Использование национально-регионального компонента в преподавании школьного курса химии.
занимательные факты (10 класс) на тему

Здесь предложен материал, о химических предприятиях Казани. Материал может пригодиться при проденении как уроков по органической химии, так и внеклассных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_nacionaln1.docx327.59 КБ

Предварительный просмотр:

Использование национально-регионального компонента

в преподавании школьного курса химии.

Одной из важнейших проблем в области современного образования является регионализация  обучения, обеспечивающая связь с повседневной жизнью, с производством.

Задачи регионализации образования:

-профессиональная  ориентация  учащихся;

- подготовка к производственному труду

- формирование общей культуры, нравственности, чувства патриотизма.

Регионализация обучения, согласно имеющимися  в науке и практике, данным оказывает разнообразное влияние на его содержание и дидактическое обеспечение. Использование в учебном процессе информации о местных производствах, , явлениях, протекающих в окружающей природе и быту, способствует активизации познавательной деятельности учащихся путем:

- внедрения проблемного подхода в преподавании химии;

- использование дополнительного химического эксперимента;

- усиление самостоятельной деятельности учащихся.

Регионализация химического образования способствует трудовой и политехнической подготовке школьников.

В истории Татарстана и города Казани значительное место занимает развитие химической промышленности и  химической науки. Поэтому при изучении курса следует обратить внимание на место нашей республики в становлении химии как в России, так и во всем мире.

При изучении курса химии  можно распределить содержание регионального курса химии следующим образом: 8 класс 1-й урок «Предмет химии».  Краткие ознакомительные сведения:

А) о химизации народного хозяйства в крае, используемых в быту и медицине;

Б) об успехах развития химических знаний в республике;

В) о зарождении и развитии химических знаний в крае.

Примеры химических реакций и веществ, используемых в быту (поваренная соль, сахар, вода, металлы, техническая сода и т.д.); распространенный в природе   (известняк, кремнезем…)

8 класс. Тема «Химические элементы»- информация о распространении химических элементов в природе (углерод, кислород, водород, алюминий, кальций…); примеры веществ, содержащих эти элементы . Краткая информация об открытии рутения в Казанском университете К.К.Клаусом.

При изучении органической химии можно использовать дополнительный материал, кратко рассказав о жизни и деятельности великих химиков, которые в свое время учились и работали в Казани (Бутлеров, Зинин, Марковников и др).

А так как наша республика является нефтяным краем, то при изучении раздела «Природные источники углевородов и их переработка» можно дать информацию о местонахождениях нефти, природного газа, угля, сланцев и торфа в крае; о составе и свойствах названного сырья; о способах промышленной  переработки и комплексного использования. Так же немаловажную роль играет и охрана труда при добыче и переработке природных источников углеводородов.

При изучении определенных тем («Применение алкенов и их производных», «Полиэтилен, поливинилхлорид,», «Каучуки»…)  необходимо сделать небольшой экскурс по соответствующим химическим предприятиям республики и города («Тасма», «Оргсинтез», завод СК имени Кирова) и ознакомить с продукцией данных предприятий.

Определенную роль в преподавании курса химии с использованием национально-регионального компонента играют и наши ВУЗы: КХТИ (КНИТУ), КСХИ (КГАУ, КГВА, КФУ) и т.д.

Использование регионального компонента дает большие возможности для творчески работающего учителя.

Татарстан давно стал одним из крупнейших регионов  с хорошо развитой химической промышленностью. Древние булгары много веков назад освоили гончарное ремесло и достигли в нем высокого совершенства.  Они умели выделывать кожи, изготовлять кирпич,  получать железо высокого качества, выплавлять медь и ее сплавы.  Медеплавильные  мануфактуры в XVIII в занимали важное место в промышленной структуре края.

В  XIX в более высокое развитие  получили мыловарение и кожевенное производство.

Важную роль в развитии  традиционной для Татарии отрасли - мыловарения  - сыграло открытие в 1855 году крупного стеаринового и мыловаренного завода братьев Крестовниковых –Казанского химического комбината им.Вахитова – ОАО «НЭФИС». Это предприятие было оснащено новейшей по тому времени технологией. Здесь впервые  было налажено производство популярного  ранее моющего средства «Новость». Оно вырабатывалось из кашалотового жира и теперь из-за отсутствия сырья заменено целым букетом  синтетических моющих средств «Ока», «Лотос», «Малыш» и другие.

 

        

Почти одновременно с заводом братьев Крестовниковых в Кошканах  Елабужского уезда местный предприниматель Ушков построил первый в России завод по производству соединений хрома. Продукция этого предприятия удовлетворяла не только местные потребности, но и экспортировалась в такие развитые страны как  Австрия и Германия. Расширяя дело Ушковы построили ( в 1868 г) Бондюжский химический завод, который  вскоре стал выпускать серную кислоту, сернокислый глинозем, квасцы, сульфаты натрия, железа, меди и др. Позже здесь было налажено производство хлора и соды. Здесь, по заданию военного ведомства, работал Д.И.Менделеев. Сегодня  небольшой  городок директора Л.Я.Карпова – АО Химзавод им Л.Я.Карпова.

 

Еще одним крупным химическим предприятием, возникшим в бывшей Казанской губернии  до революции, был государственный пороховой завод. Его основание связывают  с 1785 г, когда Санкт-Петербурге издается указ «О построении в селе Водном что близ  Казани, казенного порохового завода, который будет находиться в ведомстве  канцелярии Главной Артиллерии и фортификации». Необходимость его строительства была связана с улучшением снабжения порохом восточных областей России.

В 1884 г на Казанском пороховом заводе взорвалось 400 пудов пороха. Огонь нанес значительный ущерб заводу. Потребовалась капитальная перестройка, которая закончилась в 1887 г

С 1893 г завод осваивает производство бездымного пороха.

Вторая в истории завода  крупная производственная авария произошла в 1917 г  загорелись мешки с селитрой, огонь  перекинулся на ящики со снарядами, взорвались два пороховых погреба, загорелось нефтехранилище.  Завод горел несколько дней, огнем были уничтожены жилища рабочих, много людей погибло. Предприятие было восстановлено полностью в течение двух лет.

В 1975 г предприятие  включается в состав НПО им Ленина.

   

В числе первых предприятий, вошедших в строй в 30-е годы ХХ в, была фабрика кинопленки №8, ныне ПО «Тасма».  Фабрика была пущена в эксплуатацию 1 января 1936 года. С пуском этой фабрики страна, еще недавно не производившая ни одного метра кинопленки,  сразу вышла на третье место в мире по производству этого столь необходимого для бурно развивающейся кинематографии материала. В период Великой Отечественной войны все производство пленок  и фотобумаги было сосредоточено в Казани.

 

Одновременно с началом строительства  предприятия по производству кинопленки в Казани развернулись работы по созданию завода синтетического каучука  (завод СК им С.М.Кирова). Он был введен в строй действующих в октябре 1936 г и оказался в числе первенцев совершенно новой  отрасли.  В основу производства неизвестного до сих пор  материала – синтетического каучука – был положен метод получения бутадиена  из спирта, разработанный в нашей стране академиком С.В.Лебедевым с сотрудниками.

В едином комплексе с заводом СК им Кирова в 1942 г в Казани организуется производство  резино-технических изделий, в котором синтетический каучук превращается в различные виды резин. Основной профиль нового завода РТИ – выпуск рукавных изделий , составляющий более 50% всей его товарной продукции. Являясь одним из крупнейших предприятий по производству резино-тканевых и резинометаллических  шлангов различного диаметра и профиля, завод выпускает широкую номенклатуру изделий  формовой и неформовой  техники, клеи, прокладки и т.п.

В 1983 г за счет создания нового производства на территории бывшего завода синтетических нефтесмазок  на базе завода РТИ создается объединение Казаньрезинотехника, котрое в 1992 г преобразуется в Волжское акционерное общество резинотехники  КВАРТ.

Кетгутный завод , построенный в 30-е годы – единственное в стране предприятие по выпуску уникального материала – кетгута, применяющегося для наложения швов  при хирургических операциях. Этот материал в отличие от синтетических ниток, способен в короткие сроки рассасываться в тканях организма.

Завод искусственных  кож  («Искож»)  занимает особое положение среди  предприятий химической отрасли. Завод «Искож» является ос новным поставщиком сырья для обувного объединения «Спартак» и других обувных объединений. Построенный в 1938 г он перерабатывает отходы кожевенного производства, бумагу, ткани в различные сорта  микропористой резины, чепрак, картон, войлок и другие материалы, применяемые для изготовления обуви. В 1972 году в строй пущен цех пленочных материалов,  который выпускает  поливинилхлоридную  пластифицированную  пленку.

                             

            В 1943 году в результате объединения небольших пошивочных и сапожных мастерских организуется Завод бытовой химии. Вплоть до 1954 года вся продукция этого предприятия  (сапожный крем, колесная мазь, замазка для окон) производилась кустарным способом. В дальнейшем завод рос быстрыми темпами. Осваивались  новые виды продукции: густотертая краска, олифа, масляный лак, чернила для авторучек,  шампуни на жирной основе, синтетические моющие средства «Мальва», «Алсу», «Морская», «Света».

В республике и за ее пределами широко известен еще один вид продукции Завода бытовой химии (ныне «Хитон») – готовые к употреблению эмалевые краски .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование национально-регионального компонента в обучении химии на элективных курсах.

         Рзаботка национально-регионального компонента выступает первостепенной задачей реформирования современного школьного образования. Это и определило выбор ...

Статья на тему "Использование национально-регионального компонента в преподавании татарского языка"

НРК – составная часть учебных планов и программ, претворяемая в жизнь через формы и методы учебно-воспитательного процесса, основанного на особенностях истории, языка, традиций, обычаев быта того или ...

Реализация требований ФГОС в преподавании школьного курса химии. Часть 1.

Реализация требований ФГОС в линии УМК  "Химия 8-11" под редакцией Н.Е.Кузнецовой...

Реализация требований ФГОС в преподавании школьного курса химии. Часть 2.

Реализация требований ФГОС в линии УМК  "Химия 8-11" под редакцией Н.Е.Кузнецовой...

Использование национально-регионального компонента в обучении химии на элективных курсах.

В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, отражающие, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой - национально-региональные особенности, ...

Использование национально-регионального компонента в преподавании математики

Материал направлен на ознакомление с особенностями использования национального-регионального компонента на уроках математики, что является важным составляющим содержания современного школьного образов...

Использование новых цифровых технологий в преподавании школьного курса биологии

В данной презентации рассматриваются перспективы использования новых цифровых технологий в преподавании школьного курса биологии....