Тема: Дискуссия на тему: Возможна ли жизнь человека без любви?
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Урок литературы (По «Повести о Петре и Февронии Муромских»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дискуссия на тему: Возможна ли жизнь человека без любви? (По «Повести о Петре и Февронии Муромских»)

Цель: знакомство с повестью, выявление её специфики; повторение Божьих заповедей, литературоведческих терминов; расширять представление о дискуссии; уметь работать в группах, в парах, индивидуально, отстаивать свою точку зрения, находить признаки различных жанров в одном произведении, читать выразительно; формировать коммуникативные компетенции при работе с текстом; развивать и углублять представление о древнерусской литературе; продолжить работу над анализом эпизода; воспитывать  добросердечность, кротость, смирение, уважение к древним литературным источникам.

Оборудование: слайды: «Божьи заповеди», карты-информаторы, индивидуальные сообщения, выставка книг, фотографии древних книг, «Библия», иллюстрации из «Библии».

Эпиграф:        Мы рождены для любви. И насколько мы не исполнили любви, мы томимся на свете…   В. В. Розанов

                         Если ты когда-либо был счастлив, то это было из-за любви. Если ты сейчас несчастен, знай: это от недостатка любви.       И. А. Ильина

                              Ход урока

1. Организационный этап.

2. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока.

          а) сообщение темы и цели урока

- Сегодня у нас необычный урок: на нём присутствуют отец Николай, учитель истории, учитель информатики, учащиеся 9 класса, которые будут возглавлять ваши творческие группы. Все эти люди будут помогать нам, чтобы разобраться в непростых вещах.

             б) сообщение о создании произведения и о прототипах «Повести о Петре и Февронии» - консультанты учитель истории и литературы. (Индивидуальная работа: дифференциация) 

3. Изучение новых знаний и способов действий учащихся.

             а) обмен мнениями и первые оценки «Повести…»

работа в группах: 1 – определить, что делает повесть интересной; 2 – определить близость с русской народной поэзией.

1 – Язык повести простой, близкий к разговорному; диалоги, построенные в форме загадок и отгадок, которые придают живость повествованию; отсутствие голой поучительности, уступающей место занимательному рассказу, насыщенному элементами народной сказки и одновременно подробностями живого исторического быта, история знакомства и любви героев.

2 – Изобилие фольклорных мотивов: змей-оборотень, пытавшийся соблазнить замужнюю женщину, которая выпытывает у него тайну его смерти.  Чудесный меч-кладенец, от которого погибает змей. Мудрая дева, умеющая говорить загадками; чудесное превращение хлебных крошек в ладан; получение мужа как самого дорогого подарка.

              б) работа над особенностями композиции повести:

- Сколько частей можно выделить в данной повести?

          в) индивидуальная работа с последующим корректированием. (Технология «пила»)

* краткий пересказ первой части повести: о летучем змее;

* краткий пересказ второй части повести: о знакомстве, женитьбе и жизни Петра и Февронии.

4. Первичная проверка знаний и способов действий учащихся.

              а) словарная работа:

Агрик (Агрика) - сказочный богатырь, владевший мечом-кладенцом. В былине об Илье Муромце на богатырской заставе стоят два брата Агриковы. (Работа с картой-информатором на протяжении всего урока)

Раздаточный материал:

Повесть – один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман. 

Житие -  описание жизни Святого. В древнерусской литературе образ Христа выдвигался как образец поведения человека. Герой жития в своей жизни следует этому образцу. Житие, как правило, описывает, как Святой становится таковым, проходя, как Иисус, через ряд испытаний.

Фольклор, или устное народное творчество, -  искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах. Наиболее распространённые виды фольклора – пословица, поговорка, сказка, песня, загадка, былина.

Загадка – в народной речи загадать означает «задумывать», «замышлять», «предлагать» что-либо, неизвестное для решения. Про загадку в народе говорят: «Без лица в личине».   

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.   

Предание – жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.

Заповеди – законы,  которые  должен соблюдать народ.

Композиция – расположение, то есть построение, произведения, (лат. compositio – составление, соединение). 

Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к  изображаемому.

              б) беседа по анализу первой части. (Анализ отдельных эпизодов повести)

- Как выражено авторское отношение к змею-искусителю? Определение эмоционально окрашенной лексики.

- Змей злой, лукавый, у него злое дыхание и шипение, о всей мерзости его противно говорить, он лживый соблазнитель.

- Как бы мы назвали отношения между Павлом и его женой, между братьями?

- Доверительные, открытые. Беда, которая случилась – общая беда, пути её преодоления ищут сообща.

- Как можно оценить поведение Петра. узнавшего от старшего брата историю со змеем-оборотнем?

- Петр самоотвержен: Петр «начал обдумывать мужественно, не колеблясь, как бы змея убить…»

- Каким образом меч попадает в руки Петра? А главное – за что, почему он ему посылается?

- «Имел он привычку ходить по церквам в одиночестве».

- А в другом варианте: «он любил молиться в малолюдных церквах»

- Что значат эти слова? Ребята, к нам приглашён на урок отец Николай, который объяснит нам значение этих слов.

Отец Николай:  Князь был глубоко верующим человеком. Уединившись в тихом храме, легче сосредоточиться, вознести свою горячую молитву, попросить о помощи в праведном деле. Видимо, по молитве и вере приходит и помощь: монастырский отрок показывает ему место хранения Агрикова меча.

- Вспомним о неслучайной просьбе, с которой Пётр обращается к брату перед сражением с врагом: «Ты же в это время пребывай в молитве; услышит Бог молитву твою и поможет мне убить лукавого змея».

              в) беседа по анализу второй части

- С какой целью употребляет автор загадки?

- Используются для характеристики «мудрой девы».

              г) доказательство мудрости Февронии

- Узнав от девицы, что её зовут Февронией, гонец рассказывает ей о болезни князя Петра и просит помочь найти искусного врача. Дева отвечает ему новой загадкой: «Если бы кто потребовал князя твоего для себя, тот мог бы его исцелить».

- В другом переводе, ребята, это звучит примерно так: «Если он добросердечен и невысокомерен, то будет здоров». Сейчас мы послушаем сообщение, которое подготовили ребята из группы «Поиск» (работа в парах).

Сообщение о добросердечности. (Прилагается)

- Что можно сказать о Февронии, зная об условиях исцеления? Как она представляет себе человека, в котором видит будущего мужа?

- Мужество и самоотверженность – это свойства настоящего мужского характера.

- А по представлениям девушки об идеале эти свойства должны дополняться высокими душевными качествами: добросердечием и кротостью, смирением.

5. Закрепление знаний и способов действий учащихся.

              а) дискуссия: «Полюбили ли герои друг друга? Какова роль заповедей в осуществлении брака Петра и Февронии…»

- Когда зарождается чувство Петра к Февронии? Да и полюбил ли он? Может быть, это просто исполнение клятвенного обещания взять её в жёны, если она ещё раз исцелит его? А Феврония? Почему она выбрала Петра? Обратите внимание, ребята, что до того, как князь с великими почестями взял Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общения вели через слуг? Размышляет группа № 1, ведь это было их домашним заданием. А все остальные пытаются отстоять свою точку зрения.

Вопросы для группы № 1 от ребят из группы №2: Как можно полюбить, не встречаясь? За что? Автор повести не рисует даже портретов героев. Почему?

Ответ группы № 1:

- Не внешность, не красота главное для Петра и Февронии. Пётр убедился в уме, душевной  красоте девушки: она не приняла его подарков и, значит, некорыстна и нежадна; она передаёт ему, что он, отказавшись от своего слова, «поступает не по правде», и следовательно, пряма и открыта; она «нимало не гневаясь» за его обман, излечивает его, и значит, незлобива; она поверила его клятвенным обещаниям – и не ошиблась, как не ошибся и он, взяв Февронию в жёны. Мудрость, добросердечие, милосердие девушки пленили князя, вызвав его ответное чувство. Предчувствие, интуиция, свойственные мудрому девичьему сердцу, дар предвидения указывают Февронии на её избранника.

Вывод: этот брак совершился на небесах, это мы видим в следующих строчках: «И жили блаженные благочестиво, и ни одной из заповедей Божьих не забывали, и всю жизнь свою в смирении, и в кротости, и в страхе Божьем проводили».

              б) обмен мнениями по поводу услышанного.

              в) работа с компьютером: просмотр слайдов. (Компьютерная технология).  (Учитель информатики и отец Николай помогали ребятам из группы «Программисты»

- Группа № 2, которую мы обозначили «Программисты», попыталась нам оформить слайды «Божьи заповеди», просмотрим эти слайды (на дискете)

6. Информация о домашнем задании.

              а) творческое задание:

-  Выполните дома творческое задание в форме мини-сочинения: «Какую роль играют заповеди в моей жизни или в жизни близких мне людей?»

7. Обобщение и систематизация знаний и способов действий учащихся.

              а) продолжение дискуссии: «Они поступали по Евангелию»:                             

- Как отвечают супруги на козни бояр, невзлюбивших новую княгиню за её низкое происхождение? Что это за козни? Чем они вызваны? Что помогает влюблённым преодолеть их?

- Злоба, зависть, спесь, чванливость, корысть – причина ненависти бояр и их жён к крестьянской дочери. Они клевещут на Февронию, требуют, чтобы она ушла из города, взяв сколько угодно богатства и отказавшись от Петра. «Ничего иного не прошу, только супруга моего князя Петра», - обращается княгиня к боярам. Петр же, злобы не имея, со смирением выслушав бояр, предпочёл с женою покинуть Муром, и автор не скрывает уважения к его поступку: «…князь Пётр по Евангелию поступил: владения свои за грязь почёл, но заповедей Божьих не нарушил».

- Выражает ли автор своё отношение к человеческим порокам?

- Да. Бояре, по словам автора, преисполнились «неистовства и бесстыдства», «начали бросать свои бесстыдные слова, как псы лающие…»

Закономерно для мировоззрения человека Древней Руси последовавшее за чёрные дела Божье наказание ( «…многие вельможи в городе погибли от меча, каждый хотел править, и сами себя погубили») и раскаяние ( «…не оставляй нас беззащитными, но вернись в своё отечество!.. Если прогневали тебя и рассердили… теперь же рабы мы ваши, хотим, и любим, и умоляем, не оставьте нас…»

              б) выборочное чтение:

- Посмотрим, как рисует автор образы правителей в лице князя Петра и его супруги.

- Они, «управляя городом тем, выполняли все заповеди Господа безупречно и в непрестанных молитвах, и милостивыми ко всем людям, бывших под властью их, были; как любящие отец и мать, относились ко всем и всех одинаково любили, порицая гордость и грабёж, ибо были всему городу истинные пастыри, а не как наёмники; городом своим с правдой и кротостью, а не с жестокостью правили, странников принимали, голодных кормили, бедных от напасти избавляли…»

              в) работа над проблемой:

проблемный вопрос: «Правы ли те, кто видит в Февронии «натуру волевую, одарённую», считает её «воплощением и носительницей активного чувства любви» (Н. К. Гудзий?)?

- Да, несомненно. Ведь в изгнании, когда Петра мучают сомнения: не напрасно ли он лишил себя самодержавства, - Феврония подбадривает его, укрепляет веру: «Не печалься, князь, милостивый Бог и жизни наши строит, он не оставит нас в унижении».  

- Чувствуя её духовное превосходство, любя за красоту душевную, за её дар любить, Пётр во всём ей подчиняется. И это добровольное житейское подчинение одного другому, но равных в силе любви.

              г) размышления по поводу….

- Как испытывается любовь Февронии-супруги? Вспомним эпизод, когда на судне некий человек обнаружил «лукавые помыслы», взглянув на женщину с вожделением. Как она себя ведёт?

- Феврония по-своему обличает коварного человека, предлагает ему испить воды сначала с одной, а затем с другой стороны судна. «Которая вода слаще?»- спрашивает она и, получив ответ, что «одна вода и вкус один», хитро замечает: «И женская натура одинакова. Ты же, свою жену забыв, о чужой думаешь».

- В чём же неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии?

- Они, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто и теперь пытается их разлучить.

                  д) вывод: знакомство с размышлением Д. С. Лихачёва. (Работа с наглядным материалом, составление плана к домашнему сочинению)

«В «Повести о Петре и Февронии Муромских» есть такая деталь. Когда разлучённый с Февронией постригшийся в монахи князь Пётр почувствовал приближение смерти, он, исполняя данное Февронии обещание, прислал к ней звать её умереть вместе с ним. Феврония ответила, что хочет закончить вышивание воздуха, который она обещала пожертвовать церкви. Только в третий раз, когда прислал к ней Пётр сказать: «Уже бо хощу преставиться, мне ждущую тебе», Феврония дошила лик святого, оставив незаконченным ризы, воткнув иглу в воздух, обернула её нитью, которой вышивала, послала сказать Петру, что готова, и, помолясь, умерла. Этот жест порядливой и степенной женщины, обматывающей нитью иглу, чтобы работу можно было продолжить, великолепен. Деталь эта показывает изумительное душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом. Но надо знать ещё красоту древнерусского шитья 15 века, чтобы оценить это место в повести в полной мере. Шитьё 15 века свидетельствует о таком вкусе древнерусских вышивальщиц, о таком чувстве цвета, что переход от него к самому важному моменту в жизни человека не кажется неестественным».

8. Контроль и самоконтроль.

              а) определение разнообразия жанров в произведении: пользуя картой-информатором, найдите элементы различных жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказок, жития, предания. (Самостоятельная работа: выполняется по рядам)

                б) проверка самостоятельной работы.

9. Итог урока.

- Так возможна ли жизнь без любви? Как же вы следуете заповедям Божьим?

10. Рефлексия.

- Как вы оцениваете свою деятельность: а) полностью доволен своей работой; б) не совсем доволен своей работой; в) совсем не доволен своей работой.

Ставлю себе за урок: а) «5» баллов; б) «4» балла; в) «3» балла; г) «2» балла.

Оценка учителя: а) «5» баллов; б) «4» балла; в) «3» балла.

Итоговая оценка: а) «5», б) «4», в) «3». (Выводится на компьютер для каждого ученика)

Карта – информатор

Повесть один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман. 

 

Житие -  описание жизни Святого. В древнерусской литературе образ Христа выдвигался как образец поведения человека. Герой жития в своей жизни следует этому образцу. Житие, как правило, описывает, как Святой становится таковым, проходя, как Иисус, через ряд испытаний.

Фольклор, или устное народное творчество, -  искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах. Наиболее распространённые виды фольклора – пословица, поговорка, сказка, песня, загадка, былина.

Загадка в народной речи загадать означает «задумывать», «замышлять», «предлагать» что-либо, неизвестное для решения. Про загадку в народе говорят: «Без лица в личине». 

 

Сказка занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. 

 

Предание  жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.

Заповеди законы,  которые  должен соблюдать народ.

Композиция расположение, то есть построение, произведения, (лат. compositio – составление, соединение).

Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к  изображаемому.

Десять заповедей (из «Детской Библии»)

«Я – Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.

    Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

    Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в воде ниже земли,

- не поклоняйся им и не служи им…

    Не произнеси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

    Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть день работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота – Господу Богу твоему…

    Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

    Не убивай.

    Не прелюбодействуй.

    Не кради.

    Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

    Не желай дома ближнего твоего; не  желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его – ничего, что у ближнего твоего.

Душа

Есть ли душа у человека?

    Три профессора рассуждали между собой.

    Один сказал:

  - Я не верю, что есть душа. Сколько ни вскрывал человека, а души не видел. Я пришёл к выводу, что её в человеке нет.

    Другой возразил:

  - Если рассуждать подобным образом, то что же получается? И я много раз вскрывал черепную коробку, но ума там не обнаружил. Не значит же это, что его в человеке нет.

    Третий же сказал:

  - А я, сколько ни оперировал сердце – любви не нашёл.

Душа – внутренний мир человека, его сознание.

Иные утверждают, что душа есть воздух.  

                                                                                        Цицерон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Тема: «Значение бактерий в природе и жизни человека» 7-е классы

Тема:«Значение бактерий в природе и жизни человека»...

Открытый урок по теме "Роль средств массовой информации в жизни человека" 8 класс

План конспект урока в 8 классе по теме "Средства массовой информации". Урок составлен по УМК  М.З. Биболетовой...

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

Дискуссия "4 составляющие здорового образа жизни человека"

Проблема девиантного поведения         несовершеннолетних,употребления ПАВ на сегодняшний день остается актуальной при организации социально-педагогическо...