Игровые технологии и их использование в воспитательной работе с детьми в условиях учреждений образования
статья на тему
Все мы, когда то были детьми. И самые светлые воспоминания и впечатления связаны у нас с играми. Золотое время детских игр кратко и его надо ценить.Игра — непринужденная деятельность в воображаемой ситуации по определенным правилам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.zip | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии и их использование в воспитательной работе с детьми в условиях учреждений образования
Технология игровой деятельности
Один из видов деятельности, с помощью которой в условно-воображаемой, образно-эмоциональной форме воспроизводится и усваивается реальная действительность.
В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и отношений с миром, соблюдение которых обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Двуплановость — характерная особенность игры. Играющий, с одной стороны, реально действует, решая конкретные, часто нестандартные задачи. С другой стороны, ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее конкретными обстоятельствами. Двуплановость обусловливает развивающий эффект игры.
В играх принимают участие люди всех возрастов. У детей дошкольного возраста игра - ведущий тип деятельности. Для детей младшего школьного возраста игра — способ овладения учебными навыками. В подростковом и раннем юношеском возрасте игра - средство самопознания и самоопределения.
Игра способствует разностороннему развитию, обучению и воспитанию ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в жизни, когда вырастет. В игре проявляются и формируются интересы и склонности детей, развиваются чувства, фантазия, смекалка, трудолюбие, коллективизм и другие качества личности.
Взрослым игра помогает отдыхать, психологически и профессионально развиваться. В игре происходит формирование произвольного поведения человека, его социализация. Кроме того, игра помогает общению, сохранению душевного равновесия, доставляет людям радость, удовольствие от напряжения умственных, физических сил и достигаемых успехов.
Функциональные возможности игры.
В каждой игре есть такие элементы, как роль, сюжет и содержание.
Роль – единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все её аспекты, т.е. необходимые действия в определенных обстоятельствах. Исполнение роли предполагает знание участникам условий (правил и сюжета игры).
Сюжетные игры – это последовательность развития событий, действий и поступков играющих.
Содержание игры – изложение смысла того, что воспроизводится её участниками по условиям (сюжета игры).
Типовая характеристика игр
Все игры можно подразделить на две группы:
- организованные (под руководством педагога, воспитателя, родителей и т.д.)
- неорганизованные (стихийные игры на основе предшествующего опыта и своей фантазии).
Большая роль в игре отводится игрушкам. Игрушка — это предмет, специально созданный для игр. Игрушка не копия, а условный, художественный образ реального предмета, материальная основа игры.
Педагогическое руководство игрой заключается в следующем:
- подборе игр, исходя из их педагогической значимости, а также интересов и возможностей играющих;
- проектировании цели и хода развития игры;
- побуждении к участию в игре;
- обучении приемам игры в соответствии с опытом играющих;
- создании новых игровых ситуаций с целью развития игры;
- стимулировании активности играющих, включении в игру новых ролей;
- наблюдении за играющими, оценке их интересов, способностей и уровней развития;
- подведении итогов игры.
Условия эффективности игры:
- доступность игры. Нельзя включать в игру людей, если у них отсутствует минимум знаний и жизненного опыта для понимания возникающих в ходе игры проблем;
- добровольность включения в игру; распределение ролей с учетом желаний и индивидуальных особенностей личности;
- обеспечение свободного, творческого, демократического стиля общения проведения игры;
- поощрение игровой самостоятельности; постоянный контроль за нравственной атмосферой игры; создание в процессе игры нестандартных ситуаций; предоставление каждому участнику игры выбрать себя, проявить свои интересы и способности;
- глубокое знание руководителем игры сферы избранной для имитации; умение аргументировано строить доказательства, используя жизненные факты; стремление опосредованно руководить игрой, не применяя авторитарных приемов и разрушая игру неумелой корректировкой;
- соответствие содержания игры достижениям и требованиям научно-технического прогресса.
Продуктивная (инновационная) игра - совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями, в т. ч. и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов. Специалисты при характеристике продуктивных игр наделяют их рядом черт:
- наличие сложной задачи, принципиально новой для участников игры;
- разделение участников на небольшие (8 — 12 человек) группы, которые поэтапно разрабатывают варианты решения поставленной задачи;
- прохождение каждой группой всех процедур (диагностика задачи, диагностика ситуации, диагностика и постановка проблем, определение целей, выработка решений, разработка проекта, разработка программы реализации) в ходе игры с обсуждением результатов работы группы на общей дискуссии после каждой процедуры;
- наличие в каждой группе консультанта, специальным образом организующего работу группы с использованием соответствующих логико-технических, социально-технических и психологических средств.
Как правило, алгоритм продуктивной игры предполагает следующие процедуры: общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение правил), работа по группам, общий сбор-финиш (подведение итогов). Поэтому продуктивная игра может считаться достаточно сложной формой, так как она включает в себя в качестве промежуточной или итоговой процедуры такую форму как «Защита проектов».
Объединяет все формы статично-динамичного типа то, что они разворачиваются на одной площадке без зрителей, процедуры (способы) движения могут быть жестко или не жестко заданы.
Формы воспитательной работы типа «путешествие»
Третьим выступает такая разновидность, как «путешествие», или, в нашей интерпретации, динамико-статичный тип форм воспитательной работы. К этому типу мы относим такие известные формы, как игра-путешествие, экскурсия, поход, парад (карнавальное шествие). Следует отметить, что имитация путешествия давно и прочно вошла в народную культуру. Многие деревенские праздники, сопровождались шествиями. Это «колядки», хороводное передвижение на Троицын день, хождение из дома в дом перед Рождеством и другими праздниками. Вообще, ритуальное шествие является одной из древнейших форм отправления религиозных культов.
Остановимся более подробно на формах воспитательной работы рожденных из путешествия и его имитации.
Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Мы прибегли к определению С.П. Афанасьева, так как он кажется наиболее удачным. Назначение игры-путешествия вариативно: эта форма может использоваться:
- для информирования воспитанников;
- служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.);
- предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами участницами;
- способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций,
организации коллективного планирования деятельности коллектива.
Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет педагогу сделать шаг на пути сплочения коллектива. Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.
Рассмотрим набор актов, ситуаций и процедур взаимодействия, характеризующих игру-путешествие. Главное, что отличает игру-путешествие, является процедура целенаправленного движения групп участников по определенной схеме, обозначенной в маршрутном листе. Исходя из вариантов организационного воплощения данной процедуры, существует несколько модификаций игры- эстафеты. Первая модификация — маршрутный лист четко обозначает порядок движения команды и расположение площадок. Вторая — в маршрутном листе площадки только названы, а порядок их прохождения и местоположение не определены. В этом случае места действия разбросаны по определенной территории и задача команды состоит в том, чтобы за ограниченное время найти и пройти как можно больше площадок. Третья модификация — порядок движения известен только проводнику. Возможны модификации игры-путешествия по количеству участников в командах. Игра-путешествие может предполагать участие команды, состоящей из одного-двух человек, а может — и до восьмидесяти. Особая процедура — это передвижение команд. Участники могут передвигаться перебежками, особенно если в качестве критерия выдвинута быстрота прохождения маршрута. Команды могут двигаться медленно и осторожно (с закрытыми глазами, взявшись за руки или в сумерках на свет фонарика).
Третья процедура — это общий сбор участников игры-путешествия, который проводится дважды. Мы условно назвали процедуру первого сбора — «сбор-старт», а последнего — «сбор-финиш». На сборе-старте участники получают необходимую информацию, включающую в себя легендарное обоснование деятельности и правила игры (в т.ч. способ оценки результатов деятельности команды на площадке). На сборе-финише подводятся итоги, награждаются (если необходимо) победители.
Реализация игрой-эстафетой педагогической цели зависит и от того, как участники будут подготовлены к восприятию предстоящей деятельности, а также от того, как будет проведено последействие. Подготовка к восприятию игры-путешествия включает в себя эмоциональный настрой и постановку понятных для детей задач. Последействие должно создать условия для выхода эмоций (как положительных, так и отрицательных), и, кроме того, содержать подведение итогов для каждого участника игры-путешествия.
Таким образом, алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:
1. Подготовку участников к восприятию игры-путешествия.
2. Сбор - старт.
3. Движение команд по маршруту.
4. Участие команд в организуемой на площадках деятельности
5. Сбор-финиш.
6. Организация последействия.
Литература
1.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - С.34.
2.Ролевое движение в России - истинные правила игры// Игромания.- 2000.- № 4 (апрель 2000 г.)- текст из Интернета.
3.Кожаринов М., Тишин С. История молодежного движения в России и динамика его развития - текст из Интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий"
Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Для дошкольников, имеющих нарушения речи, в условия...
Игровые технологии как одна из эффективных форм работы с детьми подросткового возраста.
Игра – это превосходный способ заставить учащихся активно работать на уроке и во внеурочное время. Это идеальная возможность расслабиться после трудного рабочего дня. Разве можно при...
Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья через объединения дополнительного образования
Практика работы школ для детей с ограниченными возможностями здоровья показывает, что рациональная организация объединений дополнительного образования способствует более глубокому и всестороннему разв...
Здоровье и здоровьесберегающие технологии в учебной, коррекционной и воспитательной работе с детьми с ОВЗ
Здоровьесберегающий педагогический процесс при ДЦП – это специально организованное, развивающееся взаимодействие детей с ДЦП, педагогов и родителей, направленное на достижение целей здоровь...
Использование игровых методик в воспитательной работе с детьми-сиротами
Игровые технологии в воспитательной работе с детьми-сиротами носят характер игровой терапии. Она основана на деятельностном подходе и использует детскую игру в диагностических, коррекционных и развива...
Мастер-класс(из опыта работы)«Использование игровых технологий В.В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
laquo;Использование игровых технологий В.В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»Ход мастер класса: (слайд№1)1. Организационный момент Добрый день уважаемые родители.-Вы наве...