Практикум "Легко ли быть журналистом?"
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
Практикум «Легко ли быть журналистом?»
(Коллективная работа над созданием публицистической статьи на экологическую тему)
Цели занятия:
1) формировать экологическую культуру школьников;
2) закрепить знания о публицистическом стиле речи, полученные на предшествующих уроках развития речи;
3) подготовиться к сочинению в жанре статьи в газету, использовать в статье средства публицистического воздействия на читателя.
Педагогические задачи:
1. Обучение. Формирование знаний о взаимодействии природы и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения.
2. Воспитание ценностных ориентиров экологического характера; стремления к активной практической деятельности, к личному участию в делах по охране окружающей среды.
3. Развитие способностей к анализу экологических ситуаций.
Оформление урока: газеты, заранее подобранные ребятами, посвященные экологии Саратова, Лысых Гор.
ХОД занятия
1. Слово учителя. Беседа с учащимися
– Сегодня занятие посвящено важнейшей проблеме – экологии. Нам известно, что экология – это наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды.
– Каково происхождение слова экология? (Ребята сразу же называют хорошо знакомый им корень -логос- – слово, понятие (др.-греч.), однако затрудняются с объяснением первой части слова.)
– Экология – греч. oikos («дом, родина») – греч. logos («слово, понятие»).
Итак, в слове экология «спрятаны» слова дом, родина. Мы сегодня на уроке поговорим о нашем доме (о нашей малой родине) – Ключи. Познакомимся с газетными публикациями о нашем районе.
Да, наш район и красив, и знаменит, однако, как любой другой, он имеет немало экологических проблем.
И, как вы, вероятно, уже поняли, обсуждая общественно значимые (социальные) проблемы нашего района, мы обратимся к публицистическому стилю речи.
2. Повторение основных сведений о публицистическом стиле
(Речевая ситуация, стилевые черты, основные жанры)
3. Беседа об экологических проблемах Ключей.
– Представьте и подберите материалы из местных газет об экологии района.
Ребята по очереди выходят и прикрепляют к доске или на стенд красочно оформленные материалы, кратко сообщая их содержание.
4. Переход к практической работе
– Вы подобрали интересные материалы, фотографии; нашли интересную информацию в газетах и сами подготовили сообщения о наших проблемах. Но пока вы не пытались самостоятельно написать статью в газету.
Ставим цель – создать заготовку статьи, убедить потенциального читателя. Наши задачи – не сбиваться на «общие места», а выбрать интересный сюжет и облечь его в точную, запоминающуюся, незаштампованную форму.
На левом крыле доски можно заранее записать основные признаки жанра публицистической статьи и памятку «Как писать статью».
Памятка 1) Тщательно обдумайте тему. |
– Сегодня вы работаете не в тетради, а на листе для рабочих материалов. Тема нашей будущей статьи – ужасное состояние леса. (Ребята заранее знали о теме, ходили на экскурсию в лес, наблюдали, собирали материал и сделали наброски статьи в тетради. Один из учеников представляет схему, на которой видно, где расположен лес, какую площадь он занимает.
Цель работы на уроке – оценить наброски, дать пищу для ума и направить тех, кто самостоятельно плохо справился с этим заданием.)
5. Обсуждение и редактирование рабочих материалов
Перед каждым учеником лист, на котором в колонке слева – задания, напротив заданий справа по ходу обсуждения ребята делают записи.
1) Заголовок (броский, эффектный).
2) Яркое начало.
3) Что? Где? Когда? (Документальная основа)
4) Лексика:
а) эмоционально-оценочные слова;
б) средства языковой выразительности.
5) Синтаксис:
а) ряды однородных членов;
б) вопросительные, восклицательные, побудительные предложения;
в) обращения;
г) повторы.
6) Концовка.
6. Подведение итогов
1) Мы обсудили некоторые экологические проблемы нашего района;
2) повторили признаки публицистического стиля речи;
3) подготовили рабочие материалы для статьи на экологическую тему.
Задание на дом. Написать статью в газету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом..."
Вступительный урок-презентация в 10 классе по творчеству Н.А.Некрасова позволяет расширить представление о народном поэте и его творчестве....
Элективный курс «Педагогические основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным»)
Элективный курс «Педагогические основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным») предполагает формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспос...
"Кто виноват?", "Что делать?" и "Быть или не быть?" литературе в школе
Статья-размышление...
Классный час в 11 классе «Кем быть? Каким быть?»
Люди давно ищут формулу счастья. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой».Цель: самоопределение выпускников в выборе жизне...
«Без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, без любви к Отечеству не может быть любви к Человечеству».
Отечественная война 1812 года является ярким примером того, как объединившись, представители различных национальностей и социальных слоёв общества смогли противостоять интервентам и одержать Великую п...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
"Быть здоровым - это модно! Быть здоровым - это классно! Быть здоровым - не опасно!"
Занятие о здоровом образе жизни, направленное на профилактику болезней и укрепление здоровья....