Внеклассное мероприятие по словарям
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Внеклассное мероприятие по словарям
Скачать:
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс «Словарный урок»
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Со словарем по жизни»
Мережко Людмила Викторовна, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Фоминская основная общеобразовательная школа, учитель русского языка и литературы
х. Фоминка, 2021 год
Пояснительная записка
Тема внеклассного мероприятия: «Со словарем по жизни»
Актуальность темы, обоснование ее выбора: наш век Интернета и современных технологий принёс человечеству не только новые открытия и достижения, но и новые проблемы. Неактуальны стали книги, люди не читают, а это ведет к безграмотности. И я считаю, что необходимо привлечь внимание общественности к вопросам сохранения и развития русского языка. А также совершенствовать речевую культуру и навыки пользования словарями как естественного и необходимого элемента общей культуры человека, его существования в информационном пространстве.
Целевая аудитория: 5-6 классы, 10-12 лет.
Роль и место внеурочного мероприятия в системе работы педагога: внеклассное мероприятие по русскому языку развивает интерес к русскому языку как учебному предмету, повышает общую языковую культуру.
Цели и задачи мероприятия
Цель: познакомить учащихся с различными видами существующих словарей, актуализировать значение печатных изданий для использования в жизни и учебе.
Задачи: расширить знания учащихся о профилях и разнообразии словарей, научить учащихся пользоваться словарями, находить необходимую информацию, формировать уважительное межличностное общение.
Планируемые результаты: учащиеся получат новые знания о разнообразии словарей, научатся ориентироваться при выборе словаря нужного профиля, быстрому поиску необходимой информации в словарях, закрепят умение работать слаженно в группе, уважительно относиться к товарищам, радоваться чужому успеху.
Форма проведения: урок-игра
Методы обучения: слово учителя, беседа, метод наблюдения над языковым и речевым материалом, использование наглядности, работа с книгой. Приём обучения: словесные, наглядные, практические. Ресурсы: компьютер, интерактивная доска, Интернет- ресурсы. Оборудование занятия:
1) Книжная выставка: «Словари- наши друзья и помощники».
2) Оборудование для показа презентации.
3) Наборы словарей (по количеству групп участников).
Раздаточный материал:
1) Листы для выполнения заданий
2) Наборы словарей для каждой группы участников
Структура мероприятия:
1) Самоопределение к деятельности
2) Актуализация вопроса рассматриваемого на занятии
3) Постановка учебных задач
4) Организация взаимодействия учащихся и учителя по овладению темы занятия
5) Практикум
6) Рефлексия
Ход мероприятия:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы прекрасно понимаете, что в современном мире всю необходимую информацию мы можем посмотреть в Интернете. Но как быть, если нет Интернета? Есть большое количество вопросов и заданий в решении которых мы затрудняемся на уроках русского языка. Например, узнать значение слова, а предмета или явления такого уже не существует, подобрать наибольшее количество синонимов или антонимов. Где искать ответ? Куда обратиться?
Ответ: К справочной литературе.
Учитель: Верно.
Попробуйте отгадать загадку:
По улице не ходит,
В окно не глядит,
Никого не спрашивает,
Но все знает.
Кто его открывает,
Тот все понимает.
Кто догадался о чем мы будем сегодня говорить и с чем работать на уроке?
Учащиеся: Мы будем говорить о словарях. Будем учится с ними работать.
Учитель: Мы вспомним какие бывают словари, познакомимся с новыми для вас словарями, научимся в зависимости от поставленной задачи обращаться к нужному словарю, потренируемся быстро работать со словарями, выберем лучших исследователей.
Прошу посмотреть на доску и прочитать высказывание:
«Слова – это образы; словарь – это Вселенная в алфавитном порядке». Ф.Вольтер
Как вы понимаете слова французского философа, драматурга?
Учащиеся: поясняют.
Учитель: Итак обобщим:
Слова́рь — книга или любой другой источник, информация в котором упорядочена (систематизирована) c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике.
С какими словарями вы уже знакомы?
Учащиеся: дети называют известные им словари.
Учитель: Все словари делятся на два основных типа: энциклопедические и лингвистические(языковые).
В энциклопедических словарях содержится информация о предметах, понятиях, явлениях, в лингвистических — информация о словах, называющих предметы, понятия, явления и пр. Энциклопедические словари делятся на универсальные (например, «Краткая российская энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Большой энциклопедический словарь школьника») и отраслевые (например, энциклопедия «Русский язык», «Энциклопедический словарь юного филолога», энциклопедический словарь «Языкознание»).
Объект описания лингвистических (языковых) словарей – языковые единицы (слова, словоформы, морфемы). В таком словаре слово (словоформа, морфема) может быть охарактеризовано с разных сторон, в зависимости от целей, объёма и задач словаря: со стороны смыслового содержания, словообразования, орфографии, орфоэпии, правильности употребления. Эти словари мы чаще всего используем на практике при выполнении упражнений на уроках русского языка.
Сегодня они пришли к нам в гости. Встречайте их.
Сейчас они вам расскажут о себе, а вы определите- какой словарь перед вами.
- «Встал ни свет, ни заря с первыми петухами, которые кричали во всю Ивановскую. Потом сломя голову понесся к речка искупаться. А там уже людей как сельдей в бочке. И ушел я не солоно хлебавши». Фразеологический словарь нужен тем, кто хочет глубоко изучить русский язык, узнать какими выразительными средствами он обладает, научиться их правильно употреблять в речи.
- «Мы шли по авеню. Замерзли. Решили зайти в кафе. Официант нам показал меню. Мы выбрали кофе с гамбургерами и хот-догами, канапе». Словарь иностранных слов –это словарь, содержащий слова иноязычного происхождения, и их объяснение.
А эти словари помогут вам в написании сочинений, вы сможете разнообразить свой язык.
- Если хочешь узнать, какие есть в русском языке “слова-враги”, загляни в меня. В нашей жизни много явлений, противоположных друг другу. Мы спрашиваем: Сегодня холодно или жарко? Ты сегодня добрый или злой? Словарь антонимов. Пригодится при поиске нужного слова с противоположным значением. В русском языке имеется большое количество антонимов, с помощью них речь становится более яркой. Словарь антонимов собирает в себе антонимы, которые подходят ко многим словам, а также словосочетаниям. Словарь антонимов нужен для того, чтобы слово было противоположным, из-за этого выражения текста будут очень лаконичными, а также метким.
- Открой меня, и ты увидишь слова – друзья. Какой сегодня прекрасный, чудесный, великолепный, сказочный день.
Словарь синонимов. Слова – синонимы похожи, близки друг к другу по смыслу, но всё же каждое из них имеет своё, особенное значение. Синонимы дают возможность выражать самые тонкие оттенки мысли и чувства. Употребляя слова – синонимы, мы делаем нашу речь образной, красочной, выразительной.
- Я – этимологический словарь, рассказываю о месте и времени рождения слова, о том, какие с ними происходили изменения на протяжении веко; Читая словарь, вы узнаете, каково строение слова, по каким законам он жило и живёт. Если вас заинтересует биография какого-либо слова; обратитесь ко мне, “этимологическому словарю русского языка”.
Считается, что самым распространённым современным этимологическим словарём является «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской, впервые изданный в 1961 г. В нём объясняется происхождение свыше шести тысяч наиболее употребительных слов. Это первый научно-популярный этимологический справочник в русской лексикографии.
- Школьный словообразовательный словарь: с моей помощью можно узнать, как образуются слова. Это помогает лучше понять их значение и правописание. Да только меня школьники берут еще реже, чем вас. Очень трудный и важный раздел языка – словообразование. Хорошее знание правил словообразования, умение находить в слове его составные части помогут нам избежать многих ошибок, связанных с употреблением слова, повлиять на нашу грамотность. Перед вами «Школьный словообразовательный словарь русского языка» Тихонова А. П., изданный в 1978 году. В нем даны словообразовательные гнезда, с помощью них можно безошибочно разобрать слово по составу, выполнить словообразовательный разбор.
И, наконец, наиболее популярные:
- Рысь идет на мягких лапах,
Рысь добычи чует запах.
Швея стачала юбку в швах,
А сзади сделала запах.
Орфоэпический словарь – это словарь, в котором есть данные о правильном произношении слов русского языка и правильной расстановке ударения в словах.
- «Мы пришли в зоапарк. Там были метведи, сланы, чирипахи,бигимоты».
Орфографи́ческий слова́рь — словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в аспекте его правописания. Является показателем современной ему орфографии.
- Аки, благость, лобзати, мнить, чело, щепа, юже, явства??????
Толковый слова́рь —вид словаря с описанием значений слов. Толковый словарь изъясняет лексическое значение слов
Учитель: Автором самого популярного словаря является С. И. Ожегов. 22 ноября отмечается один из самых «молодых» праздников – День словарей и энциклопедий. Он был учреждён в 2010 году по инициативе Общества любителей русской словесности и музея В.И. Даля. С тех пор в день рождения великого русского лексикографа Владимира Ивановича Даля, создавшего «Толковый словарь живого великорусского языка», ежегодно отмечают День словаря по всей территории России. Кто же он? Каков его словарь?
Учащийся: Сергей Ожегов родился 22 сентября 1900 года по новому стилю. Сергей был первым из трёх братьев по старшинству, его семья жила в посёлке Каменное, сейчас это город Кувшиново Тверской области. Иван Иванович Ожегов, отец — инженер-технолог Каменской бумажно-картонной фабрики. Прадед по матери, протоиерей Герасим Петрович Павский — филолог, переводчик, автор «Краткой еврейской грамматики» и трактата «Филологические наблюдения над составом русского языка». С октября 1897 года и до середины января 1898 года в Каменном вместе со своей семьёй жил Алексей Максимович Горький. Писатель жил в крыле дома Ожеговых, где находилась квартира его друга Николая Захаровича Васильева, работавшего на фабрике и возглавлявшего нелегальный политический кружок. Перед началом Первой мировой войны семья Ожеговых переехала в Петербург, здесь Сергей окончил гимназию, а в 1918 году поступил на филологический факультет Петроградского университета. Октябрьскую революцию студент Ожегов встретил с воодушевлением, многие его соратники приняли деятельное участие в работе новых комиссариатов, например, Е. Д. Поливанов. Занятия для Сергея Ожегова почти сразу закончились — его призвали на фронт. В 1922 году он окончил военную службу в штабе Харьковского военного округа и вернулся на факультет языкознания и материальной культуры Петроградского университета. В 1926 году он получает диплом Ленинградского университета. Профессора рекомендовали талантливого студента в аспирантуру, которую он окончил в 1929 году.
Учащийся: Toлкoвый cлoвapь pyccкoгo языкa Cepгeя Ивaнoвичa Oжeгoвa являeтcя пepвым cлoвapём из выxoдившиx пocлe Oктябpьcкoй peвoлюции 1917 г. Содержит около 57000 слов. Eгo пoявлeниe cтaлo знaмeнaтeльным coбытиeм, пocкoлькy впepвыe в poccийcкoй тeopии и пpaктикe cocтaвлeния cлoвapeй был coздaн нopмaтивный тoлкoвый cлoвapь, пpeдcтaвляющий coбoй шиpoкoдocтyпнoe пocoбиe, цeль кoтopoгo – пoмoщь в пoвышeнии peчeвoй кyльтypы читaтeлeй из вcex cлoёв oбщecтвa. Инaчe гoвopя, этo – yникaльнoe pyкoвoдcтвo к гpaмoтнoмy cлoвoyпoтpeблeнию, фopмooбpaзoвaнию cлoв, нaпиcaнию иx, пocтaнoвкe yдapeний.
Блaгoдapя oпиcывaeмoмy cлoвapю, люди из paзныx cфep дeятeльнocти имeют вoзмoжнocть oбpeтaть знaния oб aктyaльнoм pyccкoм языкe: иcтoлкoвaния знaчeний cлoв; измeнeния пo пaдeжaм, чиcлaм и пp.; пoяcнeния, в кaкoй oблacти oни иcпoльзyютcя; yкaзaния, к кaкoмy из фyнкциoнaльныx cтилeй пpинaдлeжaт; и тoмy пoдoбнoe... B cocтoящeм из oднoгo тoмa cлoвape мы видим pacкpытиe знaчeния cлoвa в cжaтoй фopмyлиpoвкe, кoтopoй впoлнe xвaтaeт для eгo пoнимaния, иcпoльзoвaния.
Новые издания, выходившие с разными интервалами, редактировались лично Сергеем Ивановичем. Он постоянно вычитывал и кропотливо «осовременивал» словарь. Несмотря на регулярные правки, общая концепция и структура оставались неизменными — словарь сохранял ориентацию на массового пользователя, который не знаком с большинством лингвистических терминов. В «Словарь» не входила узкая специальная лексика, не имеющие большой ценности областные слова, просторечные элементы «с явно выраженным вульгарным оттенком», слова народно-поэтической речи, не вошедшие в общий язык.
«Словарь» Ожегова — эталонный пример по-настоящему народного словаря, запрос на который не иссякал. Однотомный словарь был удобен в использовании, всегда находил место на полке. Словник из 60 000 слов, собранный авторами, использовался для создания национальных словарей народов СССР, лёг в основу словарей европейских языков, издававшихся в СССР — лексика была общеупотребительная и актуальная. Прижизненный суммарный тираж «Словаря» Ожегова превысил отметку в 1,5 миллиона экземпляров при восьми изданиях.
Учитель: Создание словаря – процесс долгий и объемный. Так как же создаются словари?
сбор материала
составление картотеки
систематизация и отбор
редактирование
Действительно, словарь – это историческая повесть о жизни людей, их душах, бедах и радостях; каждое слово, помещённое в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа – творца языка.
Учитель: Ребята, может быть, у вас есть вопросы к словарям.
Интервью со словарями
Учитель: Где же мы может «повстречать» все эти словари вместе: и энциклопедические, и лингвистические?
Ответ: в библиотеке.
Учитель: Вы поняли, что с каким бы вопросом вы не пришли в библиотеку, всегда найдется книга, в которой есть ответ на ваш вопрос.
Как правильно работать со словарем, чтобы быстро найти информацию:
Исходные слова, словосочетания даны в алфавитном порядке.
Для упрощения поиска вверху страницы словаря приводится буква или слог с которого начинается искомое слово.
Учитель: Как вы уже поняли словари- это наши помощники и друзья. И сейчас они вам помогут в нашей “Лингвистической игротеке”. Команды группируются.
Лингвистическая игротека.
- “Лучший ведущий”. Речь которых правильная и точная.
Какой словарь поможет?
Расставь ударение, произнеси правильно.
баловать | свекла | банты |
мусоропровод | каталог | творог |
жалюзи | красивее | облегчить |
звонишь | начать, начал | километр |
средства | столяр | щавель |
- “Справочное агентство”.
Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу.
Какой словарь поможет?
(Дети на карточках заполняют значение слов)
В толковом словаре найдите пояснения к данным словам. Определите разницу их значений.
Невежа и невежда.
Коренной и корневой.
Памятливый и памятный.
Эффективный и эффектный.
Оклик и отклик.
Благодарный и благодарственный.
Абонемент и абонент.
Диктат и диктант.
Описка и отписка.
- “Кто грамотнее”.
Какой словарь поможет?
Вставьте пропущенные буквы. Проверьте правописание по словарю.
Буду..щий А..зац
При..ти Брош..ра
Ду..шлаг Тер..са
В..н..грет Уд..вительный
Искус..ный Искус..твенный
- “Чья дорога длиннее?”
Подберите к словам все возможные синонимы. Выигрывает тот, кто скорее выполнить задание и чей синонимический ряд будет длиннее и выразительнее. Помогут вам словари синонимов.
добрый –
умный –
смелый –
- “Слова-пришельцы”.
Предлагаю вам провести эксперимент. Назовите предметы и найдите их другое название.
- “Скажи наоборот”.
Какой словарь поможет?
Существительные: восход -…; зима - …; весна - …; добро - ….; награда - ….; холод - ….; веселье - ….; расставание -….;
Глаголы: въехать - …. ; выиграть - …. ; встать -…. ; забыть - ….; говорить - …. ; влететь - ….; давать -….; выиграть -….;
Прилагательные: умный - …; добрый -….; здоровый - ….; новый -…. ; быстрый - ….; гладкий - …; высокий -….;
Наречия: налево -….; мягко -….; редко -….» громко -….» поздно -….; глубоко - ….; ярко -….; трудно -…. ;
Учитель: Ну что ж, ребята, наще время подходит к концу.
Подведение итогов
Награждение
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
мне захотелось…
Учитель: Вы убедились сегодня, что словари – наши помощники. Обращайтесь к ним постоянно. Помощь, которую они вам окажут при изучении школьных предметов неоценимо велика. Чем раньше вы с ними заведете дружбу, научитесь ими пользоваться, тем шире будет наш кругозор, основательнее будут наши знания.
Выводы: овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с всесторонним развитие личности.
Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника очень актуален.
Список использованной литературы:
- Ожегов, Сергей Иванович (1900-1964).
Толковый словарь русского языка [Текст] : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир и Образование : ОНИКС, 2012. - Сергеев, Владимир Николаевич.
Словари - наши друзья и помощники : Кн. для внеклас. чтения учащихся V - VII кл. / В. Н. Сергеев. - М. : Просвещение, 1984. - Тихонов, Александр Николаевич.
Словообразовательный словарь русского языка : В 2 т. : Более 145000 слов / А. Н. Тихонов. - 3. изд., испр. и доп. - М. : АСТ : Астрель, 2003 - Шанский, Николай Максимович.
Этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Прозерпина : Школа, 1994.
Интернет- ресурсы:
- https://vatnikstan.ru/history/120-let-ozegov/
- https://ozhegov.textologia.ru/statyi/obschaya-harakteristika-tolkovogo-slovarya-ozhegova/7085/?q=938&n=7085
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс «Словарный урок»
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Со словарем по жизни»
Мережко Людмила Викторовна, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Фоминская основная общеобразовательная школа, учитель русского языка и литературы
х. Фоминка, 2021 год
Пояснительная записка
Тема внеклассного мероприятия: «Со словарем по жизни»
Актуальность темы, обоснование ее выбора: наш век Интернета и современных технологий принёс человечеству не только новые открытия и достижения, но и новые проблемы. Неактуальны стали книги, люди не читают, а это ведет к безграмотности. И я считаю, что необходимо привлечь внимание общественности к вопросам сохранения и развития русского языка. А также совершенствовать речевую культуру и навыки пользования словарями как естественного и необходимого элемента общей культуры человека, его существования в информационном пространстве.
Целевая аудитория: 5-6 классы, 10-12 лет.
Роль и место внеурочного мероприятия в системе работы педагога: внеклассное мероприятие по русскому языку развивает интерес к русскому языку как учебному предмету, повышает общую языковую культуру.
Цели и задачи мероприятия
Цель: познакомить учащихся с различными видами существующих словарей, актуализировать значение печатных изданий для использования в жизни и учебе.
Задачи: расширить знания учащихся о профилях и разнообразии словарей, научить учащихся пользоваться словарями, находить необходимую информацию, формировать уважительное межличностное общение.
Планируемые результаты: учащиеся получат новые знания о разнообразии словарей, научатся ориентироваться при выборе словаря нужного профиля, быстрому поиску необходимой информации в словарях, закрепят умение работать слаженно в группе, уважительно относиться к товарищам, радоваться чужому успеху.
Форма проведения: урок-игра
Методы обучения: слово учителя, беседа, метод наблюдения над языковым и речевым материалом, использование наглядности, работа с книгой. Приём обучения: словесные, наглядные, практические. Ресурсы: компьютер, интерактивная доска, Интернет- ресурсы. Оборудование занятия:
1) Книжная выставка: «Словари- наши друзья и помощники».
2) Оборудование для показа презентации.
3) Наборы словарей (по количеству групп участников).
Раздаточный материал:
1) Листы для выполнения заданий
2) Наборы словарей для каждой группы участников
Структура мероприятия:
1) Самоопределение к деятельности
2) Актуализация вопроса рассматриваемого на занятии
3) Постановка учебных задач
4) Организация взаимодействия учащихся и учителя по овладению темы занятия
5) Практикум
6) Рефлексия
Ход мероприятия:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы прекрасно понимаете, что в современном мире всю необходимую информацию мы можем посмотреть в Интернете. Но как быть, если нет Интернета? Есть большое количество вопросов и заданий в решении которых мы затрудняемся на уроках русского языка. Например, узнать значение слова, а предмета или явления такого уже не существует, подобрать наибольшее количество синонимов или антонимов. Где искать ответ? Куда обратиться?
Ответ: К справочной литературе.
Учитель: Верно.
Попробуйте отгадать загадку:
По улице не ходит,
В окно не глядит,
Никого не спрашивает,
Но все знает.
Кто его открывает,
Тот все понимает.
Кто догадался о чем мы будем сегодня говорить и с чем работать на уроке?
Учащиеся: Мы будем говорить о словарях. Будем учится с ними работать.
Учитель: Мы вспомним какие бывают словари, познакомимся с новыми для вас словарями, научимся в зависимости от поставленной задачи обращаться к нужному словарю, потренируемся быстро работать со словарями, выберем лучших исследователей.
Прошу посмотреть на доску и прочитать высказывание:
«Слова – это образы; словарь – это Вселенная в алфавитном порядке». Ф.Вольтер
Как вы понимаете слова французского философа, драматурга?
Учащиеся: поясняют.
Учитель: Итак обобщим:
Слова́рь — книга или любой другой источник, информация в котором упорядочена (систематизирована) c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике.
С какими словарями вы уже знакомы?
Учащиеся: дети называют известные им словари.
Учитель: Все словари делятся на два основных типа: энциклопедические и лингвистические(языковые).
В энциклопедических словарях содержится информация о предметах, понятиях, явлениях, в лингвистических — информация о словах, называющих предметы, понятия, явления и пр. Энциклопедические словари делятся на универсальные (например, «Краткая российская энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Большой энциклопедический словарь школьника») и отраслевые (например, энциклопедия «Русский язык», «Энциклопедический словарь юного филолога», энциклопедический словарь «Языкознание»).
Объект описания лингвистических (языковых) словарей – языковые единицы (слова, словоформы, морфемы). В таком словаре слово (словоформа, морфема) может быть охарактеризовано с разных сторон, в зависимости от целей, объёма и задач словаря: со стороны смыслового содержания, словообразования, орфографии, орфоэпии, правильности употребления. Эти словари мы чаще всего используем на практике при выполнении упражнений на уроках русского языка.
Сегодня они пришли к нам в гости. Встречайте их.
Сейчас они вам расскажут о себе, а вы определите- какой словарь перед вами.
- «Встал ни свет, ни заря с первыми петухами, которые кричали во всю Ивановскую. Потом сломя голову понесся к речка искупаться. А там уже людей как сельдей в бочке. И ушел я не солоно хлебавши». Фразеологический словарь нужен тем, кто хочет глубоко изучить русский язык, узнать какими выразительными средствами он обладает, научиться их правильно употреблять в речи.
- «Мы шли по авеню. Замерзли. Решили зайти в кафе. Официант нам показал меню. Мы выбрали кофе с гамбургерами и хот-догами, канапе». Словарь иностранных слов –это словарь, содержащий слова иноязычного происхождения, и их объяснение.
А эти словари помогут вам в написании сочинений, вы сможете разнообразить свой язык.
- Если хочешь узнать, какие есть в русском языке “слова-враги”, загляни в меня. В нашей жизни много явлений, противоположных друг другу. Мы спрашиваем: Сегодня холодно или жарко? Ты сегодня добрый или злой? Словарь антонимов. Пригодится при поиске нужного слова с противоположным значением. В русском языке имеется большое количество антонимов, с помощью них речь становится более яркой. Словарь антонимов собирает в себе антонимы, которые подходят ко многим словам, а также словосочетаниям. Словарь антонимов нужен для того, чтобы слово было противоположным, из-за этого выражения текста будут очень лаконичными, а также метким.
- Открой меня, и ты увидишь слова – друзья. Какой сегодня прекрасный, чудесный, великолепный, сказочный день.
Словарь синонимов. Слова – синонимы похожи, близки друг к другу по смыслу, но всё же каждое из них имеет своё, особенное значение. Синонимы дают возможность выражать самые тонкие оттенки мысли и чувства. Употребляя слова – синонимы, мы делаем нашу речь образной, красочной, выразительной.
- Я – этимологический словарь, рассказываю о месте и времени рождения слова, о том, какие с ними происходили изменения на протяжении веко; Читая словарь, вы узнаете, каково строение слова, по каким законам он жило и живёт. Если вас заинтересует биография какого-либо слова; обратитесь ко мне, “этимологическому словарю русского языка”.
Считается, что самым распространённым современным этимологическим словарём является «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской, впервые изданный в 1961 г. В нём объясняется происхождение свыше шести тысяч наиболее употребительных слов. Это первый научно-популярный этимологический справочник в русской лексикографии.
- Школьный словообразовательный словарь: с моей помощью можно узнать, как образуются слова. Это помогает лучше понять их значение и правописание. Да только меня школьники берут еще реже, чем вас. Очень трудный и важный раздел языка – словообразование. Хорошее знание правил словообразования, умение находить в слове его составные части помогут нам избежать многих ошибок, связанных с употреблением слова, повлиять на нашу грамотность. Перед вами «Школьный словообразовательный словарь русского языка» Тихонова А. П., изданный в 1978 году. В нем даны словообразовательные гнезда, с помощью них можно безошибочно разобрать слово по составу, выполнить словообразовательный разбор.
И, наконец, наиболее популярные:
- Рысь идет на мягких лапах,
Рысь добычи чует запах.
Швея стачала юбку в швах,
А сзади сделала запах.
Орфоэпический словарь – это словарь, в котором есть данные о правильном произношении слов русского языка и правильной расстановке ударения в словах.
- «Мы пришли в зоапарк. Там были метведи, сланы, чирипахи,бигимоты».
Орфографи́ческий слова́рь — словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в аспекте его правописания. Является показателем современной ему орфографии.
- Аки, благость, лобзати, мнить, чело, щепа, юже, явства??????
Толковый слова́рь —вид словаря с описанием значений слов. Толковый словарь изъясняет лексическое значение слов
Учитель: Автором самого популярного словаря является С. И. Ожегов. 22 ноября отмечается один из самых «молодых» праздников – День словарей и энциклопедий. Он был учреждён в 2010 году по инициативе Общества любителей русской словесности и музея В.И. Даля. С тех пор в день рождения великого русского лексикографа Владимира Ивановича Даля, создавшего «Толковый словарь живого великорусского языка», ежегодно отмечают День словаря по всей территории России. Кто же он? Каков его словарь?
Учащийся: Сергей Ожегов родился 22 сентября 1900 года по новому стилю. Сергей был первым из трёх братьев по старшинству, его семья жила в посёлке Каменное, сейчас это город Кувшиново Тверской области. Иван Иванович Ожегов, отец — инженер-технолог Каменской бумажно-картонной фабрики. Прадед по матери, протоиерей Герасим Петрович Павский — филолог, переводчик, автор «Краткой еврейской грамматики» и трактата «Филологические наблюдения над составом русского языка». С октября 1897 года и до середины января 1898 года в Каменном вместе со своей семьёй жил Алексей Максимович Горький. Писатель жил в крыле дома Ожеговых, где находилась квартира его друга Николая Захаровича Васильева, работавшего на фабрике и возглавлявшего нелегальный политический кружок. Перед началом Первой мировой войны семья Ожеговых переехала в Петербург, здесь Сергей окончил гимназию, а в 1918 году поступил на филологический факультет Петроградского университета. Октябрьскую революцию студент Ожегов встретил с воодушевлением, многие его соратники приняли деятельное участие в работе новых комиссариатов, например, Е. Д. Поливанов. Занятия для Сергея Ожегова почти сразу закончились — его призвали на фронт. В 1922 году он окончил военную службу в штабе Харьковского военного округа и вернулся на факультет языкознания и материальной культуры Петроградского университета. В 1926 году он получает диплом Ленинградского университета. Профессора рекомендовали талантливого студента в аспирантуру, которую он окончил в 1929 году.
Учащийся: Toлкoвый cлoвapь pyccкoгo языкa Cepгeя Ивaнoвичa Oжeгoвa являeтcя пepвым cлoвapём из выxoдившиx пocлe Oктябpьcкoй peвoлюции 1917 г. Содержит около 57000 слов. Eгo пoявлeниe cтaлo знaмeнaтeльным coбытиeм, пocкoлькy впepвыe в poccийcкoй тeopии и пpaктикe cocтaвлeния cлoвapeй был coздaн нopмaтивный тoлкoвый cлoвapь, пpeдcтaвляющий coбoй шиpoкoдocтyпнoe пocoбиe, цeль кoтopoгo – пoмoщь в пoвышeнии peчeвoй кyльтypы читaтeлeй из вcex cлoёв oбщecтвa. Инaчe гoвopя, этo – yникaльнoe pyкoвoдcтвo к гpaмoтнoмy cлoвoyпoтpeблeнию, фopмooбpaзoвaнию cлoв, нaпиcaнию иx, пocтaнoвкe yдapeний.
Блaгoдapя oпиcывaeмoмy cлoвapю, люди из paзныx cфep дeятeльнocти имeют вoзмoжнocть oбpeтaть знaния oб aктyaльнoм pyccкoм языкe: иcтoлкoвaния знaчeний cлoв; измeнeния пo пaдeжaм, чиcлaм и пp.; пoяcнeния, в кaкoй oблacти oни иcпoльзyютcя; yкaзaния, к кaкoмy из фyнкциoнaльныx cтилeй пpинaдлeжaт; и тoмy пoдoбнoe... B cocтoящeм из oднoгo тoмa cлoвape мы видим pacкpытиe знaчeния cлoвa в cжaтoй фopмyлиpoвкe, кoтopoй впoлнe xвaтaeт для eгo пoнимaния, иcпoльзoвaния.
Новые издания, выходившие с разными интервалами, редактировались лично Сергеем Ивановичем. Он постоянно вычитывал и кропотливо «осовременивал» словарь. Несмотря на регулярные правки, общая концепция и структура оставались неизменными — словарь сохранял ориентацию на массового пользователя, который не знаком с большинством лингвистических терминов. В «Словарь» не входила узкая специальная лексика, не имеющие большой ценности областные слова, просторечные элементы «с явно выраженным вульгарным оттенком», слова народно-поэтической речи, не вошедшие в общий язык.
«Словарь» Ожегова — эталонный пример по-настоящему народного словаря, запрос на который не иссякал. Однотомный словарь был удобен в использовании, всегда находил место на полке. Словник из 60 000 слов, собранный авторами, использовался для создания национальных словарей народов СССР, лёг в основу словарей европейских языков, издававшихся в СССР — лексика была общеупотребительная и актуальная. Прижизненный суммарный тираж «Словаря» Ожегова превысил отметку в 1,5 миллиона экземпляров при восьми изданиях.
Учитель: Создание словаря – процесс долгий и объемный. Так как же создаются словари?
сбор материала
составление картотеки
систематизация и отбор
редактирование
Действительно, словарь – это историческая повесть о жизни людей, их душах, бедах и радостях; каждое слово, помещённое в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа – творца языка.
Учитель: Ребята, может быть, у вас есть вопросы к словарям.
Интервью со словарями
Учитель: Где же мы может «повстречать» все эти словари вместе: и энциклопедические, и лингвистические?
Ответ: в библиотеке.
Учитель: Вы поняли, что с каким бы вопросом вы не пришли в библиотеку, всегда найдется книга, в которой есть ответ на ваш вопрос.
Как правильно работать со словарем, чтобы быстро найти информацию:
Исходные слова, словосочетания даны в алфавитном порядке.
Для упрощения поиска вверху страницы словаря приводится буква или слог с которого начинается искомое слово.
Учитель: Как вы уже поняли словари- это наши помощники и друзья. И сейчас они вам помогут в нашей “Лингвистической игротеке”. Команды группируются.
Лингвистическая игротека.
- “Лучший ведущий”. Речь которых правильная и точная.
Какой словарь поможет?
Расставь ударение, произнеси правильно.
баловать | свекла | банты |
мусоропровод | каталог | творог |
жалюзи | красивее | облегчить |
звонишь | начать, начал | километр |
средства | столяр | щавель |
- “Справочное агентство”.
Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу.
Какой словарь поможет?
(Дети на карточках заполняют значение слов)
В толковом словаре найдите пояснения к данным словам. Определите разницу их значений.
Невежа и невежда.
Коренной и корневой.
Памятливый и памятный.
Эффективный и эффектный.
Оклик и отклик.
Благодарный и благодарственный.
Абонемент и абонент.
Диктат и диктант.
Описка и отписка.
- “Кто грамотнее”.
Какой словарь поможет?
Вставьте пропущенные буквы. Проверьте правописание по словарю.
Буду..щий А..зац
При..ти Брош..ра
Ду..шлаг Тер..са
В..н..грет Уд..вительный
Искус..ный Искус..твенный
- “Чья дорога длиннее?”
Подберите к словам все возможные синонимы. Выигрывает тот, кто скорее выполнить задание и чей синонимический ряд будет длиннее и выразительнее. Помогут вам словари синонимов.
добрый –
умный –
смелый –
- “Слова-пришельцы”.
Предлагаю вам провести эксперимент. Назовите предметы и найдите их другое название.
- “Скажи наоборот”.
Какой словарь поможет?
Существительные: восход -…; зима - …; весна - …; добро - ….; награда - ….; холод - ….; веселье - ….; расставание -….;
Глаголы: въехать - …. ; выиграть - …. ; встать -…. ; забыть - ….; говорить - …. ; влететь - ….; давать -….; выиграть -….;
Прилагательные: умный - …; добрый -….; здоровый - ….; новый -…. ; быстрый - ….; гладкий - …; высокий -….;
Наречия: налево -….; мягко -….; редко -….» громко -….» поздно -….; глубоко - ….; ярко -….; трудно -…. ;
Учитель: Ну что ж, ребята, наще время подходит к концу.
Подведение итогов
Награждение
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
мне захотелось…
Учитель: Вы убедились сегодня, что словари – наши помощники. Обращайтесь к ним постоянно. Помощь, которую они вам окажут при изучении школьных предметов неоценимо велика. Чем раньше вы с ними заведете дружбу, научитесь ими пользоваться, тем шире будет наш кругозор, основательнее будут наши знания.
Выводы: овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с всесторонним развитие личности.
Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника очень актуален.
Список использованной литературы:
- Ожегов, Сергей Иванович (1900-1964).
Толковый словарь русского языка [Текст] : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир и Образование : ОНИКС, 2012. - Сергеев, Владимир Николаевич.
Словари - наши друзья и помощники : Кн. для внеклас. чтения учащихся V - VII кл. / В. Н. Сергеев. - М. : Просвещение, 1984. - Тихонов, Александр Николаевич.
Словообразовательный словарь русского языка : В 2 т. : Более 145000 слов / А. Н. Тихонов. - 3. изд., испр. и доп. - М. : АСТ : Астрель, 2003 - Шанский, Николай Максимович.
Этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Прозерпина : Школа, 1994.
Интернет- ресурсы:
- https://vatnikstan.ru/history/120-let-ozegov/
- https://ozhegov.textologia.ru/statyi/obschaya-harakteristika-tolkovogo-slovarya-ozhegova/7085/?q=938&n=7085
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Путешествие в Словарию"
Данное внеклассное мероприятие предназначено для проведения среди обучающихся 5-7 классов, способствует систематизации знаний в работе со справочной литературой,формированию информационной культуры об...
В.И.ДАЛЬ – РУССКИЙ УЧЕНЫЙ ,ЛЕКСИКОГРАФ, ПИСАТЕЛЬ И СОСТАВИТЕЛЬ "ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА ". МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Внеаудиторное мероприятие,посвященное жизни и творчеству В.И.Даля.Состоит из устного журнала и лингвистического конкурса....
внеклассное мероприятие "День словаря"
мероприятие, посвящённое Дню словарей...
Внеклассное мероприятие для учащихся 4 – 5 классов. «Русской речи Государь по прозванию Словарь»,подготовлен учителем английского языка Сиволаповой Р. А.
Интересное мероприятие, способствующее привитию навыков пользования словарями. Учит самостоятельно получать ответы на вопросы, что играет огромную роль в самообразовании читателя....
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе "Словарь – мой добрый друг и верный помощник"
Цели: 1. Вызвать интерес к словарям русского языка.2. Развивать навыки работы со словарем.3. В игре развивать логическое мышление....
Внеклассное мероприятие "День словаря"
Мероприятие по русскому языку для учеников 5-8 классов ко Дню Словаря 29 ноября...
Внеклассное мероприятие «День словарей»
Внеклассное мероприятие«День словарей»(сценарий мероприятия) Цели:- познакомить учащихся с личностью В.И.Даля;- рассказать о его вкладе в изучении и развитии русск...