Классный час. 5 класс
классный час (5 класс) по теме
Разработка классного часа для учащихся 5 классов.
Конфликты и компромиссы.
Цель: Развитие представлений о житейских конфликтах, навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи: Развивать представление о сущности конфликтов, понимание естественности конфликтов возникающих в повседневной жизни, их созидательного потенциала; убеждение в возможности разрешения большинства житейских конфликтов, стремление находить конструктивные способы их преодоления; отработать стратегии решения повседневных конфликтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка классного часа для учащихся 5 классов. Конфликты и компромиссы. | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка классного часа для учащихся 5 классов.
Конфликты и компромиссы.
Цель: Развитие представлений о житейских конфликтах, навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи: Развивать представление о сущности конфликтов, понимание естественности конфликтов возникающих в повседневной жизни, их созидательного потенциала; убеждение в возможности разрешения большинства житейских конфликтов, стремление находить конструктивные способы их преодоления; отработать стратегии решения повседневных конфликтов.
Оборудование: Мяч, определение понятий «Конфликт», «Компромисс».
Ход занятия
Вводная часть. После приветствия предлагается игра «Круг с закрытыми глазами»: участники собираются платной группой в центре аудитории. По команде ведущего все закрывают глаза и, не произнося вслух ни одного слова, пытаются, выстроиться в круг. Через несколько минут по команде ведущего все открывают глаза и обсуждают, что получилось, какие были трудности, что помогло в работе.
Ведущий обращает внимание участников, что в повседневно жизни люди часто сталкиваются с ситуацией конфликта. Участники делятся на две группы, проводится «Аукцион идей» по теме «Конфликт». Обобщая высказывания участников, ведущий даёт определение «Конфликт – столкновение противоположно направленных идей, интересов, позиций, мнений или взглядов» Текст определения помещается на доску.
Участники обсуждают, возможно ли в жизни полностью избежать конфликтов; если между друзьями возникает конфликт, значит ли это, что дружбе пришел конец. Необходимо, чтобы участники поняли: конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей, при кажущейся на первый взгляд негативной окраске, конфликты часто приводят к созиданию нового более совершенного способа взаимодействия. Участникам предлагается найти доказательства или опровергнуть утверждение «В споре рождается истина».
Основная часть. Участники делятся на 5 групп. Каждая группа получает описание житейского конфликта, и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.
Конфликтные ситуации:
- В семье двое детей-школьников. Чтобы не опаздывать на первый урок, надо встать в 7.30 утра, в течение получаса умыться, позавтракать, собрать портфель и выйти из дома. У детей постоянно возникают конфликты, кому первым идти в ванную (никто не хочет встать на 10 минут раньше, чтобы успеть умыться до подъема второго ребенка).
- На одной из перемен все учащиеся бегут в столовую на завтрак, часто возникают конфликты из-за того что не хватило места.
- Ты любишь слушать громкую музыку, а твой сосед предпочитает тишину в доме, по этому поводу у вас с ним часто возникают конфликты.
- Каждый день к концу уроков в классе становится довольно грязно. Никто не хочет убирать мусор, так как считает, что если он лично не сорил, то убирать не обязан. По поводу чистоты в классе постоянно возникают конфликты.
- Перед сном ты просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя происходят конфликты с родителями.
Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки для общего удобства. Дается определение конфликта, которое так же помещается на доску «Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок». Необходимо особо подчеркнуть, что компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путем, в противном случае конфликт может привести к разрыву отношений, к ссоре.
Обращается внимание участников: для того чтобы конструктивно решать конфликты или не допускать их развития, в более серьёзных областях взаимодействия людей созданы различные правила. Предложить подумать, какие существуют правила на случай конфликтов между: пешеходами и водителями (правила дорожного движения), между покупателями и продавцами (правила торговли), между работодателями и работниками (должностные инструкции) и т.п. Ещё раз обратить внимание, что существует множество правил и инструкций, регламентирующих решение спорных вопросов, касающихся производственных отношений, отношений собственности, других правовых вопросов.
Подчеркнуть, что правила решения житейских конфликтов между близкими людьми (родственниками или друзьями) тоже существуют. Участникам предлагается ознакомиться с «Беспроигрышным методом решения споров»:
- Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.
- Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликтов
- Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам все сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.
- Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.
- Обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как вы хотели.
Это определение помещается рядом с определениями конфликта и компромисса.
Заключительная часть. Участникам предлагается привести примеры типичных житейских конфликтов и попробовать решить их на основе предложенного метода. Примеры могут быть такими: ты хочешь поехать к другу, а родители возражают; друг зовет тебя пойти погулять, а ты хочешь смотреть интересный фильм; сегодня твоя очередь убираться в классе, а ты очень спешишь на занятия в спортивной секции. По завершении обсудить, что было самым трудным и почему. Обобщая высказывания участников, ещё раз обратить внимание, что житейский конфликт не приведет к серьезной ссоре, если будет решаться на основе компромисса.
Домашнее задание. Обсудить с родителями «Беспроигрышный метод решения споров» и опробовать его на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Класс - как целая страна"
Разработка классного часа "Класс как целая страна" содержит сценарий мероприятия, презентацию и музыку для сопровождения праздника....
классный час классах СКО VIII вида на тему:«Есть ли в жизни место «чуду»? «Уступать друг другу надо?!"
классный час...
Сценарий классного часа "Класс - это семья"
Личностно-ориентированный классный час предполагает развитие индивидуальности ребенка и уникальности образа его жизнедеятельности, включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения; ...
Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей» .
Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей»Цель: формирование коммуникативных навыков обучающихся, культуры общения.Форма: трени...
Занятие-тренинг на сплочение классного коллектива "Класс глазами каждого"
quot;Класс глазами каждого"...
Авторская работа - конкурс для классных коллективов "Класс-лидер"
Положение о конкурсе "Класс-лидер", образцы таблиц с промежуточными итогами и фото победителей за период с 2013 -2018 г.г....
Рабочая программа классного руководителя (класс, основанный на традициях казачества)
Рабочая программа классного руководителя (класс, основанный на традициях казачества)...