Внеклассные мероприятия
классный час по теме

Склярова Майя Алексеевна

для старших классов по разным темам

Скачать:


Предварительный просмотр:

«АРМЕЙСКИЙ ЭКСПРЕСС»

(конкурсная программа,

посвященная Дню защитника Отечества)

Цель: воспитание у учащихся любви к Родине, уважения к её защитникам, стремления служить Отечеству.

Ход мероприятия

I. Вступительная часть.

Звучит песня Л. Агутина «Граница» (в записи).

Ведущий. 23 февраля… Празднику уже более 80 лет. Более восьмидесяти лет сильная половина человечества отмечает праздник силы, выносливости, патриотизма и добра. В ознаменование победы над немецкими захватчиками под Нарвой и Псковом 23 февраля 1918 года был издан декрет о праздновании Дня Красной Армии, впоследствии он был переименован в День Советской Армии и Военно-Морского Флота. В настоящее время уже несколько лет он празднуется как День защитника Отечества. Издавна в России профессия военного была одной из самых уважаемых и почётных. Служить Отечеству  это оберегать мирную жизнь нашего народа, это хранить честь и достоинство своей Родины.

Ведущая. Слово «армия» происходит от латинского слова «armo»  «вооружаю». Но не только оружием сильна армия, она сильна стойкостью и храбростью своих солдат. Советская Армия в 1945 году разгромила войска Гитлера и освободила Европу от фашистских захватчиков.

Ведущий. А в мирное время наша армия охраняет десятки тысяч километров сухопутных, воздушных и водных границ России. И всегда руководствуется лучшими военными традициями наших предков.

Ведущая. Славные победы Александра Невского и Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова, Георгия Жукова и Константина Рокоссовского вдохновляют на подвиги нынешних солдат, учат любви к Родине. В замечательном фильме «Офицеры» один из главных героев говорит: «Есть такая профессия  Родину защищать!»

Ведущий. Сегодняшняя конкурсная программа «Армейский экспресс» посвящена защитникам Отечества. Соревнуются две команды.

Представление команд, жюри…

II. Проведение конкурсов.

Ведущая. Жюри будет учитывать правильность, чёткость, полноту ответов на вопросы, которые будут задаваться командам по очереди. Если же команда не знает ответа на вопрос, то право ответа переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получит по 1 баллу.

конкурсы

1. «Интеллектуальная викторина»

        Богатырь земли родной

        И защитник слабых,

        Одержал победу он

        В злом бою кровавом.

        Соловья-разбойника

        Он служить заставил,

        Тот чинить разбой и зло

        Навсегда оставил.

В о п р о с ы:

1. Назовите имя богатыря. (Илья Муромец.)

2. Как зовут трех богатырей, изображенных на картине Виктора Васнецова «Три богатыря»? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)

3. Почему Алешу назвали Поповичем? (Попович  поповский сын.)

4. Почему Илью прозвали Ильей Муромцем? (Он был родом «из города Мурома да из села Карачарова».)

5. Кто является создателем российской армии? (Петр I.)

6. Кто является создателем российского флота? (Петр I.)

7. Что означает звание «гардемарин»? (В переводе с французского «гардемарин» означает «морская гвардия», то есть гардемарин  это человек, окончивший морскую академию. Это звание было установлено Петром I в 1716 г.)

8. Кто такие гренадеры? (Гренадеры  это солдаты-гранатометчики, идущие впереди колонны.)

9. Как называется колющее оружие, прикрепленное к стволу винтовки? (Штык.)

10. Что общего между деревом и винтовкой? (И у дерева, и у винтовки есть ствол.)

11. «Проверено  мин нет». Кто делает такие надписи? Про них ещё говорят, что они ошибаются только один раз. (Саперы.)

12. С помощью какого приспособления можно защититься от ядовитых газов? (Противогаз.)

13. Как называют склад военного снаряжения? (Арсенал.)

14. Как называют стрелкб, владеющего искусством меткой стрельбы? (Снайпер.)

15. Как называется рулевое колесо, с помощью которого управляют кораблем? (Штурвал.)

16. Назовите самую распространенную среди моряков одежду? (Тельняшка.)

17. Как называется приспособление, удерживающее судно во время стоянки? (Якорь.)

18. Как называют башню с сигнальными огнями на берегу моря? (Маяк.)

19. Какая самая заветная мечта летчика? («Самая заветная мечта  высота», строчка из песни.)

20. Что означает слово «таран»? (Удар корпусом танка, корабля или самолета.)

2. «Выдающихся людей надо знать в лицо»

Первое задание

Ведущая. Перед вами портреты шести выдающихся людей России, сделавших очень много для того, чтобы мы гордились своей страной, ее людьми, армией. Вам необходимо назвать их имена. Дополнительные баллы команда получит, если перечислит заслуги военных перед Родиной. Сначала 2-я команда называет номер и имя человека, изображенного на этом портрете, затем 1-я команда и так далее. В результате мы вспомним каждого из этих выдающихся деятелей.

Второе задание

Ведущий. Зачитаю вам фразу, произнесенную одним из этих людей и ставшую впоследствии крылатой. Необходимо определить, кому она принадлежит.

1. «Побеждают не числом, а умением». (№ 3. А. В. Суворов.)

2. «Промедление смерти подобно». (№ 2. Петр I.)

3. «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». (№ 1. Александр Невский.)

4. Кто перед началом очень ответственного задания сказал: «Поехали!»? (№ 6. Ю. А. Гагарин.)

3. «Военная подготовка»

Первое задание

Ведущая. Первая часть третьего конкурса  отжимание. В этом конкурсе принимают участие по одному человеку от команды. Каждый участник принесет команде столько баллов, сколько раз отожмется.

Второе задание

Ведущий. Вторая часть военной подготовки  армрестлинг. Приглашаем по одному человеку от команды. Победитель положит 5 баллов в копилку своей команды.

4. «Конкурс капитанов»

Первое задание

Ведущая. Всем известно, что каждый, кто служит в армии, имеет воинское звание. Оно персонально присваивается каждому военнослужащему и военнообязанному запаса вооруженных сил в соответствии со служебным положением, военной и специальной подготовкой, выслугой лет, принадлежностью к роду войск или виду службы, а также заслугами. Звания воинские определяют старшинство во взаимоотношениях между военнослужащими.

Ведущая обращается поочередно к каждому капитану с вопросом.

Ведущая. Капитаны, не повторяясь, назовите существующие в Вооруженных Силах Российской Федерации, кроме ВМФ, воинские звания. Этим конкурсом вы принесете команде столько баллов  сколько будет правильных ответов.

Второе задание

Ведущий. Существуют знаки различия военнослужащих – это знаки на форменной одежде для обозначения персональных воинских званий, принадлежности к виду вооруженных сил, роду войск, службе. Применяются: погоны, эполеты, знаки на головных уборах (кокарды), погонах (звездочки, просветы, нашивки и др.) и петлицах (эмблемы), нагрудные и нарукавные знаки (нашивки, шевроны), канты и лампасы. Принадлежность к тому или иному виду вооруженных сил, роду войск или службы обозначается различным цветом погон, кантов, а также эмблемами на погонах (петлицах).

Затем ведущая обращается поочередно к каждому капитану с вопросом, показывая при этом погоны.

Ведущая. Капитаны, ответьте, какому званию соответствуют данные погоны?

Третье задание

Ведущая. А сейчас посмотрим, насколько хорошими медбратами являются наши капитаны. Ответьте на  в о п р о с ы:

1. Какое лекарственное растение можно использовать при уши-бах и ссадинах? (Подорожник.)

2. Какие растения лечат от семи недуг? (Лук, чеснок.)

5. «Аукцион песен о защитниках Отечества»

Ведущая. Побеждает та команда, которая последней споет куплет из песни. За победу в конкурсе присуждается 5 баллов. Дополнительные баллы можно получить, назвав автора и исполнителя музыкального произведения.

6. «Военный кроссворд»

Ведущий. Вам предстоит разгадать кроссворд, содержащий несколько военных терминов. За каждое правильно отгаданное слово – 1 балл. Команда, которая быстрее решит кроссворд, при условии, что все ответы верные, получит дополнительно 2 балла.

П о  г о р и з о н т а л и:

3. Оружие, изобретённое Калашниковым.

4. Наступление с криком «Ура!».

6. Спорт, характеризующий восхождение на горные вершины.

7. Неприятель.

8. Род войск  «бог» войны.

П о  в е р т и к а л и:

1. Основной закон страны.

2. Винтовка с укороченным стволом.

3. Древнегреческий герой, уязвимым местом которого была пятка.

5. Гараж для самолётов.

1

2

3

4

5

6

7

8

О т в е т ы:

По горизонтали: 3. Автомат. 4. Атака. 6. Альпинизм. 7. Враг. 8. Артиллерия.

По вертикали: 1. Конституция. 2. Карабин. 3. Ахиллес. 5. Ангар.

7. «Звёзды славы – звёзды бессмертия»

Ведущий. «Звёзды славы – звёзды бессмертия» – последний и самый трудный конкурс нашей программы. Каждой команде будут заданы по три   в о п р о с а:

1. Какой подвиг совершил в годы Великой Отечественной войны Герой Советского Союза Николай Гастелло? (Николай Гастелло героически погиб, направив свой горящий самолёт на скопление вражеских танков и автомашин.)

2. Назовите имя отважного лётчика, Героя Советского Союза, который, лишившись ног, снова  вернулся в строй и сбивал фашист-ские самолёты. (Алексей Маресьев.)

3. На поле боя он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота. Назовите имя Героя Советского Союза. (Александр Матросов.)

4. Чем знамениты Герои Советского Союза Михаил Егоров и Михаил Кантария? (Они водрузили Знамя Победы на крышу Рейхстага  в мае 1945г.)

5. Во многих городах есть улица, носящая имя разведчика, сообщившего Советскому правительству точную дату начала Великой Отечественной войны. Назовите имя разведчика. (Рихард Зорге.)

6. Назовите Героев Советского Союза – наших* земляков. (За подвиги в годы  войны  четверо  ямальцев получили звание Героя Советского Союза  это Александр Евстафьевич Звягин, Николай Васильевич Архангенский, Иван Васильевич Корольков, Анатолий Михайлович Зверев.)

Итоги  подводятся после каждого конкурса. После седьмого конкурса – окончательный подсчет баллов.

III. Заключительная часть.

Ведущая. Защитник Отечества! Как гордо звучат эти слова! Защищать Родину  долг каждого гражданина, почётная обязанность каждого мужчины. Мальчики нашего класса – будущие защитники, поэтому сердечно поздравляю вас с праздником!

Девочки класса поздравляют мальчиков с Днём защитника Отечества.

Жюри объявляет окончательные итоги.

Награждение победителей.

Звучит песня О. Газманова «Офицеры» (в записи). Тема: ИСТОРИЯ БОРЬБЫ РОССИИ
С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАХВАТЧИКАМИ
(классный час)

Цель: содействовать  формированию  определенных качеств личности – мужества, смелости, патриотизма.

Предварительная подготовка: подготовить презентацию исторических сражений – Невское сражение, Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавская битва, Великая Отечественная война.

Ход классного часа

1. Вступительное слово учителя.

Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками. Грозные события войны уходят все дальше в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет и всегда будет жить слава героев войны, память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял нашу Родину, спас мир от порабощения. Память о прошлом, верность традициям, заветам наших отцов и дедов, героическому прошлому России дают силы в наше время.

В течение классного часа мы поговорим о героическом прошлом России с XII по XX века, а именно о самых знаменитых национальных победах.

  1. Какие победы России вы знаете? (Невское сражение, Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавская битва, Великая Отечественная война.)

2. Выступления групп с сообщениями о знаменитых победах, изменивших ход истории России.

Группа 1:

НЕВСКОЕ СРАЖЕНИЕ. XIII век

Шведы тщательно готовили свою армию и флот для нападения на того противника, который окажется слабее. В июле 1240 года их флот вошел в устье Невы с явным намерением захватить новгородские владения. Казалось, что место и время нападения были выбраны как нельзя более удачно, но шведы жестоко просчитались. Новый (с 1236 г.) и молодой новгородский князь Александр Ярославич оказался, на редкость, способным и дерзким полководцем. Наспех собрав небольшую дружину новгородцев, он застиг шведов врасплох и разбил их в битве на Неве, за что от потомков получил прозвище Невский, а от Церкви – причисление к лику святых. Это произошло в то время, когда монголы завоевывали Русь; вот-вот должен был пасть Киев. Новгород оставался единственной, самостоятельной силой на русских землях, способной мобилизовать значительные войска в нужный момент. Кстати, военные и историки до сих пор не находят ответа на вопрос, почему монголы не двинулись на Новгород, а у стен Торжка повернули на Запад. Может быть, не решились мериться силами с Александром и его войском?

Группа 2:

ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ. XIII век

Но поражение шведов еще не удаляло опасности, постоянно исходящей из Лифляндии. Немцы, в союзе с Данией, упорно шли на Восток, взяли Изборск и Псков и двигались к Финскому заливу и Ладоге. Положение усугублялось тем, что Александр столкнулся с противостоянием бояр и вынужден был покинуть Новгород. Лишь народное волнение и настоятельное требование новгородского вече вернули его обратно. С тех пор положение изменилось коренным образом: русские войска выбили «псов-рыцарей» с захваченных территорий и освободили Псков. Решающим стало сражение 5 апреля 1242 г. между русскими и немцами на замерзшей поверхности Чудского озера. Благодаря тактическому превосходству над численно превосходящим противником русские опять наголову разбили ливонские силы. В то время, когда значительная часть русских земель была вынуждена признать над собой монгольское владычество с Востока, «Ледовое побоище» устранило опасность иноземного владычества с Запада. Вместе с тем эта победа подняла дух русского народа. Память народная глубоко чтит имя Александра Невского.

Группа 3:

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА. XIV век

В XIII в. над русскими землями нависла грозная опасность. Монгольские племена объединились под предводительством одного из племенных вождей – Тимучина. В 1206 г. на курултае (съезде) он был провозглашен великим ханом и принял имя – Чингисхан. Русская земля попала под владычество татаро-монгольского государства – Золотой Орды. Само Батыево нашествие нанесло огромный урон русским землям. По подсчетам В. Б. Кобрина, из 74 известных по археологическим раскопкам городов 49 были разрушены, в 14 из них жизнь не возобновилась, 15 стали селами. Огромный ущерб был нанесен русскому ремеслу, некоторые технологии оказались безвозвратно потерянными. Княжеские дружины понесли катастрофические потери, знать варяжского происхождения погибла почти целиком, в Рязани из 12 князей погибло 9, в Ростове из трех – двое, в Суздале пятеро – из девяти. Русские князья превратились в ордынских подданных. С 1243 г. права на великое княжение (ярлык) даровались ханом. Однако Русь сохранила свою государственность. Но в 70-х гг. XIV в. была предпринята попытка создать коалицию для освобождения от татарского владычества. Она завершилась Куликовской битвой 2 сентября 1380 г. Русские войска понесли ужасающие потери, но одержали победу над войском хана Мамая. Московский князь Дмитрий Иванович получил за эту битву прозвище Донской.

Однако освободиться от ига Русь еще не сумела. Монголо-татарское иго продолжалось 240 лет – с 1240 до 1480 г. Оно во многом определило судьбу России, отбросив назад ее развитие.

Группа 4:

ПОЛТАВСКАЯ БИТВА. XVIII век

27 июня 1709 года произошло одно из выдающихся событий в истории борьбы России против иноземных захватчиков. Русские войска во главе с Петром I одержали блестящую и сокрушительную победу над войсками Карла XII. Победа под Полтавой знаменовала собой коренной перелом в ходе многолетней изнурительной Северной войны (1700–1721) и предрешила ее исход в пользу России. Именно под Полтавой был заложен прочный фундамент последующих побед русской армии. 30 апреля 1709 года шведские войска, вторгшиеся на территорию Украины, начали осаду Полтавы. Ее гарнизон в составе 4,2 тысячи солдат и 2,6 тысячи вооруженных горожан под руководством полковника А. С. Келина успешно отбил ряд штурмов. В конце мая к Полтаве подошли главные силы русской армии во главе с Петром. Они расположились на противоположном от Полтавы левом берегу реки Ворсклы. После того как 16 июня на военном совете Петр решился на генеральное сражение, в этот же день передовой отряд русских форсировал Ворсклу севернее Полтавы, у деревни Петровка, обеспечив возможность переправы всей армии.

19 июня главные силы русских войск совершили марш к переправе и на следующий день перешли Ворсклу. Петр расположил армию лагерем у деревни Семеновка. 25 июня русская армия передислоцировалась еще южнее, заняв позицию в пяти километрах от Полтавы, у деревни Яковцы. Перед началом сражения русская армия насчитывала 42 тысячи солдат и 72 артиллерийских орудия. Карл XII располагал 35 тысячами солдат и 32 орудиями. Заряды для шведской артиллерии были почти полностью израсходованы за дни осады Полтавы.

26 июня русские начали строить передовую позицию. Было возведено десять редутов, которые заняли два батальона пехоты. Позади редутов находились 17 кавалерийских полков под командованием А. Д. Меншикова.

Карл XII, узнав, что русские ожидают прибытия к 29 июня новых подкреплений, решил атаковать войско Петра до этого числа. Раненный на рекогносцировке 17 июня, король передал командование фельдмаршалу К. Г. Реншильду, который получил в свое распоряжение 20 тысяч солдат. Около 10 тысяч человек, в том числе украинские казаки Мазепы, остались в лагере под Полтавой.

В два часа ночи 27 июня шведская пехота четырьмя колоннами двинулась на русские редуты, за ней следовали шесть конных колонн. После упорного двухчасового боя шведам удалось овладеть только двумя передовыми редутами. Реншильд произвел перегруппировку войск, стремясь обойти русские редуты слева. При этом шесть правофланговых батальонов и несколько эскадронов генералов Шлиппенбаха и Росса оторвались от главных сил шведав, отошли в лес севернее Полтавы, где были разгромлены кавалерией Меншикова.

Прорвавшись через редуты, основная часть шведов попала под сильный артиллерийский и ружейный огонь из русского лагеря и в беспорядке отошла в Будищенский лес. Около шести часов утра Петр вывел армию из лагеря и построил ее в две линии, имея в центре пехоту, на правом фланге кавалерию Меншикова, а на левом — кавалерию генерала Р. Х. Боура. В лагере был оставлен резерв из девяти пехотных батальонов.

Реншильд выстроил шведов напротив русской армии. В девять часов начался рукопашный бой, русская конница стала охватывать фланги противника. Под натиском превосходящих сил шведы начали отступление, превратившееся к 11 часам в настоящее бегство. Конница Меншикова преследовала беглецов до Переволочны на берегу Днепра, где было пленено около 16 тысяч шведов. В самом сражении шведы потеряли свыше 11 тысяч солдат. Потери русских составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными.

В результате Полтавской битвы армия короля Карла XII перестала существовать. Сам он с Мазепой скрылся на территории Османской империи. Военное могущество Швеции было подорвано, и в Северной войне произошел перелом в пользу России.

Группа 5:

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. ХХ век

Великая Отечественная война 1941–1945 годов, навязанная нам германским фашизмом, занимает особое место в истории нашего государства. Она явилась небывалым по своей жестокости испытанием всех материальных и духовных сил Советского Союза, самой суровой проверкой боевых качеств нашей армии. Все народы нашей страны самоотверженно защищали свой общий дом, свою Родину от нашествия гитлеровской Германии и ее союзников. Советский народ и его вооруженные силы выполняли также нелегкую, но благородную миссию освобождения народов Европы от фашистского порабощения.

Цена Победы – людские утраты, прямые людские потери страны – почти 27 миллионов человек. Это страшные и горькие цифры. Главную тяжесть борьбы с фашистскими захватчиками приняли на себя советские вооруженные силы.

Подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны помогает нынешнему молодому поколению возвеличивать Славу родного Отечества.

Мир помнит несгибаемое мужество защитников Москвы, Ленинграда и Сталинграда, Киева и Минска, Одессы и Севастополя, Новороссийска и Керчи, Тулы, Смоленска и Мурманска. Этим городам было присвоено звание «Город-герой». Гитлеровцам у стен этих городов был нанесен огромный урон. Лишь на оборонительных рубежах Севастополя было уничтожено столько вражеских солдат и офицеров, сколько «вермахт» потерял на всех театрах военных действий до нападения на СССР.

Пламенный патриотизм и жгучую ненависть к врагам проявила в военное лихолетье многонациональная советская молодежь, в том числе старшеклассники и студенты. Военные комиссариаты в Москве и Ленинграде, Воронеже и Чите, Ташкенте и Баку буквально осаждали тысячи комсомольцев, стремившихся попасть в действующую армию. К осени 1941 года из комсомольских организаций страны добровольцами ушли в Красную Армию 900 тысяч юношей и девушек. Это о них потом благодарный народ сложил песню, где есть слова: «Мальчишки, мальчишки, страну заслонили собой!».

Против фашистских полчищ, вторгшихся на нашу землю, сражалась не только армия, но и десятки тысяч патриотов, вступивших в народное ополчение. Начатое великим русским народом по инициативе москвичей и ленинградцев, это движение стало поистине всенародным.

Кто и как вступал в народное ополчение? Это были только добровольцы. Те, кто по каким-либо причинам не подлежал призыву в армию, в том числе школьники и студенты допризывного возраста. Ополченские формирования создавались по производственно-территориальному принципу: области и города создавали дивизии, предприятия и учреждения, институты – полки, батальоны, роты.

Слово «ополчение» в самые трудные дни сорок первого года обрело тот широкий и изначальный смысл, какой и придавался ему в давние крутые моменты нашей отечественной истории. Движение патриотов ширилось по всей стране.

Нерасторжимость уз с великим русским народом продемонстрировали трудящиеся всех наций и народностей страны. «Не русские, но россияне мы» – эта чеканная стихотворная строка М. Карима как нельзя лучше выражала духовное родство советских людей всех национальностей, родство, которое лежало в основе их боевого единства. Многие тысячи добровольцев вступали в народное ополчение и в областях, и в районах, на многие сотни километров удаленных от линии фронта. Значительное пополнение получили кадровые соединения Красной Армии за счет народного ополчения, созданного в Коми АССР, Мордовской, Татарской, Удмуртской и Чувашской АССР. Немало трудящихся добровольно вступило в народное ополчение в Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской АССР.

Создание массового народного ополчения имело большое значение для укрепления прифронтового тыла, пополнения войск обученными резервами, явилось одним из важнейших социальных истоков победы.

В суровые годы борьбы с фашизмом высокий моральный дух показал комсомол. Вместе с коммунистами комсомольцы были в первых рядах защитников Родины. Они добровольцами шли на фронт, самоотверженно трудились в тылу, героически сражались в партизанских отрядах, всем, чем могли, помогали Красной Армии, приближая день победы. Олицетворением мужества и бесстрашия, безграничной преданности Родине стали подвиги комсомольцев-воинов Александра Матросова и Юрия Смирнова, Тимура Фрунзе и Виктора Талалихина, партизанок Зои Космодемьянской и Лизы Чайкиной, молодогвардейцев Краснодона и многих тысяч других. В ратных подвигах комсомольцев, как в зеркале, отразилось крепчайшее единство народа и его армии.

Шли воевать по зову сердца, во имя будущего своего и народа, во имя России. Важной составной частью Великой Отечественной войны, одним из ярких проявлений единства народа и армии стала борьба советских людей в тылу врага против военных, экономических и политических мероприятий оккупантов. Массовое сопротивление германским колонизационным властям принимало различные формы: саботаж на предприятиях, транспорте и скрытое противодействие мероприятиям врага, уклонение от работы на оккупантов, осуществление диверсионных и террористических актов против них, бойкот фашистской печати, издание и распространение антифашистской литературы и сводок Совинформбюро.

Наиболее действенной формой сопротивления оккупантам стало, как и в ходе Отечественной войны 1812 года, массовое партизанское движение. Оно возникло и развивалось как органическая часть всенародной вооруженной борьбы против агрессора и по своим масштабам, политическим и военным результатам явилось важным социальным фактором нашей Победы.

Массовое сопротивление советских граждан оккупационному режиму свидетельствовало об их любви к своей Отчизне и непримиримой ненависти к иноземным захватчикам. Народные мстители отстаивали право людей на социальную и национальную свободу. Своими боевыми делами они претворяли в жизнь рожденный в народе грозный лозунг: «Пусть горит земля под ногами немецких оккупантов!».

Везде, где появлялись фашистские захватчики, советские люди поднимались на борьбу против них. В ряды народных мстителей нередко вступали семьями, рабочими коллективами, деревнями. В составе боевых групп, подпольных ячеек, партизанских отрядов находились и стар и млад: люди разных профессий и поколений, сыны и дочери всех народов нашей страны.

Да, это так: никакая сила не могла убить патриотические устремления воинов, ослабить узы святого, крещенного в огне единства народа и армии. Воины всегда оставались верны своему народу, Родине. Народ всегда поддерживал воинов.

3. Подведение итогов.

И г р а «Историческое лото» по итогам классного часа. 

Учащиеся достают из лототрона по одному киндер-сюрпризу, в каждом из которых находятся термины и понятия, соответствующие теме классного часа.

Раскройте содержание понятий:

  1.  Народное ополчение. (Военное формирование, состоящее из граждан и создаваемое на добровольных началах в случае военных действий.)
  1.  Ополченцы. (Воины-добровольцы народного ополчения.)
  2. Добровольчество. (Способ комплектования вооружённых сил путём зачисления на военную службу людей по их желанию.)
  3.  Партизанское движение. (Борьба народных масс за свободу своей Родины, которая ведётся на территории, занятой противником; в этой борьбе вооружённое ядро трудящихся опирается на поддержку местного населения.)
  4.  Оккупация. (Временное занятие вооружёнными силами территории противника.)
  5.  Золотая Орда. (Монголо-татарское феодальное государство, основанное в начале XIII века ханом Батыем.)
  6.  Монголо-татарское иго. (Система эксплуатации русских земель монголо-татарскими феодалами.)
  7.  Османская империя. (Султанская Турция XV–XIX вв.)

 Фашизм. (Открыто террористическая диктатура.) Тема: ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ АРМИИ
(классный час)

Цели: познакомить со становлением русской и российской армии, с крупными победами русского оружия; развивать чувство патриотизма.

Оборудование: 1) 16 открыток двух видов; 2) мишень и дротики; 3) чистые листы бумаги и карандаши; 4) 2 машинки на веревочках; 5) 20 предметов; 6) 2 одинаковых экземпляра шифрограммы; 7) 12 карточек с цифрами; 8) две одинаковые газеты; 9) письмо с пропусками; 10) удостоверения 1-й и 2-й степеней о годности к строевой службе.

Ход классного часа

1. Вступительная часть.

1-й ведущий. Становление государства и его развитие связано с тесным его взаимодействием с соседними народами. И не всегда это взаимодействие бывает мирным. Это связано с защитой своих границ или походами на соседние территории, что, в свою очередь, требует наличия армии и флота. Так было и с Россией.

Первые военные походы русских связаны с именами русских князей, которые решали задачи по защите своих земель от набегов со стороны соседей, завоеванием новых территорий. И первые походы осуществлялись дружинами князей, использовалось народное ополчение. Как и любое государство, Киевская Русь испытывает период феодальной раздробленности, что ведет к ослаблению военной мощи государства. Для Киевской Руси это выразилось в том, что она не смогла дать отпора татаро-монгольским ордам и на долгие три столетия находилась под их властью, хотя русский народ и пытался сопротивляться.

В это же время новгородским князьям приходится отражать нашествие немецко-шведской агрессии с северо-запада, проявляется военный талант Александра Невского.

Через полтора столетия после начала монгольского нашествия Русские земли, объединившиеся под властью Москвы в 1380 году, смогли нанести сокрушительное поражение татаро-монгольским войскам. Русские войска в этой битве возглавлял Дмитрий Донской. Окончательное свержение монгольского ига произошло при Иване III в 1480 году. Причем Иван III вносит ряд изменений в военное дело, в частности, войска теперь возглавляет главный воевода, а не глава государства.

В результате Русь становится одним из сильнейших государств мира, хотя примерно до XVI века в России не было регулярной армии.

2-й ведущий. Регулярная армия начинает складываться при Иване IV. Это проявляется в военных реформах Ивана IV, что выразилось в отмене местничеств на время походов, был определён единый порядок прохождения воинской службы, появляются полки нового строя (стрелецкие).

До XVII века перед Россией стояли три основные задачи: поиск выхода к Балтийскому морю, защита южных рубежей от набегов крымского хана и возврат ранее утраченных территорий. Эти задачи решались и с помощью военного оружия. В этих войнах России частично удалось решить эти проблемы, хотя и были ощутимые поражения (за время опричнины, Смутного времени).

1-й ведущий. До конца XVII века в России не существовало регулярной армии, хотя были регулярные полки. Создание регулярной армии связано с именем Петра I. Все его реформы были направлены на превращение России в великую державу, на коренную реорганизацию вооруженных сил страны. Его «потешные» полки стали прообразом боевой подготовки для новых формирований. Стрелецкие полки распускаются с 1698 года и создаются регулярные полки. При их комплектовании использовалась практика наборов солдат и драгун, сложившаяся к концу XVII века. Была оформлена рекрутская система, в соответствии с которой солдатский состав набирается из крестьян и других сословий, офицерский корпус – из дворян.

Для обучения солдат и офицеров создаются различные наставления и уставы, школы, проводится стажировка молодых дворян за границей для обучения военному делу. Вместе с созданием регулярной армии строится военно-морской флот. Основные усилия были направлены на создание Балтийского флота, который начал формироваться в 1708 году, а через 20 лет становится флотом на Балтике. Для обучения морских офицеров составляются инструкции, в 1715 году создаётся Морская академия, с 1716 года – ведётся подготовка через гардемаринскую школу.

Основным событием правления Петра I можно считать Северную войну, которую Россия ведёт со Швецией за выход к Балтийскому морю. Начало войны для России было неудачным, так как было потеряно большое количество армии, артиллерии. С 1703 года российские войска одерживают победы. Самыми значительными победами были Полтавская битва (27 июня 1709 года) и морское сражение у мыса Гангут (Ханко, 27 июля 1714 года). (Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Полтава»). Эти победы поставили Россию в число сильнейших государств XVIII века, что не удовлетворяло страны Европы. Это проявилось в ряде военных столкновений второй половины XVIII века (Семилетняя война 1755–1762 годов, Русско-турецкая война 1768–1774 годов, в столкновениях со Швецией, Францией). В этих войнах проявляется военный талант Потемкина, Румянцева, Ушакова, Суворова.

2-й ведущий. XIX век также вписал ряд ярких, а также и горьких страниц в военную историю страны. В начале XIX века русская армия участвует в войнах против Франции. Яркими страницами военной истории этого периода являются Отечественная война 1812 года и Крымская война 1853–1856 годов. Правда, если первая доказала силу русского оружия, то вторая окончилась для России неудачно, так как была проиграна, несмотря на усилия офицеров и народа. Яркими страницами этих войн стали Бородинское сражение, Синопский бой и оборона Севастополя. (М. Ю. Лермонтов «Бородино».)

Во второй половине XIX века в российской армии была проведена военная реформа, в результате которой были отменены военные поселения, сокращён срок военной службы для окончивших высшие учебные заведения, появляются железнодорожные войска, реорганизованы военные министерства и штабы. Это позволило создать боеспособную армию, в мирное время небольшую по численности, но с хорошо обученным резервом на случай войны, что сказалось на Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, когда русские войска поддержали восстания балканских народов против Турции, которая вынуждена была признать ряд территориальных потерь.

Фоном звучит вальс «На сопках Маньчжурии» (музыка И. Шатрова, обработка Ю. Слонова, слова А. Машистова).

1-й ведущий. На рубеже XIX–XX веков Россия пыталась проводить мирную политику в Европе, что вылилось в созыв международных конференций по разоружению. Это давало некоторую свободу в более агрессивной внешней политике на Дальнем Востоке, где происходит столкновение России и Японии из-за Маньчжурии. Это, в свою очередь, вылилось в Русско-японскую войну 1904–1905 годов, которая для России была неудачной, так как был потерян почти весь Тихоокеанский флот, из-за пассивности командования терпели поражения сухопутные войска. И следствием этой войны стали территориальные потери России на Дальнем Востоке (Южные Курилы и Южный Сахалин, отошедшие к Японии). 

Звучит песня «Варяг» (слова Р. Грейца, перевод Е. Студениской, музыка народная).

Далее фоном звучит марш «Прощание славянки».

В ходе Первой мировой войны в России произошел ряд изменений. В первую очередь это касалось структуры армии (в офицерский корпус входят представители других сословий, а не только дворяне). Первая мировая война приводит к краху Российской империи, следствием этого стали две революции в 1917 году и Гражданская война, которая привела к становлению Советской власти и созданию Красной Армии (23 февраля 1918 года). Гражданская война расколола русское общество на два противоположных лагеря: белое и красное движение. (Песня М. Звездинского «Сотник смелый», затем учащиеся исполняют песню «Там, в дали за рекой», обработка А. Александрова, слова Н. Кооля.) Становление Советской власти и тоталитарного режима сказалось и на армии, что выразилось в репрессиях 20–50 годов XX века, когда был уничтожен почти весь командный состав армии, это выразилось в неудачах советской армии в начале Великой Отечественной войны.

2-й ведущий. Рубеж 30–40 годов XX века ознаменовался рядом военных конфликтов СССР с соседними государствами (с Японией 1938–1939 годов, с Финляндией 1939–1940 годов). Но крупнейшей войной этого периода стала Вторая мировая война (1 сентября 1939 года – 2 сентября 1945 года) и Великая Отечественная война (22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года).

Песня «Священная война» (музыка А.  Александрова, слова В. Лебедева-Кумача).

В годы Великой Отечественной войны советский народ проявил мужество и героизм. Несмотря на трагическое начало в 1941 году, к концу года советские войска смогли остановить немецко-фашистские войска под Москвой. Кроме того, в начале Великой Отечественной войны пограничники, встретившие оккупантов, проявили героизм и помогли сорвать идею «блицкрига». Основными событиями Великой Отечественной войны стали: бои под Москвой и за Кавказ, блокада Ленинграда, Сталинградская и Курская битвы, форсирование Днепра, бои за освобождение западных территорий СССР. В 1944–1945 годах советские войска освободили Восточную Европу.

Звучит песня «Землянка» (музыка К. Листова, слова А. Суркова).

Ученик читает стихотворение К. Симонова «Жди меня».

Большую роль в Великой Отечественной войне сыграло партизанское движение, которое проводило подрывные операции в тылу фашистских войск. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года была подписана абсолютная капитуляция Германии, чем и заканчивается Великая Отечественная война. Вторая мировая война продолжается войной с Японией, которая закончилась 2 сентября 1945 года подписанием капитуляции Японии на борту американского линкора «Миссури». В этой войне также участвует и СССР.

1-й ведущий. Эта война принесла большие потери как для СССР, так и для всего мира. Так, в СССР через войну прошло более 29 млн человек, погибло около 27 млн человек. За годы войны погибло около 1млн офицеров, 4 млн партизан; было разрушено более 1700 городов, 70 тыс. сёл и деревень, большое количество предприятий, колхозов и совхозов. Прямой материальный ущерб в ценах 1941 года составил 679 млн рублей.

Звучит песня «Бухенвальдский набат» (музыка В. Мурадели, слова А. Соболева).

В дальнейшем советские войска участвуют в региональных конфликтах, которые были вызваны «холодной войной». Крупнейшими такими конфликтами были Корейская война 1950–1953 годов, Карибский кризис 1961 года, Афганская война 1979–1989 годов. В настоящее время российские войска входят в состав миротворческих сил ООН в бывшей Югославии, Грузии, Средней Азии.

2. Военно-спортивная игра.

Всем находящимся в зале мальчикам раздаются «Повестки» (2 вида открыток одинакового количества). Производится «призыв» по двум отрядам. Далее проводятся конкурсы, в жюри выбираются девочки.

Построение: построиться по росту, кто быстрее.

Назначение на должность: даются два одинаковых списка должностей двум отрядам – командир, стрелок, летчик, водитель, разведчик, связист, политрук, сапер. Необходимо выбрать на каждую должность по человеку, если много участников, то по два человека.

Конкурс стрелков. Стрельба по мишени дротиками, на точность попадания.

Конкурс летчиков (на дальность полета). Предлагается сделать из бумаги самолетик и одновременно запустить.

Конкурс водителей (на быстроту достижения цели). Предлагаются две машинки на веревочках, необходимо одновременно начать заматывать веревку.

Конкурс разведчиков. Под бумагой закрыты 20 предметов, открываются на одну минуту, потом участники должны вспомнить и записать максимальное количество увиденных предметов, которые они запомнили.

Конкурс связистов (на быстроту расшифровки). Предлагается зашифрованная радиограмма (приказ о наступлении, две русские фразы, русские буквы пополам с английскими).

Конкурс саперов (на точность угадывания). На пол кладется 12 пронумерованных карточек, с обратной стороны на 5 из них строят крестики – это мины, остальные – чистые. По очереди называются 5 вариантов (цифр), где, возможно, положены мины.

3. Подведение итогов.

По результатам игры определяют, кто готов к призыву.

Во время подведения итогов проводится  ш у т о ч н а я   и г р а  «Письмо домой».

Пришло письмо из армии, но вам не хватает несколько слов – прилагательных. Но до этого нужно попросить, чтобы наобум назвали 15 любых необычных прилагательных. Они записываются по порядку и читаются по ходу чтения письма. (Слова нужно собрать, не говоря, что они будут использоваться в письме.)

Жюри подводит итоги, вручает медали. Тема: «Свет памяти, свет скорби и любви…
Его в себя приносят наши дети!»
(митинг, посвященный Дню Победы)

Цель: воспитание гордости за свою родину, чувства патриотизма и единения.

Ход митинга

Фанфары.

1-й ведущий.   Я русский человек, и русская природа

Любезна мне и я ее пою.

Я русский человек, сын своего народа,

Я с гордостью смотрю на Родину мою!

В годину бед она всегда бывала

Единой, несгибаемой, стальной.

Врагу навстречу Русь моя стояла

Одной дружиной, грозною стеной.

И дело чести, право и свободу

Она в жестоком отстоит бою.

Я русский человек, дочь своего народа,

Я с гордостью смотрю на Родину свою.

2-й ведущий. Слово для открытия митинга, посвященного Дню Победы, предоставляется…

1-й ведущий. Митинг объявляется открытым.

Звучит гимн.

2-й ведущий.   Россия! Зарождалось это слово

В звучании разбуженных мечей,

В трудах голубоглазого Рублева

И в тишине предгрозовых ночей!

Выступление фольклорного коллектива, танец, который резко обрывается.

Сирена. Голос Ю. Левитана.

«От советского информбюро. Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советском Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке наши города».

Под фонограмму песни «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача) строевой марш учащихся, одетых (по возможности) в военную форму.

2-й ведущий.  Зловещим заревом объятый

Грохочет длинный небосвод.

Мои товарищи – солдаты

Идут вперед за взводом взвод.

Звучит песня «Ты же выжил, солдат» (музыка А. Пахмутовой, слова М. Агашиной).

1-й ведущий.   Кто знал тогда, какую вражью силу

Переломает русская земля?

Что третьим полем назовут России

Вот эти Белгородские поля.

2-й ведущий.   Россия!

Прозвучало это слово,

Вписав в бессмертье наши имена,

От Прохоровки до поля Куликова,

От Куликово до Бородина.

1-й ведущий.   То тишина стоит над Прохоровкой,

То никнет в грохоте трава,

Как у тебя, земля родная,

Не закружилась голова?!

Звучит фонограмма с записью взрывов снарядов, свистом пуль.

2-й ведущий.

50 дней и ночей Великой битвы на огненной дуге…

Дым и огонь гуляли по полям,

Плавилось железо, пылала земля

1-й ведущий.   Фронт выгнут огненной дугой,

Осколков свист над головой,

В огне деревни и луга

Все это – Курская дуга.

2-й ведущий. 12 июля 1943 года знаменитое танковое сражение под Прохоровкой завершилось разгромом фашистской армии. Оно было предвестником полного поражения немецких войск на Курской дуге.

1-й ведущий.   Поле Прохоровское – знак судьбы,

Символ воли народа российского,

Поле славы, надежды, борьбы.

Тихо звучит фонограмма песни.

1-й чтец.  Зной над полем стоит.

Поле память хранит.

Там, где раньше гремели бои,

На седой доломит, на могучий гранит

Мы поставили танки свои.

2-й чтец.

Вырастают сады,

Зарастают следы,

Где косила нас черная смерть,

Не найти мне могил,

Где друзей хоронил, – они в братских могилах теперь.

Звучит куплет песни «И все-таки мы победили» в исполнении И. Кобзона.

2-й ведущий. С глубоким уважением и теплотой предоставляю слово участнику Великой Отечественной войны…

Выступление ветерана.

1-й чтец.  Я никогда не видела войны

И ужаса ее не представляю,

Но то, что мир наш хочет тишины,

Сегодня очень ясно понимаю.

2-й чтец.  Спасибо вам, что нам не довелось,

Представить и узнать такие муки,

На вашу долю все это пришлось –

Тревоги, голод, холод и разлуки.

3-й чтец.  Спасибо вам за солнца яркий свет,

За радость жизни в каждом миге нашем,

За трели соловья, и за рассвет,

И за поля цветущие ромашек.

4-й чтец.  Да! позади остался страшный час.

Мы о войне узнали лишь из книжек.

Спасибо вам. Мы очень любим вас.

Поклон вам от девчонок и мальчишек!

Вручение цветов ветеранам под мелодию песни «Старый Оскол».

1-й ведущий.   Давай споем,

Эй, запевала!

Про отчий дом,

Про нежный взгляд.

Хороших песен есть немало.

Солдат без песни – не солдат.

Звучит запись или баянист играет попурри из песен «Огонек», «В землянке», «Моя любимая», «Темная ночь»…

1-й ведущий.   Затихли военные годы,

Свинцовый не цокает град,

Но горькие раны березы,

Как память о прошлом, хранят.

Звучит «Венский вальс» (музыка Д. Тухманова, слова М. Матусовского).

2-й ведущий.   Помолчим над памятью друзей,

Тех, кого мы больше не увидим,

Не услышим тех, кто жизнью всей

Вместе с нами в мир грядущий вышел.

1-й ведущий.   Помолчим, чтобы сказать о них,

Не холодным, равнодушным словом,

Чтоб они воскресли хоть на миг,

Всем звучанием голоса живого!

2-й ведущий. Почтим светлую память всех погибших в этой войне минутой молчания!

Минута молчания.

1-й ведущий.   Как продолжение жизни солдат,

Под звездами мирной державы

Цветы на ратных могилах горят

Венками немеркнущей славы.

В. Степанов

Возложение гирлянды и цветов под фонограмму.

2-й ведущий.   Свет памяти,

Свет скорби и любви…

И через сорок лет,

И сквозь столетия

Горячей каплей

Пролитой крови

Его в себе приносят наши дети!

Выходят первоклассники.

1-й чтец.  Я знаю от папы, я знаю от деда –

9 мая пришла к нам Победа,

Тот день весь народ ожидал,

Тот день самым радостным стал.

2-й чтец.  То утро стало знаменитым –

По всей планете весть пошла:

Фашисты подлые разбиты!

Советской Армии хвала!

3-й чтец.  Пусть гремит салют Победы,

Этим светом мир согрет.

Поздравляем наших прадедов!

Дню Победы многих лет!

Финальный танец «Пусть всегда будет солнце…», выпускаются шары и голуби, малыши преподносят подарки ветеранам.

1-й ведущий. Митинг, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне, объявляется закрытым.

Фонограмма «День Победы» (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова).



Предварительный просмотр:

                        ПРАВОВОЙ ТУРНИР

Цели: формирование правовой культуры подрастающего поколения; изучение прав ребенка.

  1. Конкурс «Разминка»

Каждой команде предлагается 4 вопроса. На обдумывание дается 30 секунд. Наивысший балл – 3.

  1. Что такое право? В чем его отличие от морали? (Право – совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми. Тесная связь с государством – основное отличие права от морали. Мораль – система принципов и правил, норм поведения, выражающих принятых в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость.)
  2. Назовите основной закон государства. (Конституция закрепляет основы общественного и государственного строя, основные правила и обязанности граждан, гарантии их прав, систему органов государства, принципы их организации и деятельности.)
  3. Что такое преступление? (Общество опаснее, противоправное и наказуемое деяние.)
  4. Что такое алиби? (В уголовном процессе – обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте.)
  5. Что такое превышение пределов необходимой обороны? (Превышение имеет место в том случае, если обороняющейся прибегает к такому средству защиты, которое явно не вызывалось ни характером нападения, ни реальной обстановкой, и кончается, как правило, либо убийством нападающего, либо тяжелым ранением его.)
  6. Назовите основные государственные символы. (Герб, флаг, гимн.)
  7. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду преступлений закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет.)
  8. Что такое презумпция невиновности? (Положение, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.)

  1. Конкурс «Юридическая консультация»

Командам предлагается решить юридические задачи. Наивысший балл – 5.

  1. 17-ти летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Иванов обратился в суд с иском восстановления его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд? (Считая недопустимым увольнение молодых служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие районной комиссии по делам несовершеннолетних.)
  2.  Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности? (Поведение школьника попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)
  3. В 1995 г. Гражданка С. приватизировала свою однокомнатную квартиру. В 1996 г. Она вступила с гражданином Б. в законный брак. В 1997 г. Супруги решили расторгнуть брак. Кто имеет право собственности на эту квартиру после расторжения брака? (гражданка С.)
  4. Безработные С. и К. выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим. Какие правонарушения они совершили? Нормы какой отрасли права были нарушены? (Хулиганство, административное право)
  5. В каких случаях применяется административный арест: за мелкое хулиганство; за злостное хулиганство; за нанесение тяжких телесных повреждений; за кражу имущества; за злостное неповиновение милиционеру? (За мелкое хулиганство)
  6. Двенадцатилетний Сергей находился дома один. Раздался звонок, и мальчик, ожидавший приход друга, открыл дверь. На пороге стояли мужчина и женщина, которые попросили разрешения позвонить по телефону. Сергей проводил их на кухню. Там его сильно ударили по голове и завязали глаза и рот. Незваные гости быстро собрали деньги, ценные вещи и направились к выходу. В дверях они столкнулись с другом Сергея, который держал на поводке собаку. Овчарка схватила мужчину за руку, прокусив ему сухожилие и вену. На шум отозвались соседи. Правонарушители были задержаны. На суде они подали встречный иск в связи с причинением мужчине тяжелых телесных повреждений. Какие преступления были совершены в данной ситуации? Будет ли удовлетворен встречный иск обвиняемого? (Кража, встречный иск удовлетворен не будет.)

  1. Конкурс «Преступления из истории»

 Командам дается задание: определить, к какому виду права, уголовного или административного, относятся действия Геракла. На обдумывание дается 1 минута. За правильный ответ дается 1 балл.

  1. «Эврисфей дал свое новое поручение Гераклу. Он должен был очистить от навоза весь скотный двор Авгия. Геракл предложил Авгию очистить его скотный двор за один день. Царь считал, что это невозможно. Тогда Геракл сломал из двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воды двух рек. Вода этих рек очистила в один день от нечистот весь двор» .

Вопрос: назовите преступление, которое совершил Геракл. К какому виду права оно относится?

Ответ: Геракл нарушил экологию двух рек. Это относится к административному праву.

  1. «Эврисфей поручил Гераклу отправиться в страну, где проживали стимфалийские птицы. Попав в эту страну, Геракл взобрался на холм и ударил в тимпаны, поднялся оглушительный звон. Птицы поднялись громадной стаей и стали в ужасе кружить над лесом. Схватив свой лук герой стал разить птиц смертоносными стрелами».

Вопрос:  Назовите преступление, которое совершил Геракл. К какому виду права оно относится?

Ответ. Убийство редкого вида птиц, относится к административному праву.

  1. Конкурс для болельщиков
  1. Кем по профессии был по образовании был главный противник Шерлока Холмса? (Профессор математики Мориарти)
  2. Назовите адрес Шерлока Холмса? (Бейкер-стрит, 221б, Лондон.)
  3. Кем был доктор Ватсон до встречи с Шерлоком Холмсом? (Отставным врачом.)
  4.  Кому из героев К. Дойла принадлежит монограмма из четырех сабель, скрещенных в форме буквы М? (Профессору Мориарти)
  5. Любимая фраза Шерлока Холмса? (Это же элементарно, Ватсон.)
  6. На каком инструменте играл Шерлок Холмс? (На скрипке.)

  1. Конкурс для капитанов «Словесный портрет знаменитых сыщиков»

По словесному портрету назвать имя и фамилию сыщика. За правильный ответ команды получают по 2 балла. Ответы пишутся на листочках.

Задание 1. «Национальность – бельгиец. Внешность: яйцевидный череп, частично покрытый подозрительно темными волосами, гигантские усы, внимательные глаза. Родители дали ему имя одного из героев греческих мифов. (Эркюль Пуаро)

Задание 2. «Внешность: острый, пронизывающий взгляд, тонкий орлиный нос, придающий лицу выражение живой энергии и решительности, квадратный, чуть выступающий вперед подбородок, говорящий о решительном характере; руки вечно в чернилах и пятнах от разных химикалий. Хобби – музицирование. (Шерлок Холмс)

  1. Конкурс «Всякая всячина»

Команды должны ответить на 10 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы первой команде:

  1. Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией России (Референдум)
  2. Кто является главой Российской Федерации? (Президент РФ)
  3. Какие органы из этого перечня не входят в систему органов государственной власти? Совет Федераций, Правительство РФ, органы местного самоуправления, судебные органы.
  4. Когда отмечается День прав человека? (10 декабря)
  5. Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерация)
  6. Выраженное в законах и других государственных актах, охраняемое государством общеобязательное правило поведения. (Норма права)
  7. Отдельный гражданин как субъект гражданского права. (Физическое лицо)

Вопросы второй команде:

  1. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция)
  2. Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком? (Человек до 18 лет.)
  3. Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент РФ.)
  4. Носитель суверенитета и единственный источник власти в России. (Многонациональный народ РФ.)
  5. Как называется тайное хищение имущества? (Кража)
  6. Как называется законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений? (Кодекс)
  7. Назовите общее понятие для перечисленных терминов: правосудие, суд, система судебных учреждений. (Юстиция.)

Подведение итогов, награждение.



Предварительный просмотр:

                      «Дела минувших лет…»

              Литературно-историческая викторина

Появляется ведущий.

Ведущий. Изучение истории нашествия наполеоновской армии трудно представить себе без лермонтовского «Бородино». Ведь М.Ю. Лермонтов принадлежал к поколению, которое в благородной завистью оглядывалось назад, на героев 1812 года. Насколько хорошо вы знаете это хрестоматийное произведение, покажет наш кроссворд.

Используя знание этого стихотворения, вы должны будете угадать два слова и назвать разницу в этих похожих по смыслу словах.

                                                Кроссворд 1

  1. Уж мы пойдем ломить стеною,

          Уж постоим мы … (головою)

          За родину свою.

  1. Забил заряд я в пушку туго

 И думал: угощу я … (друга)!

  1. Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный …(ус)

  1. Прилег вздремнуть я у … (лафета)
  2. Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная … (пожаром),

Французу отдана.

             

1

2

3

4

5

Гусар – военный из частей легкой кавалерии.

                                         

                                               Кроссворд 2

  1. Но тих был наш …(бивак) открытый.
  2. Недаром помнит вся … (Россия).
  3. Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать … (мундиры)

О русские штыки?»

  1. Вот смерклось. Были все готовы

(Заутра) бой затеять новый

И до конца стоять.

  1. Немногие вернулись с поля,

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б …(Москвы)!.

  1. Да, были люди в наше время ,

Не то, что нынешнее племя:

(Богатыри) - не вы!

  1. Вот затрещали барабаны –

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали … (раны).

1

2

3

4

5

6

6

               

Кирасир – воин тяжелой кавалерии.

                                       

                                          Вопросы викторины

  1. Мы заслонили тут собой

Порог Москвы – в Россию двери;

Тут русские дрались, как звери…

Так писал Ф.Н.Глинка в 1812 году. Какой город называли «ключом к России», а также «дверью, открывающей Москву»? (Смоленск)

  1. Это слово первоначально существовало в военном лексиконе лишь как обозначение участника «партии», то есть отдельного отряда. В Отечественной войне 1812 года оно приобрело принципиально новый смысл и сохранило его до наших дней в значении «народный мститель». (Партизан.)
  2. В 1806 году женщина, обрезав волосы и переодевшись в казачью форму, сбежала с казачьим полком в Гродно. Поступив в конно-польский уланский полк под именем «юнкера Соколова», она участвовала в войне 1805 – 1807 годов. Вскоре секрет «юнкера Соколова» был раскрыт, но она получила разрешение Александра 1 остаться на военной службе под именем Александра Андреевича Александрова. В Бородинском сражении была контужена, получила чин поручика и назначение ординарцем к М.И. Кутузову. В 1816 году вышла в отставку в чине штабс-ротмистра. Впоследствии опубликовала «Записки кавалерист-девицы», которые имели большой успех. (Надежда Дурова.)
  3. Этот будущий герой – партизан Отечественной войны ё812 года в младенчестве выказал страсть к маршированию, метанию ружьем, чем нечаянно привлек внимание графа А.В. Суворова, который заметил резвого ребенка и, благословив его, сказал: «Ты выиграешь три сражения!» Маленький повеса бросил псалтырь, замахал саблею, выколол глаз дядьке, проткнул шлык (шапка, чепец, женский головной убор) няне и отрубил хвост борзой собаке, думая тем исполнить пророчество великого человека, за что был образумлен розгами. Поэт Николай Языков посвятил этому человеку, герою войны 1812, такие стихи:  

                                 Жизни баловень счастливый,

                                 Два венка ты заслужил;

                                 Знать, Суворов справедливо

                                 Грудь тебе перекрестил:

                                 Не ошибся он в дитяти,

                                 Вырос ты – и полетел,

                                 Полон всякой благодати,

                                 Под знамена русской рати,

                                 Горд и радостен и смел.

                                 Лучезарна слава эта,

                                 И конца не будет ей;

                                 Но такие ж многи лета

                                 И поэзии твоей:

                                 Не умрет твой стих могучий,

                                 Достопамятно-живой,

                                 Упоительный, кипучий,

                                 И воинственно-летучий,

                                 И разгульно-удалой.

     О ком идет речь? (Денис Давыдов)

  1. Какой великий русский поэт в своем романе в стихах спросит:

                                  Гроза двенадцатого года

                                  Настала – кто тут нам помог?

                                  Остервенение народа,

                                  Барклай, зима иль русский бог?

                                  (А.С. Пушкин в 10 главе «Евгения Онегина».)     

6.      Ф.И. Глинка в 1812 году писал:

                                  Наш бог внимал мольбам и клятвам.

                                  Но враг еще… одолевал!..

                                  На Бородинские вершины

                                  Седой орел с детьми засел,

                                  И там схватились исполины,

                                  И воздух рделся и горел.

Кого поэт называет «седым орлом»?  (М.И. Кутузова, которому было 67 лет, когда он стал главнокомандующим русской армии.)

7.     Перед походом в Россию в 1812 году войско Бонапарта насчитывало более 600 тысяч человек из разных стран Европы. Вспомните название вкусного пирожного, которое напоминает «многослойную» армию французского императора? (Наполеон)

8.                                   Великих жертв великий час,

                                       России славные годины:

                                       Везде врагу  лихой отпор;

                                       Коса, дреколье и топор…

                                                                       (Ф.Н. Глинка)                             

    Что означает слово «дреколье»? (Это палки, колья, дубины и т.д., употребляемые как оружие)

                                         

 9.                                      Взглянет он – дрожат народы,

         Войска движутся вдали.

         А пойдет он, строгий, бледный,

         Словно памятник живой –

         Под его стопою медной

         Содрогнется шар земной.

         В поле вспыхнет буря злая,

         Вспыхнут громы на морях

         И ложатся, умирая,

         Люди в кровь, а царства в прах!

         И в те же дни своей гордыни

         Он пришел к Москве святой,

         Но спалил огонь святыни

         Силу гордости земной.

                                     (А.С. Хомяков. На перенесение Наполеона праха. 1840г.)

Чью «земную гордость» спалил «святой огонь»? (Наполеон, захватив Москву, ждал бояр с ключами, но Москва не покорилась)

    Вот как ответил на этот вопрос поэт Н.С. Соколов:

                                           Шумел, горел пожар Московский,

                                           Дым расстилался по реке,

                                           А на стенах вдали кремлевских

                                           Стоял он в сером сюртуке.

                                           И призадумался, великий,

                                           Скрестивши руки на груди,

                                           Он видел огненное море,

                                           Он видел гибель впереди.

                       

     10.   Этот величественный храм был воздвигнут в Москве в 19 веке в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. В 30-е годы прошлого века разрушен, а в 90-е годы восстановлен. (Храм Христа спасителя)

      11.   На борьбу с французскими захватчиками поднимались даже женщины.  Тогда же прославилась знаменитая Василиса Кожина. Чем она стала знаменита? (Василиса Кожина возглавила крестьянский партизанский отряд)

      12.   Наполеон, как известно, оставшись в сгоревшей Москве и предчувствуя поражение, запросил мира. На что Кутузов ответил, что Бонапарт, не объявляя войны, вторгся в Россию и разорил большую полосу земли в нашем отечестве; увидим теперь, как он выйдет из Москвы, в которую пожаловал без приглашения… Война еще только начинается. Вспомните, какую известную басню посвятил И.А. Крылов этому событию. Эта басня обошла всю русскую армию и была встречена ею с восторгом. В этой басне лицемерию хищника-врага противопоставлена спокойная уверенность старого ловчего, легко распознающего хитрость волка. («Волк на псарне».)

     13.  Французская армия в беспорядке, без дисциплины, почти без оружия, с обмороженными и почерневшими от дыма биваков лицами и руками бежала по России, утратив человеческие чувства. Оставалось только одно чувство почтения к своему великому императору и восхищения им. Когда появлялся возок императора, толпа встречала его слабыми голосами: «Да здравствует император!» Даже падавшие от усталости, слабости и голода обвиняли во всем кого угодно – стихию, казаков и партизан, только не своего повелителя. Они верили, что боготворимый ими вождь спешит, желая спасти их. Наполеон же безо всякого выражения глядел на них или, лучше сказать, сквозь них. Он уже давно презирал людей. Это ему принадлежит циничное выражение о солдатах: «шер а канон» - ставшее синонимом бесчеловечного отношения к людям на войне.

             Как называл своих солдат великий император? («Пушечное мясо»)

    14.   «Великая армия»  Наполеона! Что, кроме пепла и проклятий, оставила она после себя? Лишь одно слово, насмешливое и презрительное. Когда французы, полуживые от холода и голода, при своем бегстве стучали в крестьянские избы, то молили: «Шер ами, дю пэн…» - «Дорогой друг, хлеба…» С той поры шатунов и плутов, обманщиков, промышляющих на чужой счет, на Руси стали называть этим словом.

      Назовите это слово… (Шаромыжник)

Вопросы для зрителей.

1.В какой из дней 1812 года многоязычная «великая армия» Наполеона вторглась в пределы Российской империи?
а) 9 мая;
б) 12 июня;
в) 22 июня;
г) 4 ноября.

(24 июня по старому стилю.)

Какой император правил Россией во время Отечественной войны 1812 года?
а) Пётр I;
б) Павел I;
в) Александр I;
г) Николай I.

За сколько дней Наполеон надеялся победить Россию?
а) За 10 дней;
б) За 20 дней;
в) За 100 дней;
г) За 200 дней.
(Именно на столько дней он и взял с собой провианта.)

Через какую реку переправилась «Великая армия Наполеона», вторгаясь 12 июня 1812 года в пределы Российской империи?
а) Одер;
б) Нева;
в) Неман;
г) Дунай.

Как называли Отечественную войну 1812 года французы?
а) Русская кампания;
б) Французское нашествие;
в) Хождение за три моря;
г) Холодная война.

В 19-м веке в высшем обществе довольно часто встречались двойные фамилии. У Михаила Илларионовича Кутузова тоже была двойная фамилия. Какая?
а) Кутузов-Каблуков;
б) Кутузов-Голенищев;
в) Кутузов-Подковкин;
г) Кутузов-Носков.

Название какого русского города звучит в почётном княжеском титуле фельдмаршала М.И. Кутузова?
а) Новгород;
б) Ростов;
в) Смоленск;
г) Псков.
(Города Смоленска – князь Смоленский.)

В каком месяце 1812 года пост главнокомандующего занял М.И. Кутузов?
а) Июнь;
б) Июль;
в) Август;
г) Сентябрь.
(20 августа 1812 года.)

В каком возрасте Михаил Илларионович Кутузов возглавил русскую армию, сражавшуюся с Наполеоном?
а) В 47 лет;
б) В 57 лет;
в) В 67 лет;
г) В 77 лет.
(Кутузову, который родился в 1745 году, было 67 лет, но он был бодр и активен.)

Кого сменил князь Кутузов на посту главнокомандующего русской армией в августе 1812 года?
а) Ермолова;
б) Багратиона;
в) Тормасова;
г) Барклая-де-Толли.

Сражение за какой российский город происходило на Бородинском поле?
а) За Москву;
б) За Санкт-Петербург;
в) За Смоленск;
г) За Киев.

Своим маршалам Наполеон говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову. Заняв Москву, я …». Закончите фразу словами полководца.
а) Возьму ее за горло;
б) Поражу ее в сердце;
в) Свяжу ей руки;
г) Лишу ее голоса.

Самое главное сражение Отечественной войны 1812 года состоялось:
а) При городе Смоленске;
б) При городе Малоярославце;
в) При селе Бородино;
г) На реке Березине.


Сколько часов продолжалась Бородинская битва?
а) 5 часов;
б) 8 часов;
в) 10 часов;
г) 15 часов.
(Около 6 часов утра 26 августа началось знаменитое Бородинское сражение. Боевые действия продолжались до 9 часов вечера.)

Кто из русских генералов был смертельно ранен в Бородинском сражении и похоронен на Бородинском поле?
а) Д.П. Неверовский;
б) П.И. Багратион;
в) А.А. Тучков;
г) С.Г. Волконский.

 

       

                                               Кроссворд

  1. Но тих был наш …(бивак) открытый.
  2. Недаром помнит вся … (Россия).
  3. Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать … (мундиры)

О русские штыки?»

  1. Вот смерклось. Были все готовы

(Заутра) бой затеять новый

И до конца стоять.

  1. Немногие вернулись с поля,

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б …(Москвы)!.

  1. Да, были люди в наше время ,

Не то, что нынешнее племя:

(Богатыри) - не вы!

  1. Вот затрещали барабаны –

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали … (раны).

1

2

3

4

5

6

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...


 

Комментарии

Кутькова Людмила Александровна

Спасибо,интересно,думаю,что можно использовать.