Рабочая программа музыкального руководителя ОСГБУСОССЗН "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" "Музыка и мы" Возрастная категория 7-11 лет
рабочая программа по музыке
Программа «Музыка и мы» определяет содержание и организацию реабилитационной деятельности по общекультурному направлению. Данная программа способствует формированию музыкальной культуры у воспитанников, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Программа реализуется в течении учебного года (сентябрь-май), 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Рассчитана на 68 часов. Участниками программа являются воспитанники Областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних младшего школьного возраста воспитанников центра (1-4 классы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzyka_i_my.docx | 437.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
1.1 Актуальность программы
Нет человека, который не любит музыку. Сердце каждого ребенка открыто для музыки. Надо только верить, что все дети талантливы.
Очень важно, какую мы предлагаем музыку детям. Маленький ребенок, начиная свое знакомство с музыкой с относительно простых мелодий, незаметно для себя оказывается на пути, который приведет его к пониманию всего лучшего. Пройти этот путь позволяет тесная связь музыки с жизнью, с другими видами искусства. Музыка должна пробуждать в ребёнке чувство радости, стремления двигаться, улыбаться. Ведь именно те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее. Программа «Музыка и мы» определяет содержание и организацию реабилитационной деятельности по общекультурному направлению. Данная программа способствует формированию музыкальной культуры у воспитанников, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Музыка учит мыслить и глубже чувствовать, делает ребёнка лучше, чище, счастливее. И именно под воздействием музыкального воспитания способны раскрыться творческие способности детей. Огромный интерес вызывает у детей вокальное пение. Оно развивает музыкальный ритм, память, вырабатывает исполнительские навыки. Пение - это яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности.
Программа музыкального воспитания реабилитационной деятельности «Музыка и мы» поможет младшим школьникам войти в удивительный мир музыки, полный чарующих разнообразных звуков.
Любой вид творческой деятельности является спасительным при попадании в тяжелую жизненную ситуацию. Поисковая активность, проявляемая при этом, является залогом устойчивости человека в различных стрессовых ситуациях. Участвуя в музыкально деятельности, ребенок осваивает опыт различных жизненных явлений от природных до социальных, что, несомненно помогает ему лучше адаптироваться к условиям жизни в обществе. Участие в музыкальных сценических постановках не только способствует развитию творческих способностей, но и дает детям возможность осуществить опыт ролевого перенесения в образ иного эмоционального содержания и, находясь в нем, пережить те мысли и чувства, которые в силу их сложившегося жизненного опыта были им недоступны. Побывав в процессе исполнения в образе другого человека – здорового и счастливого, ребенок возвращается к самому себе уже другим, а это и есть залог его завтрашних позитивных изменений. Такие составляющие музыкально-сценической деятельности, как песенное исполнение, танец, музыкально-двигательные и пластические упражнения также обогащают внутренний мир ребенка, способствуют активизации коммуникативных качеств. Кроме того, все эти виды творческой деятельности хорошо снимают нервно-психическое напряжение, которое часто свойственно нашим воспитанникам. Новизна программы заключается в том, что она позволяет в условиях социально-реабилитационного центра дополнить и расширить содержание предметной образовательной области «Музыка». Программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока и ориентирована на развитие творческих и музыкальных способностей младших школьников. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
1.2 Цели и задачи программы
Программа реабилитационной деятельности по общекультурному направлению «Музыка и мы» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели:
создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.
Задачи программы:
- развитие голоса, музыкального слуха и памяти, чувства ритма;
- формирование у учащихся практических умений и навыков (чистота интонирования, артикуляция и дыхание);
- развитие умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
- формирование уровня знаний детей в области музыкальной культуры, развитие их музыкальных представлений и художественного вкуса;
- воспитание у детей эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры, умения работать в коллективе, настойчивости и целеустремлённости в преодолении трудностей учебного процесса, ответственности за творческий результат;
- включение воспитанников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием «продукта» своего труда;
- формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта.
1.3 Формы и методы реализации программы:
Форма занятий - групповые и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий. Основными формами проведения занятий являются беседы о музыке, музыкальные игры, викторины, концерты и праздники. Постановка музыкальных номеров к конкретным мероприятиям ОСРЦ, инсценировка сценариев школьных праздников - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и мастерству. Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети учатся выразительному исполнению музыкальных произведений на шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок. Важной формой занятий в данной программе являются: совместные просмотры и обсуждение спектаклей, мультфильмов, концертов, отзывы о просмотренных концертных программах, спектаклях. Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей. Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
- хоровое пение;
-дыхательная гимнастика;
-слушание различных интерпретаций исполнения;
- элементы импровизации;
- движения под музыку;
- элементы театрализации;
- музыкально-дидактические игры;
-элементарное музицирование на простейших ударно-шумовых инструментах.
Используемые методы и приемы:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи);
- наглядно – зрительный (мультимедиа);
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
- практический (показ приемов исполнения, импровизация);
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ).
1.4 Сроки реализации программы: программа реализуется в течении учебного года (сентябрь-май), 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Рассчитана на 68 часов.
1.5 Участники реализации программы: программа рассчитана на младший школьный возраст воспитанников центра (1-4 классы).
1.6 Ожидаемые результаты:
В результате освоения программы у воспитанников формируются:
- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;
- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности и творческой;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
- уважение к чувствам и настроениям другого человека.
1.7 Отличительными особенностями программы являются:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где воспитанник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы, музыки, изобразительного искусства и вокал);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
2. Содержание программы
Курс программы реабилитационной деятельности «Музыка и мы» состоит из 3 разделов.
2.1 Планирование разделов курса «Музыка и мы»
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1. | Разбуди свой голосок. | 8 |
2. | Музыкальный калейдоскоп. | 56 |
3. | Ярмарка талантов. | 4 |
ИТОГО: | 68 |
2.2 Тематическое планирование занятий курса «Музыка и мы»
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 раздел. Разбуди свой голосок (4 часа) | ||
1.1. | Введение. | 1 |
1.2. | Знакомство с голосовым аппаратом. | 1 |
1.3 | Вокально-хоровая работа. Певческая установка. Дыхание. | 1 |
1.4. | Вокальные приемы: звукоизвлечение, звуковедение. Голосовые игры. Распевки. | 1 |
2 раздел. Музыкальный калейдоскоп (60 часов) | ||
2.1. | Детский фольклор: потешки, дразнилки, скороговорки, колыбельные. | 2 |
2.2. | Песенки из мультфильмов. | 4 |
2.3. | Осень: поэт, художник, композитор | 2 |
2.4. | Что у осени в корзинке? | 2 |
2.5. | Музыкальные игры и загадки. | 2 |
2.6. | Мы школьниками стали! | 2 |
2.7. | «А теперь пора и нам песню спеть для наших мам». | 2 |
2.8. | Зима: поэт, художник, композитор. | 2 |
2.9. | Новогодний карнавал. Хороводные песни и шутки. Игры. | 4 |
2.10. | Обрядовые песни. Обряд «колядование». Рождественские песни-колядки. | 2 |
2.11. | Россия – Родина моя. | 2 |
2.12. | Русская песня. | 2 |
2.13. | Мой папа – хороший. | 2 |
2.14. | Весна: поэт, художник, композитор. | 2 |
2.15. | Мамин день 8 марта. | 2 |
2.16. | Музыкальная страна. | 2 |
2.17. | Музыкальные инструменты от древности до современности. | 3 |
2.18. | Краски музыки и голоса. | 2 |
2.19. | Необычные звуки и голоса. | 2 |
2.20. | Весело – грустно. | 2 |
2.21. | Оркестр. Виды оркестров. | 2 |
2.22. | Волшебный перестук. Ударно-шумовой оркестр. | 3 |
2.23. | Дружба крепкая не сломается. | 2 |
2.24. | Добрым быть совсем не просто. | 2 |
2.25. | Музыкальная шкатулка. | 2 |
2.26. | Пусть всегда будет солнце! | 2 |
2.27. | Лето: поэт, художник, композитор. | 2 |
3 раздел. Ярмарка талантов (4 часа). | ||
3.1. | Споемте вместе, друзья! | 2 |
3.2. | Ярмарка талантов. | 2 |
Итого: 68 часов |
1 раздел – «Разбуди свой голосок» – 4 часа.
Введение. – 1 ч.
Организационное занятие. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения. Инструктаж по технике безопасности. Форма: занятие-беседа.
Знакомство с голосовым аппаратом. – 1 ч.
Что такое голос? Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса. Форма: занятие-знакомство.
Вокально-хоровая работа. Певческая установка. Дыхание. – 1 ч.
Фонетические упражнения для развития певческого голоса – артикуляционная гимнастика, интонационно - фонетические упражнения. Дидактические игры: «Озвучь голосом», «Давайте познакомимся», «Что любят артисты? Что любят зрители?», « Как мы зрителями стали», «Звуки шумовые и музыкальные», «Что шумит, а что звучит». Форма: групповые игры, сольное и хоровое пение.
Вокальные приемы: звукоизвлечение, звуковедение. Голосовые игры.
Распевки. – 1 ч.
Фонетические упражнения для развития певческого голоса – артикуляционная гимнастика, интонационно - фонетические упражнения. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Форма: групповые игры, сольное и хоровое пение.
2 раздел – «Музыкальный калейдоскоп» – 60 часов.
Детский фольклор: потешки, дразнилки, скороговорки, колыбельные. – 2 ч. Знакомство с разными жанрами фольклора, особенностями их исполнения. История возникновения потешек, дразнилок, скороговорок, колыбельных песен. Форма: групповые игры, сольное и хоровое пение.
Песенки из мультфильмов. – 4 ч.
Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. Просмотр видеороликов. Игра «Угадай мелодию». Форма: занятие-путешествие (игровая деятельность).
Осень: поэт, художник, композитор. – 2 ч.
Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на примере песен об осени. Форма: интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
Что у осени в корзинке? – 2 ч.
Песни о дарах осени. Значение и содержание. Разучивание и исполнение. Разучивание танцевальных движений. Форма - групповые игры, сольное и хоровое пение с использованием музыкально – сценического действия.
Музыкальные игры и загадки. – 2 ч.
Музыкальные игры и загадки, направленные на развитие музыкально-слуховых способностей, отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Игра «Грустно-весело»,
«Семь нот», « Составь мелодию», « Угадай музыку по ритмическому рисунку», « Начерти ритм по прослушанному музыкальному фрагменту», «Сочини мелодию на четверостишие», « Сочини стихи на данный музыкальный фрагмент». Форма: практическая, дидактические и музыкальные игры.
Мы школьниками стали! – 2 ч.
Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и переменках. Форма - групповые игры, сольное и хоровое пение с использованием музыкально – сценического действия.
«А теперь пора и нам песню спеть для наших мам». – 2 ч.
Разнообразие песен о маме. Развитие эмоциональной сферы детей через исполнение песен о маме. Форма - групповые игры, сольное и хоровое пение с использованием музыкально – сценического действия.
Зима: поэт, художник, композитор. – 2 ч.
Времена года — зима, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года - зимы. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о зиме. Как композиторы рисуют музыкой холодное время года. Разучивание песен о зиме. Форма: интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
Новогодний карнавал. Хороводные песни и шутки. Игры. – 4 ч.
Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран. Форма: занятие – путешествие по странам (игровая деятельность).
Обрядовые песни. Обряд «колядование». Рождественские
песни-колядки. – 2 ч.
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово. Рождественские славянские песнопения и колядки. Роль обрядовых песен в жизни русского человека в старину и в современное время.
Инсценировка песен, разучивание колядок. Форма: групповые игры, сольное и хоровое пение с использованием музыкально – сценического действия.
Россия – Родина моя. – 2 ч.
Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов. Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая Родина», «родная сторонка». Форма: познавательное занятие, с использованием регионального компонента.
Русская песня. – 2 ч.
Песни о родном крае. Показать красоту русской народной песни. Развитие вокально-хоровых навыков, коллективное сотрудничество. Форма: групповые игры, сольное и хоровое пение.
Мой папа – хороший. – 2 ч.
Показать способность музыки выражать черты характера, отнош2ние к человеку. Разучивание песен о папе. Форма: групповые игры, сольное и хоровое пение.
Весна: поэт, художник, композитор. – 2 ч.
Времена года — весна, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года - весны. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о весне. Разучивание песен и закличек о весне. Форма: интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
Мамин день 8 марта. – 2 ч.
Разучивание песен для мам к 8 марта. Показать школьникам способность музыки передать чувство покоя, нежности, доброты и ласки, образ мамы. Форма: сольное и хоровое пение с использованием музыкально – сценического действия.
Музыкальная страна. – 2 ч.
Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация. Форма: занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
Музыкальные инструменты от древности до современности. – 3 ч.
Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21 века. Форма: занятие – погружение, исследование.
Краски музыки и голоса. – 2 ч.
Красочность, многоцветье человеческого голоса, семь цветов радуги – семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон. Звук голоса и жест. Звук и краски голоса. Звуки гласные и согласные в пении, артикуляция, высота звука и звуковысотный слух. Форма: занятие – исследование.
Необычные звуки и голоса. – 2 ч.
Прослушивание и сравнение различных звуков природы, звуков города и села, голоса животных и птиц. Форма: занятие-экскурсия (игровая деятельность).
Весело – грустно. – 2 ч.
Понятие лада: мажор (весело) – минор (грустно). Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями (весело - грустно). Форма: занятие – рассуждение.
Оркестр. Виды оркестров. – 2 ч.
Знакомство учащихся с различными видами оркестров, историей их возникновения, их отличиями. Способствовать развитию у учащихся музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, музыкального слуха и воображения. Форма: занятие – знакомство. Волшебный перестук. Ударно-шумовой оркестр. – 3 ч.
Знакомство с разнообразием народных инструментов: погремушки, колокольчики, постукалки, трещетки, румбы, рубель, коробочка, ложки. «Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки. Импровизация на музыкальных инструментах. Форма: музыкально-театрализованные упражнения, конкурс «Шумовые и музыкальные загадки», «Шумовой оркестр».
Дружба крепкая не сломается. – 2 ч.
Слушание и разучивание песен о дружбе. В. Шаинский «Улыбка». Б. Савельев «Настоящий друг». Г. Гладков «Песня друзей». В. Комаров «Человек собаке друг». М. Зива «Кто людям помогает» (Песенка Шапокляк.) З. Компанеец «Всем нужны друзья».
Форма: групповые игры, сольное и хоровое пение.
Добрым быть совсем не просто. – 2 ч.
Беседа «Что такое доброта?». Использование «добрых» мягких интонаций во время исполнения песен. Подбор песен и мелодий о доброте. Форма: групповые игры, сольное и хоровое пение.
Музыкальная шкатулка. – 2 ч.
Беседа «Из истории этикета», «Что такое этикет?» «Уроки галантности», «В театре, кино, цирке». Культура речи. Разговор. Общее представление о правилах поведения в общественных местах. Форма - занятие – знакомство.
Пусть всегда будет солнце! – 2 ч.
Расширить знания детей о празднике 9 мая, о том, как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны. Разучивание детских песен военной тематики. Форма: сольное и хоровое пение с использованием музыкально – сценического действия.
Лето: поэт, художник, композитор. – 2 ч.
Времена года — лето, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года - лета. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о лете.
Форма: интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
3 раздел – « Ярмарка талантов» – 4 часа.
Споемте вместе, друзья! – 2 ч.
Подготовка к музыкальному концерту из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.
Форма: сольное и хоровое пение с использованием музыкально – сценического действия.
Ярмарка талантов. – 2 ч.
Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения. Форма: музыкальный концерт.
В результате освоения данного курса обучающийся должен:
Знать /понимать:
- Что такое музыка.
- Чем отличается музыка от других видов искусств.
- С чего зародилась музыка.
- Какие виды музыкальной деятельности существуют.
- Кто создаёт музыкальные произведения.
- Элементарные музыкальные средства исполнения.
- Что такое вокальное исполнение (соло, ансамбль).
- Нормы поведения на сцене и в зрительном зале.
Уметь:
- Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.
- Импровизировать на элементарных музыкальных инструментах.
- Различать народную и профессиональную музыку.
- Выразительно исполнять вокальные произведения.
- Концентрировать внимание.
- Эмоционально откликаться на музыку, передавать ее пластическими движениями, импровизировать.
- Накапливать впечатления от знакомства с различными жанрами музыкального искусства.
Приобретать навыки:
1. Общения с партнером.
2. Элементарного музыкального мастерства.
3. Образного восприятия музыкального произведения.
4. Коллективного творчества, импровизации.
3. Формы контроля
Применение на занятиях как коллективной, так и индивидуальной формы работы, организация индивидуальных, ансамблевых, коллективных выступлений, возможность импровизации помогают сделать занятия яркими, запоминающимися и максимально реализовать поставленные задачи. Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: овладение теоретическими и практическими знаниями, участие в концертах, в школьных мероприятиях, выступление на тематических праздниках, родительских собраниях, классных часах, театрализованные представления музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы. В начале и в конце учебного года проводится диагностика учащихся. Для анализа результатов используется единая 10-бальная система оценивания для всех видов подготовки. Оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия: качество исполнения изучаемых на занятиях песен, попевок, распевок и работы в целом; уровень творческой деятельности. Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребёнка на занятиях.
4.Методические рекомендации
Прежде чем приступить к работе над воспитанием вокальных навыков необходимо приучить детей принимать правильную певческую установку, следить, чтобы они держались не напряжённо. При пении стоя и сидя корпус и шея выпрямлены, плечи несколько опущены, голова держится «гордо», подбородок слегка приподнят. Такая установка обеспечит удобное положение всего дыхательного и звукообразующего аппарата, так как гортань при этом будет располагаться как бы на прямой оси. При пении сидя, ноги всей ступнёй стоят на полу, руки лежат на коленях. При пении стоя, руки спокойно опущены. Певческая установка организует самый процесс пения и прежде всего дыхания.
1. Певческое дыхание.
Дыхание в пении имеет исключительные значение- это источник энергии для возникновения звука. Как дети, так и взрослые пользуются при пении дыханием, с преобладанием грудного, то брюшного типа. При этом дыхании в той или иной мере участвуют все отделы дыхательного аппарата. Следует помнить, что певческое дыхание вырабатывается только в активном певческом процессе. Самым верным критерием оценки правильности дыхания служат слуховые и мышечные ощущения, красивый, полётный звук, связанный со свободным, равномерным дыханием - есть результат естественной координации систем, участвующих в голосообразовании. Особую роль в пении играет организация вдоха и выдоха. Оба эти момента теснейшим образом связаны и оказывают взаимное влияние друг на друга. Ребёнок должен освоить вдох перед началом пения. Различный характер дыхания в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения, различные его приёмы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но тоже активное в медленных). Расходовать дыхание так, чтобы его хватало до конца фразы. Сначала в песнях с короткими фразами, разделительными паузами (цезурами), или заканчивающиеся на долгом звуке.
2. Звукообразование, дикция, артикуляция.
Педагог должен научить детей петь естественным, лёгким, звонким, но не напряжённым звуком. Пользоваться в основном мягким началом звукообразования (мягкая атака звука), петь активно (не крикливо, мягко, но не вяло). Ясно выпевать гласные звуки, одновременно округляя их звучание. Так как пение осуществляется только на гласных, то именно на них вырабатываются все вокальные качества голоса (тембр, сила, точность интонирования, регистровая ровность) и техника. Естественно красивое формирование гласных безусловно поможет создать спокойное, устойчивое положение гортани и дыхания. Согласные в пении должны произноситься предельно кратко, так как многие из них требуют значительного выдоха или активного движения языка. Именно эти причины и указывают на краткость, чёткость произношения согласных. Итак, гласные должны звучать полно, широко, а согласные – чётко, энергично, коротко. Для решения всех вокальных задач на начальном этапе работы по развитию и формированию певческих навыков используются артикуляционная гимнастика, фонетические упражнения, вокальные упражнения. Развитие творческих способностей обучающихся пению проходит поэтапно:
- выявление природных данных;
- обучение, развитие определённых навыков и умений;
- организация творческой деятельности. Прежде чем приступить к занятиям, следует внимательно прослушать ребёнка, определить наличие музыкального слуха, вокальные возможности, чувство ритма.
При прослушивании:
- ребёнок должен пропеть несложную песню без сопровождения;
- пропеть знакомую мелодию с сопровождением;
- повторить заданный ритм;
-найти на клавиатуре звук, сыгранный педагогом.
Уровень развития музыкальных способностей обучающихся неодинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие-менее; есть дети способные, но стеснительные. Необходимо поощрять и развивать ребёнка, а не исправлять недостатки. Для активизации творческой деятельности детей следует использовать дифференцированный подход с учётом возрастных, психофизических особенностей ребёнка. В основе обучения лежит наглядный метод, повторность и образно-игровой материал.
Работая с детьми нельзя забывать об охране детского голоса. К началу обучения пению у ребёнка в 7- летнем возрасте гортань расположена выше, чем у взрослых. Грудное резонирование практически отсутствует. Поэтому певческий звук характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой, высоким резонированием. Голосовая мышца находится, как правило, ещё в зачаточном состоянии и не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются в основном краями. Связки смыкаются неполно, между ними остаётся небольшая щель во всю их длину.
У необученных младших школьников чаще всего отсутствует дифференциация между работой мышц дыхания и голосообразования. Поэтому можно наблюдать, как при пении дети делают вдох, поднимая плечи. От этой привычки их следует постепенно отучать. В процессе возрастного развития дыхание делается более глубоким и равномерным. Этому же способствует рациональное и физиологическое оправданное певческое воспитание.
Рабочий диапазон голоса ребёнка 7 лет между ре первой и ре второй октавы. Следует с осторожностью использовать крайние звуки рабочего диапазона голоса детей этого возраста.
Для развития певческого аппарата необходимо:
- распевать детей в естественной для них тесситуре, избегая напряжённого звучания;
- добиваться чистоты и непосредственности в интонировании.
5. Список литературы:
1.А. Абелян. Сборник песен «Как Рыжик научился петь».
2. И. Д. Агеева. Занимательные материалы по музыке, кино, театру. Методическое пособие. Москва, 2006 г.
3. Ю. Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя- музыканта. Москва, 2002 г.
4. Акентьева Л. В. Нотки спрятались в словах / Л.В.Акентьева. – Ростов на Дону: Феникс, 2010.-32с.: ил.- (Мои первые ноты).
5. Т. Е. Вендрова «Пусть музыка звучит» – Москва “Просвещение” – 1990 г.
6. Д. В. Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников.
Груздова И. В. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей / 7. И.В.Груздова, Е.К. Лютова, Е.В.Никитина. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 254с. – (Мир вашего ребёнка).
8. Домогацкая И. Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. -142 с.
9. Евсеева Ю.В. До-ре-ми-фа-солька: Музыкальная грамота в стихах и сказках для детей. – СПб.: КАРО, 2009.-96 с.: ил.
10. В. Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург – 2000 г.
11. С. Железнов, Е. Железнова. Азбука - потешка. Русские потешки и считалки с нотками - картинками. Москва, 2001 г.
12. Д. Б. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» –Москва “Просвещение” – 1999 г.
13. Каплунова И. М., Новосельцева И. А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург;
14. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей школьников»: Методическое пособие. Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д., 2004г.
15. Л.В. Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2014г.
16. «Музыкальные игры для детей», автор: Образцова Т.Н., 2005 г.
17. Т. Н. Образцова. Музыкальные игры для детей. Москва, 2005 г.
18. Е. М. Пекерская. Сборник «Вокальный букварь». Кемерово, 2006 г.
19. «Первые уроки музыки и творчества». Автор: Е.И.Юдина, Москва "Аквариум" – 1999 г.
20. «Первые уроки музыки» - Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. Автор: Домогацкая И.Е., 2003г.
21.«Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений». Авторы: Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов, М.«Просвещение», 2011г.
22. «Развитие музыкальных способностей детей», автор: Михайлова М.А. 1997 г .
23. Сычёва М. А. Первые уроки музыки: учебно-методическое пособие с элементами ТРИЗ (теория решения изобразительных задач) для музыкальных руководителей / М.А.Сычёва. - Ростов на Дону : Феникс, 2009.-362с.6ил. - (Сердце отдаю детям).
24. М. Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н. Стрельниковой - Москва "Метафора" – 2005г.
25. Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества» – Москва “Аквариум” – 1999.
Перечень Интернет-ресурсов
- http://www.solnyshko.ee/
- http://www.uroki.net/
- http://www.zankov.ru/
- http://www.viki.rdf.ru/
- http://www.nachalka.com/photo
- http://www.n-shkola.ru/
- http://www.uchportal.ru/load/46
- http://www.junradio.com/publ/normativnye_dokumenty/pravovoe_regulirovanie/metodicheskij_konstruktor_vneurochnoj_dejatelnosti/4-1-0-47
- http://life-school.ucoz.ru/index/fgos_vneurochnaja_dejatelnost/0-159
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/06/19/napravleniya-i-formy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-ramkakh
- http://www.ikt.oblcit.ru/115/Kazanzeva/project/p4aa1.html
- https://music.yandex.ru/album/670796
- https://music.yandex.ru/artist/218233/tracks
- Детям о музыке – www.muz-urok.ru
- Искусство слышать – www.iskusstvo.my1.ru
- Классическая музыка – http://classic.ru
- Мультфильмы для уроков музыки – www.musicandi.ru/cartoon_film
6. Технические средства
1. Проектор.
2. Экран.
3.Компьютер.
4.Музыкальный центр.
5. Детские музыкальные инструменты.
Экранно-звуковые пособия
1.Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
2.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
3. Записи фонограмм детских песен, народных наигрышей и т.п.
4. Запись пения птиц, звуков природы.
5. Собственные презентации по темам занятий: «Фольклор», «Песенки из мультфильмов», «Что у осени в корзинке», «Музыкальные игры, ребусы, загадки», «Зима: поэт, художник, композитор», «Новогодний карнавал», «Рождество Христово», «Россия – Родина моя», «Весна: поэт, художник, композитор», «Музыкальные инструменты», «Оркестры», «Дружба крепкая не сломается», «Добрым быть совсем не просто», « Праздник со слезами на глазах», «Лето: поэт, художник, композитор».
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1. Портреты композиторов и художников.
2. Репродукции картин.
Игры
1. Карточки с ребусами, кроссвордами, загадками и т.п.
2. Дидактические материалы (наборы картинок: инструменты, портреты композиторов, репродукции картин).
3. Настольные развивающие игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа музыкального руководителя
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учереждения на 2017-2018 учебный год.Образоватетьная область музыка для детей дошкольного возраста....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка»
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса...
Рабочая программа музыкального руководителя детского сада. Модуль «Музыкальное развитие детей 5–6 лет» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федер...
Рабочая программа музыкального руководителя
Рабочая программа музыкального руководителя...
Рабочая программа музыкального руководителя на 2020 - 2021 учебный год
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности.В рабочей программе выдвигается развивающая функция образовани...
Методическая разработка рабочей программы музыкального руководителя на ранний возраст
Рабочая программа музыкального руководителя на ранний возраст разработана на примере образовательной программы ГБДОУ детского сада N 33 г. Красногвардейского района Санкт-Петербурга в соответствии с т...
Рабочая программа музыкального руководителя
Рабочая программа по музыкальному развитию дошкольников...