Внеклассное занятие по русскому языку "Словарь-Вселенная в алфавитном порядке" с использованием презентации
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Данилина Галина Олеговна

 

Познакомить учащихся 6 класса с основными типами словарей.

Пробудить любознательность и интерес к работе с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon slovar.zip229.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Учхозская СОШ»
Краснослободского района
Республики Мордовия

Внеклассное занятие по русскому языку в 6 классе

« Словарь- это Вселенная в алфавитном порядке»

с использованием компьютерной презентации

Подготовила учитель русского языка и литературы

 Данилина Галина Олеговна

2013 год

Цели и задачи:

Познакомить учащихся 6 класса с основными типами словарей.

Пробудить любознательность и интерес к их чтению.

Материал к уроку:

Орфографический словарь Д.Н.Ушакова, С.Е Крючкова .

Толковый словарь С.И.Ожегова.

Этимологический словарь Н.М.Шанского.

Фразеологический словарь под редакцией А.И.Молоткова.

Словарь антонимов М.Р.Львова.

Иллюстрации к фразеологизмам.

Ход занятия:

Вступительное слово учителя.

« Я знаю силу слов, я знаю слов набат…» - так говорил великий поэт революции Владимир Маяковский. Сила слов … как она велика!

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.

Словом можно предать,

И продать, и купить,

Слово можно в разящий

Свинец перелить. ( В.Шефнер)

Только люди обладают даром речи. С помощью слов люди общаются друг с другом. С помощью слов человек описывает природу, мир, самого себя. Владимир Даль , составитель знаменитого словаря, писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют слово, беседу, разговор, речь, пароль, обещание, ругательство, букву, письменный знак, остроту, шутку ». А великий Лев Николаевич Толстой писал: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно и разъединить, и служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

Есть слова разящие и грозящие,

    обрывающие и убивающие,

    ждущие и жгущие,

    губящие и любящие,

    злобные и добрые,

    слова как лекарственная трава,

    слова как еще не открытые острова,

    как в пустыне приснившаяся листва.

О слова!

Так сколько же слов в русском словаре? Обратимся к словарям русского языка.

В однотомном словаре «Толковом словаре» С.И.Ожегова около 57 тысячи слов.

А в «Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Над своим словарем Даль работал 47 лет!

Сообщение о В.И.Дале.

По образованию Даль был хирургом. Он был также известным писателем (под псевдонимом Казак Луганский), имел способности к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление словаря. Это научный подвиг ученого. Когда Владимир Иванович готовил свой труд к печати, работать ему приходилось очень много, иногда до обмороков. В.Даль был одновременно и автором словаря, и редактором, и корректором.

Ученый-языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка.

Беседа.

А какие еще есть словари ?

А что же такое словарь?

Для чего нужны нам словари?

Без словарей, как без верных друзей, мы можем оказаться в затруднительном положении. Давайте посмотрим небольшую сценку.

В овощной магазин пришли Алена и Настя. Девочки подошли к прилавку. Алена громко сказала:

-Свешай те мне 5 килограммов  помидоров и 300 грамм моркови.

Продавщица сказала:

-Девочка, ты плохо знаешь русский язык. Отойди и подумай.

Девочки отошли, поспорили. И Алена смело подошла к прилавку и сказала:

-Взвесьте мне 5 килограмм помидоров и 300 граммов моркови.

Продавщица улыбнулась.

Задание: Все ли правильно в этом диалоге?

Познавательная игра на основе презентации. Слайд 1.2.

Слайд 3.Задание по орфографическому словарю Д.Н.Ушакова, С.Е. Крючкова.

Перед вами самый простой и распространенный из всех словарей – орфографический. Но для того чтобы быстро найти нужное слово в словаре и узнать, как оно пишется, необходимо знать алфавит.

Расставьте слова в алфавитном порядке.

мастер     март      марево   (марево, март, мастер)

август     автор     авеню     (август, авиа, автор)

Расставьте фамилии в алфавитном порядке.

Иванова, Иванов, Игонина

Кулаева, Кривошеев, Кулагина, Кислякова

Вставьте пропущенные буквы в слова:

ч..хол, ч..рнила, р..мень, в..н..грет ;

сп..ртакиада, р..сцвет, с..лют, п….нино.

Слайд 4.Задание по этимологическому словарю Н.М. Шанского.

Чтобы узнать происхождение того или иного слова или выражения, мы должны обратиться к этимологическому словарю.

Что общего между дачей и подарком? (Дарят.)

Являются ли родственниками слова лебедь и лебеда?

( Да. Оба названия произошли от латинского слова «белый»: у лебедя белое оперение, а у лебеды белые цветы.)

Что общего между городом и огородом? ( Город- ограда, забор, затем огражденное место).

Проинсценируйте слово «подушка». Объясните, почему оно так названо.

Слайд 5.Задание по толковому словарю С.И.Ожегова.

Чтобы узнать лексическое значение слова нужно обратиться к толковому словарю.

А вы сейчас попробуйте определить слово по лексическому значению.

1)Заранее намеченный путь. (Маршрут).

2)Мысленно представлять себе что-нибудь.(Воображать).

3)Очень большой.(Огромный)

4)Желтый, с красноватым оттенком. (Оранжевый).

5)Знаки для обозначения звуков речи. (Буквы).

6)Бледно-фиолетовый.(Лиловый).

Послушайте диалоги и объясните, почему они смешны. А если вы не знаете обратитесь к толковому словарю.

1)-Обижают большие мальчишки?

  -Согнали с качелей…

  -А ты сумей постоять за себя.

  - Нет, нет не буду я стоять! Так я до самой ночи простою, а они будут качаться.

2)- На какой улице ты живешь?- спросил милиционер заблудившегося мальчика.

-Я не улице живу, а дома живу, - обиженно ответил малыш.

Слайд 6.Задание по словарю антонимов М.Р.Львова.

Как вы знаете, слова противоположные по значению называются антонимами. Антонимы употребляются для большей выразительности речи, для сопоставления  и противопоставления.

Послушайте стихотворение Р.Рождественского и назовите антонимы.

Человеку надо мало:

чтоб искал и находил,

чтоб имелись для начала

друг – один

и враг – один.

…Человеку надо мало:

после грома – тишину.

Голубой клочок тумана.

Жизнь – одну

И смерть – одну.

        Назовите антонимы к следующим словам:

Длительный-(кратковременный)

Щедрый-(скупой)

Цвести-(вянуть)

Похвала- (брань)

Появляться-(исчезать)

Правдивый- (лживый)

Слайд 7.Задание по фразеологическому словарю под редакцией А.И.Молоткова.

Русский язык очень богат фразеологизмами. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые употребляются и в прямом и переносном значении.

Например, говорят: цыплят по осени считают, - когда хотят сказать, что о результатах следует судить по окончании дела. Источники фразеологизмов различны. Одни возникли на основе наблюдений человека над природными и естественными явлениями, другие появились в связи с историческими событиями, третьи вышли из песен, сказок, легенд. Фразеологический словарь дает нам возможность узнать, откуда  к нам пришло  или какое – либо выражение.

Рассмотрите иллюстрации к фразеологизмам. Назовите эти фразеологизмы.(Крокодиловы слезы. Раздувать из мухи слона.)

Что означают устойчивые сочетания: «Сидеть под замком», «За двумя зайцами»?

Подведение итогов игры.

Заключительное слово учителя.

Сегодня мы познакомились лишь с малой частью существующих словарей. Запомните, что, прежде чем употреблять в своей речи то или иное словосочетание, вы должны точно знать его значение, и в этом вам лучшие помощники словари.

Это так, а не иначе!

Ты мне, друг мой, не перечь!

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса.

Исчезает в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетке,

Гибнут  в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда

 В быт обыденный верни,

Чтобы речь -  родное чудо

Не скуднела в наши дни.

Список литературы:

  • Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009.
  • Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М. : Оникс, 2009.
  • Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка.— М.: Дрофа, 2004 г.
  • Ушаков Д. И., Крючков С. Е. –М: Дрофа, 2013 г.
  • Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. –М: Дрофа, 2010 г.
  • Фразеологический словарь под редакцией А.И.Молоткова.-М: Дрофа, 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к внеклассному занятию по русскому языку "Исследование одного слова"

Данная работа - дополнительный материал к урокам развития речи, а также может быть использована  при обучении написанию сочинений в страрших классах...

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Презентация внеклассного занятия по русскому языку в старших классах

Неделя русского языка. "Загадки русской фразеологии" в 10 - 11 классах....

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 «Б» классе VII вида (ЗПР) "Турнир знатоков русского языка"

Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе коррекционной школы. Этот материал будет полезен учителям  при проведении Недели русского языка. Он поможет:привлечь в...

Внеклассное занятие по русскому языку "Его величество русский язык" 8 класс

Внеклассное занятие по русскому языку для 8 класса. Работа с эпическим, лирическим и драматическим текстом, выявление его  языковых особенностей и содержания....

Презентация внеклассного занятия по русскому языку в старших классах

Неделя русского языка. "Загадки русской фразеологии" в 10 - 11 классах....

Презентация к внеклассному занятию по русскому языку

В данной презентации представлен конспект занятия в форме путешествия для учащихся-инофонов 5 класса...