Поэтическая композиция "Сказки цветного детства"
материал на тему
В композиции использованы стихотворения русских поэтов XX века: Николая Рубцова, Владимира Набокова, Ксении Некрасовой, Михаила Вишнякова, Геннадия Головатого - о деревенском детстве, родном крае, русской природе...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeticheskaya_kompoziciya.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Поэтическая композиция
«Сказки цветного детства»
Цель:
- познакомить со стихотворениями русских поэтов о деревенском детстве, о родном крае;
- развивать навыки выразительного чтения, актёрского мастерства;
- воспитывать уважение к русской поэзии, любовь к родному краю.
Участники композиции: учащиеся 3-11 классов (7 человек)
Композиция звучит на фоне музыки
1.
Юноша 1:
- Там, где косят пырей косари,
Под хрустальною твердью небес,
Где поют от зари до зари
Неизбывное речка и лес…
Девушка:
- Где ночами кричит коростель,
И торжественно светит луна,
И из свежего сена постель
Обещаний и тайны полна…
Юноша 2:
- Там живут – не кляня, не моля,
Как отава, любя бытиё,
Непришедшая старость моя
И прошедшее детство моё.
Г. Головатый
2.
Девушка:
Вдалеке
Там бушуют травы выше головы.
В зелени отавы золото листвы.
Поднимают небо гуси высоко.
Ах, как с чёрным хлебом вкусно молоко!
И земля большая под моей спиной.
И слепящим шаром солнце надо мной.
А вокруг отавы столько синевы!
Там бушуют травы выше головы.
Г. Головатый
3.
Юноша 2:
Маленькая родина моя!
С лужами по улицам – посёлок.
Под окном – картошка да подсолнух –
В море огорода – как маяк…
Г. Головатый
4.
Память
Юноша 1:
- Старик на завалинке
Под солнышком греется.
В зарослях лебеды –
Таинственно, как в лесу…
Девушка:
- Вечером в жёлтых сумерках
Стадо идёт по улице –
Утробно мычат коровы,
Требуя тёплого пойла
И жалуясь на усталость…
Юноша 2:
- Ритмично звенит подойник
Под струйками молока –
И звёзды с новогодней ёлки
Кто-то приклеил к небу…
Юноша1:
- Словно было это вчера.
Словно снилось мне это!
Г. Головатый
5.
Девушка:
Весна
Босоногая роща
Выплеснула руками
И разогнала грачей из гнёзд.
И природа,
По последнему слову техники,
Тонколиственные приборы
Расставила у берёз
А прохожий сказал о них,
Низко склоняясь:
«Тише, пожалуйста, -
Это подснежники…»
К. Некрасова
6.
(На скамейке сидит дед. Возле него трое детей: 1 девочка и 2 мальчика)
Из детства
Девочка:
- Я полоскала небо в речке
И на новой лыковой верёвке
Развесила его сушиться.
Мальчик 1:
- А потом мы овечьи шубы
С отцовской спины надели
И сели в телегу,
И с плугом
Поехали в поле сеять.
Мальчик 2:
- Один ноги свесил с телеги
И взбалтывал воздух, как сливки,
А глаза другого глядели
В тележьи щели.
А колёса на оси,
Как петушьи очи, вертелись.
Девочка:
- Ну, а я посреди телеги,
Как в деревянной сказке сидела.
К. Некрасова
7.
Мальчик 2:
Изба
В доме бабушки моей
Печка русская – медведицей,
С ярко-красною душой –
Помогает людям жить:
Хлебы печь,
Да щи варить,
Да за печкой
И на печке
Сказки милые таить.
К. Некрасова
8.
Дед:
Перо
Зелёненьким юрким внучатам
Наказывал леший в бору:
«По чёрным ветвям, по зубчатым,
Жар-птица порхнёт ввечеру;
Поймайте её, лешенёчки,
И клетку из лунных лучей
Возьмите у ключницы-ночки,
Да так, чтоб не видел Кощей.
Далече от чащи брусничной
Умчите добычу свою,
Найдите вы домик кирпичный
В заморском, туманном краю.
Оставьте её на пороге:
Там кроткий изгнанник живёт,
Любил он лесные дороги
И вольный зелёный народ».
Так дедушка леший на ели
Шушукал, и вот ввечеру,
Как струны, стволы зазвенели
И что-то мелькнуло в бору.
Маячило, било, блестело.
Заохал, нахохлился дед…
Родимые, знать, улетела
Жар-птица из пёстрых тенет…
В. Набоков
9
Девушка:
- …Был крупный дождь. Лазурь и шире и живей.
Уж полдень. Рощицы берёзовой опушка
И солнце мокрое.
Задумчиво кукушка
Считает золото, что капает с ветвей,
И рада сырости пятнистая лягушка,
И тонет в капельке уродик-муравей,
И скромно гриб стоит, как толстый человечек,
Под красным зонтиком, и зыблется везде
Под плачущей листвой сеть огненных колечек,
А в плачущей траве – серебряной звезде
Ромашки – молится неистово кузнечик;
И по небу скользя, как будто по воде,
Блистает облако…
В. Набоков
10. Русская осень
Девочка:
- За картошкой к бабушке ходили мы,
Вышли, а на улице теплынь…
Мальчик 1:
- День, роняя лист осенний,
Обнажая замыслы растений,
Чистый и высокий –
Встал перед людьми.
Мальчик 2:
- Всякий раз я вижу эти травы,
Ели эти и стволы берёз.
Почему смотреть не устаёшь –
Миг и час и жизнь
Одно и то ж!..
Дед:
- О, какие тайны исцеленья
В себе скрывают русские поляны,
Что, прикоснувшись к ним однажды,
Ты примешь меч за них,
И примешь смерть,
И вновь воскреснешь,
Чтоб запечатлеть
Тропинки эти, и леса, и наше небо.
К. Некрасова
11. В неполотом поле
Юноша 1:
- В неполотом поле, где зной дожигает хлеба запоздалые,
Где запах полыни, как дым, разъедает глаза,
Прилягут на землю – как спят – деревенские дети усталые,
Глядят деревенские дети в неведомые небеса.
Юноша 2:
- Белы головёнки, синющи и вдумчивы взгляды в далёкое –
В размытые ветром, до слёз дорогие края,
Где стелются травы и, как сновиденье, как облачко лёгкое,
Проходит над ними летучая тень бытия.
Девушка:
- Подняться бы ввысь, окрылиться и за пересохшее русло,
За синие горы, за тёмный, никем не проведанный лес…
Юноша 1:
- Ты помнишь ли, друг мой, о чём они думают, мальчики русые,
В неполотом поле, среди бесконечных российских небес?
Девушка:
- Всегда беззащитное, остро ранимое чувство Отечества,
Оно ведь и в зрелые годы в душе окрылялось не раз.
Юноша 2:
- Ты помнишь ли, Саша, из той деревенской полуденной млечности
Какие высокие звёзды горели в России для нас?!
Юноша 1:
- Как думал ты вырасти добрым, заступчивым и справедливым,
Чтоб не было в поле по-детски израненных рук,
Юноша 2:
- Чтоб мама не гнулась, как белая верба от ливня, -
От чёрных трудов, похоронок и смертных разлук.
Юноша 1:
- Давно остудили дожди наши знойные, наши горячие пашни,
И детство былое покрылось осенним быльём…
Юноша 2:
- Но всё ли мы сделали, всё ли исполнили, Саша,
О чём загадали в неполотом поле своём?..
М. Вишняков
12. У размытой дороги (отрывок)
Юноша 1:
- Шумной гурьбой под луной мы катались, играя,
Снег освещённый летел вороному под ноги!
Бег всё быстрее… Вот вырвались в белое поле,
В чистых снегах ледяные полынные воды,
Мчимся стрелой… приближаемся к праздничной школе…
Девушка:
- Славное время – души моей лучшие годы!
Юноша 2:
- Скачут ли свадьбы в глуши потрясённого бора,
Мчатся ли птицы, поднявшие крик над селеньем,
Льётся ли чудное пение детского хора, -
О, моя жизнь! На душе не проходит волненье…
Н. Рубцов
13.
Девочка:
- А земля наша прекрасна.
Мальчик 1:
- И, может быть, одинока
Среди пламенных солнц
И каменно-голых планет.
Мальчик 2:
- И вероятней всего,
Что сами мы –
Ещё не выросшие боги,
Живущие под воздухом целебным
На нашей зелёной и сочной земле.
К. Некрасова
14. Пожелание
Юноша 1:
- Эти сказки цветного детства!
В них я верил. И в них я жил.
И магического их действа
До сих пор плывут миражи.
Девушка:
- Так пускай тебе тоже снится
Вещий топот того коня…
Юноша 2:
- Пусть подарят тебе жар-птицу,
Улетевшую от меня.
Г. Головатый
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие на тему "Детство Томаса Эдисона" из серии "Мы родом из детства""
1)Введение:место изобретений Т.Эдисона в нашей жизни, умение Т.Эдисона совмещать изобретательство и предпринимательство , важность этого качества для со...
Анализ поэтического текста как одна из успешных предпосылок самореализации творческих поэтических способностей одаренных детей
Описание опыта работы с поэтически одаренными детьми на уроках литературы....
Понимание поэтического текста учащимися 5 –11 классов гимназии, или Поэтические эксперименты
Как сделать так, чтобы каждый ученик не со слов учителя, а сам понял значимость литературы?Ученик должен стать ее исследователем, выявляя проблемы самостоятельно. Открывая для себя М. В. Ломоносова, А...
«Радуга в бутылке» - работа с цветным песком или цветной солью
Песочная терапия – это, прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства...
Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.
Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...
Поэтическая гостиная, посвященная творчеству А Л Барто «В стране весёлого детства»
Цель: познакомить с творчеством А.Барто, формировать устойчивый интерес к чтению произведений А. Барто.Задачи: способствовать усвоению знаний о жизни и творчестве поэта,развивать познавательные потреб...