Народные промыслы России ( открытое мероприятие)
классный час (5 класс) по теме
Каково значение народных промыслов в жизни человека?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1391
Беседа: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ»
учащиеся 5В класса ( 11-12лет)
Провела
классный руководитель
5В класса:
Луспарян
Светлана Владимировна
В разработке сценария частично использовалась методическая литература и интернет ресурсы:
- Федеральный закон № 7 «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999г.
- Работа со школьниками в краеведческом музее . Под редакцией Н. М. Ланковой – 2001г.
- Разина Т. Художественные промыслы Подмосковья. – М.: 1992г.
- Смолицкий Б.Г., Скавронская Т.Н. Художественные промыслы России. – М.: 1999г.
- http://ru.wikipedia.org
- http://art.ioso.ru
- http://www.advantour.com
- http://dic.academic.ru
18 МАРТА 2013
Народные промыслы России
Цель:
Создать у детей представления о многообразии существующих видов народных промыслов на территории России.
Задачи:
- познакомить детей с понятиями «ремесло», «промысел».
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес и любовь к Родине, ее истории и культуре.
-воспитывать чувство патриотизма, уважения и восхищения художественным мастерством народных умельцев;
- развивать кругозор, умение выступать перед аудиторией.
Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер, выставка предметов народных промыслов России, презентация Microsoft PowerPoint.
Предварительная подготовка – учащиеся готовят сообщения или презентации по темам: “Дымковская игрушка”, “Сергиево-Посадская матрешка”, “Жостовские подносы”, “Гжель”, “Вологодское кружево” ,”Финифть”.
Беседа по теме
Кл. руководитель:
Народные промыслы России - огромное духовное богатство, оно доносит до нас культуру прошлых поколений.
Наши предки испокон веков славились добрыми мастерами, людьми, которые создавали своими руками сказочную красоту.
Занимаясь разными ремеслами, люди зарабатывали себе на хлеб насущный.
Что такое ремесло? (ответы учеников)
Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд.
Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то промысел», «Не без ума, так и не без промысла», «Только воровство не промысел». Что же мы имеем в виду, говоря «промысел»? Откуда пошло это название «промыслы»? (ответы учеников)
Историческая справка: Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве. Одним из характерных признаков является производство изделий по заказу потребителя.
Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.
Богата земля российская разнообразными народными промыслами.
Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы - он творил из подручных. Дерево, глина, кость, лен, железо - все становилось предметом творчества. «Из обрезков дерева вырезали и расписывали миски, ложки, из глины лепилась замечательная посуда, из рога мастерили гребешки, из овечьей шерсти - платки, из льна - полотна и кружева. Все делалось руками: ткались половики, скатерти, полотенца, платья и рубахи. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения искусства.
Ремёсла кормили, одевали, обували. Недаром русская пословица гласит «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит».
Проблемный вопрос
Каково значение народных промыслов жизни человека?
Ремесла сохранились и в наши дни. Но сегодня они приобрели одну из форм художественного народного творчества, называемую народными промыслами.
- Изделья из глины. (дымковская игрушка, филимоновская игрушка, гжель)
- Роспись и резьба по дереву. (хохломская роспись, матрешки, городецкая роспись, Богородска игрушка)
- Изделия из металла. (жостовская роспись, финифть, самовары)
- Кружево. (Павлово-Посадские платки, вологодское кружево, Елецкие кружева)
- Резьба по кости и камнерезное искусство .
(после каждого художественного промысла ученики перечисляют, те которые они знают)
Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. И сейчас мы с вами познакомимся поближе с некоторыми из промыслов.
- Дымковская игрушка (рассказывает ученик)
Кл. руководитель
- Для чего делали игрушки?
(ответы учеников)
Глиняные игрушки в старину делались не только для забавы. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья.
Игрушки участвовали во многих весенних обрядах и делались со свистком. Свистом они прогоняли силы тьмы, несли свет и радость.
- Гжель (рассказывает ученик)
- Какие основные цвета использовал художник?
- А какое настроение вызывает эта посуда?
3. Дерево, как и глина, издавна было любимым материалом на Руси. Это и резной декор изб, и роспись деревянных предметов домашней утвари, и задорные игрушки.
Матрешки (рассказывает ученик)
- Сколько лет матрёшке?
- Какие бывают матрешки?
4. Городецкая роспись (рассказывает кл. руководитель)
- Скажите, что в основном рисовали городецкие мастера? (Городецкие мастера рисовали в основном цветы, птиц.)
Росписи выполняются гуашью. Сначала готовят цветной фон (часто желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, в виде крупных цветовых пятен.
Существует три вида композиции в городецкой росписи
- Цветочная роспись.
- Цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";
- Сюжетная роспись
В 60-х годах в Городце создана фабрика «Городецкая роспись», выпускающая расписные игрушки и сувениры.
4. Жостово (рассказывает ученик)
- Для чего нужны подносы?
5. Финифть (рассказывает ученик)
6. Елецкие кружева
- Ребята, а чем славится Липецкая земля? Какой старинный русский промысел прославляет г.Елец?
В Начале XIX века в Ельце стали осваивать ремесло кружевоплетения на частной фабрике Протасовой.
Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. А плетут кружево с помощью гладких деревянных палочек – коклюшек, на которые намотаны нитки. Кружевница передвигает коклюшки, делает узелки, и постепенно рождается у нее под руками кружевная сказка.
- Резьба по кости и камнерезное искусство.
Итог. К р о с с в о р д
- В каком городе вяжут знаменитые пуховые платки?
- На каких изделиях изображены лаковые миниатюры?
- Самая молодая русская кукла?
- В каком городе живут известные всему миру кружевницы?
- В каком городе украшали прялки яркими узорами?
- Как называется рисунок по эмали на металлических изделиях?
- Где отмечают весёлый праздник «Свистунья»?
- Где расписывают керамику 30 оттенками одного цвета?
- Плетёная обувь.
- Из чего делают игрушки в селе Богородском?
- Где искусство росписи по дереву называют золотым?
- Какую посуду для приготовления чая изобрели тульские оружейники?
- Чем издавна русские люди украшают свою одежду?
- Из чего делали ягодные туески?
- Ярко-зелёный поделочный камень.
- Именно они преобладают в росписи гжельской посуд.
Ответы: Оренбург, шкатулки, матрёшка, Вологда, Городец, финифть, Дымково, Гжель, лапти, дерево, Хохлома, самовар, вышивка, береста, малахит, цветы.
Ключевые вопросы урока:
- Почему, когда в Россию приезжают зарубежные гости, на память они обязательно увозят с собой сувениры русских умельцев?
- Каким ремеслом вы готовы прославить Россию?
Заключительное слово кл. руководителя:
Богато творчество русского народа. Сегодня мы познакомились с малой его частицей. Теплоту своих рук и щедрость сердец вкладывали мастера в свои поделки. За каждой из них кроется тайна. Сегодня промыслы, в силу определенных причин, находятся в катастрофическом состоянии. На протяжении длительного времени сокращаются объемы производства изделий, численность народных мастеров и художников. Особенно тревожит то, что прекращается преемственность художественного мастерства поколений, передающих традиционные навыки и секреты технологий молодым мастерам. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей.
Мы должны уважать труд и беречь то, что сделано руками талантливых людей. Это поможет нам сохранить свои национальные традиции, свое национальное достоинство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные промыслы России.
Презентация подготовлена для учеников 9 класса. Познакомить с географией народных промыслов России, с историей их создания и художественной ценностью....
Народные промыслы России
Нестандартный урок - конференция в 9 классе. Хотелось бы, чтобы учащиеся больше узнали о творчестве народов России....
«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс
Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...
«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс
Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...
Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.
Методичекая разработка включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала), презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....
Внеклассное мероприятие "Народные промыслы России"
Народные промыслы России.Цель: 1. Познакомить обучающихся с географией нар...
Внеклассное мероприятие в рамках «Недели труда»: мастер-класс «Народные промыслы России»
Общее итоговое мероприятие, завершающее ряд мероприятий проводимых учителями трудового обучения в течение "Недели труда"...