Внеклассное занятие по русскому языку "Словарь-Вселенная в алфавитном порядке" с использованием презентации
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Познакомить учащихся 6 класса с основными типами словарей.
Пробудить любознательность и интерес к работе с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovar.zip | 229.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Учхозская СОШ»
Краснослободского района
Республики Мордовия
Внеклассное занятие по русскому языку в 6 классе
« Словарь- это Вселенная в алфавитном порядке»
с использованием компьютерной презентации
Подготовила учитель русского языка и литературы
Данилина Галина Олеговна
2013 год
Цели и задачи:
Познакомить учащихся 6 класса с основными типами словарей.
Пробудить любознательность и интерес к их чтению.
Материал к уроку:
Орфографический словарь Д.Н.Ушакова, С.Е Крючкова .
Толковый словарь С.И.Ожегова.
Этимологический словарь Н.М.Шанского.
Фразеологический словарь под редакцией А.И.Молоткова.
Словарь антонимов М.Р.Львова.
Иллюстрации к фразеологизмам.
Ход занятия:
Вступительное слово учителя.
« Я знаю силу слов, я знаю слов набат…» - так говорил великий поэт революции Владимир Маяковский. Сила слов … как она велика!
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.
Словом можно предать,
И продать, и купить,
Слово можно в разящий
Свинец перелить. ( В.Шефнер)
Только люди обладают даром речи. С помощью слов люди общаются друг с другом. С помощью слов человек описывает природу, мир, самого себя. Владимир Даль , составитель знаменитого словаря, писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют слово, беседу, разговор, речь, пароль, обещание, ругательство, букву, письменный знак, остроту, шутку ». А великий Лев Николаевич Толстой писал: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно и разъединить, и служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
Есть слова разящие и грозящие,
обрывающие и убивающие,
ждущие и жгущие,
губящие и любящие,
злобные и добрые,
слова как лекарственная трава,
слова как еще не открытые острова,
как в пустыне приснившаяся листва.
О слова!
Так сколько же слов в русском словаре? Обратимся к словарям русского языка.
В однотомном словаре «Толковом словаре» С.И.Ожегова около 57 тысячи слов.
А в «Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Над своим словарем Даль работал 47 лет!
Сообщение о В.И.Дале.
По образованию Даль был хирургом. Он был также известным писателем (под псевдонимом Казак Луганский), имел способности к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление словаря. Это научный подвиг ученого. Когда Владимир Иванович готовил свой труд к печати, работать ему приходилось очень много, иногда до обмороков. В.Даль был одновременно и автором словаря, и редактором, и корректором.
Ученый-языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка.
Беседа.
А какие еще есть словари ?
А что же такое словарь?
Для чего нужны нам словари?
Без словарей, как без верных друзей, мы можем оказаться в затруднительном положении. Давайте посмотрим небольшую сценку.
В овощной магазин пришли Алена и Настя. Девочки подошли к прилавку. Алена громко сказала:
-Свешай те мне 5 килограммов помидоров и 300 грамм моркови.
Продавщица сказала:
-Девочка, ты плохо знаешь русский язык. Отойди и подумай.
Девочки отошли, поспорили. И Алена смело подошла к прилавку и сказала:
-Взвесьте мне 5 килограмм помидоров и 300 граммов моркови.
Продавщица улыбнулась.
Задание: Все ли правильно в этом диалоге?
Познавательная игра на основе презентации. Слайд 1.2.
Слайд 3.Задание по орфографическому словарю Д.Н.Ушакова, С.Е. Крючкова.
Перед вами самый простой и распространенный из всех словарей – орфографический. Но для того чтобы быстро найти нужное слово в словаре и узнать, как оно пишется, необходимо знать алфавит.
Расставьте слова в алфавитном порядке.
мастер март марево (марево, март, мастер)
август автор авеню (август, авиа, автор)
Расставьте фамилии в алфавитном порядке.
Иванова, Иванов, Игонина
Кулаева, Кривошеев, Кулагина, Кислякова
Вставьте пропущенные буквы в слова:
ч..хол, ч..рнила, р..мень, в..н..грет ;
сп..ртакиада, р..сцвет, с..лют, п….нино.
Слайд 4.Задание по этимологическому словарю Н.М. Шанского.
Чтобы узнать происхождение того или иного слова или выражения, мы должны обратиться к этимологическому словарю.
Что общего между дачей и подарком? (Дарят.)
Являются ли родственниками слова лебедь и лебеда?
( Да. Оба названия произошли от латинского слова «белый»: у лебедя белое оперение, а у лебеды белые цветы.)
Что общего между городом и огородом? ( Город- ограда, забор, затем огражденное место).
Проинсценируйте слово «подушка». Объясните, почему оно так названо.
Слайд 5.Задание по толковому словарю С.И.Ожегова.
Чтобы узнать лексическое значение слова нужно обратиться к толковому словарю.
А вы сейчас попробуйте определить слово по лексическому значению.
1)Заранее намеченный путь. (Маршрут).
2)Мысленно представлять себе что-нибудь.(Воображать).
3)Очень большой.(Огромный)
4)Желтый, с красноватым оттенком. (Оранжевый).
5)Знаки для обозначения звуков речи. (Буквы).
6)Бледно-фиолетовый.(Лиловый).
Послушайте диалоги и объясните, почему они смешны. А если вы не знаете обратитесь к толковому словарю.
1)-Обижают большие мальчишки?
-Согнали с качелей…
-А ты сумей постоять за себя.
- Нет, нет не буду я стоять! Так я до самой ночи простою, а они будут качаться.
2)- На какой улице ты живешь?- спросил милиционер заблудившегося мальчика.
-Я не улице живу, а дома живу, - обиженно ответил малыш.
Слайд 6.Задание по словарю антонимов М.Р.Львова.
Как вы знаете, слова противоположные по значению называются антонимами. Антонимы употребляются для большей выразительности речи, для сопоставления и противопоставления.
Послушайте стихотворение Р.Рождественского и назовите антонимы.
Человеку надо мало:
чтоб искал и находил,
чтоб имелись для начала
друг – один
и враг – один.
…Человеку надо мало:
после грома – тишину.
Голубой клочок тумана.
Жизнь – одну
И смерть – одну.
Назовите антонимы к следующим словам:
Длительный-(кратковременный)
Щедрый-(скупой)
Цвести-(вянуть)
Похвала- (брань)
Появляться-(исчезать)
Правдивый- (лживый)
Слайд 7.Задание по фразеологическому словарю под редакцией А.И.Молоткова.
Русский язык очень богат фразеологизмами. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые употребляются и в прямом и переносном значении.
Например, говорят: цыплят по осени считают, - когда хотят сказать, что о результатах следует судить по окончании дела. Источники фразеологизмов различны. Одни возникли на основе наблюдений человека над природными и естественными явлениями, другие появились в связи с историческими событиями, третьи вышли из песен, сказок, легенд. Фразеологический словарь дает нам возможность узнать, откуда к нам пришло или какое – либо выражение.
Рассмотрите иллюстрации к фразеологизмам. Назовите эти фразеологизмы.(Крокодиловы слезы. Раздувать из мухи слона.)
Что означают устойчивые сочетания: «Сидеть под замком», «За двумя зайцами»?
Подведение итогов игры.
Заключительное слово учителя.
Сегодня мы познакомились лишь с малой частью существующих словарей. Запомните, что, прежде чем употреблять в своей речи то или иное словосочетание, вы должны точно знать его значение, и в этом вам лучшие помощники словари.
Это так, а не иначе!
Ты мне, друг мой, не перечь!
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса.
Исчезает в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетке,
Гибнут в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - родное чудо
Не скуднела в наши дни.
Список литературы:
- Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М. : Оникс, 2009.
- Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка.— М.: Дрофа, 2004 г.
- Ушаков Д. И., Крючков С. Е. –М: Дрофа, 2013 г.
- Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. –М: Дрофа, 2010 г.
- Фразеологический словарь под редакцией А.И.Молоткова.-М: Дрофа, 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к внеклассному занятию по русскому языку "Исследование одного слова"
Данная работа - дополнительный материал к урокам развития речи, а также может быть использована при обучении написанию сочинений в страрших классах...
ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...
Презентация внеклассного занятия по русскому языку в старших классах
Неделя русского языка. "Загадки русской фразеологии" в 10 - 11 классах....
Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 «Б» классе VII вида (ЗПР) "Турнир знатоков русского языка"
Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе коррекционной школы. Этот материал будет полезен учителям при проведении Недели русского языка. Он поможет:привлечь в...
Внеклассное занятие по русскому языку "Его величество русский язык" 8 класс
Внеклассное занятие по русскому языку для 8 класса. Работа с эпическим, лирическим и драматическим текстом, выявление его языковых особенностей и содержания....
Презентация внеклассного занятия по русскому языку в старших классах
Неделя русского языка. "Загадки русской фразеологии" в 10 - 11 классах....
Презентация к внеклассному занятию по русскому языку
В данной презентации представлен конспект занятия в форме путешествия для учащихся-инофонов 5 класса...