Петра и Пушкина творенье.
материал по теме

Бражкина Виктория Васильевна

Литературная композиция 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 310-letiyu_sankt-peterburga.docx38.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ-СОШ №1 сл. Большая Мартыновка

Литературная композиция:

«Петра и Пушкина творенье»

(к 310 – летию со дня основания Санкт-Петербурга)

Учитель МБОУ СОШ №1

Бражкина Виктория Васильевна

сл. Б. Мартыновка

2013 г.


Оформление:

К мероприятию оформляется книжная выставка «Северная Пальмира». Композиция сопровождается видеозаписью, демонстрирующей виды Петербурга, а так же картины, гравюры и акварели художников XIX в.

Музыкальное  сопровождение:

Произведения Г. Генделя, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова,

 Э. Грига.

Действующие лица:

Двое ведущих, двое чтецов.

Ведущий 1:

Над желтым песком пустыни, поросшей колючей травой, высится колоннада из белого с  розовыми прожилками  мрамора.  Лежат на земле упавшие колонны…

Больше ничего не осталось от древнего города Пальмиры. Когда-то он был большим и шумным. К нему тянулись богатые караваны из Аравии и Индии, и римские войска проходили по его улицам. Все исчезло, разрушилось, превратилось в историю. Но так прекрасен был город, что название его стало символом, обозначающим красоту.

Много веков спустя, возник на далеком севере другой город. Он вырос на пустынных берегах реки Невы. За красоту и величие зданий и памятников, широких проспектов и площадей его стали называть Северной Пальмирой.

Ведущий 2:

«Последний – посмертный – бессмертный подарок России – Петра». Эти цветаевские слова врезаются в память своей лаконичностью и необычайной интонацией. Это о… Петербурге! Именно Петербург – бессмертный подарок, преподнесенный  России Петром.

«Еще гремели шведские пушки, когда великая мысль родилась в уме великого человека. Здесь будет город, сказал он, чудо света. Сюда призову все художества, искусства, гражданские установления и законы победят  самую природу. Сказал – и Петербург возник из дикого болота».  (Батюшков К.)

Возведенный по воле одного единственного человека, Санкт-Петербург явил миру рукотворное чудо, не уступающее египетским пирамидам.

Выразительность его неповторимого облика слагается из гармоничного созвучия специфических природных условий равнинного приморского ландшафта, изрезанного рукавами дельты Невы, величавых архитектурных ансамблей, живописных садов и разнообразных памятников.

Ведущий 1:

Но не менее достойный подарок России сделал Александр Пушкин. Поэт выстроил свой Петербург – стихотворный. Не случайно мы говорим «Пушкинский Петербург» и уже не удивляемся, что так легко и гармонично рядом звучат два имени – Петра и Пушкина.

Поэт и Петр – единомышленники: они служили высшему предназначению, которое еще было непонятно современникам: они видели то, чего не замечали обычные люди, погруженные в свои житейские дела.

Ведущий 2:

Три столетия тому назад в огне Северной войны возник Петербург – город-крепость и город-порт, один из красивейших городов мира.

Ведущий 1:

Петербург был задуман  его державным основателем как город славы. Недаром одним из первых деяний «строителя чудотворного» был указ о перенесении в новую столицу мощей князя Александра Невского, за пятьсот почти лет до основания Петербурга громившего шведов и тевтонов на Неве и на льду Чудского озера. Преобразователь России знал, на что он шел, возводя город в виду самих границ государства Российского: дух князя-победителя должен был как бы осенять и его, Петра, грядущие победы.  Город вызван был «из топи блат» не личной прихотью царя, но государственной необходимостью.

Ведущий 2:

По-разному называют Петербург: Северная Пальмира, Петрополь, младшая столица, а нередко говорят просто: город на Неве.

Ведущий 1:

Нева! Тебе обязан своим рождением этот прекрасный город!

Ведущий 2:

Нева! Твои притоки, словно надежные сильные руки, обнимают острова, на которых раскинулся город.

Ведущий 1:

Нева! Твоя царственная красота и величие служили камертоном для многих поколений зодчих. Городу повезло: его строительством руководили великолепные мастера. Сколько архитекторов и скульпторов отдали свой блестящий талант городу на Неве.

Трезини и Леблон, Растрелли и Ринальди, Земцов и Коробков, Еропкин и Захаров, Воронихин и Старов, Кваренги и Росси, Монферран и Валлен-Деламот…  И явились миру Смольный собор и Зимний дворец, Медный всадник и Ростральные колонны, Биржа и Адмиралтейство.

Ведущий 2: 

Нева! Так привычно и красиво звучащее для нас, а по сути несправедливое название реки: ведь «Нева» по-фински означает болото.

 

Ведущий 1:

Как рассказывали Петру местные рыбаки, эта многоводная река причиняет им немало хлопот и горя. Каждые несколько лет, в осеннюю ветреную пору, выходит она из из берегов и все вокруг потопляет. Поэтому ни отцы их, ни деды никогда не строили здесь настоящих прочных домов: по их примеру и сами рыбаки ставят лишь маленькие деревянные хижины. И чуть только узнают, что наводнение приближается, - а на то у них есть свои приметы, - быстро разбирают избы по  бревнышку, вяжут бревна и доски в плот, покрепче к дереву его прикрепляют, а сами со своими чадами, домочадцами , да немудреными пожитками грузятся в лодки и плывут вверх по течению, туда где местность повыше, - благо, ветер-то с моря несет и  лодки гонит. Когда же река угомонится, возвращаются они на насиженные места и снова собирают домишки из тех же бревен.

Ведущий 2:

Знал Петр, конечно, и о том, сто случилось в здешних местах в 1691 году. Такая высокая вода была, что весь верхний край до самого Ниеншанца залило.

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

И думал он:

(…)

Здесь будет город заложен…

Ведущий 1:

Не раз, должно быть, окидывал он  взглядом  неприветливые, унылые берега, думая о том, что неспроста, видимо, ни новгородцы – старые хозяева этих земель, ни захватчики – шведы – даже не помышляли на этих островах большие города ставить. Немало трудов потребует эта затея. Но сколь важна она для блага России!

(…)

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Многие, наверное, помнят эти строки Пушкина, в которых – самое емкое описание истории основания города.

Ведущий 2:

Итак, чтобы «ногою твердой стать у моря», необходимо было иметь в устье Невы город-крепость, торговую гавань и верфи для строительства флота.

В апреле 1703 г. Петр I определил место для строительства русской  крепости, названной на голландский манер Сант-Питер-Бурх  (т.е. крепость св. Петра), - Заячий остров. План будущей крепости был намечен Петром, работы по ее строительству под руководством  Меншикова начались 16 мая 1703 года. А 29 июня в крепости был заложен деревянный храм Петра и Павла, позднее крепость стала называться Петропавловской, а будущий город Санкт-Питербурхом. Уже осенью на  деревянно-земляных бастионах крепости было установлено более ста двадцати орудий. А в ноябре того же года в Питербурх прибыл первый торговый корабль, голландский. Так начал свою службу первый русский порт на Балтике. В 1704 году на левом берегу Невы заложено Главное Адмиралтейство с Адмиралтейской верфью, в 1705 вокруг него сооружены укрепления Адмиралтейской крепости. Под защитой этих крепостей началось строительство города. Работой руководил первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга Меншиков и первый архитектор Доменико Трезини.

Да, я люблю его, громадный, гордый град.

Но не за то, за что другие:

Не здания его, не пышный блеск палат

И не граниты вековые

Я в нем люблю, о нет! Скорбящею душою

Я прозираю в нем иное –

Его страдание под ледяной корой,

Его страдание больное.

А. Григорьев

Ведущий 1:

По указам Петра I для строительства города со всей России  тысячами набирались рабочие: русские, казаки, калмыки, татары, малороссияне, новгородцы, жители многих других губерний.

Кто мог тогда предположить, что строительство одной Петропавловской крепости унесет до ста тысяч жизней людей. Их сотнями гнали сюда, чтобы в течение 5-6 месяцев строительного сезона что-то успеть сделать.

Ведущий 2:

Седая старина знает о человеческих жертвоприношениях при закладке города, и до сих пор археологи находят кости человеческих жертв под стенами городов. Но, вряд ли найдется другой город в мире, который потребовал бы больше жертв для своего рождения, чем Пальмира Севера. Поистине Петербург – город на костях человеческих. Туманы и болото, из которых возник город, свидетельствуют о той египетской работе, которую нужно было произвести, чтобы создать здесь, на зыбкой почве, словно сотканной из туманов этот «Парадиз».

Ведущий 1:

Город возникал поистине «из тьмы лесов, из топи блат», не только на пустом месте, но хуже – на мокром. Десятки тысяч крепостных крестьян, солдат, каторжников везли на тачках, тащили в рогожах, даже носили в подолах то, чего не было вокруг, - сухую землю. Этой землей засыпали ненасытное, чавкающее болото. Кувалдами загоняли сваи в зыбкую, неверную почву…

За клином – клин,

К доске – доска.

Смола и вар. Крепите сваи,

Чтоб не вскарабкалась река,

Остервенелая и злая…

Зубастой щекочи пилой,

Доску стругай рубанком чище.

Удар и песня…

Над водой –

Гляди – восходит городище.

Э. Багрицкий

Ведущий 2:

И, конечно же, в связи с основанием Петербурга существует немало легенд. Приведу вам одну из них. В ней говорится, что много людей принималось здесь встарь строить город: приходили финны, шведы, строили города, но это им не удавалось, потому что топкое  болото бесследно поглощало строения… Тогда, наконец явился русский богатырь-волшебник. Построил один дом – поглотила трясина; построил второй, третий – то же самое. Рассердился богатырь и придумал хитрое, небывалое дело: взял и сковал на руках целый город – огромный – и поставил разом. Болото  не смогло его поглотить, и так стоит этот волшебный город, век за веком…

О, дивный город! О, чудо света!

Тебя волшебник созидал…

И силой творческой, в мгновенье,

Болотный кряж окаменел,

Воздвигся град, - и, в удивленьи,

Свет чудо новое узрел.

Ведущий 1:

Была у Петра такая привычка: мир ли, война – первым он обучался всякому новому делу, чтобы подавать пример, а потом других учить.

(…)

Самодержавною рукою

Он смело сеял просвещенье,

Не презирал страны родной:

Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

(…)

Ведущий 2:

И возводя на приневских берегах свой «Парадиз», как он называл будущую столицу, исполинскую фигуру Петра можно было видеть везде. Без его участия ничего не делалось.

Дневники и переписка царя  свидетельствуют, что он придирчиво изучал проекты, сам выбирал места для своих дворцов, а также церквей, мануфактур, улиц и площадей. Более того, он ставил вопрос о планировке отдельных районов города и генеральном плане Петербурга.

Ведущий 1:

Возводя крепостные бастионы, прорубая в чащобах улицы будущего города, заботился Петр и о своих будущих садах. В первую очередь и о своем собственном. Из подмосковного села Измайлово потребовал он присылки цветов «не помалу, а больше тех, кои пахнут».Из Западной Европы везли сюда саженцы различных деревьев. От этого времени сохранился до наших дней лишь могучий дуб, раскинувший свои ветви неподалеку от Летнего дворца. Дворец же тот – Летний – возвел для Петра архитектор Д. Трезини.

Железо, покорясь влиянию огня,

Здесь легкостью дивит в прозрачности  ограды,

За коей прячется и смотрит сад прохлады.

Полтавская рука сей разводила сад!

Но что в его тени мой привлекает взгляд?

Вот скромный дом, ковчег воспоминаний славных!

Свидетель он надежд и замыслов державных!

Здесь мыслил Петр об нас.

П. Вяземский

Ведущий 2:

По замыслам Петра должен был Летний сад затмить сады версальские. А потому и создавался в современном тогда регулярном стиле: с геометрически правильно расположенными аллеями, с многочисленными цветниками, с фигурно подстриженными деревьями и кустами, украшенный беломраморными беседками на воде, гротами и фонтанами. Из Венеции, Рима, Парижа доставлялись сюда скульптуры итальянских мастеров конца 17 – начала18 века.

Ведущий 1:

Фонтаны в саду были вообще первыми в России. Специально для них на берегу безымянного ерика были построены водовозные башни. С той поры Безымянный ерик имя получил: стал именоваться фонтанной рекой, или короче Фонтанкой.

И волею неземнородной

Царя, закованного в сталь

В пустыне, скудной и холодной,

Воздвигнут северный Версаль.

Где вечно плакали туманы

Над далью моха и воды,

Забили светлые фонтаны,

Возникли легкие сады.

Ведущий 2:

Петр I заботился не только о строительстве Петербурга, но и об увеличении населения, поскольку заселение города шло с трудом, сказывались дороговизна и неустроенность жизни, «гиблый»  климат тех мест. В 1710 году царь приказал переселить в Петербург около 15 тыс. мастеровых людей с их семействами, отвести им земельные участки и построить дома.

Покоряясь воле царя, переселенцы обустраивались, жили, работали, вкладывали в Петербург свой труд и свою душу. Так, волей-неволей,  Петербург все-таки заселялся и застраивался.

Ведущий 1:

Невероятно, невиданно быстро отстраивалась новая столица, создавался флот, открывались музеи, мануфактуры, Академия наук. Еще паслись коровы на Адмиралтейском лугу и будущей дворцовой площади,  но уже  Невская, «першпектива» соединяла Адмиралтейство с Александро-Невской лаврой, уже раздувал свои горны Литейный двор, на Охте работали пороховые заводы, застраивался Васильевский остров.

Сюда, в град «Петров», в 1712 году перенесена столица.

Приятный брег! Любезная страна!

Где свой Нева поток стремит к пучине.

О! Прежде дебрь, се коль населена!

Мы град в тебе престольный видим ныне!

Ведущий 2:

Петербург – любимое детище Петра Великого, символ его царствования и начатых преобразований. И движение, приданное царем державному граду, уже не в силах были задержать правители, менявшиеся  после на русском троне.

Ведущий 1:

В течение всего «осьмнадцатого столетия» наследники идей и начинаний Петровых, как умели, воплощали в жизнь задуманное великим основателем.

Я вижу град Петров, чудесный, величавый,

По манию Петра, воздвигшийся из блат,

Наследный памятник его могучей славы,

Потомками его украшенный стократ!

Ведущий 2:

К началу 19 века  Петербург, выросший за одно столетие со сказочной быстротой, превратился в один из красивейших городов мира.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

Ведущий 1:

Прекрасное расположение на берегах полноводной Невы, широкие площади и прямые, как стрелы проспекты, строгие гранитные набережные, величавые здания, возведенные по проектам талантливых архитекторов, зелень садов, многочисленные каналы, живописные острова – все это вместе взятое придавало городу неповторимое своеобразие. Строгая и стройная красота Северной Пальмиры, глубоко и сильно воспринималась современниками. Многие поэты, писатели, художники запечатлевали в своих произведениях облик города.

Ведущий 2:

Пушкину удалось творчески воссоздать облик любимого им города на Неве ярче, точнее и совершеннее, чем могли до него многие другие поэты и художники.

Пушкин создал из Петербурга целый мир. Конечно, он не единственный поэт, который воспевал Петербург (писали до него и после него). Но именно с наследием Пушкина должны были считаться все, пытавшиеся сказать свое слово о Петербурге.

Ведущий 1:

Почти половина жизни поэта прошла в Петербурге. Он был в этом городе счастлив и несчастлив, стремился вернуться в Петербург и вырваться из него. Он мечтал о нем во время своих коротких и долговременных расставаний с Петербургом  и проклинал его, снова оказавшись в столице.

Ведущий 2:

Но он не представлял себе жизни без Петербурга, всегда любил этот город, воспел его в своих произведениях, видел в нем гордость и славу России.

Петербург для Пушкина всегда был одним из красивейших русских городов, чудом «полнощных», т.е. северных стран.

Ведущий 1:

Пушкинский Петербург  включает в себя образ самого города. Его историю, ставшую выражением целого  пласта истории России. Его архитектуру, которая формируется именно в эти годы, последние годы жизни великого поэта. Петербург Пушкина существует как бы в двух измерениях: как историческая реальность и как поэтический образ, пришедший к нам из его творчества.

Ведущий 2:

Из документов начала 19 века можно почерпнуть тысячи разнообразных сведений о внешнем облике города и об его жизни. Но не один документ не дает такого ощущения почти осязаемой реальности Пушкинского Петербурга, какие дают стихи самого Пушкина:

Все было тихо; лишь ночные

Перекликались часовые;

Да дрожек отдаленный стук

С мильоной раздавался вдруг;

Лишь лодка веслами махая;

Плыла по дремлющей реке.

И нас пленили вдалеке

Рожок и песня удалая…

Ведущий 2:

Первое реалистическое описание Петербурга возникает под пером Пушкина в «Евгении Онегине». Здесь и ночной город с померкшими домами и сонными улицами, и утренний Петербург, наполненный трудовым людом; здесь зимний пейзаж и летний, звуки рожка и песни над Невским проспектом, Большой театр и модный ресторан – словом, Петербург во всем его своеобразии, со множеством индивидуальных особенностей и примет.

Перед померкшими домами

Вдоль сонной улицы рядами

Двойные фонари карет

Веселый изливают свет

И радуги на снег наводят;

Усеян плошками кругом,

Блестит великолепный дом;

По цельным окнам тени ходят,

Мелькают профили голов

И дам и модных чудаков.

Ведущий 1:

Для Пушкина существовал не только парадный Петербург, но и Петербург трудовой, окраинный с целой галереей образов из простонародья:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

 На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Проснулся утра шум приятный,

Открыты ставни; трубный дым

Столбом восходит голубым,

И хлебник, немец аккуратный,

В бумажном колпаке, не раз

Уж отворял свой вас ис дас.

Ведущий 2:

Пушкин не только поэт Петербурга, но и бытописатель. В «Пиковой даме», «Домике в Коломне» и других «петербургских» произведениях описания улиц, частей города настолько точны, что следуя им, и сегодня можно отыскать те места или дома, где волей автора оказываются герои.

Ведущий 1:

Пушкинский Петербург – понятие особенное, может быть единственное в своем роде. Представим на миг, что Пушкин не написал «Медного всадника» и мы не знаем строк:

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

Как много утратил бы для нас памятник Фальконе…

Ведущий 2:

Поэма создана на одном дыхании. Она захватила поэта, казалось, он не писал, а читал ее: так цельны, так живы и совершенны были возникшие под пером картины.

Ведущий 1:

Поэма открывается апофеозом Петербурга. Все прекрасно в этом городе, всем восхищается, все любит поэт: величавые просторы Невы, прозрачность летних ночей и жестокость зимних морозов, балы и дружеские пирушки, военные смотрины и парады, мощь и славу молодой столицы.

Люблю воинственную живость

Потешных Марсовых полей.

………………………………

Люблю, военная столица,

Твоей твердыни дым и гром,

Когда… победу над врагом

Россия снова торжествует.

Ведущий 2:

Но это вступление; это еще не весь Петербург. Лишь одна его сторона. Есть и другая – «омраченный Петроград», разбушевавшаяся стихия, общее бедствие, трагедия и безумие горя.

Ужасный день…

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась…

…Народ зрит божий гнев

И казни ждет…

Ведущий 1:

Оказывается, в этом прекрасном городе люди гибнут, сходят с ума, а с великолепием и блеском сосуществуют разбитые судьбы, искалеченные жизни.  «Полношных стран краса и диво» - страшное диво, жестокая краса…

Ведущий 2:

«Медный всадник» Пушкина – это громадный архитектурный пейзаж Петербурга, развернутый в полотне тех трагических противоречий истории, среди которых был основан Петербург. Эта поэма сама является одним из лучших памятников городу.

Ведущий 1:

Поэт воспринимал Петербург и в его противоречиях, и в его историческом развитии: от «Петра творенья», прекрасного, дивного «юного города» до «свинского» Петербурга – николаевской столицы:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит…

Ведущий 2:

И все-таки Пушкин любил этот город! Любил дерзкий замысел, предшествовавший рождению северной столицы, любил его гениальное воплощение в творениях прославленных зодчих, всю неповторимую красоту и поэзию Петербурга, но больше всего любил в нем – Россию, видел в нем символ ее величия и исторической значимости.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия…

Ведущий 1:

Едва ли есть на земле другой город, который был бы столь же вдохновенно воспет, как Петербург Пушкиным. Открыв для себя и запечатлев в бессмертной поэзии красоту города на Неве, Пушкин одухотворил его, украсил своим гением, стал, таким образом, соучастником того высокохудожественного понятия, которое мы называем «Петербург».

Ведущий 2:

Может поэтому историки Петербурга пришли к неоспоримому выводу: «А. С.  Пушкин является в той же мере творцом образа Петербурга, как Петр Великий – строителем самого города»

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла…

Список используемой литературы:

  1. Андреева М.В. и др. Рассказы о трех искусствах: Очерки. – Л.: Дет. лит., 1975. – 223 с., ил.

  1. Анциферов Н. Душа Петербурга: Очерки. – Л.: Дет. лит., 1990. – 256 с.

  1.  Где плещет невская волна: Альбом. – Л.: Художник РСФСР, 1989. – 272 с., ил.

  1. Гранитный город: Литературно-художественный сборник. – Л.: Дет. лит., 1989. – 231 с.

  1. Зажурило В.К. «Люблю тебя, Петра творенье…»: Пушкинские места Ленинграда. – Л.: Лениздат, 1989. – 272 с.

  1. Муза Е. «Великий город Петра». – М.: Советская Россия, 1977. – 56 с., ил.

7.«Полтавская рука сей возводила сад!» //  Читаем, учимся, играем. – 2000.- вып.4. – с. 119-125

  1. Северная столица: основание Петербурга. – М.:  Белый город, 2001. – 48 с.

  1. Семенникова Н. Летний сад. – Л.: Искусство, 1978. – 142 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люблю тебя, Петра творенье.....

Данный урок и презентация могут быть использованы во внеклассной работе, в проведении классных часов. Вопросы данной викторины касаются истории города, его символики, памятников, рек, каналов и мостов...

"Люблю тебя, Петра творенье" Творческое выступление команды на районной игре «Путешествие в эпоху Петра 1»

Выступление команды на районной игре «Путешествие в эпоху Петра 1» на тему "Люблю тебя, Петра творенье". Сопровождается презентацией...

Викторина. "Люблю тебя Петра творенье"

Отработка полученных знаний и навыков...

Люблю тебя, Петра творенье

Данный интегрированный урок составлен в рамках работы над методической темой школы «Обеспечение достижения  надпредметных компетенций учащимися в предметном обучении».  Урок рас...

Игра по станциям "Люблю тебя,Петра творенье!"

Игра на английском языке по теме  "Санкт Петербург" для учащихся 7 кл....

Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.

Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание  уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...