"Кто виноват?", "Что делать?" и "Быть или не быть?" литературе в школе
статья (литература) по теме
Предварительный просмотр:
«Кто виноват?», «Что делать?» и «Быть или не быть?»
литературе в школе?
Ни для кого не секрет, что за последние лет 25 интерес к литературе в обществе и интерес к литературе как школьному предмету катастрофически снизился по сравнению с предшествующими десятилетиями. В наше неспокойное время, когда темпоритм жизни стал запредельным, литература, которая всегда воспринималась как источник постижения мира, которую принято было называть «учебником жизни», перестала быть нужной, читательская аудитория значительно сократилась. К величайшему сожалению, приходится наблюдать процесс духовного распада общества, крушение традиционных ценностей.
Если когда-то Россия была самой читающей страной в мире, то сейчас большая часть населения сидит у телевизора, наслаждаясь низкопробными сериалами или так называемыми talk-show сомнительного содержания, а зачастую совершенно бессодержательными. Меньшая (пока еще) часть «подсела» на интернет. Безусловно, кто-то использует сеть для получения новой информации, кто-то - с целью самообразования, получает образование дистанционно, изучает иностранные языки. Но подрастающее-то поколение играет в игрушки или занимается пустой болтовней на убого-примитивном «птичьем» языке в «аське», «Vkontacte» и прочих разных сетях, бесцельно проводя драгоценное время.
Общеизвестная статистика: 37 процентов населения (всех возрастов) не берут книгу в руки, тогда как в 70-е гг. 80% родителей читали детям книги, прививая и развивая любовь к чтению. В последующие годы эта цифра начала стремительно уменьшаться: в «лихие 90-е» осталось всего 15% тех, кто приучал детей к книге, ну а в «крутые нулевые» и того меньше – только 7%.
В 90-е и последующие годы сформировалось и сейчас продолжает формироваться нечитающее поколение, представители которого воспитывают детей, не имея четких ценностных ориентиров. Главными ценностями для многих родителей стали прагматизм, умение сделать карьеру, способность успешно вписаться в бизнес-структуры. Для этого, с их точки зрения, классическая литература не нужна, её ценностные ориентиры всё больше расходятся с ценностями современной жизни. Если многие поколения, независимо от национальности, были воспитаны на «Капитанской дочке», с детства усваивали, что главное в жизни – беречь «честь смолоду», как должное воспринимали эпизод, когда Гринёв отказался целовать руку Пугачёву, по достоинству оценивали объяснения героя о невозможности идти на службу к самозванцу, потому что «присягал государыне императрице» и уважали Гринева за честный ответ («велят идти против тебя – пойду, делать нечего), то сегодняшние дети не понимают его поступков и дают ему иную оценку, считая, что герой зря рисковал жизнью. Жизнь становится дороже чести – вот печальная «норма» нашего времени.
Так почему литература уходит из жизни? Видимо, потому что она – не модный журнал с необыкновенными, яркими, чарующими фотографиями гламурных фотомоделей и модных брэндов. Она – не журнал «Семь дней», где смакуется закулисная жизни звезд, обитающих в роскошных коттеджах, путешествующих по экзотическим странам, демонстрирующих на красных ковровых дорожках всех фестивалей туалеты от Armani, Valentino, Dior и др.
И ни слова о духовности… Такие журналы популярны у подростков, потому что их можно часами бездумно листать, сидя в мягком кресле и разгружая мозги. А когда начинаешь читать классику, сразу же погружаешься в иную атмосферу, там постоянно натыкаешься на философские вопросы о смысле бытия, о любви и дружбе, о нравственности и безнравственности. И приходится напрягать мысль и искать ответы вместе с героями. Там муки совести, чувство стыда и вины за неблагополучие мира, сознание своей ответственности, долга, трудности нравственного выбора. «Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умнее и яснее».(Л.Толстой об «Обыкновенной истории» И.Гончарова). Жить так, как предлагает русская литература, конечно же, труднее, но, безусловно, достойнее.
Литература создает тот этический и эстетический фон, на котором формируется поведение человека. Именно поэтому она не должна уйти из жизни, из школы. Учитель литературы должен сделать всё возможное и невозможное, чтобы пробудить интерес к предмету и возродить его значимость.
Как это сделать? Безусловно, на уроках должен звучать текст. Учащиеся не знакомятся дома с текстом, потому что во многих семьях нет библиотек (иметь библиотеку сейчас немодно). Достаточно на уроке прочитать один рассказ из «Темных аллей» И.Бунина, чтобы ученикам захотелось обратиться к творчеству писателя.
Театрализация, инсценировка отдельных эпизодов произведения или рассказов, сцен из пьес – еще один вид работы, который помогает глубже проникнуть в суть произведения, а вдобавок раскрывает творческие способности учащихся. Такая работа как правило вызывает огромный интерес ребят, и даже те, кто обычно неактивен на уроках, с удовольствием принимают в ней участие.
Для художественного чтения или инсценирования необходимо тщательно отбирать материал. Самое главное на уроке – вызвать эмоциональный всплеск в душах детей, не позволять «душе лениться». Для этого можно и нужно привлекать такие средства воздействия, как музыка и живопись. Всё это способствует активизации процессов образования и нравственного воспитания.
Нестандартные уроки (например, уроки-концерты, благодатный материал для которых дает поэзия; или уроки-диспуты, например, по произведениям А.Чехова; или уроки-размышления, например, по роману М.Лермонтова «Герой нашего времени; или уроки-дискуссии по проблемам современной литературы) также способствуют повышению интереса к предмету.
Особое внимание, конечно, нужно уделять работе над сочинениями, которое горе-чиновники от образования просто-таки «выдавливают» из программы в последние годы. Эти недоучки-недоумки не понимают, что сочинение как вид работы показывает и интеллект человека, и его кругозор, и степень грамотности (как показывает жизнь, у самих-то нет ни того, ни другого, ни третьего). В сочинениях разных жанров (литературный портрет героя, сочинение-рецензия, сочинение-очерк, сочинение стихотворение, сочинение-дневник, сочинение-письмо от имени какого-либо героя) ученики могут проявить свою индивидуальность, выразить точку зрения, позицию, которая может отличаться от общепринятой.
Человек, хотя бы элементарно способный заглянуть в будущее, никогда не скажет, что литература не нужна. Русская литература – одно из немногих явлений, которым мы можем бесспорно гордиться, это признают во всем мире, и во всем мире русскую литературу читают и изучают. Научить сегодняшних школьников ценить наше национальное достояние, с тем чтобы они в свою очередь передали это умение своим детям, - наша обязанность.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»
Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от здоровья ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...
сценарий Юбилея школы Сценарий юбилея школы "Наше продолжение" Автор сценария и ведущая - учитель музыки АОУ школы №9 г. Долгопрудный ТЕПЛЫХ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
В концерте участвуют учителя, выпускники и учащиеся. Это совместное творчество....
Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»
Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...
Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»
В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...
Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.
Современная школа - современный учитель. Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....
ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ
Дистанционный курс по предмету "История музыки" разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...