Проект "день птиц"
методическая разработка по теме

Хохлова Наталья Витальевна

Проект «День птиц. Помощь зимующим птицам»  направлен на изучение видового многообразия зимующих птиц, показать огромное значение птиц в природе и в жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы. Рассказать о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.

В результате реализации проекта обучающийся получили возможность совершенствовать и расширили круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. На реализацию своего проекта у нас ушёл год, 1 апреля 2011 года мы начали работать над своим проектом и завершили его только в апреле 2012 года. В последующем возможно возвращение к проекту и его расширение.

Проект является конструктивным, информационным, творческим.

Внешним продуктом проекта стали созданные материалы: рисунки, информационные листы, презентация.

Внутренний продукт проекта: формирование новых компетенций, опыт совместной деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_bez_fotodokument_microsoft_word.doc494.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Проект


«Зимующие птицы нашего посёлка»



Авторы проекта


Коваль Марина Юрьевна – воспитатель


Хохлова Наталья Витальевна – воспитатель


«Детский дом п. Ярославский»



Тема проекта


« День птиц. Помощь зимующим птицам»


Участники


Воспитанники  детского дома

Проблемный вопрос


Как помочь зимующим птицам? Что мы можем сделать для защиты птиц в зимнее время?

Проект направлен на достижение следующих целей


Познакомить учащихся с состоянием видового многообразия зимующих птиц. Повышение уровня теоретической и практической подготовки детей в области экологии. Развитие интереса к птицам и умения работать в команде. Привлечение детей  к активной помощи зимующим птицам.

Образовательные цели


Познакомить воспитанников с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе т жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы. Рассказать о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.


 


Воспитательные цели


Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; формирование потребности участвовать в разнообразной творческой созидательной деятельности в природе, охранять природу; формирование у детей чувств сострадания, милосердия через заботу о птицах и бережное отношение к природе; развитие интереса к процессу познания.

Развивающие цели


Развитие умения узнавать птиц в природе; развитие внимания, памяти, логического мышления, речи; развитие восприятия как умения наблюдать, мышления как умения анализировать, обобщать.  


                              Этапы реализации проекта

Этап

Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Предварительный - выбор темы; обсуждение направлений работы, сроков, участия воспитанников в реализации  проекта 

   март

Воспитатели

 все ребята

2.

Подготовительный - подбор необходимой литературы, сбор бросового материала, изготовление скворечников, кормушек, подготовка конкурсной программы, создание презентаций.

Март 2011

Апрель 2012

Воспитатели

ребята

3.






































Основной – проведение намеченных дел:

А) оформление тематического стенда к Дню птиц

Б) «Птица счастья» древняя русская традиция.

   Лепка и раскрашивание фигурок птиц из     солёного теста.  

В) Конкурсная программа «В гостях у мудрой совы»


Г) организация и проведение конкурса рисунков, посвящённых Дню птиц  «Птичьи мотивы» Оформление выставки «Наши пернатые друзья»


Д) изготовление кормушек из бросового материала, развешивание кормушек.



Ж) «Птичья столовая» подкормка и наблюдение за птицами.


З)  Конкурс рисунков «Птицы в полёте»  

 

И) Выпечка «жаворонков», встреча весны.


К) Развешивание листовок в защиту птиц по посёлку.

27 – 29     марта

   

  25 -31

  марта


1апреля

   2011


25 марта – 1 апреля

2011г.


Конец ноября начало декабря


Зимние месяцы

Март – апрель 2012г.

1 апреля

2012г.

1 апреля

2012г.

Коваль М.Ю.



Шевцова Т.А.

Ребята

Коваль М.Ю.

Хохлова Н.В.




Коваль М.Ю.

Егорова И.В.

Хохлова Н.В.





Воспитатели







Воспитатели

воспитанники



воспитатели

воспитанники



воспитатели

воспитанники

4.

Заключительный этап - Подведение итогов, анализ деятельности. Оформление порфолио, рефлексия участников. Выявление новых проблем и определение направлений дальнейшего развития проекта.

 апрель

   2012

Воспитатели

Все ребята

               

 Материалы для оформления стенда

            1 апреля —

 Международный день птиц

 «Загадки птичьего царства»

Издавна на Руси было принято встречать ранней весной  птиц , возвращающихся с юга в родные места. Прилёт пернатых считали одной из радостных примет весны, их приветствовали песнопениями и заклинаниями. Во многих закличках - веснянках говорилось, что  птицы , возвратясь из-за моря, должны принести с собой заветные золотые ключи. Люди верили, что этими ключами замкнуто холодное подземелье, где томится красавица весна, запертая злой зимой. Вот и звали они  птиц , чтоб помогли весне с зимой местами поменяться…

Птичка-ключница,

Прилети к нам из-за моря,

Принеси нам два ключа,

Два ключа золотые.

Отомкни весну тёплую,

Замкни зиму холодную.

Встречали  птиц  развешиванием дуплянок, берестяных ящичков, скворечников. Заботились люди в старину о том, чтобы скворцы и совы, стрижи и трясогузки, синицы и мухоловки, дрозды и другие  птицы  не остались по весне без гнездовья. Первые птичьи домики стали делать индусы ещё в I веке новой эры для индийского скворца – майны. В Европе первые скворечники появились в конце XV века. Они были из обожжённой глины, в форме горшка или кувшина. На выпуклой стенке такого скворечника располагался леток, а на противоположной, плоской, - большое отверстие, в которое свободно могла бы войти рука человека. Немцы, для того, чтобы  птицы  могли селиться в нишах домов, специально вынимали кирпичи из кладки домов. Вслед за глиняными скворечниками появились скворечники деревянные. Считается, что это русское изобретение. В Западной Европе птичьи домики, сколоченные из досок, не были известны вплоть до середины XIXвека. Но в те времена люди развешивали скворечники и расставляли дуплянки по берегам рек совсем не во благо пернатым, а ради своего пропитания. Со временем человек стал привлекать  птиц  к своему жилью не из кулинарных соображений, а ради их красоты, мелодичного и звонкого пения. А благодаря немецкому зоологу Глотеру, который первый подсказал, как важно использовать  птиц  в хозяйственных целях, с середины XIX века – для защиты садов и огородов от мышей и насекомых.

Когда люди стали опекать и охранять пернатых, появился праздник – День   птиц . Впервые он был проведён в США в 1894 году 1 апреля. В нашей стране о празднике пернатых заговорили в 1924 году. В организации праздника помогали многие известные художники и писатели.

                         Знаете ли Вы, что…..

многие  птицы  – прославленные певцы. Вне конкуренции среди них, безусловно, соловей. Хорошо поют зарянки, крапивник, певчий дрозд и другие. Поют, сидя на дереве или кустарнике, кукушки, дрозды, голуби, зяблики и другие, или в полёте (хищные  птицы , кулики, стрижи, синицы и другие). Лучше всего поют  птицы  весной. С помощью песни они общаются друг с другом, выражают общественные инстинкты. Поёт, как правило, самец. Особенно интенсивно поют самцы, не подобравшие себе пару. Например, холостой самец мухоловки-пеструшки исполняет 3600 песен в день, а его женатый сосед – около 1000. Весенняя его песня – это сигнал другим самцам о том, что территория занята. Если кто-то из них поблизости, то песня звучит чаще и воинственней, и этого бывает достаточно для того, чтобы соперник убрался восвояси. Но если он всё же перейдёт невидимую границу, то хозяин прерывает песню и бросается в атаку.

Основное назначение песни – подать сигнал самке о том, что есть территория для гнезда, есть самец, способный завести семью и заботиться о ней. Самки, которые обычно возвращаются с зимовок несколько позже самцов, выбирают себе партнёра именно по этому принципу. Происходит естественный отбор.

Интенсивное пение  птиц  ослабевает после появления птенцов, а едва они подрастут – песни прекращаются и вовсе.

Пение  птиц  благоприятно сказывается на здоровье человека. Птичью песню, даже простенькую, люди всегда слушают с удовольствием. Пение  птиц успокаивает человека, улучшает настроение и сон, положительно влияет на нервную систему и общее состояние организма. Обратили на это внимание ещё врачи древности: ряд заболеваний они лечили пением  птиц . Возможность использования птичьего пения вместо лекарств заинтересовала и современных врачей. В частности, в нашей стране проводятся такие опыты, и они дали хорошие результаты

                                     Птичьи рекорды

   Самый большой размах крыльев у странствующего   альбатроса.    Достоверно измерен размах крыльев у одной особи 360см.

Самые длинные ноги у малого фламинго, живущего в Африке. Высота птицы до полутора метров, а длина ног до 68см, то есть более половины роста.

Самые крупные глаза, причём не только из птиц, но и вообще из всех наземных животных, у страуса. Диаметр его глаза 5см.

Самая маленькая птичка живёт на Кубе. Длина колибри пчёлки от кончика клюва до кончика хвоста 5,7см. Диаметр гнезда 2см. Длина яичка колибри 12,5мм, диаметр 8,3мм, весит оно вдвое меньше скрепки для бумаг.

Самые длинные когти на ногах у гребенчатой яканы – до 20см. Эта австралийская птичка бегает по листьям плавающих растений, и когти помогают ей распределять вес на как можно большей площади.

Самый длинный клюв у колибри мечеклюва, живущего в Андах. При средней длине птицы 13-14см длина клюва 10-12см. такой клюв позволяет мечеклюву доставать нектар из цветков с самым длинным венчиком.

Быстрее всех бьёт крыльями колибри синехвостая амазилия, она делает 80 взмахов в секунду, при спокойном полёте. Но испуганная птица может делать и 200 взмахов крыльями в секунду, что почти столько же, сколько делает пчела.

Самое острое зрение у беркута. Он замечает мышь с расстояния 1600м, а кролика – с 3км.

Наибольшая продолжительность жизни у королевского альбатроса – до 80 лет. Обитает он в Антарктике и у Новой Зеландии.

Самое тёплое гнездо у обыкновенной гаги. По теплоизоляционным свойствам пух гаги превосходит все синтетические материалы. Недаром стёганое одеяло на гагачьем пуху стоит около 11 тысяч долларов.

Птица самого высокого полёта – горный (индийский) гусь. Этот вид гусей живёт летом на плоскогорьях Тибета, а зимует в Индии. Лететь им до места зимовки только 700-1000км, но на пути стоят Гималаи. Нередко их видят над Эверестом на высотах не менее 8000м, а временами и 9000м. Температура на такой высоте приближается к -5000С, а давление воздуха менее трети нормального. Поэтому птица имеет большое сердце и очень эффективные лёгкие.

                                                 О птицах: 


Птицы оказывают огромную помощь в борьбе с насекомыми. Они истребляют множество вредных насекомых, личинок, гусениц и яичек. Маленькие птички в день съедают насекомых больше, чем весят сами, а в течение лета, например, синица уничтожает не менее 100 000 насекомых. Скворец за один месяц съедает 10 000 полевых слизней. Ласточка вылавливает за лето до 1 000 000 мелких мошек, комаров, тлей. Воробей уничтожает семена сорняков и кормит своих птенцов насекомыми и гусеницами. 
К исключительно полезным птицам относятся: скворцы, синицы, мухоловки, зеленушки, дятлы, кукушки, соловьи, ласточки, трясогузки и другие. 
Значительное количество птиц гибнет от бескормицы в непогоду во время перелетов, а остающиеся у нас на зиму оседлые виды гибнут во время сильных морозов и больших снегопадов из-за недостатка кормов. Подкормка птиц зимой может сократить их убыль. 
Несмотря на то, что мелкие птицы очень плодовиты, к весне примерно 8-9 из 10 птиц погибают от голода. 
Всех этих птиц можно спасти, подкармливая их. Привыкнув к вашему участку зимой, они останутся весной на гнездование.

                                    Охрана птиц.

С 1600 года во всем мире исчезло, вероятно, около 100 видов птиц. Большинство из них было представлено небольшими популяциями на морских островах. Часто не способные к полету, как дронт, и почти не боявшиеся человека и привезенных им мелких хищников, они стали легкой добычей. В настоящее время многие виды птиц также находятся на грани вымирания или, в лучшем случае, испытывают его угрозу.

Многие страны имеют законы и участвуют в международных соглашениях по охране перелетных птиц. Однако более серьезная угроза для птиц исходит не от охотников, а от вполне «мирных» видов человеческой деятельности. Небоскребы, телебашни и другие высотные постройки являются для перелетных птиц смертельно опасными препятствиями. Пернатых сбивают и давят автомобили. Разливы нефти в море губят множество водных птиц. Не менее серьезную угрозу создает загрязнение среды. Естественные загрязнители – это вещества, постоянно присутствующие в природе.

Искусственные загрязнители – это химические вещества, практически отсутствующие в девственной природе. Прекратить наступление человека на мир пернатых едва ли удастся; единственная надежда – замедлить его. Одной из мер может быть более строгая ответственность за разрушение естественных местообитаний и загрязнение среды. Другая мера – увеличение площади заповедных территорий с целью сохранения на них природных сообществ, в состав которых входят виды, испытывающие угрозу исчезновения.

Традиция выпекать птичек по весне, может, многим памятна с детства.

У неё своя интересная история. На Руси, как и у всех земледельческих народов, особенно значимо отмечался приход весны. Приметы, наблюдения за погодой имели колоссальное значение, поскольку изменения климата могли сказаться на урожае. А что, как нельзя лучше, говорит о приходе весны? Прилёт птиц, их радостное чириканье и строительство гнёзд. И одновременно солнечный календарь. Так и появилась на Руси традиция печь жаворонков на день весеннего равноденствия, 22 марта. На это число приходится память 40 севастийских мучеников, вот и назвали в народе праздник  "сороки". Сложились и приметы: "сороки" тёплые – ранняя весна…

Этот день был детским праздником: дети встречали весну, пели веснянки, подбрасывали испечённых птичек или же вешали их на колья.

Вместе с тем праздник выпадает на Великий пост, поэтому птички делались без использования яиц и молочных продуктов.

Все члены семьи получали такую птичку – румяную, хрустящую, аппетитную, но не съедали сразу, а принимались кликать весну, кто во что горазд. Забирались на крыши, подбрасывали птичек вверх и старались петь-кричать погромче, чтобы Весна услышала.

Весна, весна, на чем подошла?
На чем подошла-подъехала?
На чем подошла-подъехала?
— На сошечке, на бороночке, 
на веничке.

Селяне забирались на крыши сараев или выходили на высокие места и кликали, зазывали весну, громко крича:

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам, 
Принесите нам лето теплое, 
Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила, 
Руки, ноги отморозила.

Весенний ветер п Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.

В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.

Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.

Христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, апричудливым образом переплелась с ними. Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

 

Полезно знать, если собрался делать домики  для птиц:

- размеры синичника: низ 14*14см, высота 20-30см, леток от крыши вниз на расстоянии 7см, его ширина 3-4см;

- некоторые учёные рекомендуют задние внутренние стенки синичников красить мелом, что способствует лучшему их заселению синицами;

- размеры скворечника: дно 14*15см, высота 35-40см, диаметр летка 4,5-5см;

- не делают птичьи домики из фанеры: в них холодно и беспокойно – фанера звукопроницаема;

- небольшие щели для птичьего домика – не помеха;

- нельзя красить гнездовья – это отпугивает  птиц .

        

Памятка "Как подкармливать птиц".

1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4. Кормушки нужно держать в чистоте.

5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6. Помните, основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника, сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, свиное сало, говяжий жир.

Чем нельзя кормить? 
Птиц нельзя кормить соленым салом и мясом (от соли птицы слепнут), ржаным (черным) хлебом, мокрыми продуктами (превратятся в лед на морозе), жареными семечками. 

Какие преимущества даёт кормушка? 
Время от времени наполняемая кормушка способна увеличить разнообразие птиц в ее окрестностях. Особенно интересно проследить, как растет число видов-посетителей в течение ряда лет. 

       Конкурсная программа «В гостях у мудрой совы»        

                               Викторина

1.      Какая птица рождается на свет сразу со специальностью. (Секретарь)

2.      Птица, живущая на южном полюсе.   ( Пингвин)

3.      Задние конечности у уток превращены в (ласты)

4.      Птицы произошли от (пресмыкающихся)

5.      Самый большой отряд по числу видов (воробьинообразные 5000в.)

6.      Рябчик относится к отряду (куриных)

7.      Передние конечности у птиц превращены в (крылья)

8.      Единственная кожная железа у птиц (копчиковая)

9.      Есть ли у птиц зубы (нет)

10.    Птица- санитар леса (Дятел)

11.    У какой лесной птицы глаза сдвигаются к затылку (Вальдшнеп)

12.    Голос этой птицы похож на шипение змеи (Вертишейка)

13.   У этой певчей птицы поют самки и самцы (снегирь)

14.    Птица, которая может питаться жалящими насекомыми (щурка)

15.   Страна – зимний рай для птиц (Египет)

16.   Наука, занимающаяся  изучением птиц (орнитология)

17.   Другое название чёрного дятла (желна)

18.   Птица, поющая ночью (соловей)

19.   Птица, не имеющая голоса (аист)

20.   Эту птицу называют пернатой кошкой (сова)

21.   У каких птиц крылья не покрыты перьями, а чешуёй (пингвин)

22.   Когда температура тела у воробья высокое – летом или зимой (одинаковое)

23.   Самая маленькая птица (колибри)

24.   У какой птицы все четыре пальца обращены вперёд (стриж)

25.   У какой птицы самцы жёлтые, а самки зелёные (иволга)

                       Конкурс "Блиц - турнир"

1. У какой птицы длинный язык? (у дятла - 15 см.)

2. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (стриж)

3. Какие птицы не высиживают яиц? (кукушки)

4. У какой птицы самый крепкий клюв? (дятел)

5. Какая птица стала символом мира на земле? (голубь)

6. Где птица поёт громче? (В полёте или на ветке?) (в полёте)

7. Почему нельзя трогать руками яйца и гнёзда птиц? (потому что птицы тогда бросают свои гнёзда)

8. Есть ли у скворца своя песня? (нет, он подражает пению других птиц и разным звукам)

9. Какая птица хорошо видит в темноте? (сова)

10. Какая птица не видит в темноте вообще? (курица)

11. Куда кукушка откладывает яйца? (в гнёзда других птиц)

12. Самая знаменитая ворона? (Каркуша)

Конкурс "Узнай птицу"

Ведущий:

А вы можете узнать птицу по её силуэту? Сейчас мы это и проверим.

А) Показываются силуэты птиц - нужно угадать, что это за птица.

Б) Узнай птицу по описанию.

1. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху, на крыльях, - белая полоска. Под шейкой большое чёрное пятно. Совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт! (воробей)

2. Головка у неё в чёрной шапочке, на шее и на груди длинный чёрный галстук, спинка, крылья и хвост - тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто она в жёлтый жилетик нарядилась. (синица)

3. Сверху они все чёрные, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатинка. (ласточка)

4. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке - красное пятно, а на чёрных крыльях - белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый. Летает за ним много пернатых нахлебников. (дятел)

А сейчас мы с вами послушаем рассказ о птице, которая с древних времён служит символом красоты и нежности. Что это за птица? (лебедь)

Рассказ о лебеде.

Конкурс "Барометр природы"

Ведущий:

Люди всегда наблюдали за птицами и по их поведению определяли, какая будет погода. А вы знаете какие - нибудь приметы?

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды (к дождю).

2. Ласточки летают то вверх, то вниз (жди бурю).

3. Стрижи летают низко и с криком (к дождю).

4. Воробьи прячутся под крышу (к буре)

5. Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).

6. Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).

7. Воробьи купаются в песке (будет дождь).

8.Вороны садятся на верхушки деревьев (перед морозом).

9. Вороны садятся на снег (к оттепели).

10. Чайки ходят по песку,

Моряку сулят тоску,

Села чайка на воду,

Жди ...(хорошую погоду).

А сейчас мы с вами послушаем рассказ о птице, которая всё время ходит с мешком. Что это за птица? (пеликан)

Игра «Кто больше?»
Кто больше назовёт перелётных птиц.

Игра «Как зовут вас детки?»
Ответить как зовутся птенцы названных птиц
Ласточка – ласточата
стриж- … лебедь - …, скворец - …, грач - …, журавль - …, жаворонок - …, кукушка - …, зяблик - …, трясогузка - … .

Игра «Перелётные птицы»

- Скажите, как прилетают птицы с юга по одиночке или стаями? (Стаями)
Мы сейчас посмотрим, какие вы дружные. Первая птичка летит (с обручем), облетает кеглю и возвращается, берет с собой вторую птицу (В обруч) и т. д. вся команда. Кто быстрее.

Блиц-вопросы.

Определите верно или неверно:
1. Перья способствуют сохранению тепла в теле птицы (да)
2. Обтекаемая форма тела птиц – это приспособление птиц к защите от хищников (нет)
3. На ногах птиц есть роговые чешуйки, которые свидетельствуют о родстве птиц с пресмыкающимися (да)
4. Все птицы способны к полету (нет)
5. Птицы – самый крупный класс по числу видов среди других классов на-земных позвоночных животных (да)
6. У птиц на ногах обычно по 4 пальца: три из них направлены вперед, а один назад (да)
7. Клюв птицы – это видоизмененная верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов (да)
8. Перьевой покров голубя не имеет пуха (да)
9. Пуховые перья и пух – это одно и то же (нет)
10. Тело птицы покрыто кроющими и пуховыми перьями (да)
11. Наука о птицах – это птицеводство (нет)
12. Только птицы из позвоночных животных приспособились к полету (нет)
13. Киль на грудине птиц помогает рассекать воздух при полете (нет)
14. Зоб – это особый орган пищеварения птиц (да)
15. Среди птиц есть виды, которые совсем слепы (нет)
16. Птицы не откладывают все яйца сразу, как пресмыкающиеся (да)
17 Яйца птиц высиживаются при температуре 39-40С (да)
18. Предками современных птиц считают древних рыб (нет)
19. Первоначальной средой для развития класса птиц был лес (да)
20. К лесным птицам относят журавля (нет)
21 Дятлы гнездятся в кроне деревьев (нет)
22. Хищных птиц нельзя уничтожать, потому что они плохо размножаются (нет)
23. У птиц, ловящих насекомых в воздухе, клюв короткий и крепкий (да)
24. У сокола острые когти, загнутый клюв, что служит к приспособлением к питанию птицами и зверями. (да)


Игра «Птичкин дом»

Участникам даются птицы различных сред обитания. Их задача распределить их по средам обитания. Три среды: водная, степь, лес.
Водные: утка-кряква, лебедь, гусь, пеликан, гоголь, пингвин
Степные: журавль, дрофа, страус, беркут, гриф-бородач, степной орел
Лесные птицы: иволга, глухарь, дятел, соловей, пеночка, дрозд, удод.


Игра «Чей клюв»

На доске пронумерованные карточки, за которыми изображены клювы птиц, участники по-очереди выбирают номера переворачивают карточки и угадывают чей клюв.

«Составь правильно пословицу»
 слово не воробей вылетит не поймаешь
 лучше синица в руках, чем журавль в небе
 всяк кулик своё гнездо хвалит
 глупа та птица, которой гнездо своё не мило
 соловья за песни кормят
 от курицы яйцо, а от яйца курица
 сколько утка не бодрись, а лебедем не быть
 не считай утят пока не вывел

  «Путаница»                                   

Ветер подул и перемешал все буквы в словах – названиях птиц, живущих в наших краях. Выберите по листочку с «запутавшимися» буквами и попробуйте расставить их в правильном порядке. Если отгадали одно название – можете взять следующее, пока не отгадаете всех птиц или не кончится время.

За 1 правильно угаданную птицу выдается 1 «птичка».

ГВОХОРИСТКА (горихвостка)  ОКВАСНЯ (овсянка)

КОСТАЧАЛ (ласточка)  СУХЫЛА (лысуха)

СОНОБУД (дубонос)  ПАЛЯЦ (цапля)

ГИРЬНЕС (снегирь)  НЕЛЕШУКАЗ (зеленушка)

НЕКОПАЧ (пеночка)  МОРДОКОЗИ (зимородок)

ТЕРИШВЕЙКА (вертишейка)  ВЕЛОСОЙ (соловей)

ДОЗОЙОК (козодой)  ИСТРИСВЕЛЬ (свиристель)

ЦЕРКВОС (скворец)  КРУШИВАЗА (завирушка)

ЛАКВАС (славка)  ВКОКОСМА (московка)

КАЧИГА (гаичка)  КОЗЛАРЕВА (лазоревка)

УЩИПАХ (пищуха)  ВКОНОРОЖА (жаворонок)

ЛОВИГА (иволга)  ЗЛОПОПЕНЬ (поползень)

КРУБОЧАС (барсучок)  ШНУРОК (коршун)

ФАНЗА (фазан)  НОРОВ (ворон)

НУЛЬ (лунь)  КАГАЛ (галка)

 Загадочный конкурс

В этом конкурсе вам надо будет отгадать, какая птица описана в стихотворении. Если догадались

– не кричите, а из букв, лежащих на столе, составьте нужное слово (в том падеже, в котором оно должно

стоять в стихотворении –  падежи помните?).  Затем команда возьмет буквы в руки и выстроится так,

чтобы все могли прочитать слово-ключ. Здесь вам не только надо будет быстро догадаться, о ком идет

речь, но и быстро составить слово. Приготовились? Все ясно? Начинаем.

Награда – 1 командная «птица» за одну загадку.

Всех перелетных птиц черней,

В пашне ищет он червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица… (грач).

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля…

Узнаете? Это… (цапля).

Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!».

А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит… (сорока).

В лесу ночном горюет птица,

Она назвать себя боится.

– Ку-ку… Ку-ку…

Не спит опушка,

А птицу эту звать… (кукушка).

Зимой на ветках – яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири).

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться,

Два могучие крыла

У хозяина … (орла).

Обожаю непогоду,

Очень уважаю воду.

Я от грязи берегусь,

Чистоплотный серый… (гусь).

Мы построили вдвоем

Для гостей весенних дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай сюда… (скворец).

Ночь, как смоль,

черным-черна.

Серой птице не до сна:

Меж кустов, как тень, скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава.

Это ухает… (сова).

Загадка - плетёнка

Здесь спрятались птицы. Отгадайте какие?

(воробей, скворец, кукушка, глухарь, соловей)


1.



В





Р





Б




Й


2.


К



О



Е



3.

К


К


Ш


А


4.


Л


Х


Р



5.


С




Л




В




Й

                                 Итоги конкурсной программы                              


                                  «В гостях у мудрой совы»

                                                 2011г.

Команда «Орлы»  1 место                           «Соколы»  2 место


Шебалов С.                                                    Лозовикова С.


Хадарин К.                                                     Острогоров С.


Поплавский Т.                                                    Хвостов И.


Феоктистова Т.                                               Далдонова Ж.


Пономарёв В.                                                  Радаева О.



                   Итоги конкурса  рисунков «Птичьи мотивы»


Лещук А.- 1место


Пономарёв Антон – 2 место


Поплавский Т. – 3 место


Шебалов С. – 3 место





                  Итоги конкурса «Птицы из оригами»



1 место – Хадарин Дима


2 место – Хадарин Денис





       


 Итоги конкурса «В гостях у мудрой совы»


                                          2012г.


Бакланы    1 место                                Орлы    2место


Острогоров К.                                          Андреев А.


Хадарин К.                                               Хвостов Т.


Шебалов В.                                              Хвостов И.


Поплавский Т.                                         Васильев Ж.


Радаева О.                                              Шебалов С.


Острогоров С.                                         Шульгина А.


Родионов К.                                            Ревуцкий Д.


Острогоров Л.                                         Хвостов А.


Шульгин Д.                                              Азаренко И.


  33 птички                                                 29 птичек



                        Итоги конкурса рисунков


                                         2012г.


1 место – Лозовикова С.


                  Андреев А.


2 место -   Радаева О.


3 место -   Острогоров Л.


                      Итоги викторины «Птицы»


1 место – Шебалов В.


2 место – Поплавский Т. Андреев А. Хвостов И.


3 место – Хвостов Т.


4 место – Радаева О.


                           



Заключительный этап:



проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:

1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
2. Сытой птице мороз не страшен.
3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.



















Рефлексия участия в проекте.  


(для воспитанников)


Плюсы:

1.Нравится участвовать в проектной деятельности.

2. Было интересно и познавательно.

3. Можно узнать что-то новое о птицах.

4. У меня получилось! 

 Проблемы:

1. Собственная лень.

 2. Острая нехватка времени.

Перспективы:

 1. Пусть таких проектов будет побольше, чтобы воспитанники могли реализовать свои замыслы.

2. Буду участвовать и в других проектах.  

. 


(для воспитателя)


Плюсы:


1. Расширены знания по предметам.  


2. Отработали навык поиска информации в сети Интернет.


3. Отработаны навыки в программах Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.


4. Получены новые знания, расширены имеющиеся по реализации проектной деятельности обучающихся с использованием возможностей сети Интернет.


5. Реализация проекта создала условия для социализации обучающихся -

освоение новых технологий, формирование умений взаимодействия в команде, применение теоретических знаний на практике.


Проблемы:

1. Неумение детей из найденного материала выделить главное, основное.

2. Слабая готовность детей к совместной работе над проектом.

Перспективы:

1.Возможно дальнейшее расширение проекта, с целью сбора более полной информации о зимующих птицах нашего посёлка.

2. Можно подготовить и провести цикл бесед по теме проекта.

3. Можно изготовить различную печатную продукцию, информирующую население посёлка о жизни птиц зимой, их подкормке, охране; информирующую население о видовом многообразии зимующих птиц.

 4. Можно создать сайт "Зимующие птицы нашего посёлка", где будет представлена полная информация о птицах, можно будет узнать о кормах для птиц, способах изготовления кормушек и многое другое.

Аннотация

Проект «День птиц. Помощь зимующим птицам»  направлен на изучение видового многообразия зимующих птиц, показать огромное значение птиц в природе и в жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы. Рассказать о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.


В результате реализации проекта обучающийся получили возможность совершенствовать и расширили круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, На реализацию своего проекта у нас ушёл год, 1 апреля 2011 года мы начали работать над своим проектом и завершили его только в апреле 2012 года. В последующем возможно возвращение к проекту и его расширение.


Проект является конструктивным, информационным, творческим,. Внешним продуктом проекта стали созданные материалы: рисунки, информационные листы, презентация,  Внутренний продукт проекта: формирование новых компетенций, опыт совместной деятельности.
















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ конспект урока 7 класс..автор основного источника: http://dolg_i_svet@mail.ru...

Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц.

Цель: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следовательные связи, работать с натуральными объектами, определять роль  птиц в природныхсообществах...

Урок "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"

Данный урок является заключительным по теме "Птицы". Используется вместе с презентацией....

Экологические группы птиц. Птицы города.

Городские птицы чаще своих собратьев, живущих в природе, изменяют веками сложившиеся формы поведения и «изобретают» новые. Синицы делают гнёзда  в вертикальных полых предметах: чугунных трубах ог...

Конспект урока биологии в 7 классе "Класс Птицы. Вслед за птицами"

Данные об автореАвтор: Кадырова Руфина Хамитовна  Место работы, должность: МБОУ Наримановского района "СОШ №11", Астраханская область  Регион: Астраханская область Характеристики ресурсаУ...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

урок развития устной речи "Птицы. Польза, приносимая людям.Части тела птиц"

повторение и обобщение знаний детей о птицах, их строении,   среде обитания;расширение  кругозора и знаний о пернатых своего родного края,формирование понимания важности заботы о ...