Использование национально-регионального компонента в преподавании математики
учебно-методический материал по алгебре по теме

Екатерина Сивановна Цыбенова

Материал направлен на ознакомление с особенностями использования национального-регионального компонента на уроках математики, что является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач - приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Республики Бурятия

ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П.Сахьяновой и П.Т.Абашеева»

«Использование национально-регионального компонента в преподавании математики»

из опыта работы учителя математики

Цыбеновой Екатерины Сивановны

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSBpPPmjGF0m0YyBj3gXxIVBnDFYYN5_N29b-l7_KW2f41gEWzkqw

2018

        Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач — приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории.           Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока.  Использование такого материала делает урок интересным и увлекательным. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.   

        Реализация национально-регионального компонента на уроках математики представляется достаточно сложной. Но можно внедрить его в интегрированных уроках и во внеклассной работе.  На уроках математики можно также использовать задачи с краеведческим содержанием.

Одним из таких уроков является, например, урок по теме «Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями», на котором ученики не только повторили знания и умения по данной теме, но урок еще был посвящен знакомству с государственными символами Республики Бурятия.   В процессе решения задач ученики узнавали, в каком году был принят герб РБ,  дополнив дробь до 1, они угадали автора герба, проведя тестирование, узнали автора музыки гимна РБ и т.д. Цели урока были выполнены: знать государственные символы своей республики, уважать традиции своего народа, испытывать гордость за свою республику, за свою страну – долг и честь каждого гражданина.

        Другим примером был урок по теме «Осевая и центральная симметрии в бурятских национальных бордюрах и орнаментах». Тема  представляется  интересной и необходимой для изучения культуры бурятского народа,  традиций изготовления бурятского национального костюма, а симметрия является основным принципом построения бордюры и орнамента, это способ создания красоты, совершенства. Это порядок и четкость в изображении. Ребята рассматривали рисунки с изображением традиционных бордюр и орнаментов, характерных элементов национального костюма, которые принесли с собой на урок. Находили и показывали на них оси симметрии.  

        Хорошо проводить математические диктанты, когда учитель использует числовые данные из сведений о республике, о ее природных богатствах. Например: математический диктант по теме «Обозначение натуральных чисел»: запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте: Оз. Байкал пользуется широкой известностью не только в нашей стране, но и за рубежом. Особенно возросло внимание к этому удивительному озеру в последние 20 лет. Стараниями специалистов, ученых и общественных движений оз. Байкал включено в Список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО в 1996 г.

         В оз. Байкал впадают около 336 рек и речушек, постоянно несущих свои воды в озеро. С логами и распадками, являющимися руслами временных водотоков, формирующихся во время выпадения осадков, их количество может увеличиться до 1123. Площадь Байкальской природной территории составляет 386 тыс. кв. км и больше, чем площадь всех остальных заповедников и национальных парков России, вместе взятых (317 тыс. кв. км), больше площади Германии, Финляндии, Италии, Великобритании. Центральная экологическая зона БПТ (около 90 тыс. кв. км) является участком Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

        Байкал расположен почти в центре Азии, на широте Москвы и Лондона. Длина его 636 км, наибольшая ширина более 79 км, наименьшая - 25 км. Площадь водного зеркала озера - 31500 км2, что примерно равно площади такого государства, как Бельгия. Имея максимальную глубину 1637 м, озеро Байкал является самым глубоким озером мира.

         Вода Байкала отличается необыкновенной чистотой и прозрачностью. Белый диск Секки, применяемый для определения прозрачности воды, виден в Байкале до глубины 40 метров, тогда как прозрачность вод Каспийского моря не превышает 25 метров, озера Севан - 20 метров. Уступают Байкалу по прозрачности вод и прославленные альпийские озера.

        Уникальной особенностью Байкала является высокое разнообразие и эндемизм живущих в нем растений и животных. В настоящее время в Байкале зарегистрировано 2565 видов и подвидов животных и 1000 видов, подвидов и форм водных растений, из которых две из трех частей являются эндемиками. По количеству видов фауна гидробионтов Байкала более чем в 2 раза богаче по сравнению с таковой оз. Танганьика (1248 видов) и почти в 13 раз больше, чем в оз. Титикака (Южная Америка).

         Сохранение Байкала для будущих поколений людей как мирового источника чистой пресной воды и как природного участка с неповторимыми ландшафтами и уникальной по своему разнообразию фауной и флорой является важнейшим условием устойчивого развития Байкальского региона.         Учащимся нравится выполнять творческие домашние задания: короткое сочинение на тему: «Моя семья и моя Родина» с использованием римских цифр, составить рецепты национальных блюд, кондитерских изделий, напитков с использованием отношений или частей, составление задач на проценты с использованием местного материала. Например,

Сочинение

        Я родилась в MCMXCVIII (1998) году в городе Кяхта. Административный центр Кяхтинского района, расположен на границе с Монголией. Прежде Троицкосавск, основан в MDCCXXVII(1727) году, через него проходил торговый «чайный путь» с Китаем. Учусь я в IX классе. В MMXVI  (2016) году наш колледж  отмечает свой LV-летний юбилей (55).

      Я очень люблю литературу. Мои любимые писатели: А.С. Пушкин (родился в MDCCXCIX г.) (1799),  Жуковский (MDCCLXXXIII г.) (1783).

      Бурятия – моя малая родина. В MMXI (2011) мы отпраздновали знаменательный юбилей: XXDL-летие добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства.   В MDCLXI (1661) территория Бурятии  была присоединена к России.    

     В нашем колледже  учатся русские, буряты, тувинцы, нанайцы, эвенки, китайцы. Закончим мы балетную школу в MMXVI (2016) году и будем покорять сцены известных театров.

         Реализация национально-регионального компонента на уроках математики осуществляется посредством решения задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятия. Задачи интересны в познавательном отношении. С их помощью есть прекрасная возможность знакомить школьников с природой Бурятии, культурой, историей, традициями, с устным народным творчеством. Простые задачи можно предложить для устного счета, более сложные – для самостоятельного решения или включить в домашнее задание. Задачи практического характера вызывают особый интерес, побуждают к деятельности. Использовать их можно на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках.  Числовые данные могут быть взяты из тех или иных источников. Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения. 

Тема

Содержание  задачи

Умножение натуральных чисел и его свойства

С самой маленькой струйкой воды неисправного крана в сутки вытекает 150 л. Воды. Сколько литров воды может быть потерянно семьями учащихся нашего класса за 10 дней, если в доме каждой семьи неисправен хотя бы один кран?

Проценты

В результате эрозии почв снижается их плодородность, понижается уровень грунтовых вод, мелеют реки и т. д. За последние 100 лет подверглись эрозии 27% всех обрабатываемых земель. Сколько гектаров это составило, если обрабатываемые земли Республики Бурятия занимают около 110 тыс.га.

Отношения

 На кондитерской фабрике "Амта" выпускают конфеты "Ласточка", "Водопад ", "Маска". В 10 минут выпускается 150 конфет "Маска", 200 конфет "Ласточка" и 140 "Водопад".

Какую часть из выпускаемых конфет составляют конфеты каждого сорта?

Задачи на движение

Со станции Наушки вышел поезд со скоростью 48 км/час. Через 2 часа с той же станции в противоположном направлении вышел другой поезд Москва-Пекин, и через 3 часа после его выхода расстояние между поездами стало 402 км.

Найти скорости поездов Наушки-Улан-Удэ и Москва- Пекин.

Сложение и вычитание натуральных чисел

Наибольшей рекой Республики Бурятия является река  Селенга, протяженность которой в границах республики составляет 409 км при общей длине 1024 км. Какова протяженность реки вне границ республики?

Отношения

Самой крупной рекой Республики Бурятия является река  Селенга, которая берет свое начало в Монголии.  Длина ее составляет 1024 км, а протяженность в границах Бурятии составляет 409 км.  Какую часть всей длины реки составляет протяженность реки по республике?

Прогрессии

 Наиболее распространенным видом зерновых культур нашего региона является пшеница.

 В одном колосе пшеницы до 45 зерен. Всхожесть сохраняется до 32 лет. Подсчитайте урожай 5 колосков за 7 лет.

Столбчатые диаграммы

В Байкал впадает 336 больших и малых рек и речушек и вытекает одна Ангара. Самые крупные из них:

р. Селенга 1024 км (в пределах Бурятии 409 км);

р. Баргузин 480 км;

р. Верхняя Ангара 438 км;

р. Турка 272 км;

р. Снежная 170 км;

р. Утулик 86 км;

р. Анга 99 км;

р. Кичера 85 км;

р. Ангара 1779 км;

Построить столбчатую диаграмму.

Площадь

Длина озера Котокель  14000 м, ширина около 5000 м. Найти площадь озера.

Сложение и вычитание десятичных дробей

Длина реки Баргузин 0,48 тыс. км, Ангара – 1,779 тыс. км, а Селенга на 1,235 тыс. км короче, чем  Баргузин и Ангара вместе. Какова длина Селенги?

        

Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку. Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика. Творчество учителя вознаграждается повышением интереса к предмету, творческих способностей его учеников и положительной эмоции на уроке, усилением практической направленности школьного курса математики, повышением качества математических знаний и умений. В полной мере достигаются образовательные, развивающие и воспитательные цели урока.

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: методические указания/ Министерство образования и науки Российской федерации.- М Просвещение 2014 год.
  3. Журнал «Математика в школе» 2015 год.
  4. География Бурятии : Учеб. пособие для учащихся 8-9-х кл. / М. О. Эрдынеева, Б. А. Чернов. - Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1994.
  5. Историко-культурный атлас Бурятии.- М. 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование национально-регионального компонента в обучении химии на элективных курсах.

         Рзаботка национально-регионального компонента выступает первостепенной задачей реформирования современного школьного образования. Это и определило выбор ...

Использование национально-регионального компонента на уроках иностранного языка как средство формирования толерантности и коммуникативных навыков

Проблема непрерывности обучения процесса обучения и воспитания на сегодняшний день одна из тех проблем . которая занимает и будет занимать центральное место в педагогике обучения и во всех типах учебн...

Использование национально-регионального компонента в преподавании школьного курса химии.

Здесь предложен материал, о химических предприятиях Казани. Материал может пригодиться при проденении как уроков по органической химии, так и внеклассных мероприятий....

Статья на тему "Использование национально-регионального компонента в преподавании татарского языка"

НРК – составная часть учебных планов и программ, претворяемая в жизнь через формы и методы учебно-воспитательного процесса, основанного на особенностях истории, языка, традиций, обычаев быта того или ...

Использование национально-регионального компонента на уроках математики

В статье представлен обобщение опыта по использованию материалов по краеведению на уроках математики...