книгу, развивают ораторские навыки, логическое мышление. Спор о книге оттачивает мысль, наталкивает на решение собственных проблем.
Не существует готовых рецептов, как выбрать книгу для обсуждения на читательской конференции. Может порекомендовать ее сам воспитатель; он может также сначала познакомить молодежь с отрывком из произведения, если возникнут споры – дать прочитать книгу целиком.
В ходе подготовки к конференции перед студентами можно поставить такие вопросы, как: «Чем Вас взволновала эта книга?», «Какие наиболее важные проблемы ставит в ней автор?», «Кто из героев книги Вам понравился и почему?», «Что нового помогла Вам узнать книга о жизни?», «В чем Вам хочется возразить автору или героям произведения и с чем согласиться?».
Готовясь к конференции, необходимо подумать и о броской афише – приглашении. Хорошо, если будет красочно оформлено помещение, где предполагается провести конференцию. Если в библиотеке имеются произведения автора обсуждаемой книги, желательно сделать выставку.
Порядок проведения конференции свободный. Как правило, она открывается рассказом о биографии писателя, о значении обсуждаемого произведения. Затем перед присутствующими ведущий ставит основные вопросы, которые предполагается обсудить на конференции (они перечислены и на плакате, который находится в зале). Слово берут основные докладчики, аргументируют свои мысли примерами из обсуждаемого произведения. На конференции может выступить каждый присутствующий, прочитавший книгу.
В заключительном слове ведущий, открывший конференцию, подводит ее итоги, отмечает, насколько полно обсуждено произведение, делает обобщения по выступлениям.
Читательская конференция в общежитии может принести пользу лишь в том случае, если обсуждаемые в ней проблемы связаны с жизнью молодежи, волнуют ее.
Основное условие – правильный выбор литературного произведения. На обсуждение необходимо выносить книги талантливые, художественно значимые, способные воздействовать на мысли и чувства молодых людей.
Во многих общежитиях проводятся и литературные вечера. Литературные вечера обычно приурочивают к юбилею известного писателя или поэта. Большая подготовительная работа коллектива библиотеки ССУЗа, преподавателей культурологи, Стутсовета и главное – активное и заинтересованное отношение самих участников вечера – студентов – позволяют проводить вечера на высоком художественном и содержательном уровне, оказывать на аудиторию благоприятное воздействие, показывать молодежи, что такое подлинная духовность и настоящая культура, какие огромные пласты ее заложены в нашей истории.
Сложнее подготовить литературно-музыкальный вечер. На помощь организаторам этого мероприятия должны прийти сотрудники библиотеки и профессиональные музыканты. Чтобы сделать такие вечера более.
Привлекают молодежь «часы музыки», музыкальные вечера, посвященные творчеству композитора или одному из музыкальных жанров.
Подготовка и проведение лекции. Здесь необходимо думать не только о ее содержании, форме подачи, но и о выборе вопросов, которые будут интересны молодежи, вызовут отклик, принесут пользу. Лекции в общежитии надо проводить с привлечением квалификационных лекторов, планировать с учетом пожеланий студентов.
Большие возможности для эстетического воспитания молодежи открывают лекции – концерты, где собственно лекционный материал чередуется с музыкальными и литературными фрагментами. Здесь многое зависит от исполнительной деятельности участников концертных номеров. Однако они не должны приобретать самодовлеющее значение, их роль – расширить образные рамки данного мероприятия.
Устные журналы являются действительной формой воспитания молодежи. Они позволяют оперативно реагировать на различные события, факты. Устный журнал состоит из страниц – разделов. Каждая страница представляет краткое сообщение, которое в зависимости от содержания может быть проиллюстрировано диапозитивами, диафильмами, фрагментами из кинофильма, выступлениями спортсменов, профессиональных артистов.
Иллюстрации подают как в процессе устного выступления, так и после него, являясь своеобразным наглядным дополнением, средством его художественного выражения и эмоционального подкрепления. Художественные выступления могут играть и самостоятельную роль. Например, после страницы, посвященной важному текущему событию, можно дать страницу, знакомящую с новым музыкальным произведением или театральной постановкой.
Чередование страниц при сохранении единства замысла и целостности программы придает устному журналу оригинальный, увлекательный и эмоциональный характер, позволяя знакомить слушателей с самыми различными вопросами, не утомляя их.
Используя эту форму работы в общежитии, важно учесть, что молодежь сейчас получает огромную информацию из различных источников. Поэтому устный журнал должен предложить те сведения, которые относятся к числу последних, освещая одновременно самые различные стороны жизни. Цель каждого устного журнала – рассказать о важнейших событиях, происходящих в стране и за рубежом, о выдающихся достижениях науки, техники, искусства и литературы.
Чтобы выпустить устный журнал, необходима значительная подготовительная работа: надо изучить запросы и пожелания слушателей, найти интересующие всех темы для журнала в целом и его отдельных страниц; подобрать иллюстрированный материал, подготовить исполнителей. Все это делает группа активистов.
Самой популярной формой досуга являются вечера отдыха, сочетающие танцы и игры, музыку и художественное слово, конкурсы и викторины.
Так, в общежитии может быть с успехом проведен смотр талантов первокурсников и старшекурсников.
Задачами конкурса являются:
использование внеучебного времени в целях адаптации первокурсников к условиям организации учебы и досуга в ССУЗе;
поиск новых форм в организации досуга студентов;
выявление новых талантов и привлечение их к участию в проведении досуговых мероприятий со студентами;
сплоченность микрогрупп и коллектива студентов в целом;
Конкурс проводится по следующим номинациям: эстрадный и классический вокал, эстрадный и бальный танец, разговорный жанр, игра на музыкальных инструментах.
Проведение такого вечера – отдыха может носить любое название: «Давайте познакомимся».
Целесообразно провести такой вечер в первые месяцы (сентябрь – начало октября). Интересны по своему содержанию и эффективности в плане воспитательной работы вечера знакомства всегда являются своеобразным толчком для успешной совместной жизни проживающих в общежитии. В программу вечера можно включить конкурсы «Самая веселая и находчивая секция», «Танцевальная секция».
При подготовке такого вечера большое внимание уделяется подготовительной работе, проводимой в секциях (своеобразных командах), которые дают название своей команде, готовят «свою» стенгазету, защита или представление секции является финалом проводимой предварительной работы студентов.
Вечер отдыха в общежитии – своеобразный семейный вечер. Он будет тем удачнее, чем больше инициативы, выдумки, фантазии у людей, готовящих его. Вечер отдыха создает условия для эмоциональной разрядки человека, для восстановления его физических и интеллектуальных сил. Таким образом, вечер отдыха – комплексное массовое мероприятие, отличается разнообразием форм познавательного и развлекательного характера, широкими возможностями активного участия и проявления способностей его участников при полной непринужденности в общежитии.
Основные методические требования к организации и проведению вечера отдыха таковы:
1. Информация о вечере – заблаговременная, яркая. Лучше, если это будет афиша, в которой раскрывается содержание вечера, указан порядок номеров, а также фамилии его участников.
2. Привлечение к подготовке вечера Студсовета общежития; и распределение между ними обязанностей; выделение ответственных за игры, викторины, конкурсы; оформление пригласительных билетов.
3. Отбор музыки для танцевальной части вечера.
4. Чередование танцев со зрелищными номерами.
5. Определение ведущего (эту роль лучше предложить эрудированным студентам, проживающим в общежитии, остроумным, веселым, способным «зажечь» аудиторию).
6. Приобретение сувениров для награждения победителей конкурсов, викторин.
7. Приглашение на вечер гостей.
Целесообразный и педагогически обоснованной формой и средством объединения молодежи являются клубы по интересам, способствующие самореализации личности в сфере свободного времени. Добровольно объединяясь в группы на основе общности интересов, сравнительно устоявшемся уровне притязаний и стремлений, участники таких любительских клубов получают возможность заниматься определенным видом интересующей их деятельности.
В клубном объединении проводятся показ и обсуждение тематических программ, встречи с профессиональными, любительскими и индивидуальными исполнителями, вечера отдыха.
Интересы молодежи практически неисчерпаемы, поэтому важным требованием при создании объединения является учет возрастных и индивидуальных особенностей молодого человека, его эстетических интересов и желаний.
Воспитательные цели клубных объединений реализуются в учебно-познавательной работе, в процессе которой у членов клуба накапливаются знания о различных аспектах социальной жизни.
При использовании форм и средств воспитательной работы в общежитии необходимо следовать таким педагогическим условиям, как учет возрастного, образовательного и культурного уровня, интересов и запросов, проживающих в целом, а также индивидуальных особенностей юношей и девушек; проведение досуговых мероприятий систематически, по заранее составленному плану; привлечение к подготовке и проведению мероприятий всех проживающих, что способствует воспитанию взаимной ответственности за порученное дело.
Таким образом, важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы – педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путем массового, и самое главное, качественного участия студентов в культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕЖИТИИ"
Воспитание в общежитии - это сложный и многогранный процесс, требующий тщательного отбора воспитательных средств, постоянного взаимодействия на различных уровнях, в том числе с классными руководителям...
Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках
Методический материал для учитей физичкской культуры. В помощь начинающим свою трудовую деятельность учителям физической культуры....
«Тестирование с помощью Google форм как средство организации контроля знаний учащихся на уроках математики»
В наше время, благодаря развитию цифровых технологий, в учебной практике появляются новые инструменты и средства, с помощью которых педагоги могут решать более сложные задачи. Например, современный ре...
Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках английского языка
Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках английского языкаВ современной школе приоритетная роль отводится деятельности учащихся. Это накладывает определенный отпечаток...
Методы, формы и средства организации деятельности, учащихся на уроках химии
Методы, формы и средства организации работы на уроках отвечающие требованиям новых стандартов, помогающие вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету ...
Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках
Методический материал для учитей физичкской культуры....
Методы, формы и средства организации учебной деятельности учащихся
Методы, формы и средства организации учебной деятельности учащихся...