Использование национально-регионального компонента в обучении химии на элективных курсах.
статья по химии на тему

Громова Ольга Ильинична

В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, отражающие, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой - национально-региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа. Эффективность сравнительных педагогических исследований значительно повышается, если явления, процессы и тенденции в сфере образования исследуются на трех уровнях: мировое сообщество - Россия - регион.

Стратегия государства в области образования, в частности, проводимые реформы, вариативность и регионализация, оказывают значительное влияние на все регионы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_natsionalno-regionalnogo_kompanenta.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Громова О.И.

Использование национально-регионального компонента в обучении химии на элективных курсах.

(Реализация элективных курсов преследует своей целью подготовку учащихся к ситуациям выбора направления дальнейшего образования.

Элективные курсы в школе являются пропедевтическими и выполняют задачи практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования.)

В последнее время в обществе, обострился интерес к развитию человека в конкретной социокультурной и национальной среде. Поэтому одна из ярких примет современного образования — возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодежи Процесс социализации личности, гуманизация общественной жизни и образования определяют выбор качественно новых условий для ее развития с учетом личностных особенностей, мотивов, интересов и ценностных установок. Одним из факторов демократизации и регионализации современного российского образования является всесторонний учет этнорегиональных особенностей в системе воспитания и обучения подрастающего поколения и их адаптация к современной жизни.

В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, отражающие, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой - национально-региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа. Эффективность сравнительных педагогических исследований значительно повышается, если явления, процессы и тенденции в сфере образования исследуются на трех уровнях: мировое сообщество - Россия - регион.

Стратегия государства в области образования, в частности, проводимые реформы, вариативность и регионализация, оказывают значительное влияние на все регионы

Реформирование системы общего образования в РФ, осуществляемое в настоящее время, может привести к существенным успехам только в том случае, если будет базироваться на концептуальных основах и учитывать особенности региональных образовательных систем. Все это вместе взятое приводит к определению новой образовательной парадигмы, в рамках которой обеспечение высокого уровня образования, общей культуры, развития интеллекта, удовлетворения личностных, познавательных интересов учащихся происходит путем изучения этно-культуры, приобщения к национальным, российским и мировым ценностям истории, культуры и цивилизации. Подобный подход определяет инвариант современной педагогической системы, указывает пути возможной ее реализации на региональном уровне.

Региональное своеобразие образовательной среды позволяет  формировать эффективное воспитательное пространство в образовательном учреждении.

Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта создает возможности для освоения нравственных, этических и эстетических категорий, обращения к духовным, культурным, экологическим ценностям, позволяет рассматривать естественнонаучное, гуманитарное знание как часть общечеловеческой и национальной культуры.  

Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности

Применение национально-регионального компонента в обучении химии позволяет увидеть «живую химию»,  а не сухую бездушную науку

. Изучение химии в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать химическое содержание личностно-значимым для ученика.

Налицо противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении химии и его слабой реализацией в современной школе из-за отсутствия соответствующей базы. Поиск и разработка эффективных дидактических средств, содействующих разрешению указанного противоречия, представляется достаточно актуальной проблемой

Для того, чтобы разрешить эту проблему разрабатываю курсы и системы расчётных задач с региональным содержанием

Целенаправленное и регулярное использование на занятиях расчётных задач, специально подобранных упражнений с национально-региональным содержанием позволят приобщить школьников к человеческой культуре в целом.

В своей работе на протяжении многих лет обращаю внимание на экономические отрасли региона (сельскохозяйственные, строительные, химико-технологические и др.)

Разработка национально-регионального компонента выступает первостепенной задачей реформирования современного школьного образования. Это и определило выбор моей темы так, как реализовать национально-региональный компонент можно средствами самих уроков, и за счет введения элективных занятий.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам школы адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Для достижения этих целей и задач разработан и введен интегрированный курс «Химия в производствах Мордовии»

Основная цель курса ознакомить учащихся 9-11-х классов с производствами Мордовии историей их возникновения и развития до наших дней. Курс направлен на осуществление гражданско-патриотического, нравственного воспитания как важнейшей задачи обучения в школе, на формирование у учащихся ценностных ориентаций и личностного осмысления истории развития промышленности республики

Значительная часть учебного времени отводится практической деятельности: изучение производств, организация экскурсий, решение задач с производственным содержанием с использованием регионального материала.(Кабельный завод, ЦВЕТЛИТ, меловые залежи Атемарского месторождения, Ламзурь, Цементный завод и т.д.)

Изучение данного курса обеспечивает расширение межпредметных связей и практических умений учащихся, способствует формированию целостного представления о живой и неживой природе родного края и формированию ценностных мировоззренческих взглядов и идей, элементов гражданской ответственности, национальной гордости и экологической культуры.

На занятиях и во время экскурсий школьники изучают и знакомятся с многообразной продукцией, выпускаемой на предприятиях родного края, проводят наблюдения и оценивают свое отношение к увиденному на предприятиях.

Учебный материал курса позволяет понять место человека в природных системах и способы рационального природопользования, обобщить знания в области сохранения природы и окружающей среды.

Основными задачами курса являются: развитие экономического мышления, формирование у учащихся понимания закономерностей экономического развития региона; выработка умения анализировать, оценивать значимость экономических явлений, наблюдать и объяснять современные экономические ситуации; содействие общественному и профессиональному самоопределению учащихся, выбору ими профессии и траектории дальнейшего образовательного маршрута; формированию их активной гражданской позиции.

Содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих готовить выпускников к труду в сфере материального производства, ориентировать их на рабочие профессии в промышленности и сельском хозяйстве региона. Этот курс поможет в приобретение знаний и умений, необходимых при подготовке к поступлению в институт или колледж, где надо сдавать вступительные экзамены по химии, например, в сельскохозяйственные учебные заведения или технологические институты лёгкой и пищевой промышленности. Тогда эти курсы помогут не только потренироваться в решении расчётных задач и выполнении проблемных  заданий, которые очень часто предлагаются на вступительных экзаменах, но и продемонстрировать на экзаменах  свою эрудицию, что тоже очень важно для абитуриента. Содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, которые помогут показать, как глубоко связана химия со всеми отраслями промышленности нашей  Республики. Этот курс поможет по-новому взглянуть и на учебники по химии – ведь в них содержится масса  информации о производственных процессах, надо только обнаружить её и правильно использовать.

Творчество учителя вознаграждается повышением интереса к предмету, творческих способностей его учеников и положительной эмоцией на уроке. В полной мере достигаются образовательные, развивающие и воспитательные цели урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование национально-регионального компонента в обучении химии на элективных курсах.

         Рзаботка национально-регионального компонента выступает первостепенной задачей реформирования современного школьного образования. Это и определило выбор ...

Использование национально-регионального компонента на уроках иностранного языка как средство формирования толерантности и коммуникативных навыков

Проблема непрерывности обучения процесса обучения и воспитания на сегодняшний день одна из тех проблем . которая занимает и будет занимать центральное место в педагогике обучения и во всех типах учебн...

Использование национально-регионального компонента в преподавании школьного курса химии.

Здесь предложен материал, о химических предприятиях Казани. Материал может пригодиться при проденении как уроков по органической химии, так и внеклассных мероприятий....

Выступление "Использование национально-регионального компонента, как метод развития творческих способностей учащихся при обучении иностранному языку"

В материале рассмотрен проблема развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка...

Использование национально-регионального компонента на уроках трудового обучения у детей с ДЦП.

Известно, что развитие мелкой (ручной) моторики стимулирует центральную нервную систему, оказывает влияние на развитие активной речи ребенка, его мышления, двигательных и познавательных способностей в...

Использование национально-регионального компонента в обучении английскому языку

Обучающиеся должны знать не только страну изучаемого языка, но и страну, край, район, в котором они живут. Часто ребята знают о стране изучаемого языка больше, чем о своей собственной стране, своей ре...

Использование национально-регионального компонента при обучении английскому языку

В данной статье описывается опыт (формы, методы, приемы) работы учителя английского языка по использованию национально-регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности....