Носил он совесть близко к сердцу
методическая разработка по теме

Руденко Марина Николаевна

Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Владимира Высоцкого

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Высоцкий67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция «Носил он совесть близко к сердцу»

Автор: Руденко Марина Николаевна

 Цель: знакомство с творчеством В.Высоцкого, воспитание нравственных качеств на примере его личности, развитие познавательных способностей детей, умения высказывать свое мнение.

Оформление: на доске – название классного часа, высказывания о В.Высоцком, строки из его стихов, портрет поэта, репродукции, фотографии. Сбоку от доски – книжная выставка сборников стихов поэта, воспоминаний о нем. В ходе мероприятия использованы записи песен и выступлений Высоцкого. При подготовке классного часа учащимся было предложено найти материал о поэте и выбрать те факты и характеристики Высоцкого, которые им более понятны, близки, нравятся в нем.

Ход мероприятия:

Учитель: Владимир Высоцкий… Сколько не говори о нем, все равно будет мало. Его творчество – это биография нашего времени. Он рассказывал нам почти обо всем, чем жила наша страна, народ. Он пел о войне, о трудном послевоенном времени. В его песнях большие дела, великие стройки, тяжкие времена 37 года, вся наша нелегкая и загадочная жизнь. Фантастическая популярность Высоцкого объяснима: он вошел в самую гущу народа и был понятен всем. Цель нашего занятия – не доскональное изучение биографии талантливого артиста, поэта, композитора, певца, а знакомство с Высоцким-человеком личностью, которая стала совестью нашего времени. И может быть кому-то из вас его пример поможет разобраться в собственных проблемах, принять решение в каких-то жизненных ситуациях.

О Высоцком говорят много и написано немало: и о нем и им самим – опубликованы его стихи и проза. Готовясь к этой беседе, вы знакомились с материалами периодической печати и составили свое представление о поэте. Но вначале я предлагаю вам послушать обзор литературы, который подготовила наш библиотекарь.

Библиотекарь: делает обзор литературы с показом книг.

Учитель: При жизни Высоцкий многим не давал покоя. Оценки его творчества были полярными: от восторженного принятия до ожесточенного отрицания, но равнодушно его никто не воспринимал. Это свидетельство масштабности явления, особенно песен. А как вы, сегодняшние подростки, относитесь к песням Высоцкого?

1 Ученик: К песням Высоцкого можно относиться по-разному. Их можно любить или не  любить, принимать или отвергать. И долго спорить о них. Но одно ясно: мимо его песен пройти нельзя. Или сделать вид, что их просто-напросто не существует. Сами песни не дадут этого сделать. Его песни – наша история, они помогают нам понять то время, которое принято называть застойным, они заставляют нас задуматься о дне сегодняшнем, они дают нам пример активной гражданской позиции, любви к нашей, такой непростой родине.

2 Учитель: Оценки, к сожалению, часто зависят от установок. Например, роль Гамлета в исполнении Высоцкого во Франции признали лучшей, а наша пресса как-будто не заметила. Вообще у талантливого человека часто не складываются отношения с окружающими. Так было и у

Владимира Высоцкого. Многие думали, что он не выдержит и уедет из страны. Марина Влади вспоминала, что на предложение уехать он ответил: "Уехать из страны? Зачем? Я не диссидент, я артист, я работаю со словом, мне нужны мои корни, ведь я поэт. Без России я ничто, я не существую без того народа, для которого пишу, я не могу жить без любви публики ко мне, как к актеру. Без этой любви я задыхаюсь". Впрочем, недостатка в общественном признании у него не было. Его песни знала вся страна.

Звучит песня "Я не люблю насилья и бессилья".

Учитель: В этом был весь Владимир Высоцкий, патриот, глубоко порядочный, презиравший лесть, ложь, хамство. А какие еще качества Высоцкого, известные вам по воспоминаниям современников, привлекают вас?

3 Ученик: Он ценил в людях превыше всего доброту, честность, искренность и открытость. Выше ума и таланта. С брезгливостью относился к людям фальшивым, чувствовал их за версту. Был такой случай: в Нью-йоркском аэропорту его встретил один из сотрудников нашей миссии и принялся наставлять по части хорошего поведения за границей. Тут же поспешил сообщить, что билет на обратный рейс ему уже куплен. На неделю раньше запланированной даты, с отменой шести объявленных концертов. Потом ритуально обнял проинструктированного соотечественника и поцеловал, должно быть, по долгу службы. Не всегда он мог уклониться от таких фальшивых объятий. Иногда они заставали его врасплох. Да и воспитанность ограничивала возможность выразить свое отношение прямо. Зато он мог сделать это в песнях.

Звучит песня "Инструкция перед поездкой".

4 Ученик: А мне нравится его отношение к творчеству. Он не ценил материальные выражения успеха, хотя это не противоречит его стремлению быть опубликованным, изданным. Его дух

жаждал вещественного  воплощения в пластинках и книгах. Но успеха любой ценой он не хотел. Не мог, например, писать по заказу, если сам лично не прочувствует. Он умел радоваться чужим успехам и всеми силами старался помогать талантливым людям, которым не везло, зависти был абсолютно чужд. Высоцкий болезненно переживал творческие неудачи, и особенно когда в них повинен не был. А такое в его жизни бывало нередко. Прошел кинопробы на роль Емельяна Пугачева, но потом вмешалась чья-то рука и пришлось сбривать бороду, отпущенную специально для съемок. Пригласили сниматься в фильме "Земля Санникова", для которого написал много прекрасных песен. Но в "Мосфильме сказали: "Что у нас кроме Высоцкого играть некому?"

К творчеству относился Высоцкий не просто серьезно – истово, хотя и опаздывал на репетиции в театр, с которым у него в последние годы складывались не лучшие отношения. он ушел в годичный отпуск, мечтал написать сценарий и поставить фильм о Колыме, сыграть в нем главную роль. Начал собирать материал, и при этом отказался от участия в зарубежном фильме, хотя его и прельщали очень высокими гонорарами.

5 Ученик: Высоцкий отвергал насилие, подозрительно относился к людям, накачивающим мышцы. Он говорил: "Мне кажется, что они готовятся кого-то бить, скорее всего, слабых". Это перекликается с его известными строчками: "Бить человека по лицу я с детства не могу". Хотя известно, что Высоцкий одно время занимался боксом. В одном интервью он назвал физическую слабость человеческим недостатком, к которому нужно относиться снисходительно. Сам же он был спортивным и сильным, к спорту относился положительно, ценил его. Но физическую силу ставил неизмеримо ниже нравственной. Он сделал себя сам, самостоятельно выстроил свою личность, свой духовный мир. Натерпевшийся в молодости агрессивного хамства, в зрелом возрасте он не выносил даже его эпизодических проявлений, не выносил пренебрежительного отношения к людям, кто бы они не были.

Библиотекарь: Ребята, а меня прежде всего восхищает трогательное отношение Высоцкого к старикам. Он любил их слушать и просто смотреть на них. Когда он бывал на Кавказе, то останавливал машину и подолгу смотрел на старушку с коровой, на седовласого горца. В Сибири, опаздывая на самолет, все-таки выскочил из машины, чтобы пожать руку знакомому фронтовику. Он любил их, меченных войной простых людей. Это и ответ на вопрос; "Кто был его кумиром?" С чувством и пониманием очевидца писал он о Великой Отечественной войне. Военный цикл его песен отнесен к вершинам его творчества. Отец Владимира Семеновича вспоминал: "Я видел, что Володя всегда с огромным вниманием слушает рассказы фронтовиков о военных буднях и подвигах. Люди воевавшие были уверены, что он их боевой товарищ, такая правда лезла из его военных песен и стихов".         

Звучит песня "Он не вернулся из боя".

Учитель: Впрочем, своим считали поэта люди разных профессий. Он был настоящим мужчиной. По природе своей он, вероятно, должен был пойти в моряки, летчики, офицеры. Но для этого нужно иметь несколько жизней. Он проживал разные жизни в своих песнях. Своим его считали и альпинисты, верили, что он опытный восходитель. А он горы впервые увидел за два месяца до того, как написал ставшие такими популярными песни о горах.

Звучит песня "Вершина".

Учитель: Что же отличает поэзию Высоцкого?

6 Ученик: Его поэзии свойственны высокая гражданственность, активная позиция автора. Все, что мешало, что оскорбляло и порочило наше общество, он безжалостно высмеивал. Потому так много в его стихах смешных, нелепых, глупых, попросту отвратительных персонажей. Только слепой, глухой душевно человек может отождествлять их с личностью автора. Очистительная сила его стихов очень велика.

Звучит песня "Жираф".

Учитель: Еще об одной черте характера Владимира Высоцкого мне хотелось бы поговорить с вами сегодня: об отношении к друзьям. Как это отразилось в воспоминаниях его современников?

7 Ученик: Друзья, а их было совсем немного, вспоминают, что Высоцкий был человеком открытым, очень доброжелательным, беззлобным в отношениях с друзьями и товарищами. Быстро шел на контакт, быстро доверялся людям. И к нему доверие возникало с самых первых встреч. Был он немного неорганизованным, но что не продаст, не наврет – такая уверенность всегда присутствовала у людей его окружавших.

8 Ученик: Высоцкий был весел и легок особой московской легкостью, повадкой, манерой, юмором, все уме, ничего не боялся: идти, прыгнуть, догнать, отшить, сказануть, врезать – хоть

словом, хоть как. Подло никогда не поступал. Душой компании как-то само собой становился Владимир Семенович, потому что более веселого, остроумного балагура и рассказчика, скомороха, друзья в жизни не встречали. Откуда он брал и приносил им различные байки, бесконечные анекдоты и каламбуры, никто понять не мог. Всем близким была драгоценна в Высоцком эта комическая жилка. Он не только свое рассказывал, но и пересказывал с чужих уст, на ходу додумывая, перекраивая, обновляя так, что слушатели "животики надрывали".

9 Ученик: Друг Владимира Семеновича, Михаил Шемякин, художник, как-то сказал, что Высоцкий внешне мог показаться грубоватым, и многие принимали эту маску за подлинное лицо. А Алла Демидова вспоминала, что ни разу не слышала от Высоцкого ни одного резкого слова, хотя часто видела побелевшие от гнева глаза и напрягшиеся скулы. Как-то на репетиции режиссер сказал ей что-то обидное и личное. Алла молча повернулась и пошла к двери, чтобы никогда не возвращаться в театр. А Высоцкий взял ее за руку и стал справедливо, прямо и честно говорить режиссеру. Был Володя для нее другом высоко порядочным.

Звучит песня "Песня о друге".

10 Ученик: Высоцкий любил делать подарки. Подарит свитер, кепочку и следит, чтобы обязательно их носили. Сам был не очень богат, но всегда точно знал, когда у друзей не было денег. Друзьям не приходилось просить, Володя давал точно в тот момент, когда они готовы были попросить. Он любил восхищаться друзьями, хвалить их, часто преувеличивая их достоинства. Он умел любить. И чувствуя эту любовь, друзья начинали понимать, что способны на большее. Высоцкий тянул друзей на свою высоту. Недаром и прозвище среди друзей у него было "Высота".

11 Ученик: Друзья вспоминают, что больше всего ранила Владимира Высоцкого фамильярность в любых ее проявлениях. Он умел реагировать, парировал молниеносно. Отвечал потрясающе быстро и точно. друзей часто упрекают, что не уберегли Высоцкого, что заставили его играть спектакль в тяжелом предынфарктном состоянии. Им трудно оправдываться.  "Но разве можно удержать руками взлетающий самолет, даже если знаешь, что после взлета он погибнет", говорила  

Алла Демидова. Она убеждена, что Высоцкий знал о своем конце, знал, что сердце когда-то не выдержит этой нечеловеческой нагрузки и бешенного ритма. Но остановиться он не мог…

Звучит песня "Чуть помедленнее, кони".

Учитель: Сколько раз нас предупреждали, что однажды его не станет. Он и сам иногда приговаривал: "Я умру, мы все когда-то умираем". Но нам хотелось думать, что с ним ничего не случится. А когда Левон Бадалян вернул его после клинической смерти, а Андрей Вознесенский написал "Оптимистический реквием":

Гремите, оркестры, козыри-крести.

Высоцкий воскресе, воистину воскресе! –

все уверовали, что так и будет. Но все-таки 25 июля 1980 года его не стало.

12 Ученик: О том, как пробивала себе дорогу гласность в нашей стране, потомки смогут судить по публикации его стихов. Сначала не было не строчки, потом первые робкие попытки, годы ушли на то, чтобы появились в журналах и газетах "Штрафные батальоны", "Охота на волков". Сегодня опубликовано почти все. Но каждый из нас прекрасно знает, был бы жив Высоцкий, страна пела бы много непечатного:

Остались улицы Высоцкого,

Осталось племя в "леви-страус".

От Черного и до Охотского

Страна неспетая осталась.

И над этой страной – его голос, как солнце, как память. Голос, который будет с нами всю жизнь.

13 Ученик:

Не называйте его бардом.

Он был поэтом по природе.

Меньшого потеряли брата –

Всенародного Володю.

Остались улицы Высоцкого,

Осталось племя в "леви-страус".

От Черного и до Охотского

Страна неспетая осталась.

Вокруг тебя за свежим дерном

Растет толпа вечноживая.

Ты так хотел, чтоб не актером –

Чтобы поэтом называли.

Правее входа на Ваганьково

Могила вырыта вакантная.

Покрыла Гамлета таганского

Землей есенинской лопата.

Дождь тушит свечи восковые…

Все, что осталось от Высоцкого,

Магнитофонной расфасовкою

Уносят, как бинты живые.

Ты жил, играл и пел с усмешкою,

Любовь российская и рана.

Ты в черной рамке не уместишься.

Тесны тебе людские рамки.

С какой душевной перегрузкой

Ты пел Хлопушу и Шекспира –

Ты говорил о нашем, русском,

Так, что щемило и щепило!

Писцы останутся писцами

В бумагах тленных и милованных.

Певцы останутся певцами

В народном вздохе миллионном…

                             А. Вознесенский.

Учитель: Сегодня мы познакомились с человеческими качествами Владимира Высоцкого, который стал для многих олицетворением правды, свободолюбия, порядочности. Мы немного прикоснулись к его творчеству. И если у вас возникло желание узнать о нем побольше, то можно считать, что наше общение было плодотворным. Если вам захотелось более критично взглянуть на себя, свои личные качества и поступки – мы не зря провели сегодня время.

Сценарий составлен по материалам периодической печати.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Край любимый, сердцу близкий"

Патриотический проект, направленный на решение проблем подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации...

Проектная работа по теме «Сердцу близкий уголок мой Исергап» (« Йөрәгемә терәгем син, туган авылым Исергәп”)

Проектная  работа по теме «Сердцу близкий уголок мой Исергап» (« Йөрәгемә терәгем син, туган авылым Исергәп”) посвящается истории нашего села Исергапово, с создания села, происхождения назв...

Литературная гостиная "Носил он совесть близко к сердцу"

Литературная гостиная, посвящённая памяти В. высоцкого,  "Носил он совесть близко к сердцу" проводилась в рамках декады учащимися 10 класса...

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе «То, что было раньше незнакомым, близким сердцу делается тут…» (сопоставительный анализ на уроке)

Сопоставительный анализ на уроке внеклассного чтения в 8 классеЦели урока: Образовательные: раскрыть своеобразие лирики Н.А.Заболоцкого, на примере стихотворений поэта закрепить знания учащихся о троп...

Заседание детского краеведческого объединения с. Богословка по теме: «Богословцы в «горячих точках». По зову сердца, совести и чести»

Заседание детского краеведческого объединения с. Богословка по теме: «Богословцы в «горячих точках». По зову сердца, совести и чести»...

Сочинение "Ды дар ма зардайан аввахс да" (Ты близка моему сердцу)

В сочинении говорится о значении и роли русской культуры в РСО - Алания...