Социальный проект
методическая разработка (7 класс) по теме
Социальный проект посвящен проблеме социальной адаптации детей с особыми образовательными возможностями в условиях массовой школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
социальный проект "Мы разные, но мы вместе" | 847.2 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА
Г. ВОЛГОГРАДА
Руководитель: Дмитриева Т.В.
2012-2013
СОДЕРЖАНИЕ
I. Об авторе……………………………………………………………..
II. Краткая справка – аннотация к проекту………………………….
III. Описание социального проекта…………………………………..
IY. Механизмы выполнения проекта
1. Этапы реализации…………………………………………………….
2. Программа реализации проекта……………………………………..
3.Предполагаемые методы и способы решения проблемы эксперимента……………………………………………………………………….
4. Формы работы…………………………………………………………..
Y. Инновационный потенциал проекта…………………………………
YI. Список литературы……………………………………………………..
I. Об авторе
Педагогический стаж работы: 11 лет;
общий стаж работы: 11 лет;
стаж учителя – логопеда 3 года,
стаж работы в данном учреждении 3 года.
Наличия наград, званий, ученой степени, ученого звания нет.
Образование высшее педагогическое, ВГСПУ, 2011г., специальность «Логопедия», присуждена квалификация «учитель – логопед», специализация «Логопедическая работа с детьми, имеющими проблемы интеллектуального развития».
С 2012 года являюсь магистрантом ВГСПУ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», по специальности «Педагогическое сопровождение социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Сведения о повышении квалификации: курсы ВГАПК РО «Профессиональная компетентность учителей – логопедов ДОУ и ОУ», 72 часа, 2011г.; курсы ВГСПУ «Логопедический и зондовый массаж - семинар-практикум», 36 часов, 2011г.; ВГСПУ «Нарушения звукопроизношения у детей. Коррекция звукопроизношения. Использование постановочных зондов», 16 часов, 2011 год; ВГСПУ «Организация индивидуальной и групповой логопедической работы с ребенком с дизартрией», 16 часов, 2011 года.
С 2010 года являюсь куратором педагогических производственных практик студентов ВГСПУ IV и V курсов.
В октябре 2010 года выступала на районном МО с докладом на тему: «Приемы работы по формированию навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова».
В ноябре 2010 года была слушателем и участвовала в практическом семинаре на Международной научно-практической конференции по теме «Актуальные проблемы становления профессиональной культуры педагога интегрированного образования».
В октябре 2011 года была участником I международного научно-методического семинара "Специальное и интегрированное образование: организация, содержание, технологии".
В ноябре 2011 года давала открытое занятие по теме «Трехсложные слова с двумя стечениями согласных на уровне предложения и текста» на районном МО учителей – логопедов. Выступала с докладом на тему: «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников на уровне предложения и текста». Проводила мастер – класс на тему: «Элементы постановки звуков».
В декабре 2011 года принимала участие и участвовала в практическом семинаре на международной научно – практической конференции «Актуальные проблемы специального и интегрированного образования».
В феврале 2012 года принимала участие в региональном научно – практическом семинаре «Коррекционно – развивающая направленность обучения русскому языку в специальных (коррекционных) классах VII вида».
В марте 2012 года принимала участие в международной интеллектуальной викторине «Педагогический марафон» и была награждена дипломом за 1 место.
В апреле 2012 года принимала участие в региональном научно – практическом семинаре «Коррекционно – развивающая направленность обучения математике детей с особыми образовательными потребностями».
В мае 2012 года участвовала во Всероссийском конкурсе «Лучшая статья, научно – исследовательская работа» и была награждена дипломом за 1 место в номинации «Лучшая статья».
Имею печатные работы: статья в сборнике материалов к международной научно – практической конференции «Актуальные проблемы специального и интегрированного образования»; статью в научно – методическом журнале «Школьный логопед» №1 (40), 2012 «Развивающее пространство для детей с ЗПР на школьном логопункте».
II. КРАТКАЯ СПРАВКА – АННОТАЦИЯ К ПРОЕКТУ
Актуальность проекта
Адаптированный ребёнок – это ребёнок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде. Именно это должно быть целью любой программы, ориентированной на помощь в адаптации к образовательному учреждению детям с нормальным развитием и детям, имеющим какие-либо отклонения от нормы.
В нашей стране дети с ограниченными возможностями здоровья (особыми образовательными потребностями) могут получать образование в специальных образовательных учреждениях, специальных образовательных подразделениях, образовательных учреждениях общего назначения в формах, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании»: очное, заочное, вечернее обучение; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Основные задачи, которые призвана решить система образования - подготовить к нормальной личной и общественной жизни детей с нарушениями психофизического развития, корректировать их развитие, создать как можно больше возможностей для их самостоятельной жизни.
Проект направлен на решение социальной проблемы. Сейчас перед нами остро стоит проблема социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в обществе и привитие другим участникам образовательного процесса навыков толерантного поведения и общения с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
III. ОПИСАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»
В последние годы система образования РФ значительно расширилась, включив в себя сферу не только специальных школ, но и специальных классов, отдельных групп детей в общеобразовательной школе. Формируется система коррекционно-развивающего обучения (специальные коррекционные классы, классы компенсирующего обучения, вспомогательные классы и т.д.).
Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития.
Под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьных норм, реализуется в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности, что на фоне утраты интереса к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность. Нередко у таких детей возникают нервно-психические и психосоматические расстройства (Ш.А.Амонашвили,1984).
К сожалению, проблема работы с детьми, имеющими данный вид отклонения, стала в последнее время ещё более актуальной. По данным психолого-педагогических исследований в 2010 – 2011 уч. г. количество учащихся начальной школы, имеющих ЗПР, составило 25 %. У ребёнка, имеющего ЗПР, сопровождающейся низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, проблемы в адаптации могут привести к серьёзным заболеваниям, школьной дезадаптации и даже школьной фобии.
В связи с возросшим количеством детей, имеющих ЗПР, много споров в педагогической практике идёт вокруг проблемы целесообразности их обучения, а, следовательно, и успешности адаптации в массовой школе.
Так как проблема адаптации младших школьников, имеющих ЗПР, в научной литературе не рассматривается, то и методик диагностики уровня их адаптированности к школе не выработано. Следовательно, существует и проблема.
Проект направлен на решение социальной проблемы. Сейчас перед нами остро стоит проблема социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в обществе.
Поэтому особенно важно проводить с детьми мероприятия, направленные на умение находится в коллективе.
Цель социального проекта «Мы разные, но мы вместе»: привлечение внимания школьников, других участников образовательного процесса, к актуальным социальным проблемам, в частности, в необходимости толерантного поведения и общения с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
Гипотеза – социальная адаптация детей с ЗПР к условиям начальной школы и позитивное общественное мнение об обучающихся с особыми образовательными потребностями будут иметь больший успех и обеспечит навыки толерантного поведения, если будут выполнены следующие условия:
- учтены особенности психофизического развития детей с ЗПР;
- разработан план мероприятий проекта, подготовлены конспекты занятий, встреч на основе плана;
- проведена поэтапная работа над проектом;
- учтены индивидуальные возможности учащихся.
Задачи социального проекта «Мы разные, но мы вместе»:
- создать условия для социальной адаптации детей с ЗПР к условиям начальной школы;
- формировать позитивное общественное мнение в социуме об обучающихся с особыми образовательными потребностями;
- создать условия для совместного участия взрослых и подростков в общественно – значимой деятельности;
- повышать общий уровень культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
- формировать социально-личностные компетенции: навыки «разумного социального» поведения в сообществе;
- совершенствовать полезные социальные навыки и умения (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.);
- закреплять навыки коллективной работы.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач в проекте, использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ психолого – педагогической литературы, изучение и анализ практического опыта отечественных и зарубежных специалистов;
- эмпирические: анкетирование, педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ результатов деятельности, сравнительный анализ полученных данных;
- дескриптивные: описание результатов проекта, полученных данных, их графическая интерпретация и анализ, обобщение социального проекта.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 88 комитета по образованию администрации Тракторозаводского района г. Волгограда.
IY. МЕХАНИЗМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
1. Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап.
• Детальная разработка основных положений проекта.
• Подготовка коллектива учащихся к реализации проекта.
Штаб проекта:
Гапеева Валерия
Беляева Дарья
Дмитриева Анастасия
Арчаков Егор
Егоров Влад
Калмыкова Алена
Королева Анастасия
Курышев Илья
Крылов Андрей
Переяслова Наталия
Редкозубова Анастасия
Сердюков Виталий
Холодковская Мария
• Консультация педагогов – организаторов, руководителей.
• Проведение рекламно – информационной работы со школьниками с целью формирования количественно – качественного состава участников проекта.
• Проведение организационного периода с целью выявления творческого потенциала участников проекта.
2.Этап реализации.
• Включение участников в различные формы социально значимой деятельности.
• Проведение мероприятий по организации социального и коллективного планирования.
3.Заключительный этап.
• Сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с участниками в ходе проведения проекта.
• Итоговая диагностика, обобщение опыта.
• Выпуск методических материалов проекта.
• Планирование работы по дальнейшему совершенствованию проекта.
2. Программа реализации проекта
№ | Этапы и их сроки | Содержание деятельности | Прогнозируемые результаты | Ответственные |
1 | Первый этап – Подготовительный (сроки) | •Изучение психолого - педагогической, социологической и методической литературы по теме проекта. • Определение, исходя из этих условий, и обоснование направленности, а также содержания образовательного процесса. •Мотивация участников социально - педагогического эксперимента. •Развитие рефлексивной позиции у педагогов. | •Критический анализ научной литературы по проблеме эксперимента. •Уточненный план Проекта. •Документальное оформление деятельности соц. проекта. •Педагогическая концепция развития воспитательной системы учреждения. •План формирования гражданско - правового воспитывающего пространства. • Теоретическая, методическая и практическая готовность педагогов, участвующих в проекте. | |
2 | Второй этап – реализации (сроки) | •Выработка критериев, отбор содержания и форм деятельности воспитательного коллектива учреждения. Разработка адекватных поставленным целям педагогических и социально-психологических технологий. • Построение образовательной программы учреждения как современной формы социального заказа. •Организация текущей и итоговой рефлексии субъектов образовательной деятельности. • Осуществление опытно-экспериментальной и диагностической работы. •Проведение экспериментальной проверки эффективности работы. | •Гуманизация в ОУ всего образовательного процесса. •Осознанное освоение и принятие детьми основных демократических ценностей. •Формирование школьного педагогического сообщества - наиболее высокой формы самоорганизации воспитательного коллектива. •Создание социально-педагогических технологий социализации личности. Критериальная система оценки деятельности участников учебно - воспитательного процесса. •Накопление детьми достаточного объема реального личного жизненного опыта, необходимого для их эффективной социальной адаптации. | |
3 | Третий этап – Обобщающий внедренческий (сроки) | •Уточнение, анализ и обобщение результатов проведенного исследования. • Обобщенные результаты реализации разработанной программы эксперимента. • Корректировка апробированных социально-педагогических технологий. •Разработка методик и рекомендаций по формированию в образовательном учреждении определенных условий, обеспечивающих развитие творческого потенциала личности. •Проведение семинаров, научно-практических конференций для учителей города и района. •Подготовка статей в педагогические и социологические журналы. • Подготовка монографического издания. | • Практические рекомендаций по организации различных видов организационной, педагогической и управленческой деятельности, направленной на проектирование и становление в образовательном учреждении действующей модели. • Сборник научно- методических материалов по проблеме эксперимента. • Публикации в педагогических и социологических журналах. • Издание монографии. |
3.Предполагаемые методы и способы решения проблемы эксперимента
Для решения намеченных задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы:
• анализ философской, психолого-педагогической, социологической и методической литературы;
• анализ образовательных технологий, учебных программ и планов, учебных пособий;
• педагогическое наблюдение;
• анкетирование, интервьюирование;
• моделирование педагогической деятельности; статистические методы обработки полученных результатов и др.
4. Формы работы
- Деятельностные акции: «Новогодний подарок от Деда Мороза», «Игрушка на елку».
- Классные часы, занятия: «Уроки толерантности», «Театральный кружок», «Поделись своим секретом», «Танцевальный кружок «Каблучок», «Художественные занятия»
- Мероприятия: «Дед Мороз и Снегурочка для всех!» - новогодний музыкальный спектакль «Веселые старты» - спортивные состязания.
- Конкурсы рисунков и поделок: «Открытка для Деда Мороза», «Новогодняя Игрушка».
Y. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТА
Обоснование социальной значимости проекта: для того, чтобы привлечь внимание школьников, других участников образовательного процесса, к актуальным социальным проблемам, в частности, в необходимости толерантного поведения и общения с обучающимися с особыми образовательными потребностями, необходимы усилия педагогических работников, органов власти, родителей, но в первую очередь самих учащихся, так как они являются наиболее активной и динамичной группой, обладающей собственными склонностями и интересами, своими взглядами на жизнь и собственное будущее. К сожалению, большинство учащихся школы остается пассивной, ошибочно считая, что не в состояние привнести позитивные изменения в жизнь.
Предположительным выходом из данной ситуации является личностное саморазвитие, преодоление собственных ограничений и страхов. Для решения данных проблем нами была предложена и реализуется на практике система кружковых занятий.
Ожидаемые результаты
1. Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.
2. Реальный вклад учащихся в изменение социальной ситуации в школе. Положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня общей культуры школьников.
3. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.
4. Изменение общественного мнения, увеличения числа учащихся, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации.
YI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Битянова М.Р. Адаптация ребёнка в школе: Диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М., 1997.
2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики /Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999.
3. Дубровина И.В. Предмет и задачи школьно педагогической службы // Вопр. Психологии. 1988. № 5.
4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М., 1985.
5. Овчарова Р.В. Психологический портрет социокультурно и педагогически запущенного ребёнка. Архангельск, 1994.
6. Пронина А.Н. Программа помощи в адаптации вновь прибывших учащихся // Завуч. 2000. № 6.
7. Русских Г.А. Адаптивная образовательная среда – условие развития защитных функций личности // Доп. Образование. 2002. № 4.
8. Степанченко С. Кому неуютно в школе // Школьный психолог. 2000. № 12.
9. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3-х т. Т. 3. М., 1955.
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект на тему: "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни."
Тема: "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни."Цель: Формирование социальных установок на здоровый образ жизни,ответственного подхода и позитивного отношения к своему умственному, э...
Социальный проект "Табакокурение как социальная проблема"
С социальным проектом "Табакокурение как социальная проблема" ребята , входящие в актив районного Содружества детских общественных объединений "Аист" принимали участие в областном конкурсе социаль...
Социальный проект «Социальная квартира как одна из эффективных форм поддержки и подготовки выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни»
Актуальность создания программы Новые социально-экономические условия в стране затрудняют выпускникам школ-интернатов жизненное и профессиональное самоопределение, адапта...
Методические рекомендации по поиску средств и социальных партнёров для реализации детских социальных проектов
С развитием в городе детского движения всё больше мы говорим о социальной проектной деятельности. Работая над социальным проектом, дети не только заявляют о проблеме, а под руководством координатора –...
Социально - воспитательное направление работы с Активом школьного музея. Социальный проект "По велению сердца"
Проект, направлен на приобщение подрастающего поколения к национальной истории и воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Отечеству и сохранение памяти о людях фронтового поколения....
"Социальное проектирование. Структура социального проекта"
В современных условиях возрастающей потребностью становится проектирование социальных систем, которое в принципе сводится к определению будущего состояния конкретного социального объекта, процесса, яв...