Внеклассное мероприятие в 9 классе:«ПАТРИОТИЗМ: ЗНАК ВОПРОСА…»
методическая разработка (9 класс) по теме
Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в людях чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество . Любовь надо воспитывать. Именно это является целью диспута “Патриотизм: знак вопроса”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка мероприятия | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости и диспутанты. Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в людях чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество . Любовь надо воспитывать. Именно это является целью диспута “Патриотизм: знак вопроса”. А для того, чтобы наше мероприятие прошло в форме диспута, девочки познакомят нас со «Словариком диспутанта». Пожалуйста.
Словарик участника диспута:
ДИСПУТ – слово пришло из латинского языка и первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения учёной степени. Сегодня в этом значении слово не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.
ДИСПУТАНТ – лицо, участвующее в диспуте, в спорах. Диспутанты, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.
ДЕБАТЫ – обмен мнениями по каким-либо вопросам; споры.
СПОР – всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету; борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.
ЗАКОНЫ ДИСПУТА
- Здесь нет наблюдающих. Каждый - активный участник разговора.
- Перешёптывания, неуместные шутки запрещены. Острое, меткое слово приветствуется.
- Идея стоит спора. Спорь—да не вздорь!
- Тактичность, откровенность, искренность, доверие, взаимная вежливость, принципиальность—вот лучшие качества участника диспута.
На экране представлены ЦИТАТЫ:
“ Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”.
Пётр Багратион
“Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”.
Бернард Шоу
“Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”
Джон Кеннеди
“Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.
Владимир Путин
Учитель: Сегодня мы назвали наш диспут “Патриотизм: знак вопроса”. Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.
Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.
Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
И сегодня нам придётся ответить на такие вопросы, как:
- Что такое патриотизм?
- Что такое Родина?
- Кого можно назвать гражданином?
- Для того, чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю обратиться к толковым словарям
Ответы 1-ой группы уч-ся: - ПАТРИОТИЗМ.
“Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.
На экране: “Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков.
Ответы 2 -ой группы уч-ся: ГРАЖДАНИН
«Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа»
Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, обладающим своим “отверстием”. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.
«Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.»
На экране: “Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”. Владимир Путин
Учитель: -Как вы думаете какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы учащихся демонстр-ся на экране).
- Патриотизм
- Боль за родную природу
- Высокая нравственность
- Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине
Учитель: Гордитесь ли вы своей страной и считаете ли вы себя патриотом?
Учащийся: Нами было проведено анкетирование среди учащихся 8 – 11 классов. Вот какие результаты мы получили
Считаете ли вы себя патриотом?
Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
Хотели ли вы уехать из России?
Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не другой национальности?
Вы за или против службы в армии? Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?
Есть ли пример для подражания? Кто?
Учитель: Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?
Школьник - это гражданин?
В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?
“Быть гражданином” - это просто запись в паспорте или это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.
Учитель: В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем о выдающемся Гражданине. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.
- Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?
- В чем разница между значением этого слова и понятием “гражданин по рождению”?
Учитель: Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, обладающим своим “отверстием”. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.
Каждый гражданин любой страны должен любить и уважать свою Родину, её традиции.
Ответы 3 -ей группы уч-ся: РОДИНА.
“Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит”.
На экране: “Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”
Джон Кеннеди
Далее ученик читает стихотворение М. Пляцковского “Родина”.
“Родина” - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев
.Учитель: “С чего начинается Родина?” Предлагаем вам отрывки из сочинений наших ребят о своей Родине.
На экране – отрывки из сочинений
ОТРЫВКИ ИЗ СОЧИНЕНИЙ
Как прекрасна РОССИЯ – наша Родина. Как приятно просыпаться утром от трели соловьиной песни, вдыхать аромат свежескошенной травы. Как приятно осенью ходить по разноцветному ковру из листьев, устланному казалось бы всюду. Зимой – прогуливаться по серебристому снегу. А весной любоваться ярко-красным закатом, вдыхать свежесть распускающихся деревьев и зеленеющей травы.
Страна РОССИЯ, страна в которой мы живём - прекрасна и красива. РОССИЯ сильная, могучая и единая страна. (Свечников Н.)
Утро. Над лугом парит в невесомости лёгкая туманная дымка. На траве блестят крупные капли росы. Цветы, умытые росой, благоухают природным ароматом. Небольшая берёзовая роща манит к себе тихим шелестом листвы. А в укромных уголках притаились грибы. Вот красавец мухомор занял свой наблюдательный пост и рисуется перед вами своей красной в горошек шляпой. А вот за рощей блестит в рассветных лучах солнца голубая ленточка реки. Над водой кружат стрекозы, струится пар и вода. Хорошо, красиво, тихо! Лишь изредка нарушает утреннюю тишину дробный стук дятла. И совсем не хочется думать о том, что всё это может исчезнуть…
(Прилепская А.)
“Возродить Россию может только идея: её могут воссоздать только обновлённые души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По– прежнему Россия, но не прежняя.
Россия спасётся творчеством – новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями”, - пишет выдающийся мыслитель ХХ века Иван Александрович Ильин.
Родина … Россия … Край, где мы родились, где живём, это наш дом. И его надо любить и беречь! “Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то …” - так писал о России поэт С.Есенин много лет тому назад.
“Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку … - писал А. Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: “Это моя Родина, моя Россия!”. (Иваницкая Е.)
Учитель: Я думаю, что вы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: “В этой стране …?!” Смысл таков: разве может быть “в этой стране” что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы …. Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала…
- Вы согласны с этим?
На протяжение тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.
- Приведите примеры высокой гражданственности, патриотизма, которые в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.
Работа в группах
Учитель: Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течение нескольких минут (указать) подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок). Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков.
Учитель: Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Скотневского (читает ученик):
У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной - единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.
Учитель: Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.
Мы с вами обозначили тему разговора : «Патриотизм: знак вопроса». Думаю, наше занятие способствовало тому, чтобы знак вопроса убрать и сформулировать своё отношение к этой проблеме: патриотизму «да» или «нет»? Кто считает, что патриотизму «да» - поднимите белую карточку, «нет» - синюю карточку.
Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»,
«быть патриотом».
Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно делать
выводы, отстаивать свою точку зрения;
учить учащихся умению ведения диспута, умениям исследовательской
деятельности;
воспитывать любовь к Родине, Отечеству;
развивать творческие способности учащихся;
Подготовительная работа:
- составить вопросы для обсуждения;
- провести анкетирование;
- подобрать цитаты по теме;
- оформить зал;
- музыкальное сопровождение
- выступление по вопросам;
- составить законы диспута, словарик диспутанта;
- написать сочинение “С чего начинается Родина”;
- подготовить презентацию к диспуту.
МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»
Внеклассное мероприятие в 9 классе:
«ПАТРИОТИЗМ: ЗНАК ВОПРОСА…»
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:
ФАРТУШНОВА М.А.
ИВАНТЕЕВКА-2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по трудовому обучению в 8 классе школы VIII вида «Изготовление развивающих игрушек - дорожных знаков (раскрой)»
http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=28294Внеклассное мероприятие по трудовому обучению в 8 классе школы VIII вида, для детей с диагнозом F-70, F - 71 «Изготовление развивающих игрушек - дорожных...
Интегрированное внеклассное мероприятие «Под знаком Красного Креста»
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии в рамках программы «ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР …»Тема: «Под знаком Красного Креста»Цель:1. Познакомить учащихся с историей возникновения движения Международн...
Внеклассное мероприятие по географии. Познавательная викторина "ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ".
Используется во внеурочной деятельности...
Внеклассное мероприятие в 9 классе. Тема: Хлебу Кубани - знак «Качество Кубань»
Внеклассное мероприятие в 9 классе. Тема: Хлебу Кубани - знак «Качество Кубань»...
Внеклассное мероприятие "В Стране Дорожных Знаков"
Цель: прививать детям знания о необходимости соблюдения правил дорожного движения.Задачи: 1. Приобретение учащимися знаний о правилах поведения в школе и на улице (дороге);2. Закрепить предс...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дорожные знаки и их классификация"
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия(урока) по профилактике детского дорожного-транспортного травматизма в начальной школе. Но материал также может быть...
Внеклассное мероприятие по русскому языку " Знаки препинания нужно уважать!"
Внеклассное мероприятие по русскому языку, театрализованное представление " Знаки препинания нужно уважать!"...