Использование национально-регионального компонента в преподавании школьного курса химии.
занимательные факты (10 класс) на тему
Здесь предложен материал, о химических предприятиях Казани. Материал может пригодиться при проденении как уроков по органической химии, так и внеклассных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_nacionaln1.docx | 327.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование национально-регионального компонента
в преподавании школьного курса химии.
Одной из важнейших проблем в области современного образования является регионализация обучения, обеспечивающая связь с повседневной жизнью, с производством.
Задачи регионализации образования:
-профессиональная ориентация учащихся;
- подготовка к производственному труду
- формирование общей культуры, нравственности, чувства патриотизма.
Регионализация обучения, согласно имеющимися в науке и практике, данным оказывает разнообразное влияние на его содержание и дидактическое обеспечение. Использование в учебном процессе информации о местных производствах, , явлениях, протекающих в окружающей природе и быту, способствует активизации познавательной деятельности учащихся путем:
- внедрения проблемного подхода в преподавании химии;
- использование дополнительного химического эксперимента;
- усиление самостоятельной деятельности учащихся.
Регионализация химического образования способствует трудовой и политехнической подготовке школьников.
В истории Татарстана и города Казани значительное место занимает развитие химической промышленности и химической науки. Поэтому при изучении курса следует обратить внимание на место нашей республики в становлении химии как в России, так и во всем мире.
При изучении курса химии можно распределить содержание регионального курса химии следующим образом: 8 класс 1-й урок «Предмет химии». Краткие ознакомительные сведения:
А) о химизации народного хозяйства в крае, используемых в быту и медицине;
Б) об успехах развития химических знаний в республике;
В) о зарождении и развитии химических знаний в крае.
Примеры химических реакций и веществ, используемых в быту (поваренная соль, сахар, вода, металлы, техническая сода и т.д.); распространенный в природе (известняк, кремнезем…)
8 класс. Тема «Химические элементы»- информация о распространении химических элементов в природе (углерод, кислород, водород, алюминий, кальций…); примеры веществ, содержащих эти элементы . Краткая информация об открытии рутения в Казанском университете К.К.Клаусом.
При изучении органической химии можно использовать дополнительный материал, кратко рассказав о жизни и деятельности великих химиков, которые в свое время учились и работали в Казани (Бутлеров, Зинин, Марковников и др).
А так как наша республика является нефтяным краем, то при изучении раздела «Природные источники углевородов и их переработка» можно дать информацию о местонахождениях нефти, природного газа, угля, сланцев и торфа в крае; о составе и свойствах названного сырья; о способах промышленной переработки и комплексного использования. Так же немаловажную роль играет и охрана труда при добыче и переработке природных источников углеводородов.
При изучении определенных тем («Применение алкенов и их производных», «Полиэтилен, поливинилхлорид,», «Каучуки»…) необходимо сделать небольшой экскурс по соответствующим химическим предприятиям республики и города («Тасма», «Оргсинтез», завод СК имени Кирова) и ознакомить с продукцией данных предприятий.
Определенную роль в преподавании курса химии с использованием национально-регионального компонента играют и наши ВУЗы: КХТИ (КНИТУ), КСХИ (КГАУ, КГВА, КФУ) и т.д.
Использование регионального компонента дает большие возможности для творчески работающего учителя.
Татарстан давно стал одним из крупнейших регионов с хорошо развитой химической промышленностью. Древние булгары много веков назад освоили гончарное ремесло и достигли в нем высокого совершенства. Они умели выделывать кожи, изготовлять кирпич, получать железо высокого качества, выплавлять медь и ее сплавы. Медеплавильные мануфактуры в XVIII в занимали важное место в промышленной структуре края.
В XIX в более высокое развитие получили мыловарение и кожевенное производство.
Важную роль в развитии традиционной для Татарии отрасли - мыловарения - сыграло открытие в 1855 году крупного стеаринового и мыловаренного завода братьев Крестовниковых –Казанского химического комбината им.Вахитова – ОАО «НЭФИС». Это предприятие было оснащено новейшей по тому времени технологией. Здесь впервые было налажено производство популярного ранее моющего средства «Новость». Оно вырабатывалось из кашалотового жира и теперь из-за отсутствия сырья заменено целым букетом синтетических моющих средств «Ока», «Лотос», «Малыш» и другие.
Почти одновременно с заводом братьев Крестовниковых в Кошканах Елабужского уезда местный предприниматель Ушков построил первый в России завод по производству соединений хрома. Продукция этого предприятия удовлетворяла не только местные потребности, но и экспортировалась в такие развитые страны как Австрия и Германия. Расширяя дело Ушковы построили ( в 1868 г) Бондюжский химический завод, который вскоре стал выпускать серную кислоту, сернокислый глинозем, квасцы, сульфаты натрия, железа, меди и др. Позже здесь было налажено производство хлора и соды. Здесь, по заданию военного ведомства, работал Д.И.Менделеев. Сегодня небольшой городок директора Л.Я.Карпова – АО Химзавод им Л.Я.Карпова.
Еще одним крупным химическим предприятием, возникшим в бывшей Казанской губернии до революции, был государственный пороховой завод. Его основание связывают с 1785 г, когда Санкт-Петербурге издается указ «О построении в селе Водном что близ Казани, казенного порохового завода, который будет находиться в ведомстве канцелярии Главной Артиллерии и фортификации». Необходимость его строительства была связана с улучшением снабжения порохом восточных областей России.
В 1884 г на Казанском пороховом заводе взорвалось 400 пудов пороха. Огонь нанес значительный ущерб заводу. Потребовалась капитальная перестройка, которая закончилась в 1887 г
С 1893 г завод осваивает производство бездымного пороха.
Вторая в истории завода крупная производственная авария произошла в 1917 г загорелись мешки с селитрой, огонь перекинулся на ящики со снарядами, взорвались два пороховых погреба, загорелось нефтехранилище. Завод горел несколько дней, огнем были уничтожены жилища рабочих, много людей погибло. Предприятие было восстановлено полностью в течение двух лет.
В 1975 г предприятие включается в состав НПО им Ленина.
В числе первых предприятий, вошедших в строй в 30-е годы ХХ в, была фабрика кинопленки №8, ныне ПО «Тасма». Фабрика была пущена в эксплуатацию 1 января 1936 года. С пуском этой фабрики страна, еще недавно не производившая ни одного метра кинопленки, сразу вышла на третье место в мире по производству этого столь необходимого для бурно развивающейся кинематографии материала. В период Великой Отечественной войны все производство пленок и фотобумаги было сосредоточено в Казани.
Одновременно с началом строительства предприятия по производству кинопленки в Казани развернулись работы по созданию завода синтетического каучука (завод СК им С.М.Кирова). Он был введен в строй действующих в октябре 1936 г и оказался в числе первенцев совершенно новой отрасли. В основу производства неизвестного до сих пор материала – синтетического каучука – был положен метод получения бутадиена из спирта, разработанный в нашей стране академиком С.В.Лебедевым с сотрудниками.
В едином комплексе с заводом СК им Кирова в 1942 г в Казани организуется производство резино-технических изделий, в котором синтетический каучук превращается в различные виды резин. Основной профиль нового завода РТИ – выпуск рукавных изделий , составляющий более 50% всей его товарной продукции. Являясь одним из крупнейших предприятий по производству резино-тканевых и резинометаллических шлангов различного диаметра и профиля, завод выпускает широкую номенклатуру изделий формовой и неформовой техники, клеи, прокладки и т.п.
В 1983 г за счет создания нового производства на территории бывшего завода синтетических нефтесмазок на базе завода РТИ создается объединение Казаньрезинотехника, котрое в 1992 г преобразуется в Волжское акционерное общество резинотехники КВАРТ.
Кетгутный завод , построенный в 30-е годы – единственное в стране предприятие по выпуску уникального материала – кетгута, применяющегося для наложения швов при хирургических операциях. Этот материал в отличие от синтетических ниток, способен в короткие сроки рассасываться в тканях организма.
Завод искусственных кож («Искож») занимает особое положение среди предприятий химической отрасли. Завод «Искож» является ос новным поставщиком сырья для обувного объединения «Спартак» и других обувных объединений. Построенный в 1938 г он перерабатывает отходы кожевенного производства, бумагу, ткани в различные сорта микропористой резины, чепрак, картон, войлок и другие материалы, применяемые для изготовления обуви. В 1972 году в строй пущен цех пленочных материалов, который выпускает поливинилхлоридную пластифицированную пленку.
В 1943 году в результате объединения небольших пошивочных и сапожных мастерских организуется Завод бытовой химии. Вплоть до 1954 года вся продукция этого предприятия (сапожный крем, колесная мазь, замазка для окон) производилась кустарным способом. В дальнейшем завод рос быстрыми темпами. Осваивались новые виды продукции: густотертая краска, олифа, масляный лак, чернила для авторучек, шампуни на жирной основе, синтетические моющие средства «Мальва», «Алсу», «Морская», «Света».
В республике и за ее пределами широко известен еще один вид продукции Завода бытовой химии (ныне «Хитон») – готовые к употреблению эмалевые краски .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование национально-регионального компонента в обучении химии на элективных курсах.
Рзаботка национально-регионального компонента выступает первостепенной задачей реформирования современного школьного образования. Это и определило выбор ...
Статья на тему "Использование национально-регионального компонента в преподавании татарского языка"
НРК – составная часть учебных планов и программ, претворяемая в жизнь через формы и методы учебно-воспитательного процесса, основанного на особенностях истории, языка, традиций, обычаев быта того или ...
Реализация требований ФГОС в преподавании школьного курса химии. Часть 1.
Реализация требований ФГОС в линии УМК "Химия 8-11" под редакцией Н.Е.Кузнецовой...
Реализация требований ФГОС в преподавании школьного курса химии. Часть 2.
Реализация требований ФГОС в линии УМК "Химия 8-11" под редакцией Н.Е.Кузнецовой...
Использование национально-регионального компонента в обучении химии на элективных курсах.
В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, отражающие, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой - национально-региональные особенности, ...
Использование национально-регионального компонента в преподавании математики
Материал направлен на ознакомление с особенностями использования национального-регионального компонента на уроках математики, что является важным составляющим содержания современного школьного образов...
Использование новых цифровых технологий в преподавании школьного курса биологии
В данной презентации рассматриваются перспективы использования новых цифровых технологий в преподавании школьного курса биологии....