Классный час "Как мы говорим?"
классный час на тему

Ларина Ольга Николаевна

Классный час "Как мы говорим?" посвящен речевому этикету - одному из важнейших элементов человеческой культуры.Мероприятие рассчитано на учащихся 5 - 9 классов (командная игра).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа  «Как мы говорим?» (по речевому этикету)

Задачи:

  1. Дидактическая – углубить знания учащихся по изучению лингвистических и литературных тем;
  2. Развивающая – развитие внимания;
  3. Воспитательная – формирование интереса и любви к русскому языку, совершенствование речи.

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте, дорогие наши гости! Мы  рады видеть вас на мероприятии, посвященном русскому языку «Как мы говорим?». Сегодня померяются знанием, умением, находчивостью, сообразительностью, эрудицией, юмором две команды, в составе которых…….

Речевой этикет – один из важнейших элементов человеческой культуры. Мы еще не знаем человека, но вот он заговорил, и буквально с первых фраз можно судить о его культуре. Или бескультурье.

Инсценировка.

Ведущий 1. Прибежал из школы Сева,

                    Зычно крикнул:

Сева:           «Предки, где вы?»

Ведущий 1. А сестра ему в ответ:

Сестра:       «Папы с мамой дома нет!»

Ведущий 1. Сева с жаром восклицает:

Сева:           «Отпасни обед, сестра!

                    Шамать – просто умираю –

                    Не рубал еще с утра!»

Ведущий 2. И, набивши рот печеньем,

                    Продолжал он с увлеченьем:

Сева:           «Мы писали сочиненье

                    « Береги язык родной!»

                    Захиляли все ребята –

                    Память, что ли коротка.

                    Я решил паять цитаты

                    О богатстве языка.

                    Вспомнил Льва Толстого – сила!

                    Вспомнил Чехова – моща!

                    Все, о ком ты говорила,

                    Вспомнил  я на «эф», на «ща»;

                   Фета, Щедрина – законно,

                    Гончарова и тэ дэ.

                    Мы, небось, ведь не филоны.

                    Знаем, что, куда и где

                   Вот за это сочиненье

                   (Я трепаться не хочу),

                   Без сомненья, без стесненья

                   Я пятерку отхвачу.

                   Хочешь спорить? Бесполезно.

                   Тема хоть и хилая –

                   Написал-то я железно

                   И со страшной силою.

                   Я тебе не Вася Кочкин.

                   Он сидит, дрожма дрожит,

                   Написать не может строчки,

                   Все забыл он, вот  рахит.

                   Тут, конечно, дело ясно:

                   Ваське крышка, переплет.

                   Оторвет он кол потрясно,

                   А экзамен не толкнет.

                   Потому что все прохлопал,

                   Вечерами все стилял

                   И в кино охотней топал,

                        Не в библиотечный зал.

                        Мне за Ваську так неловко:

                        Друг такой – один позор…

                        Ну, спасибо за шамовку.

                        Прошвырнусь-ка я на двор.

/Ночь. Сева спит/

Ведущий 2.   Ночью Севе снится сон:

                       Чей-то профиль у подушки…

                       Александр Сергеич Пушкин!

                       Неужели это он?

                       Севе хочется поэту

                       Рассказать в мгновенье это,

                       Как ему Дубровский мил,

                       Как пленился он Русланом,

                       Как смеялся над Салтаном,

                       Как Гвидона полюбил…

                       Как прекрасно величавы

                       «Медный всадник» и «Полтава»,

                       Как трагичен «Годунов»….

                        Только нету нужных слов,

                        Нету слов хороших, внятных,

                       Сильных, ярких, всем понятных,

                        Сева шепчет, трепеща:

Сева:              «Ваша проза – во! Моща!

                        Ваши сказки  - колоссально!!!»

Ведущий 1.     Почему же так печально

                         Четверокласснику в ответ

                         Улыбается поэт?

Пушкин:         «Не по-русски говоришь ты,

                         Не пойму тебя я, нет!»

Ведущий 2.     В школах Сев подобных много.

                         И сказать им нужно строго,

                         Тарабарщиной нельзя

                         Заменить язык, друзья!

Учитель: Тема нашего сегодняшнего разговора – речевой этикет и обращение. Необходимость обратиться к собеседнику может возникнуть в самых разнообразных ситуациях: чтобы спросить, который час, попросить передать деньги на билет, уточнить стоимость продукта, сообщить родителям, что вы задержитесь… Как мы обращаемся к знакомым, родным людям, друзьям, а как к незнакомым? На эти вопросы мы попытаемся сегодня найти ответы.

      Давайте попросим команды представиться.  Это будет нашим первым конкурсом, который будет судить жюри в составе…

/Представление жюри/

Конкурс 1. Представление команд.

Конкурс 2. Конкурс капитанов.

Каждому капитану дается комплект карточек. Сложить пары синонимов.

Будничный – повседневный

Ландшафт – пейзаж

Верный – неизменный

Интеллект – ум

Стремление – влечение

Интервал – промежуток

Автомат – машина

Анализ – разбор

Конкурс 3. Конкурс «Как мы говорим?»

Найти ошибки в разговоре действующих лиц.

/Сценка/

Юля: Мама, сколько время? Ой, я покушаю и побегу в школу.

Мать: Что за спешка?

Юля: Да наш класс сегодня сдает….как это….металлолом.

Мать: Обед стоит на плите.

Юля: Суп? Хорошо, а мясо я разрежу: себе возьму меньшую половину, а тебе оставлю большую половину. (Режет мясо, ест)

Миша (вбегая): Юля! Что ты так долго?

Юля: Сейчас. Только попью (быстро встает).  Мама, а у нас есть холодный кипяток? (Наливает из графина воду и пьет). Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?

Мать: Возьми пальто.

Миша: Пальто не стоит. Его можно испортить. Возьми лучше…Как это…халат.

Мать: Действительно, возьми халат.

Юля (надевает халат): Хорошо. Я возьму халат. (Уходят).

Мать: Не могу понять, почему и Юля, и Миша, да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить по-русски не умеют.

/Обсуждение/

«Время», не кипяток , а кипяченая вода, половина не больше и не меньше, надеть, «кушать», слова – паразиты «как это»….

Учитель: Чистоту, красоту мы у древних берем,

                Сказки, саги из прошлого тащим,

                Потому что добро остается добром

                В прошлом, будущем и настоящем.

Именно этим продиктовано правильное поведение человека в обществе. Обладать хорошими манерами несложно, просто приобретите эту привычку.

  1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого СПАСИБО.
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит: «Добрый день!»
  3. Когда же нас бранят за шалости, произнеси: «Прости, пожалуйста».
  4. В России, во Франции и в Дании при расставанье скажут – ДО СВИДАНИЯ.
  5. Но увидимся с вами опять , чтобы ЗДРАВСТВУЙТЕ снова сказать.
  6. Как бы ни было в жизни нам туго, надо вежливость не растерять.
  7. Мы окажем вниманье друг другу, и друг друга станет легче понять.

Учитель: Но иногда, ребята, наше поведение, даже вежливое, противоречит этикету. Будучи вежливым, не забывайте о такте.

Ситуация 1:

Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её рядом поднимается мальчик.

-Садитесь, пожалуйста!

-Ну, что ты…Спасибо…Не надо…

-Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.

В чём не прав мальчик?

Ситуация 2:

Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик , внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось". В чём не прав мальчик?

    Главное, чтобы при соблюдении деталей этикета, мы не забывали об искреннем , радушном и добром отношении к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям. Иначе получится , как у героя стихотворения:

Обещал отцу Петрусь:

-Я за вежливость возьмусь:

Буду всех благодарить,

Первым "здравствуй" говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит- утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорёт:

-С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

-Убирайся, пострелёнок!

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дёрнет за косынку:

      -Ты куда, Ярина, стой,

я здороваюсь с тобой!

Та отпрянула в сторонку …

Как невежлива девчонка…

Нёс вожатый горку книг,

А Петро с ограды-прыг.

Чуть не сел ему на плечи:

-Извините, добрый вечер!

-Ты,- вожатый закричал,-

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлён:

Разве был невежлив он?!

Конкурс 4. Мы предлагаем вам ситуацию, связанную с речевым этикетом, - разговор по телефону. Посмотрите в исполнении наших ребят инсценировку из рассказа Н.Носова «Телефон». Будьте внимательны, потому что после просмотра мы обсудим речевые ошибки действующих лиц.

/Сценка «Разговор по телефону»/

  1. Алло! Алло!
  2. Алло!
  3. Слышно что – нибудь?
  4. Слышно. А тебе хорошо слышно?
  5. Хорошо. А тебе?
  6. И мне хорошо! Давай разговаривать.
  7. Давай. А о чем разговаривать?
  8. Ну…о чем…О чем – нибудь….хорошо, что есть телефон, правда?
  9. Правда.
  10. Вот если бы не было, было бы плохо…..Ну….
  11. Что ну? (Пауза)
  12. Чего ты не разговариваешь?
  13. А ты почему не разговариваешь?
  14. Да я не знаю, о чем разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так  разговариваешь и разговариваешь…..

Учитель: Как вы думаете, ребята, в чем заключалась главная ошибка действующих лиц? (Это разговор ни о чем).

Конкурс 5. Интеллектуальное казино. Сектор «Литература».

  1. Какому герою из какого литературного произведения принадлежат слова: «Не хочу учиться, а хочу жениться»? /Митрофан, «Недоросль»/
  2. Какое произведение подарило нашему языку эти афоризмы: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» , «Счастливые часов не наблюдают!», «Злые языки страшнее пистолета»? / «Горе от ума»/
  3. Поэт – романтик, воспитатель наследника престола, будущего императора Александра 2, друг и учитель А.С. Пушкина, подаривший своему ученику портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя» /В.А. Жуковский/
  4. Назовите автора этих слов:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем. /А.С.Пушкин/

  1. Кому принадлежат эти строки: Москва, Москва!...Люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно! /М. Лермонтову/
  2. В стихотворении М.Лермонтова «На смерть поэта» упоминается герой одного из произведений А.С.Пушкина. Кто это?

И он убит – и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

 Сраженный, как и он, безжалостной рукой. /Владимир Ленский/

Сектор «Великий и могучий русский язык».

  1. Что изучает пунктуация?
  2. Какое средство выразительности представлено в выражениях: красноречивое молчание, оптимистическая трагедия, белая ворона, звучная тишина? (оксюморон).
  3. Назовите лексическое значение фразеологизмов: перемывать кости – сплетничать, судачить; тянуть жилы – мучить; светлая голова – умный человек; кусать локти – досадовать по поводу собственной ошибки.
  4. Продолжите пословицы: Волков бояться…..(в лес не ходить), в тесноте, да…..(не в обиде), в чужом глазу сучок видит, а в своем…..(бревна не замечает).
  5. Переведите на современный русский язык церковнославянизмы: грядущий – будущий, идущий; чадо – ребенок, прилежать – трудиться с усердием, ведро – ясная, сухая погода, татьба – воровство, кража.
  6. Как называются слова, употребляемые жителями той или иной местности? Слова, употребляемые людьми той или иной профессии?

Конкурс 6. «Анаграммы». Составить как можно больше слов из слова ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.

« Славянское слово»

Учитель: Предлагаем вам посмотреть сценку из повести Максима Горького               «Детство» о том, как дед обучал внука грамоте.  Дедушка, достав откуда – то новенькую книжку, позвал внука.

Дед: Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру?

Это «аз». Говори: Аз! Буки! Веди! Это что?

Внук: Буки.

Дед: Попал! Это?

Внук: Веди!

Дед: Врешь, аз! Гляди: глагол, добро, есть. Это что?

Внук: Добро.

Дед: Попал! Это?

Внук: Глагол.

Дед: Верно! А это?

Внук: Аз.

Дед: Валяй, Лексей!

Внук: Земля! Люди!

Дед: Ах, лихорадка астраханская, чего орешь, чего?

Внук: Это вы кричите.

Дед: Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак…

Следующий конкурс № 7 называется «Славянское слово». Я называю вам старославянское слово, а вы мне – русское.

Глад (голод)

Здравие (здоровье)

Здравый (здоровый)

Страж (сторож)

Страна (сторона)

Драгой (дорогой)

Брег (берег)

Древо (дерево)

Хлад (холод)

Врата (ворота)

Злато (золото)

Власы (волосы)

Учитель: Старославянский язык внес большой вклад в развитие русского языка: он обогатил его интересными и нужными словами. Некоторые старославянизмы стали часто употреблять: праздник, время, среда, милосердие, великодушие, благословенный.

Учитель: В заключение нашего плодотворного разговора предлагаю послушать произведения, которые еще раз подтвердят бессмертные слова Ивана Сергеевича Тургенева, обращенные к нам, потомкам: «…Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием (языком); в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

  1. Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык».

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык  не был дан великому народу!

  1. «Люблю тебя, русский язык!»

          Люблю тебя, русский язык!

          В нем столько добра и силы,

          В нем слышится русский мужик,

          В нем слышится голос России.

          Люблю тебя., русский язык!

          Великое русское слово!

          В нем вижу я Пушкина лик,

          В нем вижу я лик Толстого.

          Люблю тебя, русский язык!

          Язык пониманья и мира:

          На нем говорят и якут, и калмык,

          И те, кто живут на Памире.

           За то, что красив и могуч,

           За то, что как солнечный луч,

           Люблю тебя, русский язык!

/Подведение итогов классного часа, слово жюри. Песня «Давайте восклицать!»/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...


 

Комментарии

Гладких Галина Викторовна

Спасибо за актуальный, интересный материал.