Неделя толерантности в школе
методическая разработка на тему
К сожалению, проблема нетерпимости очень актуальна в наши дни — удивительно, что даже в ХХI веке, веке прогресса, многие не принимают в свой круг людей другого цвета кожи, национальности… Это несправедливо, жестоко, мерзко!
После проведения «недели толерантности» мне показалось, что наша школа как-то изменилась: дежурные старшеклассники не орали на малышей, дабы те прекратили носиться по коридорам, как угорелые; первоклашки не толкали друг друга, чтобы первыми протиснуться в столовую; никто никого не трогал. Все были довольны, приветливы.Надеюсь, что наш опыт послужит примером остальным, что в каждой школе хоть раз проведут неделю, а то и месяц толерантности. Это помогло бы подросткам научиться сдерживать агрессию, обращать внимание не только на свои проблемы.
Кто-то великий сказал: «Я не разделяю Вашего мнения, но я готов отдать жизнь за Ваше право его свободно высказывать». Может быть, это и есть формула толерантности?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii.doc | 201 КБ |
Предварительный просмотр:
157320
Костромская область
Мантуровский район
п. Октябрьский
ул. Горького, 14.
2013г.
Неделя толерантности в школе
(1-11 классы)
Материалы подготовлены
учителем истории и обществознания
МКОУ Октябрьская СОШ
Мантуровского муниципального района
Александровой Любовью Александровной
- Пояснительная записка
«Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
К сожалению, проблема нетерпимости очень актуальна в наши дни — удивительно, что даже в ХХI веке, веке прогресса, многие не принимают в свой круг людей другого цвета кожи, национальности… Это несправедливо, жестоко, мерзко!
Чтобы научить школьников уважать других людей, быть дружнее и вежливее, в нашей школе в прошлом учебном году мы провели «Неделю толерантности».
Для проведения Недели в школе потребовался подготовительный период. Учитель истории проводил консультации, координировал работу, если встречались сложности, то оказывал помощь.
Детям с 8-11 классы было дано заранее задание составить компьютерные презентации «Религии мира». Работу групп оценивало жюри из учителей и старшеклассников школы. Лучшие презентации были отобраны и размещены на сайте школы. С 1 по 11 классы классные руководители совместно с лидерами школьного самоуправления готовили уроки толерантности, которые проходили в различных форма: тренинг, беседа, круглый стол, дебаты, в младших классах в форме. На уроках толерантности ребятам объясняли, что терпимым надо быть не только к своим друзьям, родителям, учителям, но и к самому себе.
В 11 классе прошел открытый урок для учителей школы по обществознанию, где были затронуты проблемы межнациональных отношений и мира.
Закончилась неделя замечательным школьным праздником музыкальным фестивалем « Мы разные, но мы вместе». Задача у классов была представить одну из республик России или страну ближнего зарубежья. Литва, Украина, Россия, Татарстан, Киргизия стали для нас ближе и роднее.
После проведения «недели толерантности» мне показалось, что наша школа как-то изменилась: дежурные старшеклассники не орали на малышей, дабы те прекратили носиться по коридорам, как угорелые; первоклашки не толкали друг друга, чтобы первыми протиснуться в столовую; никто никого не трогал. Все были довольны, приветливы.
Надеюсь, что наш опыт послужит примером остальным, что в каждой школе хоть раз проведут неделю, а то и месяц толерантности. Это помогло бы подросткам научиться сдерживать агрессию, обращать внимание не только на свои проблемы.
Кто-то великий сказал: «Я не разделяю Вашего мнения, но я готов отдать жизнь за Ваше право его свободно высказывать». Может быть, это и есть формула толерантности?
Цели
- развитие толерантной культуры обучающихся, педагогов, родителей, всех сотрудников школы;
- способствовать формированию уважительного отношения к людям разных национальностей.
Задачи:
- Развитие самостоятельной мыслительной деятельности школьников
- Развитие творческих способностей
- Показать важность толерантности для каждого человека
- Развитие интереса учащихся к изучению обществознания
Прогнозируемые результаты:
- Выпускник школы – личность, способная гибко и мобильно ориентироваться в ситуациях межкультурного общения.
Координатор: учитель истории и обществознания Александрова Л.А
Место проведение: МКОУ Октябрьская СОШ
Участники: учащиеся 1-11 классов
Оборудование:
- мультемедийный проектор, компьютер, экран.
-рисунки учащихся
-дидактические материалы и иллюстрации подобранные учащимися.
Сроки проведения: 17-20 января
План проведения
Вид деятельности | Сроки, классы | координатор |
1.Разработка нормативно – правовой базы. 2. Старт Недели толерантности. Линейка. 3.Конкурс компьютерных презентаций «Религии мира» 4. Уроки толерантности 5. Открытый урок по обществознанию « Нет бога для иудею и эллина» . 6.Музыкальный фестиваль «Мы разные, но мы вместе» 7 .Подведение итогов. | 12-15 января 17 января 17 (8-11кл) 18 декабря (1-11 кл) 19 декабря (11 кл) 20 декабря (1-11 кл) 20 декабря | учитель истории. директор школы. Учителя истории и МХК Классные руководители, учитель истории Учитель истории Педагог – организатор, классные руководители Директор школы, учитель истории |
Приложение 1
Тренинг по программе «Толерантность» в 9 классе
«Лавка чудес» совместное мероприятие с ЦСЗ
- Каждый день, приходя в школу, вы включаетесь в учебный процесс, проводя по 5-7 часов на занятиях. Иногда нужно уметь переключиться с одного вида деятельности на другой. Сегодня мы с вами проведем тренинговое занятие по одному из наиболее существенных явлений в плане общественных отношений.
Эмоциональный разогрев. Игра «Принцесса, рыцарь и дракон»
-Но прежде, чем назвать тему нашего занятия я попытаюсь переключить вас на групповую работу, введя в атмосферу тренинга. Нужно расставить столы и стулья по кругу. Прежде чем начать наши тренинговые упражнения, я проведу небольшую разминку, которая называется «Принцесса, рыцарь и дракон». Давайте разделимся на три подгруппы. Вы должны определиться, кого вы будете изображать: принцесса побеждает рыцаря (покоряет его сердце), рыцарь убивает дракона (побеждая его в бою), дракон уносит принцессу (пугает ее). Итак, на счет раз, два, три, каждая группа одновременно изображает своего героя. Посмотрим, кто из вас выйдет победителем (проводится 2-3 раза).
Беседа. Введение в тему.
Итак, мы с вами вошли в необходимую нам тренинговую атмосферу, получили эмоциональный настрой, и я объявляю тему нашего занятия. Слышали ли вы когда-нибудь слово «толерантность»? Если да, то, что вы знаете о толерантности, каков толерантный человек? Какими качествами он обладает? Давайте на этом плакате запишем эти качества.(называются и записываются качества толерантного человека). А кто такой интолерантный человек? Каковы его основные качества? (так же записываются на плакате)
В каждом городе и на селе существуют различные группы людей, который объединяются по какому-либо признаку. Это политические партии, футбольные фанаты, люди с одинаковой национальной принадлежностью, одного вероисповедания, даже по возрастным особенностям мы делимся на различные группы: дети, подростки, молодежь, люди зрелого возраста, пожилые люди. У каждого из нас различные представления о добре, справедливости, нормах и правилах поведения.
Старинная легенда «Хорошо, что все мы разные!»
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал: -Как ты уродлив, негр! Как будто сажей вымазан! Черный презрительно сощурился и сказал: - Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: — Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют его глаза.
Затем мудрец обратился к чернокожему: - - А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор., а полосы его — цвета солнца...
Негр и белый устыдились своего спора и помирились. А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос: -- Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!
Толерантность – это способность индивида воспринимать без агрессии мнения, отличающиеся от собственных, а так же особенности поведения и внешности других индивидов.
Высшим проявлением толерантности является любовь (например, слепая материнская любовь иногда может навредить ребенку), а высшим проявлением интолерантности – ненависть (ненавидя, например, вредные привычки у других людей, человек может вырасти не куря сигарет и не употребляя алкоголя, что тоже не плохо, ведь так?)
-Сегодня мы с вами попробуем в живых тренинговых занятиях поучиться относиться друг к другу с уважением, находя в окружающих людях и себе хорошие качества, умея их оценить, а так же поучимся делиться с окружающими тем хорошим, что есть в нас и брать от них то, что в нас не хватает.
Итак, Первое упражнение называется «Чем мы похожи».
Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг к себе одного из участников, на основе какого-нибудь реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Аня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что ты так же, как и я, любишь петь» (мы одного роста, у нас одинаковый цвет глаз, мы одеты в сапоги, в кроссовки, одинаковый цвет волос и т.д.). Аня выходит в круг и таким же образом приглашает выйти кого-нибудь из участников. И так пока все участники упражнения не будут стоять в центре комнаты.
Вывод: Мы все разные, но в то же время нас всех что-то объединяет, а если подумать: вы все учитесь в одном классе, все присутствующие находятся в здании Октябрьской школы, а еще шире мы с вами все жители планеты Земля, т.е. мы принадлежим к человечеству.
Следующие наше упражнение «Аплодисменты»
Несомненно каждый из нас обладает какими-то хорошими качествами, навыками, талантами, а другие умеют эти таланты оценить и рассмотреть. Сейчас я буду просить встать тех, кто обладает определенным умением или качеством, а мы будем дружно аплодировать.
Встаньте те, кто любит:
- Танцевать
- Заниматься спортом
- Имеет актерские способности
- Петь
- Хорошо рисует
- Читать книги
- Помогать родителям
- Выращивать цветы
- Помогать пожилым людям, трудиться
- Любит животных
Вывод: Вы, конечно же, поняли, зачем я провела с вами это упражнение. Мы все проявили толерантность по отношению к ближнему, выдав ему за его умение аплодисменты. Мы учимся с вами быть толерантными по отношению к одноклассникам, учимся доброжелательно, без зависти относиться к таланту или хорошему качеству другого.
А сейчас мы с вами пройдем в «Волшебную лавку», для того, чтобы выяснить каких же качеств нам не хватает, чтобы быть подлинно толерантными людьми.
Представьте, что существует лавка (магазин), в которой есть весьма необычные вещи: это
терпенье, снисходительность, расположение к другим, доверие, чувство юмора,
чуткость, альтруизм, умение владеть собой, умение не осуждать других, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию и т.д. Сейчас я раздам вам карточки
«Черты толерантной личности»
Инструкция: Сначала в колонке «А» поставьте напротив тех трех черт, которые у Вас, по Вашему мнению, наименее выражены. Затем в колонке «В» поставьте «+» напртив тех черт, которые, на Ваш взгляд наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.
Черты толерантной личности | Колонка «А» | Колонка «В» |
1.Расположенность к друзьям | ||
2.Снисходительность | ||
3.Терпение | ||
4.Чувство юмора | ||
5.Чуткость | ||
6.Доверие | ||
7.Альтруизм | ||
8. Терпимость к различиям | ||
9.Умение владеть собой | ||
10.Доброжелательность | ||
11.Умение не осуждать других | ||
12. Гуманизм | ||
13. Умение слушать | ||
14.Любознательность | ||
15. Способность к сопереживанию. |
А теперь продолжим нашу игру. Я, продавец лавки, вызываю Олега. Вот ты, Олег, как считаешь, какого качества у тебя нет и ты хотел бы его приобрести. Например, Олег просит «терпения». Я выясняю, сколько ему нужно «терпения», зачем оно нужно ему, в каких случаях ему хочется быть терпеливым. Продавец спрашивает у участников, у кого из них «терпение» в избытке? И просит поделиться им с Олегом. В качестве платы, продавец просит у покупателя что-то взамен, какого-то качества, которого у него в избытке, например «Чувства юмора».
Вывод: У нас у всех есть хорошие качества, которыми мы можем поделиться с другими, делая мир добрее, ярче, терпимее. В каждом человеке заложено много хорошего, доброго, искреннего, нужно только уметь разглядеть это в себе и постоянно радоваться тому, что ты можешь сделать приятное другому. Обратите внимание: когда человек получает положительные эмоции от другого человека – это очень приятно, но когда сам человек делиться им с другим это еще приятнее, от этого становится еще лучше на душе.
Рефлексия.
И в конце нашего занятия бы хотела услышать отзывы о проведенном тренинге, какие-то пожелания, что нового дало вам это занятие. У меня в руке эстафетная палочка я пускаю ее по кругу, для того, чтобы каждый из вас сказал несколько слов, что вы узнали полезного, интересно ли вам было сегодня.
Главный вывод нашего занятия в том, что нужно уметь ценить хорошие качества другого человека, поддерживать его, без зависти относиться к его способностям. Давайте делиться тем хорошим , что есть в нас с другими людьми!
Приложение №2
Урок обществознания в 10 классе
« Нет бога для иудея и эллина»
Пояснительная записка.
Патриотическое воспитание, воспитание толерантности – одно из важнейших направлений деятельности современной российской школы. История может способствовать решению этой задачи, показывая примеры мужества и героизмы. К сожалению в рамках старшей школы в тематическом плане по истории в классах непрофильного уровня с трудом выделяется 7 часов на изучение событий Второй мировой и Великой отечественной войны. В курсе обществознания на проблемы межнациональных отношений и того меньше часов.
Данный урок проводился в рамках темы «Нации и межнациональные отношения» в 10 классе по обществознанию. На тему в соответствии с программой Л.Н. Боголюбова, Ю.А. Лабезниковой отводится 2 часа. На уроке рассматривались такие вопросы как, что такое национализм, межнациональные конфликты и пути их преодоления, уроки Холокоста и культура межнациональных отношений. С вопросами для обсуждения, ребята были познакомлены заранее. Группой учащихся был подготовлен материал по истории Холокоста. На всех этапах занятия использовалась компьютерная презентация, составленная учителем по плану. Урок разработан в соответствии с личностно ориентированной технологией, главной целью которой является создание условий для реализации личностных функций, где «солирует» не педагог. Педагог здесь не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально – нравственному развитию, развивает индивидуальность, признает самоценность каждого ученика в коллективе. Урок имеет большой воспитательный потенциал и значимость с точки зрения оценочно-смыслового подхода. Здесь очень важна личностная оценка, которая зависит от того где, в какой ситуации, человек встретился с этой темой и какие выводы он сделает.
Учащимся предложена следующая литература и источники по теме:
- Помнить, чтобы жить! Сост.А.Гербер, И.Альтман, Л.Пятецкий, Е.Беленькая. Москва 2006
- Русская литература о Холокосте Хрестоматия для учащихся Отв. Сост. И.Альтман Москва 1997
- Красносельский М.Тема Холокоста в современных периодических изданиях российских экстремистов// Тень Холокоста. С.167-172
- Альтман И.А., Гербер А.Е.,Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие для средней общеобразовательной школы. М., 2001. С.44-46
- Центр и Фонд «Холокост»
Эпиграф урока: «Не моря разделяют народы, а невежество,
не различия языка, а враждебные отношения» Д. Ресскин.
Цель урока:
- Создать условия для формирования убеждений у обучающихся, что национализм нередко перерастает в межнациональную вражду, сопровождающуюся, геноцидом другого народа, поэтому человечеству, нужно стремиться к взаимопониманию и справедливости.
Задачи урока
- показать на примере Холокоста, что фашизм-это великое зло, против которого нужно бороться всем вместе.
- развивать коммуникативные навыки учащихся и навыки критического мышления
- учить сопереживать, нравственно оценивать мир, быть толерантным по отношению друг к другу, продолжить работу по формированию толерантного сознания и активной позиции нетерпимости к современным проявлениям интолерантности.
Урок – диалог 1 час
Вопросы для обсуждения:
1.Что такое национализм: любовь к своей нации или минное поле между нациями?
2.Может ли какая либо нация осчастливить человечество?
3. Уроки Холокоста – что изменилось сейчас?
Основные понятия урока.
Гетто (возможно от итал. geto nuove — «новая литейная», исторический район Венеции, впервые упоминаемый в 1516 году) — районы крупных городов, где проживают этнические меньшинства, добровольно либо принудительно, в более или менее жёстких условиях.
Геноцид – истребление целых групп населения по национальному признаку.
Межнациональные отношения – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
Национализм - идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду
Холокост (Holokaustosis-греч) – всесожжение огнем, жертвоприношение посредством сожжения. Это название получила нацистская политика геноцида и физического уничтожения еврейского населения Европы.
Фашизм (итал. fascismo, от fascio - пучок, связка, объединение), социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм - феномен политической жизни Италии и Германии 20-40-х гг. 20 в. «Новый порядок» - порядок, заведенный немецко-фашистскими оккупантами на захваченных территориях.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Мотивация. Постановка проблемы. Целевая установка урока Изучение основных проблем урока Поиск решения проблемы Подведение итогов дискуссии. Рефлексия. Домашнее задание. | Урок начинается с интеллектуального тренинга. Учитель просит учащиеся объяснить смысл эпиграфа урока и его связь с темой «Нации и национальные отношения» Беседа. -Назовите известные вам межнациональные конфликты? -В межнациональных конфликтах гибнут люди, уничтожаются ценности. Причин тому много. – Каковы причины межнациональных конфликтов? Национальные чувства очень уязвимы, история показывает, что в таких случаях нередко возникает желание найти виновного во всех бедах и главным виновником чаще становятся люди другой национальности. -Что такое национализм: любовь к своей нации или минное поле между нациями? Свое крайнее выражение политика национализма получила в фашисткой Германии. Гитлер с его человеконенавистнической идеей искоренения «неполноценных» рас и идеей господства «сверхлюдей», решил сделать мир «счастливым» -Может ли какая либо нация осчастливить человечество? -Каковы уроки Холокоста – что изменилось сейчас? -Ребята, объясните название нашего урока? - Подумайте, где вы можете использовать знании, полученные на уроке? 1.Написать эссе по теме « Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек своего позвоночника» Б. Шоу 2. Написать письмо сторонам, вовлеченным в конфликт, с призывом к сдержанности и решению проблемы мирным путем. | Беседа. Включение ребят в деятельность. Обсуждение в классе. Ответы ребят о причинах межнациональных конфликтах. В ходе дискуссии, ребята приходят к выводу, что 1.Природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах 2.Нет наций плохих и хороших, есть плохие и хорошие люди, а точнее плохие и хорошие поступки. 3.Национальтное происхождение не является, ни недостатком, ни достоинством. Выступление детей с заранее подготовленной презентацией об истории Холокосте. Обсуждение проблемы в классе. Ребята приходят к выводу, что 1. Цель всех народов – жить для счастья. А счастья одного народа за счет другого быть не может. Пока, тем не менее, единства наций на Земле нет. В ходе обсуждения учащиеся высказывают аргументы об уроках Холокоста: 1.Надо стремиться лучше узнавать о других нациях и главное – обладать культурой общения. Правила общения просты: будь уважителен, терпим, отзывчив, проявляй к людям такое отношение, какого ты ждешь от них; уважай национальную гордость других народов. 2. Историю Холокоста нужно изучать именно потому, что данные события должны стать путем к толерантности для всех людей, живущих на земле. Затем школьники выполняют задание на рефлексию: закончить любую из предложенных фраз ( фразы на слайде) Сегодня на уроке я узнал... Самым интересным на уроке было… Сегодня на уроке я так и не понял…. Хотел бы узнать подробнее… |
Основные выводы урока.
1.Если иссякнет память, трагедии повторяются. Поэтому так важно память сохранить.
2.Природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах
3. Нет наций плохих и хороших, есть плохие и хорошие люди, а точнее плохие и хорошие поступки.
4.Национальтное происхождение не является, ни недостатком, ни достоинством.
5.Все межнациональные конфликты начинаются с внутреннего состояния личности, ее поведения.
6. Оценивая сквозь призму времени Холокост, необходимо вынести урок и индивидуальный и общечеловеческий, для сегодняшнего глобального и поликультурного мира это очень важно. Историю Холокоста нужно изучать именно потому, что данные события должны были стать уроком для всех людей, живущих на земле.
7. Патриотизм- это ненавязчивая неприязнь к «чужим», а высоконравственное чувство гражданина, его не надо выставлять напоказ. Патриотизм – это ваш честный труд на благо Родины, стремление сберечь дарованную судьбой землю.
8. Цель всех народов – жить для счастья. А счастья одного народа за счет другого быть не может. Пока, тем не менее, единства наций на Земле нет.
Дополнительный материал к уроку.
.
Причины межнациональных конфликтов
1. Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.
2. Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда деятелей.
3. Колониальное население.
4. Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.
Национальные чувства очень уязвимы, история показывает, что в таких случаях нередко возникает желание найти виновного во всех бедах и главным виновником чаще становятся люди другой национальности.
-Что такое национализм: любовь к своей нации или минное поле между нациями?
Пути разрешения межнациональных конфликтов.
1. Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп, народов.
2. Проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.
3. Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров.
4. Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранять свои обычаи, язык, культуру в целом.
Условия гармонизации национальных отношений
1. Наличие правового государства.
2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел
3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.
4. Признание культурной автономии меньшинств, финансирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.
5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный, местный уровень. (Человек и общество. Современный мир / под редакцией В. И. Купцова.)
Список литературы
- Абозина, Г. А. Классный час для старшеклассников «Толерантность» / Г. А. Абозина // Классный руководитель. – 2006. – № 4. – С. 88–92.
- Альтман, И. Международный конкурс «Память о Холокосте – путь к толерантности» / И. Альтман // Народное образование. – 2005. – № 4. – С. 131.
- Андрияхина, Н. В. Семинар-тренинг «Толерантность учителя» / Н. В. Андрияхина // Классный руководитель. – 2006. – № 4. – С. 20–34.
- Бессонов, А. Б. Классный час для учащихся старших классов «Толерантная личность» / А. Б. Бессонов, И. В. Иванов // Классный руководитель. – 2006. – № 4. – С. 96–102.
- Бобинова, С. В. Воспитание культуры толерантности / С. В. Бобинова // Начальная школа. – 2004. – № 8. – С. 76.
- Гревцева, И. В. Классный час «Что такое толерантность» / И. В. Гревцева // Классный руководитель. – 2006. – № 4. – С. 81–88.
- Громова, Е. Развитие этнической толерантности в школе / Е. Громова // Воспитание школьников. – 2006. – № 1. – С. 13–18.
- Еременко, О. И. Воспитание толерантного сознания в процессе обучения русскому языку / О. И. Еременко, Т. В. Яковлева // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 28.
- Иванова, М. А. Классный час для учащихся средних классов «Все мы разные» / М. А. Иванова, Е. В. Борисоглебская // Классный руководитель. – 2006. – № 4. – С. 92–96.
- Ильченко, Л. П. Уроки эстетического цикла как средство воспитания младших школьников в духе толерантности / Л. П. Ильченко // Начальная школа. – 2004. – № 5. – С. 25.
- Кленова, Н. В. Как воспитать толерантность / Н. В. Кленова // Дополнительное образование. – 2006. – № 3. – С. 17–22.
- Ковалев, Е. Уроки толерантности в многонациональной школе / Е. Ковалев // Директор школы. – 2005. – № 1. – С. 76.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя Толерантности в школе
С 16 ноября по 23 ноября в школе прошли мероприятия, посвященные Дню толерантности, в которых приняли участие учащиеся 5х – 8х классов. В работе приводятся меоприятия, которые проводятся в ш...
Конспект классного часа, проведенного в 7 б классе в неделе толерантности.
Цели: формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки разрешения конфликтов....
Неделя толерантности "Национальная мозаика"
Богатство историко-культурного наследия поселка Красная Поляна обусловлено во многом тем, что населяют его представители разных народов и этнических групп. На протяжении долгих лет в совместном ...
"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.
Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...
Неделя толерантности
Толерантность - способность признавать идеи и мнения отличные от своих собственных....
План проведения недели толерантности в школе
план проведения...
Неделя экологии в школе Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе
Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе...