Занятие творческого кружка "Сочинение о маме"
методическая разработка по теме

Горох Надежда Геннадьевна

Цель- подготовить "подарки" для мам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_tvorcheskogo_kruzhka_o_mame.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Г.Горох,

учитель МБОУ СОШ села Ключи

 Лысогорского района Саратовской области

Занятие  кружка «Юный журналист»

(7-11 классы)

Составление творческой работы, посвященной маме.

Оформление:

Доска: «Есть  на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу – это мать» (М.Горький);

Выставка книг: «Ч.Айтматов «Материнское поле», В.Закруткин «Матерь человеческая», Василевская «Радуга», М.Горький «Сказки об Италии».

I. Слово учителя (цель – психологический настрой на творческую работу):

Мама… Такое привычное, теплое, родное слово. Его можно сократить до двух букв – «ма», можно сказать «мамка», но оно все равно будет звучать мягко и ласково. Потому что человек, которого мы так называем – любящий, щедрый на ласку, заботу, жалостливый. Василий Шукшин однажды сказал, что мать – вся – состоит из жалости. Мне очень близки слова М.Горького, которые вы видите на доске: «Есть  на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу – это мать».

Что же делают для нас наши мамы? Прежде всего, они нас любят. Мы пользуемся целебной силой трав, а вот целебная сила любви часто кажется нам красивой фразой. А я знала ребенка со страшной болезнью: только благодаря любящей матери, её вере и настойчивости, он смог жить, говорить, двигаться. И это в  деревне, а не в условиях блестящей клиники. Поистине материнская любовь способна творить чудеса. И нет в мире ничего, что заставило бы мать отречься от своего ребенка.

( Можно пересказать «Мать урода» или «Мать изменника» Горького («Сказки об Италии», можно прочитать притчу, данную в приложении)

Один мужчина, любящий вкусно поесть, часто вспоминал, какую удивительную кашу варила ему мать в детстве. Жена однажды спросила у свекрови её рецепт. «Да обыкновенная овсянка», - удивилась та. «И все?» «И ещё ложку меда добавляла», - вспомнила старушка. Она не сказала про главный секрет своего рецепта – материнскую любовь. Пища, сваренная по этому рецепту, - любая – становится необъяснимо вкусной. Возможно, она энергетически заряжается от любящих рук.

II. Игра «Ассоциации».

Для начала вспомним, что такое метафора. Да, метафора – это скрытое сравнение, своего рода превращение, которое позволяет взглянуть на изображаемое с неожиданной стороны.

Мы с вами много работали по составлению метафор к слову «осень». Давайте попробуем понять, какие «превращения» могут быть с вашими мамами. И удивиться. А потом удивить своих мам: своей наблюдательностью, любовью, вниманием, своим талантом, наконец, ведь метафора – это признак гения. Во всяком случае, так считал  Аристотель, авторитет которого проверен веками.

 - Какие цветовые ассоциации вызывает у вас слово «мама»? (Ответы детей: чистое-чистое голубое небо, нежные лучики солнца, круглый оранжевый апельсин и т.д.)

- Какие запахи ассоциируются у вас с этим словом? (душистые щи, запах стирального порошка, запах блинчиков и т.д.)

- Каковы Ваши звуковые ассоциации (журчащий ручеек, штормовое море….)

- Если бы ваша мама была деревом, то каким именно и почему?

- А если бы была цветком?

- С чем ещё из этого огромного мира вы сравнили бы свою маму?

III. Сегодня мы с вами будем создавать работу в жанрах «стихотворение по метафоре»  или «штрихи».

Стихотворение по метафоре.

Мама – это ( ассоциация по цвету)

Мама – это (ассоциация по запаху)

Мама – это (ассоциация по внешности)

Мама – это (ассоциация по звуку)

Мама – это ( ассоциация по настроению, чувствам)  

Ещё один вид «стихотворения» придумали учитель Сторожева Т.Ю. из города Петровска нашей области  и её ученики. Они назвали это штрихами – штрихи к правилам, штрихи к мыслям, штрихи, позволяющие проверить словарный запас школьников, их умение видеть и применять части речи, составлять тематические сложные (красивые!) предложения.

Штрихи пишутся по следующим правилам: 

  1. 1-я строка. 1 существительное.
  2. 2-я строка. 2 прилагательных.
  3. 3-я строка. 3 причастия.
  4. 4-я строка. 4 глагола.
  5. 5-я строка. 5 наречий (или деепричастий)
  6. 6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложение по теме.

IV. Творческая работа под красивую музыку.

V. Заключительное слово учителя.

Ребята, дома вы доделаете, «отшлифуете» свои работы и подарите их своим мамам в День матери. Поверьте, это будет самый приятный для неё подарок! Вы можете оформить это в виде открытки, если есть  цветной принтер, можете написать от руки.  Для мам это не будет иметь никакого значения!

А закончить наше занятие мне хочется стихотворением Л.Татьяничевой:

Как часто невниманьем обижаем

Мы в юности отцов и матерей.

Домой из институтов приезжаем,

К своим друзьям торопимся скорей.

На завтра отложив все разговоры,

Едва успев костюм дорожный снять,

В заречные зовущие просторы

Стремглав летим мы юность догонять.

В своих подруг бросаем мы цветами,

Забыв нарвать для матери букет.

А мать нас ждет, живет и дышит нами,

Обновы шьет, готовит нам обед.

Нас держит лес, не отпускает Кама.

Уже темно. Поужинать и спать.

И лишь во сне мы повторяем «мама».

И наши сны оберегает мать.

А ночь идет, всю землю обнимая,

Баюкая уснувшие дома.

Но мать не спит…

Я это понимаю,

С тех пор, как стала матерью сама.

Берегите, ребята, своих мам, дарите им свою любовь и заботу каждый день, а не только в День матери! И не забудьте подарить им свои «стихотворения».

Приложения:

Притча

 Маленький мальчик спросил маму: `Почему ты плачешь?`
- `Потому что я - женщина`
- `Я не понимаю!`
Мама обняла его и сказала: - `Этого ты не поймешь никогда.`
Тогда мальчик спросил отца:
`Почему мама иногда плачет без причин?` - `Все женщины иногда плачут без причин` всё, что смог ответить отец.
Потом мальчик вырос, стал мужчиной, но не переставал удивляться: - `Почему же женщины плачут?`
Наконец, он спросил у Бога. И Бог ответил:

- `Задумав женщину, Я хотел, чтобы она была совершенной.
Я дал ей плечи такие сильные, чтобы держать весь мир, и такие нежные, чтобы поддерживать детскую головку.
Я дал ей дух настолько сильный, чтобы вынести роды и другую боль.
Я дал ей волю, настолько сильную, что она идёт вперёд, когда другие падают, и она заботится о павших, и больных, и усталых, не жалуясь.
Я дал ей доброту любить детей при любых обстоятельствах, даже если они обижают её.
Я дал ей силу поддерживать мужа, несмотря на все его недостатки.
Я сделал её из его ребра, чтобы она защищала его сердце.
Я дал ей мудрость понять, что хороший муж никогда не причиняет жене боль намеренно, но иногда испытывает её силу и решимость стать рядом с ним, без колебаний.
И, наконец, Я дал ей слёзы. И право проливать их, где и когда необходимо.
И тебе, сын Мой, надо понять, что красота женщины не в её одежде, причёске или маникюре.
Её красота в глазах, которые открывают дверь к её сердцу. Тому месту, где обитает любовь`

         Давыдов Петр 

Забываем все-таки про мам.
А они скучают вечерами,
Изредка названивая нам
И всегда интересуясь нами.
Времени у нас, обычно, нет -
Мы живем серьезными делами,
Забывая часто, что в ответ
Позвонить мы обещали маме.
Мама, я звоню тебе, когда
На душе осенние печали.
Чтоб, как в те - далекие года
Слушали меня и понимали.
Хорошо, что есть куда звонить,
Хорошо, что есть кому ответить.
Пусть не рвется долго эта нить,
Может быть, главнейшая на свете!
Как они, что их волнует там?
Далеко, а может, близко где-то...
Забываем мы про наших мам.
И легко себе прощаем это.


           Т. Иложева.

   Не позволяйте плакать матерям,
Уж очень у них горькие слезинки,
Они рисуют возле глаз морщинки
И блеску прибавляют сединам...
Они рубцы на сердце оставляют,
И "валидолом" их не рассосать,
Стареет быстро плачущая мать
И на глазах, как будто угасает...
Простую материнскую любовь
Ничто на свете заменить не сможет,
Она, незримо, в трудный час поможет,
Поднимет и заставит жить нас вновь...
Не позволяйте плакать матерям,
Упасть не дайте ни одной слезинке,
Пусть от улыбки появляются морщинки
И мудростью блестит на волосах.

Сказка-притча

Шёл по дороге паренёк. Смотрит — копейка лежит. «Что ж, — подумал он, — и копейка — деньги!» Взял её и положил в кошель. 

И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашёл тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует — кошель потяжелел. Поглядел в него — а там тысяча рублей. 

«Странное дело! — подивился паренёк. — Была копейка, а теперь в кошеле тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашёл десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком отца с матерью!» И быстро посмотрел в кошель, а там — десять тысяч рублей! 

«Чудеса! — порадовался паренёк. — А что бы я сделал, если бы сто тысяч рублей нашёл? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме отца с матерью!» И снова посмотрел в кошель — точно: лежат сто тысяч рублей! 

Закрыл паренёк свой кошель, и тут раздумье его взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. И подарков много не стану покупать, мне самому кое-какую одежонку нужно справить!» 

И чувствует паренёк, что кошель-то лёгкий-прелёгкий! Быстренько раскрыл его, глядь: а там всего одна копейка лежит, одна-одинёшенька.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое творческое занятие. Тема: «Подарок для мамы». Изготовление праздничного панно с использованием бросового материала.

Развитие художественно- творческих спосорбностей детей, изобразительной фантазии, зрительной наблюдательности. Формирование навыков аккуратности при выполнении работ, углубление знаний о растениях, о ...

Занятие. "Композиция. Цветы для мамы"

Изготовление композиции из цветов. Данные цветы выполняются из столовых салфеток.Цели: расширить и уточнить представле­ния о композиции; формировать умение составлять объемную композицию; разви­...

творческий проект "Подарок маме"(бисероплетение)

Сегодня во многих странах возрождается интерес к бисеролетению,издается много специальной литературы, печатаются отдельные статьи в журналах по рукоделию. Конечно, я могу воспользоваться использовать ...

Методическая разработка коллективного творческого дела "О маме...", посвященного Дню Матери

В этой работе отражен сценарий, план подготовки и проведения праздника....

Творческий проект "Открытка маме, бабушке"

Творческий проект выполнен в виде презентации,при участии учеников 7 класса....

Коллективное творческое дело "Подарок маме своими руками"

Коллективное творческое дело в ходе которого учащиеся делятся на 3 бригады (пирографии, деревообработки, художественной росписи по дереву) и изготавливают подарки ко Дню матери. В ходе занятия предпол...

Коллективный творческий проект "День мамы - 2018"

Проект разработан к празднованию праздника "День Матери", в проекте принимали участие, концертные номера, вокальный ансамбль "Казачата" - песня "Мамочка", «Мам...