Дискуссия по теме:"Патриотизм:знак вопроса"
методическая разработка (11 класс) по теме

Шишкина Валентина Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriotizm.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «СОШ п. Возрождение

Хвалынского района Саратовской области

Учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по ВР Шишкина В. А.

«Патриотизм: знак вопроса»

Дискуссия для старшеклассников, родителей, учителей.

Оформление:

Цитаты:

«Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, и все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Но всякое дерево имеет корни…Корни- это то, чем мы жили вчера, год назад, тысячу лет назад. Это наша история, это наши деды и прадеды».
                                                                             В. Песков

«Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство –силой его патриотизма.»

                                                                                         Н. Г. Чернышевский

«Братство различных национальностей есть великая прекрасная самая русская вещь…Впоследствии все поймут, что это одна из самых главных русских целей.»

                                                Ф. М. Достоевский

«Люди без Родины становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь.»

                                                                              И. А. Ильин

Цель занятия:

      - Воспитание чувства патриотизма, долга перед родиной и перед своей семьей .

-Воспитание нравственности учащихся, ответственности за свои поступки.

- Развитие устной монологической речи учащихся.  Закрепление на практике правил устного выступления перед аудиторией.

Ход работы:

1.Звчит песня Ольги Дубовой «Родина моя…» Кадры из фильма «Честь имею»

2.Уважаемые старшеклассники, родители, гости! В преддверии общенационального праздника Дня защитника Отечества целесообразно задать вопрос, а что такое для всех нас Отечество.

-Почему во все времена защита Отечества считалась священным долгом каждого человека?

-Что значит быть патриотом своей Родины не на словах, а на деле?

Эти и другие вопросы будут в центре нашего разговора.

В рамках месячника по военно- патриотическому воспитанию в школе проводилось анкетирование на тему « Патриотизм». Я остановлюсь на результатах анкет учащихся 9-11 классов.

На вопрос « Что такое для всех нас Отечество?» ребята отвечали(зачитать ответы из анкет)

-Почему во все времена защита Отечества считалась священным долгом каждого человека?( зачитать ответы из анкет)

3. А  сейчас  ,ребята, я предлагаю вам игру «Дебаты»

- Кого вы предлагаете на роль спикеров?

_ Прошу вас подойти к столу. Возьмите эмблемы и посмотрите, какую позицию вы должны представлять: утверждение или отрицание.

-Я прошу всех остальных поделиться по  этому же принципу. Согласно тому, какая эмблема вам достанется, вы должны высказать аргументы «за» и «против»

(Ребята делятся на две команды)

-Распределите роли: 1 спикер, 2 курьера, 4 аналитика

(учащиеся прикрепляют эмблемы)

Вопрос для дебатов: «Присущ  патриотизм современной молодежи?»

В течение 10 минут вы должны представить свои аргументы.

А курьеры у нас будут работать со взрослой аудиторией.

Я предлагаю вам, родители и гости также включиться в игру.

Правая часть-утверждение-патриотизм присущ современной молодежи

Левая часть- отрицание-патриотизм не присущ современной молодежи.

-Итак, спикеров прошу выйти .Посмотрим, кто у нас начнет дебаты.(жеребьевка)

-Ну, что же, ребята,  спасибо. Обращаюсь к команде «Утверждение»

-Какой аргумент на ваш взгляд был самым убедительным?

Команде «Отрицание»: -А вы как считаете?

Уважаемые родители, гости, а какие аргументы на ваш взгляд наиболее убедительные?

4.На вопрос «Присущ  патриотизм современной молодежи?» однозначного ответа нет.

-Посмотрите кадры из фильма Ольги Дубовой « Честь имею»(1 ч.начало)

-И вновь обратимся к результатам анкет.

На вопрос «Кто такой патриот ?» ребята отвечали…

Патриотами себя считают  % Из опрошенных       %учащихся никогда бы не уехали из своей родной страны.

5.-В чем проявляется патриотизм? И когда он проявляется ярче всего?

(-готовность к защите Родины

-гордость за Родину, ее великих представителей

-готовность к самопожертвованию

Примеры из истории отечественной войны 1812года,  Великой Отечественной войны)

Действительно, патриотизм ярче всего проявляется в годы борьбы с иноземными захватчиками

6.- Вновь кадры из фильма «Честь имею»  (3 часть.  Начало )

-Пожалуйста, прокомментируйте эти кадры .Какие чувства появляются у вас, когда вы видите и слышите это?

-Важно это, знаем ли мы историю своей страны, наших героев? Почему?

7.Кадры из фильма(3 часть Мы же как дерево..)

8 А что значит : быть патриотом в мирное время?

(Служить  в армии,

Уважать свое прошлое и настоящее,

Гордиться символами государства , успехами и победами наших ученых, писателей, артистов, спортсменов)

8.А как же относится молодежь к службе в армии?

-Из анкет видно, что отношение к службе в армии неоднозначно. Мы   уже проводили с вами дебаты по теме «Служба в армии: за и против» А вот результаты анкет. В армию собираются  %.Отрадно отметить : защищать Россию в случае опасности готовы практически все  старшеклассники.

9.Проблемная ситуация:

Серия массовых митингов и уличных столкновений в городах России последовала за убийством в Москве футбольного болельщика.11 декабря 2010года на Манежной площади собралось около 6 тысяч человек. Участники скандировали: «Русские, вперед!» «Один за всех, все за одного». Случайные прохожие неславянской  внешности подвергались массовым избиениям.

-Можно ли сказать, что это проявление патриотизма?

10-Национализм- это проявление слабости нации или ее силы?

Д. С. Лихачев писал: «Национализм – это самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа , которая не разделяет националистических взглядов.»

11.27 декабря 2010года президент Дмитрий Анатольевич Медведев сменил тему заседания госсовета и комиссии по нацпроектам и обозначил ее как «межнациональные отношения в стране»

-Почему межнациональные конфликты так опасны для России?

12- Есть ли различия между понятиями «Русские» и «россияне»?

(Если мы обратимся к «Истории государства  Российского» , то там эти понятия обозначают одно и то же.)

В годы Великой Отечественной войны под словом «русские» воспринимались все, проживающие в Советском Союзе, независимо от национальности. Всех людей объединяла единая цель- защитить родину.

13 Звучит песня из кинофильма «Честь имею» «Величие России»

Наша дискуссия подходит к концу. Всем спасибо. Надеюсь, что наш разговор  был полезен для всех нас, участников диалога.

14.А в завершении предлагаю небольшую творческую работу по данной проблеме- пятистишие(синквейн)

Ваше отношение к понятию «патриот»

1-я строчка: тема(1 существительное)

2-я строчка: описание (два прилагательных)

3-я строчка: описание действия(три глагола)

4-я строчка: фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства

5-я строчка: одно слово-синоним первому, вывод.

Человек

Верный, преданный

Охраняет, укрепляет,  гордится

Искренне любит свою Родину

Защитник.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дискуссия для старшеклассников. Патриотизм: знак вопроса.

Цель урока:       Воспитание чувства патриотизма, долга перед родиной и перед своей семьей , воспитание нравственности учащихся, ответственности за свои поступки. Р...

Внеклассное мероприятие в 9 классе:«ПАТРИОТИЗМ: ЗНАК ВОПРОСА…»

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в людях  чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его...

Сценарий диспута "Патриотизм: знак вопроса?"

ЦЕЛИ :воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважение к своему народу;продолжить формирование навыков обсуждения проблем, работы в группах, анализа документов;развивать ценностные ориен...

Сценарий диспута "Патриотизм: знак вопроса?"

ЦЕЛИ ТЕМЫ:воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважение к своему народу;продолжить формирование навыков обсуждения проблем, работы в группах, анализа документов;развивать ценностные о...

Тема: Дискуссия на тему: Возможна ли жизнь человека без любви?

Урок литературы (По «Повести о Петре и Февронии Муромских»)...

Патриотизм:знак вопроса

Презентация к уроку русского языка в 11 классе....