Трудные университеты. Спектакль
классный час по теме

Баженова Валентина Петровна

Трудные университеты. Спектакль

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnye_universitety_gotovo.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

    Разработка внеурочного мероприятия из раздела

    «Исторические очерки об учёных математиках».

                                                                       

 Форма: математическая гостиница.      

       Тема:   “Трудные университеты

                       С.В. Ковалевской”.

        Цель:  раскрыть силу характера великого учёного – борца за своё место в науке, проанализировать  глубину её отношений с родными и близкими.                                                                              

  Выполнила: учитель математики

 ГБОУ Гимназии № 196  г. Санкт-Петербурга

Баженова Валентина Петровна.

                                                                               

                                                                                 

Действующие лица.

1)   Ведущие (юноша и девушка).

2)   Софья  Васильевна Ковалевская.

3)   Анюта,  сестра С.В.Ковалевской.

4)   Юлия Лермонтова,  подруга  С.В.Ковалевской.

5)   Владимир Онуфриевич,  муж  С.В.Ковалевской.

6)   Вейерштрасс, профессор Берлинского университета.

7)   Гёста Миттаг Леффлер, шведский математик.

8)   Учёный, оппонент Леффлера.

Вступление.

                                                 

                (Звучит музыкальный отрывок из пьесы Н. Николаева «Осенью»)

1 вед.  1884 год.  Софья Васильевна Ковалевская – приват-доцент Стокгольмского университета, доктор философии по математике и магистр изящных искусств Геттингенского университета.

2 вед.  В  34 года Софья Васильевна достигла заветной цели, достижению которой отдала свои лучшие годы. Она читает самостоятельно свой первый курс лекций по высшей математике в Стокгольмском университете и очень успешно. В  университете ее ласково называют «наш профессор Соня». Она признана в научных обществах Франции, Германии, Швеции. Известна и популярна в обществе настолько, что во многих  семьях  новорожденных девочек называют в ее честь Софьей.  

1 вед.  Уже первые лекции принесли  ей радость успеха.

         (На сцене появляется С.В.Ковалевская, подходит к своему письменному столу).

Но не так, совсем не так она представляла свой триумф. Может,  потому, что не с кем было поделиться своей радостью и сомнениями, ощутить тепло и поддержку. После  лекций она возвращалась в свою пустую квартиру    усталой и опустошённой. Здесь, вдали от Родины, она чувствовала себя одинокой, и это одиночество было ощутимо рядом с радостью успеха  до боли в сердце.

Софья.  Россия! Любимая  моя Россия!.. Неужели ты никогда не признаешь меня?

                                 (Качает головой  и после раздумья продолжает)

Интересно, если бы я тогда знала, как все будет на самом деле, пошла ли бы я по этому пути?

1 вед.  Она вынула из ящика стола красивый бархатный футляр, подаренный  Вейерштрассом,  бережно достала свой докторский диплом и в который раз пробежала глазами по  исполненным золотым тиснением строчкам.

Софья. Да,  пошла бы! Обязательно пошла!

2 вед.   Непроизвольно мысли ее возвращались  в далекое прошлое  к юной Сонечке Крюковской,  и она откровенно завидовала ей, той наивной девочке, которую окружали любимые люди и надежды на будущее в науке.

Софья. Как бесконечно давно это было, как далеко позади осталась молодость!

                    (Звучит музыкальный отрывок из пьесы Н. Николаева «Осенью»)

                                           

Картина 1.

Письма из Петербурга.

2 вед.  Хотя Софья Васильевна уже почти три месяца жила в Стокгольме, она до сих пор не  видела города  с его зелеными улицами и готическими соборами. Для нее, поглощенной идеей  победить, доказать свое право на кафедру  в университете, ничего, кроме лекций, просто не существовало. Ковалевская занималась до поздней ночи, подробно записывая каждую лекцию.

Софья.  Такая находит иногда усталость, что бросила бы все и бежала. Как тяжело жить одной на белом свете!

                 (среди своих бумаг в столе находит пачку писем и рассматривает их)

1 вед.  В один из таких дней Софья Васильевна решила привести  в порядок свои бумаги. Среди груды листков с формулами и расчетами она обнаружила пачку писем, перевязанную крест-накрест черной тесьмой. Живя вдали от Родины, она  в течение всей жизни вела переписку с родными и близкими. Письма тысячью нитей связывали Ковалевскую с ее любимой Россией.

2 вед.    В письме коротенькие строки,

               Но роль огромная у них –

               Души  и сердца эти вздохи,

               И чувств их радостный порыв.

1 вед. Пожелтевшие от времени строки ожили  в ее воспоминаниях. Вот они, забытые чувства, любимые голоса, родные лица.

Софья.  Письма моей милой сестры Анюты, подруги Юлии Лермонтовой, супруга Владимира Онуфриевича Ковалевского, славного Вейерштрасса

           

           (На сцене появляются все  герои в порядке их перечисления и

              занимают места в гостиной, Анюта встаёт рядом с Софьей).

Софья.  Сентябрь1868 года. Анюта,  это твое письмо ко мне  в Петербург. Я получила его сразу после моей свадьбы с Володей.

                      (Некоторое время молчит, вспоминает)

 Мне тогда тайно удалось посетить лекции Ивана Михайловича Сеченова  по физиологии в Медико-хирургической академии.

Анюта.  Накануне лекции в ожидании чуда ты писала мне: «Сеченовские лекции начинаются завтра. Завтра, в 9 часов утра, начнется моя настоящая жизнь! Ты можешь себе представить,  с каким трепетом и в каком волнении я ожидаю этой важной для меня минуты… Пройду через заднюю лестницу, так что есть надежда укрыться от начальства».

Софья.  Я помню мое следующее письмо к тебе, моя Анюта, с твёрдыми  планами на будущее: «Анатомия – такая скука. Знаешь ли, несравненная Анюта, я почти решила, что не стану слушать курс медицины, а прямо поступлю на физико-математический факультет. Я  убедилась, что у меня не лежит  сердце ни к медицине, ни к практической деятельности и только тогда счастлива, когда погружена в мои созерцания.  И так боюсь, что одной моей жизни едва ли хватит на то, что я могу сделать на  выбранной мною дороге».

1 вед.   В тоже время  Владимир Онуфриевич пишет письмо своему брату из Петербурга, в котором восторженно отзывается о своей жене – юной Софье.

В.О.   Несмотря на свои 18 лет, «воробушек» образован великолепно, знает все языки как свой собственный  и занимается до сих пор, главным образом математикой, причём проходит уже сферическую тригонометрию и интегралы. Работает как муравей,  с утра до ночи и при этом жив, мил и очень хорош собой…  Не могу скрывать от тебя, что эта натура в тысячу раз лучше,  умнее и талантливее меня. Способна работать так, как я и понятия не имею. Вообще это маленький феномен! И за что он мне попался,   не могу сообразить.

2 вед. Ковалевские твердо решили посвятить жизнь только науке и служению обществу. В 1868-1869 г., живя в Петербурге, супруги  мечтали учиться за границей: она – высшей математике, он – геологии и палеонтологии. Так как геологию хорошо преподавали в Вене, то решили ехать туда. Перед отъездом  Софья писала Юлии Лермонтовой.

Юля.  Соня была взволнована ожиданием. Она писала мне: «Я не могу дождаться, когда смогу  уехать за границу. Я не могу себе представить более счастливой жизни, как тихая скромная жизнь  в каком-нибудь забытом уголке Германии или Швейцарии между книгами и занятиями.

                       

                         (Звучит музыкальный отрывок из пьесы Н. Николаева «Осенью»)

                                                   

Картина  2.

             Впервые за границей.  Вена.  Гейдельбергский университет.

2 вед.  Наступил долгожданный день отъезда. 3 апреля 1868 года супруги Ковалевские и Анюта сели в поезд «Петербург – Вена», а сестрам казалось, что местом назначения значилась не Вена, а новая жизнь.

1 вед.  В те времена Вена славилась на весь мир как город развлечений, город вальсов. Во всех парках гремела музыка. Улицы заполняли толпы туристов.

                                      (Исполняется вальс Штраусса)

 После отъезда в Гейдельберг Ковалевская писала Лермонтовой:

Софья. (Читает, прохаживаясь по сцене): «Милая Юленька! Я все-таки не решилась остаться в Вене,  потому что для меня это было  неудобно  во многих отношениях: во-первых,  математики там очень плохи, во-вторых, жить там очень дорого; поэтому я захотела попытать счастье в Гейдельберге. Комиссия решила допустить меня к слушанию лишь некоторых лекций,  а именно математики и физики. Теперь  у меня 18 лекций  в неделю,  и этого вполне достаточно, так как большая часть моих занятий все-таки дома».

2 вед. Софья Васильевна начала упорно заниматься. Училась у известных немецких ученых: математиков Кёнигсбергера и Дюлуа-Реймона, физика Кирхгофа,  у профессора Гельмгольца, посещала лекции по физиологии. И ещё: она смотрела на свои занятия математикой не только как на личное дело – она хотела открыть новую дорогу женщинам, доказать, что и они, а не только мужчины, могут успешно заниматься наукой.

1 вед.   Это было хорошее время:  Соня занималась наукой и рядом с ней были  ее близкие друзья. Через некоторое время приехала Юля Лермонтова, которая хотела заниматься химией и поселилась  в квартире Ковалевских. Лермонтова оставила интересные воспоминания о юной Ковалевской и их жизни в Гейдельберге.

Юля. (Подходит к Софье, затем в центр сцены).

   Ее выдающиеся способности, любовь к математике, необыкновенно симпатичная наружность при  большой скромности располагали к ней всех,  с кем она встречалась. В ней было прямо что-то  обворожительное. Все профессора, у которых она занималась, приходили в восторг от её способностей. При этом она была очень  трудолюбива и могла часами не отходить от рабочего стола,   занимаясь математикой.  

   Ее нравственный облик дополняла глубокая и сложная душевная психика. Она представляла собой оригинальную смесь детской наивности с глубокою силою мысли.

2 вед. Ещё не став всемирно известной учёной, Софья Васильевна уже служила притягательной силой для передовых женщин России, стремившихся вырваться на широкий простор общественной и научной деятельности.

Анюта.  Вслед за Юлией и Софьей учиться в Гейдельберг приехали и другие русские девушки: Жанна Евреинова - будущий юрист, Наташа Армфельдт – математик и революционерка, Елизавета Федоровна Литвинова - математик, философ, минеролог.

     

1 вед.  Но настало время, когда курс лекций по математике Ковалевской был прослушан весь,  и Гейдельберг потерял для неё привлекательность.

Софья.  В университете я слушала лекции Лео Кёнигсбергера -  ученика знаменитого Вейерштрасса. Теперь смею надеяться учиться у самого  Вейерштрасса. 

                (Звучит музыкальный отрывок из пьесы Н. Николаева «Осенью»)

                                                    Картина 3.

                                 Берлин.  Лекции  Вейерштрасса.

1 вед.  1870г. Берлин  встретил ее неприветливо. В университет не пропустили под предлогом: женщин сюда  не принимают. Тогда она решилась на невероятно смелый поступок: обратилась к  самому Вейерштрассу и попросила у него  частные уроки.     

     ( следующий текст сопровождается  пантомимой  «Знакомство и решение первых испытательных задач»).

Решив несколько испытательных задач,   она,  20-летняя иностранка, сумела убедить профессора в своей исключительности.

2 вед.  Довольно скоро Софья Васильевна стала его любимой ученицей.

                          (продолжение пантомимы « Вейерштрасс  объясняет»).

Она нигде не бывала, кроме дома Вейерштрасса, и ее единственным посетителем был профессор. Её успехи восхищали Вейерштрасса.

                                (Софья думает над решением задачи).

Вейерштрасс.  Что касается математического образования Ковалевской, то могу заверить,  что я имел очень немного учеников, которые могли бы сравниться с нею по прилежанию, способностям и увлечению наукой.

1 вед.  Только за письменным столом Софья была по настоящему счастлива. В творческом упоении она забывала обо  всем остальном, и в такие моменты жизнь ей казалась прекрасной.

2 вед.  4 долгих года Софья Васильевна провела в Берлине:  с 1870  по 1874 год. За это время она написала  три крупные математические работы, обессмертившие ее имя. Вейерштрасс мог гордиться своей ученицей: за любую из этих работ ей могла быть присуждена первая степень. И ей присудили учёную степень доктора философии по математике и магистра изящных искусств «с наивысшей похвалой».

Вейерштрасс.   Период ученичества кончился. Супруги Ковалевские мечтали о большой самостоятельной работе, которая бы принесла славу не только им, но и их родине. Они сели в поезд и помчались навстречу  милой, желанной, родной России и ... пропала для меня на несколько лет: я писал Софье, желая вернуть её в науку, но она не отвечала мне в течение 3 лет…

                (Звучит музыкальный отрывок из пьесы Н. Николаева «Осенью»)

Картина 4.

                                       Возвращение на родину.

          (Происходит последовательный разговор между героями, сидящими в гостиной.

              Ковалевская  во время проигрыша  встаёт из-за письменного стола и садится

              на ступеньки сцены).

Анна. В 1874 году Ковалевские и моя семья переехали в Петербург и поселились вместе на 6-ой линии Васильевского острова. Резкая перемена в образе жизни Сони после долгих лет, отданных только науке, разительно отразились на ней.

Софья.   Я забыла на время свои соображения об аналитических функциях,  о пространстве, о четырех измерениях, которые так недавно заполняли весь мой внутренний мир. Я находилась в самом благодушном настроении духа, так сказать, переживала свой медовый месяц известности и готова была воскликнуть: «Все устроено наилучшим образом в наилучшем из миров!».

В.О.  Общекультурная эрудиция позволила ей стать научным обозревателем и театральным критиком газеты «Новое время», где раскрылась ещё одна грань её таланта. Но газета со временем стала принимать реакционный характер, и она вышла из числа её сотрудников.

Юлия.  В октябре 1878 г.  у Ковалевских родилась Сонечка, моя крестница, и Софья Васильевна всю силу своей любви отдала дочери.

Анна.   После смерти отца сестре досталось небольшое наследство. Супруги решили заняться предпринимательством, чтобы, заработав, обеспечить себе возможность вновь заняться наукой. Но первый их экономический успех оказался лишь видимостью и они разорились. Ковалевские перебрались в Москву.

В.О.   У меня была надежда на место в Московском университете. К тому же мне предложили стать одним из директоров одной солидной акционерной компании.

Вейерштрасс. В 1880 г. П.Л. Чебышев предложил Софье Васильевне выступить  в Петербурге на VI съезде естествоиспытателей и врачей. Это  выступление вернуло Ковалевскую в любимую науку и показало, что она рождена математиком.

Анна.  Окрылённая,  сестра моя стала хлопотать у министра просвещения о допуске ее  к магистерским экзаменам, что давало право преподавать в университетах России. Министр Сабуров, слывший либералом, не только отказал ей, но и в разговоре с одним профессором обронил: «Ковалевская и ее дочка успеют состариться, прежде чем женщины будут допускаться к университету».

Юлия. Владимир Онуфриевич, умный, энергичный, порядочный и доверчивый человек, был обманут компаньонами. В ожидании суда, не пережив драму постепенного разорения, он  в апреле 1883 г. лишил себя жизни. Ковалевская осталась без средств существования.

1 вед.  На помощь пришли друзья.  Ученик Вейерштрасса, шведский математик Гёста Миттаг Леффлер (появляется на сцене)  предложил ей место преподавателя  в Стокгольмском университете.

2 вед.  Софья Васильевна приняла его. Но прежде  чем  перебраться в Швецию, она добилась установления непричастности Владимира Онуфриевича к тёмным делам компаньонов  и сумела защитить честь покойного мужа.

                              (Софья садится за рабочий стол, продолжает заниматься.

                              Звучит музыкальный отрывок из пьесы Н. Николаева «Осенью»).

                               

                                                 Картина 5.

                        Стокгольмский университет. Триумф.

1 вед.   Швеция ждала учёную-математика. Газеты прокричали о её приезде, иногда давая фантастические сведения. В одной демократической

газете Стокгольма писали: «Сегодня нам предстоит сообщить не о приезде какого-нибудь пошлого принца крови или тому подобного, но ничего не знающего лица. Нет, принцесса науки, г-жа Ковалевская почтила наш город своим посещением и будет первым приват-доцентом женщиной во всей Швеции».

Миттаг-Леффлер.   Принцесса науки! Какую женщину, кроме вас, во всем  мире могут  так называть! Швеция ждет вас.

1 вед.  Но не все были настроены, как Леффлер, и у Ковалевской были основания для тревоги. Группа профессоров

                        (на сцене появляется оппонент Леффлера)

активно выступала против назначения Ковалевской.

   (Исполняется пантомима «Противостояние» на фоне отрывка «Сонаты» В.А. Моцарта, в итоге разгорается спор)

                                                  Спор.

      Оппонент Леффлера.  Математика - это неженская наука, поймите же!

     

       Миттаг-Леффлер.  Высшая школа – оплот свободомыслия. Ковалевская               - борец за права женщин  в   образовании!

     Оппонент Леффлера.  Позвольте, она -  русская!

                                                                                                                     

    Миттаг-Леффлер.  Ковалевская  за две недели выучила шведский  язык,  знает и другие языки!

     Оппонент Леффлера.  Но она - нигилистка!

      Миттаг-Леффлер.  Ковалевская - литератор, поэт,  публицист!

                           

Софья.  Одно заседание, продолжавшееся весь вечер, было посвящено очернению меня. Они отрицали  у меня всякие научные заслуги, намекали на самые чудовищные и вместе с тем смешные причины моего приезда в Стокгольм.

Леффлер.   Одна из двух партий профессоров, по моей договорённости, все же проголосовала за Софью Васильевну. Я постарался как можно быстрее ввести её в круг шведского общества,  и  она очаровала всех простотой общения, изяществом и остроумием… И вот первая лекция. Ковалевская начала ее такими словами.

Софья.  Господа, среди всех наук, открывших человечеству путь  к познанию законов природы, самая могущественная, самая важная наука – математика.

1 вед.   Два часа пролетели незаметно, настолько увлекательно и ясно излагала она самые трудные и сухие понятия. Но никто не мог представить, каких  нечеловеческих усилий стало ей это внешнее спокойствие. После, принимая поздравления, она сказала.

Софья:  Эта лекция была не только моя первая лекция, но  и самый великий день  моей жизни! Я бесконечно признательна Швеции за то, что здесь  мне дали возможность прочитать ее, несмотря на то, что  я женщина…

2 вед.   А придя домой, она записала в дневнике.

Софья.  30  января 1884г.  Прочитала свою первую лекцию, не знаю,  хорошо ли, дурно ли, но знаю, что было очень трудно возвращаться домой и чувствовать себя такой одинокой на белом свете,  в такие минуты это особенно сильно чувствуется.

1 вед.  Успех Ковалевской был так велик, что несколько богатых людей решили вносить ежегодно деньги для ее жалования.

2 вед.  1 июля 1884г. Ковалевская была утверждена в звании профессора с твердым окладом. За 8 лет она прочитала в Стокгольмском университете 12 курсов по различным разделам математики.

1 вед.  Теперь Софья Васильевна пользовалась мировой славой. Но царское правительство, смертельно боявшееся «вольнодумства», не дало ей возможности  жить и работать на родине.

2 вед. Швеция стала второй родиной великого математика. Талант Ковалевской сверкал даже на фоне других талантов, которыми был так богат XIX век.

1 вед.   Возвращаясь в январе 1891 года в Стокгольм из Франции, где она проводила зимние каникулы, Софья Васильевна простудилась и 29 января умерла от воспаления лёгких. И то, что она не успела сделать и  рассказать, навсегда останется для нас великой тайной.

                        (Звучит отрывок из пьесы Н. Николаева «Осенью»

                Все участники инсценеровки встают по диагонали в направлении Софьи и поочерёдно   читают  четверостишия из  стихотворенья Фрица Леффлера).

Душа из пламени и дум!

Пристал ли твой корабль воздушный

К стране, куда парил твой ум,

Призыву истины  послушный?

В тот звездный мир так часто ты

На крыльях мысли улетала,

Когда, уйдя в свои мечты,

О мирозданье размышляла;

Когда, в вечерней тишине,

В  глубь неба взор твой погружала

И в темно-синей вышине

Кольцом Сатурна любовался.

В тех сферах – числа, функций ряда,

Иному следуя порядку,

Тебе, быть может, разрешат

Бессмертья вечную загадку…

Ты преломленье световых

Лучей на призме наблюдала:

Какими там ты видишь их,

У родника их и начала?

Со светлой звездной высоты,

С участьем в просветленном взоре,

Ты смотришь в бездну темноты

На землю, на земное горе.

И здесь, порою, он видал,

Как в этом мрак, над всем царящий,

Лился, играя, сквозь кристалл

Свет, от любви происходящий.

Душа из пламени и дум!

В часы надежд и просветленья

Одну любовь считал твой ум

Надежным якорем спасенья.

Прощай! Тебя мы свято чтим,

Твой  прах в могиле оставляя:

Пусть шведская земля над ним

Лежит  легко, не подавляя…

Прощай! Со славою твоей

Ты, навсегда расставшись с нами,

Жить будешь в памяти людей

С другими славными умами,

Покуда чудный звездный свет

С небес на землю будет литься

И в сонме блещущих планет

Кольцо Сатурна не затмится…

                                   Литература.

  1. Переписка С.В.Ковалевской из материалов  Полибинского мемориального   музея  имени С.В. Ковалевской.
  2. Л. А. Воронцова. Софья Ковалевская: Жизнь замечательных людей.                   Молодая гвардия, 1959.
  3. Ковалевская С.В. Нигилистка: Повесть. - М.: Сов. Россия, 1989.
  4. Князев Г.А. О рукописном наследии Софьи Васильевны Ковалевской // Вестник АН СССР. - 1944. - N 6.
  5. Леффлер А.-К. Софья Ковалевская: Воспоминания. - Спб., 1893.
  6. Литвинова Е.Ф. С.В.Ковалевская, ее жизнь и научная деятельность. - СПб., 1894.
  7. Нечкина  М.В. Общественная и литературная деятельность С.В.Ковалевской /   Памяти  С.В.Ковалевской. - М: Изд-во АН СССР, 1951.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по русскому языку и математике в 6 классе по теме: "Эти трудные, трудные числительные..."

Целью урока является закрепление правила склонения числительных при решении математических заданий, обеспечение практического использования лингвистических знаний на уроках математики, способствование...

" Трудный возраст-трудный ребенок. Так ли это?"

Деловая игра на заседании методического объединения воспитателей...

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА Математическая гостиная «Трудные университеты С.В.Ковалевской»

На землю, на земное горе... Душа из пламени и дум! В часы надежд и просветленья Одну любовь считал твой ум. Надежным якорем спасенья. Прощай! Тебя мы свято чтим, Твой прах в могил...

ЭТИ ТРУДНЫЕ, ТРУДНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ ...

Сценарий спектакля на английском языке "The magic gift". Сценарий спектакля "Волшебный дар"

Сценарий подходит для проведения предметных  недель на тему Хеллоуин, Рождество, День Святого Валентина.Мы поставили спектакль силами учащихся 7, 2, 3 классов. Выступили перед начальной школой на...

Статья "От книги к спектаклю, от спектакля к рецензии. (Из опыта написания театральных рецензий)"

Для учителя литературы главное - заинтересовать ученика русской классикой, помочь ему стать грамотном читателем. Театральные спектакли в этом помогают преподавателю. Каждый год я посещаю спектакль теа...