"В царстве "Вежливости и Доброты"
методическая разработка по теме

Фомирование этической культуры у детей младшего школьного возраста через игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_carstve_vezhlivosti_i_dobroty.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи:

  1. Закрепить правила поведения;
  2. Привить этические нормы поведения в обществе;
  3. Закрепить представление о таких ценных качествах, как доброта, отзывчивость;
  4. Воспитывать активную жизненную позицию, единство слова и дела;

Вед 1:Добрый вечер ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека. Для этого отправимся с вами в  Царство «Вежливости и Доброты».

Вед 2: В соревновании будут участвовать две команды: «Вежливая» и «Добрая».

А девизом нашего путешествия будут следующие слова; давайте  прочитаем вместе:

                                «Чтоб радость людям дарить,

Нужно добрым и вежливым быть!»

Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Правила вежливости:

1.В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

2.Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

3.Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

4.Вежливый человек приветлив и внимателен.

Вед 1: Попробуем определить, знаете ли вы правила вежливости. Для этого поиграемв игру«Вежливо – невежливо» (разминка). Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или не вежливыми были действия в ней. Если вежливыми - то поднимаете зелёную карточку, а если нет, то – красную.

- Поздороваться при встрече…(вежливо).

- Толкнуть, не извиниться… (невежливо).

- Помочь подняться, поднять упавшую вещь…(вежливо).

- Не встать обращаясь к учителю… (невежливо).

- Взять билет в автобусе…(вежливо).

- Не уступать место пожилому человеку… (невежливо).

Вед 2:Задание капитанам команд:

- Кто первым здоровается при входе в помещение? (входящий, не зависимо от пола и возраста).

- Кто должен первым здороваться стоящий или проходящий? (проходящий).

- Если ты съел конфету, что сделаешь с фантиком?

- Можно ли назвать вежливым человеком того, кто обижает младших (или животных)?

Вед 1 и Вед 2: А теперь поговорим о ситуациях, которые встречаются на каждом шагу. Каковы должны быть поступки с позиции вежливого человека (задания командам).

1.Олег, выскочив из дома, стремглав помчался к школьному автобусу. На бегу он случайно задел свою одноклассницу, наткнулся на учителя, протискиваясь, он зацепил чью-то пуговицу, и она отлетела.

- Как повлияла спешка Олега на настроение окружающих?

2.Когда Игорь вышел на школьную площадку, обогнавшая его Наташа показала ему язык.

Слава щелкнул ему по затылку, Надя передразнила его походку.

- Каким будет настроение у Игоря? Почему?

3.Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

- Он допустил  4 ошибки. Назовите их. (1-крикнул, 2-не сказал:  «извините», 3- не сказал: «Не подскажете», 4- правильно говорить не «часов, а времени»).

- Как нужно правильно обратиться к прохожему?

4.Одна девочка жаловалась маме:

-Во дворе один мальчик зовёт меня Галька.

-А как ты его зовёшь?

-А я ему просто кричу: «Эй, ты!»

-Права ли Галя?

Вед 1: А сейчас посмотрим, как вы знаете вежливые слова: конкурс: «Вежливые слова». Нужно каждой команде написать вежливые слова, которые они знают и которыми пользуются в обиходе. Посмотрим, какая команда напишет больше слов.

(раздаются листы бумаги и команды работают, а затем зачитывают).

Вед 2:Игра со зрителем: - Сейчас мы выясним,  как наши болельщики знают вежливые слова, для этого поиграем в игру «Словарь вежливых слов»:

1.Растает ледяная глыба

   От слова тёплого… (спасибо).

2.Зазеленеет старый пень,

   Когда услышит …(добрый день).

3.Если больше есть не в силах,

   Скажем маме мы …(спасибо).

4.Мальчик вежливый и развитый

   Говорит, встречаясь …(здравствуйте).

5.Когда нас бранят за шалости,

   Говорим…(прости, пожалуйста).

6.И во Франции, и в Дании

   На прощание говорим…(до свидания).

Ребята! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Вед 1:Сценка  «Подарок». После просмотра  участники игры должны сказать, какие ошибки допустили девочки при разговоре в рамках правил этикета.

(Ответы команд)

Вед 2:Конкурс «Десерт». Выходят из команды по человеку. Нужно правильно выпить кампот.

Вед 1: Конкурс «Самый артистичный». Представители команд должны произнести слово «Здравствуйте» с разной интонацией. А как…

1-я команда:  1.Приветливо, но растягивая слова.

                2.Плачущим, рыдающим голосом.

                3.Как будь -то задаёте вопрос.

2-я команда: 1.Четко, ясно, ласково и приветливо.

                2.Скрипучим голосом  Кощея.

3.С сильным удивлением.

«Частушки» в исполнении группы девочек.

Вед 2:Конкурс « Назвать героев сказок» 

1.Добрых, вежливых…(Золушка, Василиса Премудрая, Красная Шапочка и т.д.)

2.Злых, бескультурных…(баба Яга, Волк, Мачеха в «Морозко» и т.д.)

(Пока команды готовятся игра со зрителем)

Игра со зрителем «Вежливые прядки»: Дети идут по кругу, водящий с завязанными  глазами - в центре. Один из участников произносит вежливое слово. Водящий должен узнать, кто говорил.

Вед 1: А может ли вежливый человек быть злым? Конечно,нет! Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. И, значит, она всегда рядом с добротой,  доброжелательном отношение друг к другу, к окружающей среде.

Что такое доброта? Что скрывается за этим словом? Какой тайник человеческой души открывается этим ключом?

Вед 2:  Доброта – это лекарство от многих болезней, и, прежде всего от дурных. Это чудесное, светлое чувство помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и прекрасной. Как же оно возникает? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить – чего там больше, зла или добра.

1реб.: Люди я прошу вас ради Бога,

        Не стесняйтесь доброты своей,

        На земле людей не так уж много,

        Опасайтесь потерять друзей.

2реб.: Стать добрым волшебником ну-ка, попробуй!

        Тут хитрости вовсе не нужно особой:

        Понять и исполнить желанье другого –

        Одно удовольствие, честное слово.

Вед 1:        Добрый человек – тот, кто уважает людей, помогает им; он любит и охраняет природу. А если человек добр,  он спокоен, весел, от него исходит тепло. Для доброго человека нет чужого горя, посторонней беды.

Вед 2: С давних пор и во все времена в разных концах земли, всегда и повсюду это было очень важным вопросом. Сейчас я вам расскажу одну притчу «О Добре и Зле».

        «Однажды Добро пришло в гости к Злу.Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положила соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу за зло».

Вывод: Добро всегда сильнее зла, люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту, а злые люди всегда одиноки.

Реб:Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

        Рвануться на выручку нужно в любую минуту, всегда.

        И если поможет кому- то твоя доброта, улыбка твоя,

        То день не напрасно был прожит, значит, живёшь ты не зря!

Вед 1:  Ребята, давайте вместе подумаем и продолжим фразу: «Добрый человек – это…».

(команды по очереди называют ответы)

Вывод: Доброта – это вещь удивительная, она тот язык, на котором с вами захочет всякий разговаривать. Ведь именно доброта, милосердие, радость по отношению к другим создают основу человеческого счастья.

1реб.: Доброта нужна всем людям

        Пусть побольше добрых будет!

        Говорят не зря привстрече:

        «Добрый день!» и «Добрый вечер!»

2реб.:  И не зря есть среди нас

Пожеланье: «В добрый час»

        Доброта – она от века

        Украшает человека.

Вед 2: Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть родителям и друзьям.

Стараться всегда и во всем быть полезными людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Доброта в нас, доброта вокруг нас"

Цель: формирование у учащихся доброты и милосердия, формирование адекватного представления о доброте и добрых делах....

Воспитательное занятие "Доброта истинная и доброта ложная"

Воспитательные занятия о доброте имеют большое значение в духовно-нравственном воспитании детей и подростков....

Проект "Уроки доброты в школе". Доброе введение «Путями доброты»

ПРОЕКТ «УРОКИ ДОБРОТЫ В ШКОЛЕ» Цель: воспитание в детях чувства доброты, чуткости, побуждение учащихся к творчеству. Задачи проекта: - учить внимательному, чуткому отношению к слову;- развивать р...

Урок литературы по теме: "«Он доброту черпал из Ангары..» (литературный портрет В.Г. Распутина. «Уроки доброты».)"

Цели:·            Познакомить учеников с писателем-земляком В.Г. Распутиным;·            П...

Что такое доброта, или Уроки доброты и милосердия по фильму М.Можар "За имя моё"

Урок по анализу кинопроизведения на морально-нравственную тему рассчитан на 2 часа. Рекомендуется провести в 7, 8, 9 классах. Поможет научиться анализировать фильм и отбирать материал для характеристи...

Семейная гостиная «Доброта рождает доброту»

Добрый человек всегда вежлив со своим собеседником....