Классный час "Как мы говорим?"
классный час на тему
Классный час "Как мы говорим?" посвящен речевому этикету - одному из важнейших элементов человеческой культуры.Мероприятие рассчитано на учащихся 5 - 9 классов (командная игра).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий классного часа «Как мы говорим?» (по речевому этикету)
Задачи:
- Дидактическая – углубить знания учащихся по изучению лингвистических и литературных тем;
- Развивающая – развитие внимания;
- Воспитательная – формирование интереса и любви к русскому языку, совершенствование речи.
Ход мероприятия:
Учитель: Здравствуйте, дорогие наши гости! Мы рады видеть вас на мероприятии, посвященном русскому языку «Как мы говорим?». Сегодня померяются знанием, умением, находчивостью, сообразительностью, эрудицией, юмором две команды, в составе которых…….
Речевой этикет – один из важнейших элементов человеческой культуры. Мы еще не знаем человека, но вот он заговорил, и буквально с первых фраз можно судить о его культуре. Или бескультурье.
Инсценировка.
Ведущий 1. Прибежал из школы Сева,
Зычно крикнул:
Сева: «Предки, где вы?»
Ведущий 1. А сестра ему в ответ:
Сестра: «Папы с мамой дома нет!»
Ведущий 1. Сева с жаром восклицает:
Сева: «Отпасни обед, сестра!
Шамать – просто умираю –
Не рубал еще с утра!»
Ведущий 2. И, набивши рот печеньем,
Продолжал он с увлеченьем:
Сева: «Мы писали сочиненье
« Береги язык родной!»
Захиляли все ребята –
Память, что ли коротка.
Я решил паять цитаты
О богатстве языка.
Вспомнил Льва Толстого – сила!
Вспомнил Чехова – моща!
Все, о ком ты говорила,
Вспомнил я на «эф», на «ща»;
Фета, Щедрина – законно,
Гончарова и тэ дэ.
Мы, небось, ведь не филоны.
Знаем, что, куда и где
Вот за это сочиненье
(Я трепаться не хочу),
Без сомненья, без стесненья
Я пятерку отхвачу.
Хочешь спорить? Бесполезно.
Тема хоть и хилая –
Написал-то я железно
И со страшной силою.
Я тебе не Вася Кочкин.
Он сидит, дрожма дрожит,
Написать не может строчки,
Все забыл он, вот рахит.
Тут, конечно, дело ясно:
Ваське крышка, переплет.
Оторвет он кол потрясно,
А экзамен не толкнет.
Потому что все прохлопал,
Вечерами все стилял
И в кино охотней топал,
Не в библиотечный зал.
Мне за Ваську так неловко:
Друг такой – один позор…
Ну, спасибо за шамовку.
Прошвырнусь-ка я на двор.
/Ночь. Сева спит/
Ведущий 2. Ночью Севе снится сон:
Чей-то профиль у подушки…
Александр Сергеич Пушкин!
Неужели это он?
Севе хочется поэту
Рассказать в мгновенье это,
Как ему Дубровский мил,
Как пленился он Русланом,
Как смеялся над Салтаном,
Как Гвидона полюбил…
Как прекрасно величавы
«Медный всадник» и «Полтава»,
Как трагичен «Годунов»….
Только нету нужных слов,
Нету слов хороших, внятных,
Сильных, ярких, всем понятных,
Сева шепчет, трепеща:
Сева: «Ваша проза – во! Моща!
Ваши сказки - колоссально!!!»
Ведущий 1. Почему же так печально
Четверокласснику в ответ
Улыбается поэт?
Пушкин: «Не по-русски говоришь ты,
Не пойму тебя я, нет!»
Ведущий 2. В школах Сев подобных много.
И сказать им нужно строго,
Тарабарщиной нельзя
Заменить язык, друзья!
Учитель: Тема нашего сегодняшнего разговора – речевой этикет и обращение. Необходимость обратиться к собеседнику может возникнуть в самых разнообразных ситуациях: чтобы спросить, который час, попросить передать деньги на билет, уточнить стоимость продукта, сообщить родителям, что вы задержитесь… Как мы обращаемся к знакомым, родным людям, друзьям, а как к незнакомым? На эти вопросы мы попытаемся сегодня найти ответы.
Давайте попросим команды представиться. Это будет нашим первым конкурсом, который будет судить жюри в составе…
/Представление жюри/
Конкурс 1. Представление команд.
Конкурс 2. Конкурс капитанов.
Каждому капитану дается комплект карточек. Сложить пары синонимов.
Будничный – повседневный
Ландшафт – пейзаж
Верный – неизменный
Интеллект – ум
Стремление – влечение
Интервал – промежуток
Автомат – машина
Анализ – разбор
Конкурс 3. Конкурс «Как мы говорим?»
Найти ошибки в разговоре действующих лиц.
/Сценка/
Юля: Мама, сколько время? Ой, я покушаю и побегу в школу.
Мать: Что за спешка?
Юля: Да наш класс сегодня сдает….как это….металлолом.
Мать: Обед стоит на плите.
Юля: Суп? Хорошо, а мясо я разрежу: себе возьму меньшую половину, а тебе оставлю большую половину. (Режет мясо, ест)
Миша (вбегая): Юля! Что ты так долго?
Юля: Сейчас. Только попью (быстро встает). Мама, а у нас есть холодный кипяток? (Наливает из графина воду и пьет). Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?
Мать: Возьми пальто.
Миша: Пальто не стоит. Его можно испортить. Возьми лучше…Как это…халат.
Мать: Действительно, возьми халат.
Юля (надевает халат): Хорошо. Я возьму халат. (Уходят).
Мать: Не могу понять, почему и Юля, и Миша, да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить по-русски не умеют.
/Обсуждение/
«Время», не кипяток , а кипяченая вода, половина не больше и не меньше, надеть, «кушать», слова – паразиты «как это»….
Учитель: Чистоту, красоту мы у древних берем,
Сказки, саги из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем.
Именно этим продиктовано правильное поведение человека в обществе. Обладать хорошими манерами несложно, просто приобретите эту привычку.
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого СПАСИБО.
- Зазеленеет старый пень, когда услышит: «Добрый день!»
- Когда же нас бранят за шалости, произнеси: «Прости, пожалуйста».
- В России, во Франции и в Дании при расставанье скажут – ДО СВИДАНИЯ.
- Но увидимся с вами опять , чтобы ЗДРАВСТВУЙТЕ снова сказать.
- Как бы ни было в жизни нам туго, надо вежливость не растерять.
- Мы окажем вниманье друг другу, и друг друга станет легче понять.
Учитель: Но иногда, ребята, наше поведение, даже вежливое, противоречит этикету. Будучи вежливым, не забывайте о такте.
Ситуация 1:
Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её рядом поднимается мальчик.
-Садитесь, пожалуйста!
-Ну, что ты…Спасибо…Не надо…
-Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.
В чём не прав мальчик?
Ситуация 2:
Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик , внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось". В чём не прав мальчик?
Главное, чтобы при соблюдении деталей этикета, мы не забывали об искреннем , радушном и добром отношении к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям. Иначе получится , как у героя стихотворения:
Обещал отцу Петрусь:
-Я за вежливость возьмусь:
Буду всех благодарить,
Первым "здравствуй" говорить!
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит- утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорёт:
-С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
-Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дёрнет за косынку:
-Ты куда, Ярина, стой,
я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку …
Как невежлива девчонка…
Нёс вожатый горку книг,
А Петро с ограды-прыг.
Чуть не сел ему на плечи:
-Извините, добрый вечер!
-Ты,- вожатый закричал,-
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлён:
Разве был невежлив он?!
Конкурс 4. Мы предлагаем вам ситуацию, связанную с речевым этикетом, - разговор по телефону. Посмотрите в исполнении наших ребят инсценировку из рассказа Н.Носова «Телефон». Будьте внимательны, потому что после просмотра мы обсудим речевые ошибки действующих лиц.
/Сценка «Разговор по телефону»/
- Алло! Алло!
- Алло!
- Слышно что – нибудь?
- Слышно. А тебе хорошо слышно?
- Хорошо. А тебе?
- И мне хорошо! Давай разговаривать.
- Давай. А о чем разговаривать?
- Ну…о чем…О чем – нибудь….хорошо, что есть телефон, правда?
- Правда.
- Вот если бы не было, было бы плохо…..Ну….
- Что ну? (Пауза)
- Чего ты не разговариваешь?
- А ты почему не разговариваешь?
- Да я не знаю, о чем разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь…..
Учитель: Как вы думаете, ребята, в чем заключалась главная ошибка действующих лиц? (Это разговор ни о чем).
Конкурс 5. Интеллектуальное казино. Сектор «Литература».
- Какому герою из какого литературного произведения принадлежат слова: «Не хочу учиться, а хочу жениться»? /Митрофан, «Недоросль»/
- Какое произведение подарило нашему языку эти афоризмы: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» , «Счастливые часов не наблюдают!», «Злые языки страшнее пистолета»? / «Горе от ума»/
- Поэт – романтик, воспитатель наследника престола, будущего императора Александра 2, друг и учитель А.С. Пушкина, подаривший своему ученику портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя» /В.А. Жуковский/
- Назовите автора этих слов:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем. /А.С.Пушкин/
- Кому принадлежат эти строки: Москва, Москва!...Люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно! /М. Лермонтову/
- В стихотворении М.Лермонтова «На смерть поэта» упоминается герой одного из произведений А.С.Пушкина. Кто это?
И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой. /Владимир Ленский/
Сектор «Великий и могучий русский язык».
- Что изучает пунктуация?
- Какое средство выразительности представлено в выражениях: красноречивое молчание, оптимистическая трагедия, белая ворона, звучная тишина? (оксюморон).
- Назовите лексическое значение фразеологизмов: перемывать кости – сплетничать, судачить; тянуть жилы – мучить; светлая голова – умный человек; кусать локти – досадовать по поводу собственной ошибки.
- Продолжите пословицы: Волков бояться…..(в лес не ходить), в тесноте, да…..(не в обиде), в чужом глазу сучок видит, а в своем…..(бревна не замечает).
- Переведите на современный русский язык церковнославянизмы: грядущий – будущий, идущий; чадо – ребенок, прилежать – трудиться с усердием, ведро – ясная, сухая погода, татьба – воровство, кража.
- Как называются слова, употребляемые жителями той или иной местности? Слова, употребляемые людьми той или иной профессии?
Конкурс 6. «Анаграммы». Составить как можно больше слов из слова ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.
« Славянское слово»
Учитель: Предлагаем вам посмотреть сценку из повести Максима Горького «Детство» о том, как дед обучал внука грамоте. Дедушка, достав откуда – то новенькую книжку, позвал внука.
Дед: Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру?
Это «аз». Говори: Аз! Буки! Веди! Это что?
Внук: Буки.
Дед: Попал! Это?
Внук: Веди!
Дед: Врешь, аз! Гляди: глагол, добро, есть. Это что?
Внук: Добро.
Дед: Попал! Это?
Внук: Глагол.
Дед: Верно! А это?
Внук: Аз.
Дед: Валяй, Лексей!
Внук: Земля! Люди!
Дед: Ах, лихорадка астраханская, чего орешь, чего?
Внук: Это вы кричите.
Дед: Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак…
Следующий конкурс № 7 называется «Славянское слово». Я называю вам старославянское слово, а вы мне – русское.
Глад (голод)
Здравие (здоровье)
Здравый (здоровый)
Страж (сторож)
Страна (сторона)
Драгой (дорогой)
Брег (берег)
Древо (дерево)
Хлад (холод)
Врата (ворота)
Злато (золото)
Власы (волосы)
Учитель: Старославянский язык внес большой вклад в развитие русского языка: он обогатил его интересными и нужными словами. Некоторые старославянизмы стали часто употреблять: праздник, время, среда, милосердие, великодушие, благословенный.
Учитель: В заключение нашего плодотворного разговора предлагаю послушать произведения, которые еще раз подтвердят бессмертные слова Ивана Сергеевича Тургенева, обращенные к нам, потомкам: «…Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием (языком); в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
- Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык».
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
- «Люблю тебя, русский язык!»
Люблю тебя, русский язык!
В нем столько добра и силы,
В нем слышится русский мужик,
В нем слышится голос России.
Люблю тебя., русский язык!
Великое русское слово!
В нем вижу я Пушкина лик,
В нем вижу я лик Толстого.
Люблю тебя, русский язык!
Язык пониманья и мира:
На нем говорят и якут, и калмык,
И те, кто живут на Памире.
За то, что красив и могуч,
За то, что как солнечный луч,
Люблю тебя, русский язык!
/Подведение итогов классного часа, слово жюри. Песня «Давайте восклицать!»/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...
Комментарии
Классный час "Как мы говорим"
Спасибо за актуальный, интересный материал.