Развитие воспитательного потенциала детских общественных организаций, объединений.
статья по теме

Резепова Светлана Васильевна

Детская общественная организация как форма детского движения.

Воспитательный потенциал ДОО.

Ученическое самоуправление- форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся.

Трудности и проблемы ДОО.

Результаты реализации модели.

Основные выводы.

Ожидаемые результаты в развитии воспитательного потенциала ДОО.

Показатели результативности и эффективности.

Предложения по развитию детского движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_vospitatelnogo_potenciala.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие воспитательного потенциала детских общественных организаций, объединений.

Рассмотрим тенденции в развитии детских общественных объединений, ДОО на современном этапе:

  1. выборы 2012  года, выбор руководства страны на период их активной молодости вызывают потребность в формировании электоральной активности у современных 15 – 16 летних подростков, наиболее активных и многочисленных членов современных детских общественных объединений;
  2. переход к рыночной форме хозяйствования вызвал потребность воспитания у ребенка новых качеств: предприимчивости, расчетливости, практичности;
  3. масштабное ухудшение состояние здоровья подрастающих поколений укрепили в обществе ценность здоровья и здорового образа жизни;
  4. дефицит молодых кадров для работы в органах власти и управления, обладающих соответствующими компетенциями и мотивацией к устойчивому карьерному росту, требует разработки новых механизмов выявления и поддержки детей, обладающих ярко выраженными лидерскими задатками;
  5. свободное использование информации определяют особые задачи воспитания, связанные с формированием устойчивости к отрицательному влиянию средств массовой информации, негативного отношения к употреблению наркотических и токсических веществ;
  6. активное социальное реформирование усилило криминализацию общества, что требует особых усилий для предотвращения распространения движений, культов, сект, имеющих различную идеологическую окраску;
  7. вновь стали актуальными вопросы организации воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства. Стихийно возникающие группы подростков в городах и населенных пунктах стали представлять угрозу безопасности и спокойствию граждан.

Эти тенденции в полной мере актуальны и для нашей области, в связи с чем, приоритетными задачами детских организаций на ближайший период должны стать:

  1. формирование общекультурного стандарта, восполнение знаний и навыков в областях, не охваченных общим, дополнительным образованием, семейным воспитанием;
  2. формирование электоральной активности;
  3. развитие национального самосознания и «областного» патриотизма, приобщение к участию в гражданских акциях, способствующих углублению понимания исторического пути и перспектив развития России, региона, города, района, поселка;
  4. актуализация в сознании детей и подростков ценностей здоровья, социального благополучия, нацеливание на успех в профессиональной деятельности и личной жизни;
  5. поддержка стремления к лидерству во всех сферах деятельности и общественных отношениях;
  6. воспитание толерантности, гуманизма, ответственного отношения к окружающим людям, стремления оказывать посильную помощь, активно участвовать в решении социальных и экологических проблем местного сообщества.

Личность лидеров детского общественного объединения, ДОО должны характеризовать:

-      способность к инновационному мышлению,

-      высокий уровень развития интеллектуального и творческого потенциала;

-      присутствие лидерских амбиций;

-      когнитивная мобильность, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию;

 -      электоральная активность;

-       хорошее нравственное и физическое здоровье.

В Концепции модернизации российского образования особое внимание уделяется обеспечению взаимодействия государства и общества по созданию условий для повышения статуса воспитания детей и молодёжи в российском обществе, созданию организационных, нормативных, кадровых условий для реализации всестороннего воспитания учащихся. В качестве одного из условий определены поддержка детского общественного движения, создание в каждом образовательном учреждении детской общественной организации, возможность вовлечения детей в процессы коллективной жизнедеятельности, реализация стремления к лидерству, самовыражению.

Детское общественное движение становится средой воспитания личности при условиях : становление коллектива, определение ценностных ориентации, наличие бескорыстной социально значимой деятельности, педагогический потенциал и методическая грамотность педагога, создание законов, заповедей, символов и ритуалов, использование возможностей социокультурной среды, патронаж со стороны взрослого сообщества.

ДОО благоприятствует развитию личности, удовлетворяет потребности её членов в общении со сверстниками, предоставляет разнообразие сочетаний, отвечающих интересам современных молодых людей, форм занятий социально-значимого содержания, способствует воспитанию социальной активности, повышению уровня коммуникативно-организаторской деятельности, мотивирует детей и молодёжь на включенность в объединение для реализации позитивно направленной деятельности.


В условиях демократизации общества появилась необходимость существенных изменений в работе детских организаций. Наиболее эффективный путь обновления содержания их работы — это предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения в объединениях, организациях, группах, в которых создаются необходимые условия для социализации личности. Вариативно-программный подход предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают диапазон интересов и потребностей детей.

Изначально заложенная вариативность программ детских и молодежных общественных организаций предопределяет возможность и стимулирует разработку каждым объединением собственных планов, отвечающих запросам и способностям конкретных детей, условиям объединения и социальной среды, в которой действует эти организации.
Актуальна сегодня и задача воспитания социально-экономической активности детей в детских объединениях. Этот процесс обеспечивается:

— взаимодействием детей и взрослых в социально-экономических отношениях;

— использованием имитационных форм в подготовке детей к экономическим отношениям;

— апробацией полученных знаний в практической деятельности.

Таким образом, различные детские объединения, организации  расширяют зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, стимулируют социальное развитие ребенка.

Основные принципы: добровольность, равноправие, самоуправление, законность (соответствие деятельности, нравственных ориентиров действующему законодательству), гласность (открытость, публичность) деятельности любого объединения.

Дети объединяются с учетом своих интересов как в школе, так и вне ее. Воспитательная работа, направленная на решение задач социализации ребенка в условиях детского объединения, сохраняя взаимосвязь с другими факторами формирования личности, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от них и составляет особое образование. Социальные отношения динамичны. Это особенно проявляется в период интенсивного общения детей во временных объединениях. Процесс социализации эффективнее осуществляется в тех из них, члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни как самих подростков, так и других людей. Эта деятельность должна строиться на основе принципов самоуправления и самоорганизации, уважения и защиты прав детей.

Что же представляют собой детские и молодежные объединения и организации и в чем заключается их государственная поддержка?

Детское и молодёжное общественное объединение - добровольное, самоуправляемое общественное формирование, в которое объединяются дети, подростки и заинтересованные взрослые для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.


Детские общественные объединения - одна из структур в многообразии детских  движений, форма организации детской самостоятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически образованная среда жизнедеятельности ребенка; педагогически преобразованный социум. Детские общественные объединения можно рассматривать как возможное звено воспитательной системы государственного образовательного заведения (школы, учреждения дополнительного образования), а также как самостоятельную специфическую воспитательную систему, включенную в воспитательное пространство конкретного социума.

Анализ современной практики позволяет классифицировать детские объединения по следующим критериям:

  1. по   территориальному признаку (по месту жительства, работы или учебы молодых людей и объединяются в районные, городские и областные организации по территории);
  2. по численности;
  3. по целевой направленности;
  4. по содержанию деятельности (патриотические, общественно-политические, трудовые, досуговые, познавательные, религиозные и др.);
  5. по времени функционирования (постоянные – на базе школы, УВВО, по месту жительства,  и временные – ДОЛ, патриотические, краеведческие, экологические, туристические группы, слёты, форумы);
  6. по социальному статусу;
  7. по возрасту членов объединения;
  8. по гендерному признаку и по другим признакам.


С точки зрения целей, задач и содержания деятельности выделяются объединения:

1)  ориентированные на социализацию личности ребенка, его гражданское становление, гармонизацию личного и общественного, индивидуального и коллективного начал (представлены прежде всего объединениями, действующими на основе опыта и традиций пионерской организации);

2)   социально-индивидуальной   направленности   (главным   образом скаутские организации);

3)   связанные   с   начальной   профессиональной   подготовкой   детей («Бизнес-клубы», «Школы предпринимателей», «Лиги юных журналистов» и т.д.);

4) детские общественные структуры, пропагандирующие патриотическое, гражданское воспитание (клубы юнармейцев, друзей милиции и т.д.);

5)  культурологического и практического характера (по возрождению традиций, изучению истории и культуры народов России, народных промыслов);

6)  борющиеся за утверждение здорового образа жизни (спортивные, туристические
).

Детская организация является особым типом общественного объединения и характеризуется следующими признаками:

– наличие ценностной идеи (цели), ради которой осуществляется совместная деятельность детей и взрослых;

– добровольное вступление в организацию и свободный выход из нее;

– организационная самостоятельность, самоуправление, совместное социальное творчество;

– четко выраженная структура, определяющая положение в организации каждого;

– установленные для всех нормы и правила;

– гарантированные для всех членов организации права субъектов совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов осуществления деятельности).

Основными задачами детского и молодежного общественного движения являются:

  1. формирование у школьников активной гражданской позиции;
  2. создание необходимых механизмов для участия детей и учащейся молодежи в принятии решений, касающихся интересов детства;
  3. создание условий для приобретения учащимися опыта социально значимых отношений и т.д.;
  4. развитие творческой личности.

Условно ДОО можно подразделить и по основным целям и видам их деятельности.

        Детские и молодежные общественные структуры в воспитательных системах школ представлены по-разному:

  1. разнообразными органами ученического самоуправления (советы старшеклассников, школьные комитеты, школьные парламенты);
  2. школьными (ученическими) организациями;
  3. детскими общественными объединениями, организациями, действующими в рамках законодательства на базе школы;
  4. временными детскими объединениями - советами, штабами по подготовке и проведению коллективных творческих дел, игр, трудовых операций, спортивных соревнований и т.д.

В отличие от детского объединения детская общественная организация как форма детского движения - это объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности, создаваемое, как правило, взрослыми сообществами, государственными структурами. Это относительно закрытая, многоступенчатая структура с подчиненностью нижестоящих вышестоящим, фиксированным членством, обязанностями и правами каждого члена, органа самоуправления, должностного лица. В основе организации - система малых первичных детских структур, через которые реализуется цель, задачи организации, ее законы, права и обязанности. Деятельность организации, ее программу определяют перспективы как организации, так и каждого члена (разряды, степени, звания, должности). Цель деятельности любого детского общественного объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой - как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

В первом случае добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более "взрослыми". Этот аспект, не противоречащий "детской" цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.
Опыт взаимодействия школы и детских общественных объединений представлен в следующих типичных вариантах.

Первый вариант - школа как государственное образовательное учреждение и детские общественные объединения (чаще это организации с четкой программой, целью, правами и обязанностями членов федерального, регионального, городского значения, имеющие самостоятельный юридический статус) строят отношения как равные партнеры на договорной основе согласно закону "О поддержке детских, молодежных общественных объединений", принимая каждый добровольно на себя конкретные обязанности.

При таком сотрудничестве создаются реальные возможности взаимодействия для двух самостоятельных воспитательных субъектов. При этом школа добровольно выбирает партнера в лице детской общественной структуры, исходя из принципов демократизации и гуманизации образовательного процесса. Взаимодействие равных воспитательных субъектов может быть реализовано в разнообразных формах,

На базе школы могут создаваться и действовать "форпосты", первичные структуры (дружины, отряды, клубы) районной, городской, региональной детской организации, членами которых являются учащиеся данной школы. Своей общественной деятельностью, позицией члена организации, объединения такие дети влияют на определенные стороны воспитательной системы школы или способствуют ее созданию (создают пресс-центры, организуют клубы, проводят походы-экспедиции).
Положительное влияние на воспитательную систему школы отношений равных партнеров во многом определяется динамизмом, демократизмом, автономностью детских общественных объединений, четко выраженной их спецификой, а также возможностью школы иметь нескольких партнеров, не привязывая себя жестко и надолго к одному общественному объединению, организации, строя отношения по принципу целесообразности. Вариант взаимодействия равных партнеров позволяет вывести воспитательную систему школы за ее стены, сделать более открытой, социально значимой, результативной. Новая позиция учеников - членов детского общественного объединения позитивно влияет на их учебную деятельность, внося коррективы в ее содержание, организацию, гуманизируя отношения "взрослый-ребенок". Опыт убеждает в том, что детские общественные структуры опосредованно способны вывести воспитательные системы школ из состояния кризиса и хаоса.

Пока в массовой практике отношения школ и детских общественных объединений как равных партнеров только зарождаются.

Второй вариант - более распространенный. Его суть заключается в том, что отношения государственного образовательного учреждения и детской общественной структуры строятся как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы, придавая ей черты самоуправляемой, демократической, государственно-общественной.

Детское объединение в этом случае - важный компонент системы, находящийся в тесной взаимосвязи с основными ее структурами. Другими словами, взаимодействие этих двух субъектов осуществляется внутри воспитательной системы на уровне государственных и общественных (самодеятельных) ее структур (управление и самоуправление, класс - детское объединение, государственные учебные программы и программы детских объединений во внеучебное время и т.д.).
Изучение детских общественных организаций этого типа позволило сделать следующие выводы:

Как правило, инициаторами создания детских общественных структур в школах становятся взрослые - педагоги, руководители, реже - сами дети, их родители. Педагоги-инициаторы и становятся добровольно кураторами, руководителями, лидерами детских объединений, их активными участниками. Именно эта группа педагогов и детский актив, объединенные в добровольные сообщества по зову души, часто выступают генераторами новых идей, реализация которых может стать начальным этапом оформления воспитательной системы или импульсом к ее развитию. Такое влияние детских общественных объединений на воспитательную систему школы наблюдается в последние годы на практике.    В основе создания ДОО, охватывающей всех школьников, лежат не социальные проблемы и заинтересованность ими взрослых и детей, а желание взрослых занять детей, организовать их досуг, оградить от социальных проблем.
В орган самоуправления входят представители всех классов, общие проблемы решаются на школьной конференции. Детская организация теряет признаки общественного, самодеятельного объединения.  Деятельность ДОО со всеобщим членством чаще всего замыкается рамками школы (организация досуга, оформление школы и так далее).
Школа все более осознает значимость в воспитательной системе детского движения в силу его многообразных проявлений, самодеятельности, творчества детей. В настоящее время имеется самый разнообразный опыт создания в школах общественных детских структур (организаций, клубов, советов, союзов, детских парламентов и т.д.), органично включенных в их воспитательные системы.

Итак, детские общественные структуры в воспитательных системах школ представлены

• разнообразными формами, органами ученического самоуправления (советы старшеклассников, школьные комитеты, думы, вече и др.);
• школьными (ученическими), детскими  организациями;

• детскими общественными объединениями, организациями, действующими в системе дополнительного образования школы;
• временными детскими объединениями - советами, штабами по подготовке и проведению коллективных творческих дел, игр, трудовых операций, спортивных, туристско-краеведческих соревнований;
• профильными детскими самодеятельными объединениями (по расширению, углублению знаний в конкретных областях).

Каждая из таких детских общественных структур имеет свою специфику и способна при грамотной педагогической инструментовке влиять на состояние воспитательной системы школы. Так, место ученических организаций в воспитательной системе школы достаточно специфично. Они - союзники педагогического коллектива школы в решении ее основных задач, определенных государством; защитники прав ученика, инициаторы школьных олимпиад, конкурсов, смотров, предметных недель, творческих выставок, проводимых совместно с педагогами. Основной объект их деятельности - школа, ученик, отношения "учитель-ученик", учебная и социально-культурная деятельность. Роль и место ученической, детской организации в школе, ее авторитет в глазах детей, педагогов, родителей - один из показателей результативности воспитательной системы школы.

Детские общественные объединения, как свидетельствует опыт последних лет, часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.

Основной смысл взаимодействия школы и детских общественных структур - создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат - ребенок как личность, творец, созидатель.

Что же такое воспитательный потенциал ДОО

Воспитательный потенциал детских и молодежных объединений можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т.д.  Воспитательный потенциал  - это способность к творчеству, как ведущая характеристика деятельности детской общественной организации, обеспечивающая развитие личности в зависимости от ее возможностей и творческих способностей, а средства социально-культурной деятельности рассматриваются как инструменты достижения поставленных целей.

Педагогическими условиями развития воспитательного потенциала детской общественной организации  являются:

- психолого-педагогические  (досуговая деятельность, характер которой оказывает воспитательное воздействие на членов организации; яркие эмоционально окрашенные переживания, постановка и достижение воспитательных целей  деятельности; удовлетворение в деятельности молодёжной общественной организации педагогически ценных потребностей личности; общий положительный эмоциональный фон; удовлетворение от продуктивного взаимодействия);

-  социально-педагогические (вовлечение в активную социально-культурную деятельность; использование положительных культурных образцов социального поведения);

-  организационно-педагогические (создание равных возможностей для членов детской общественной организации в личностном развитии; вовлечение членов организации в самостоятельную творческую деятельность; наличие корректных положительных и отрицательных подкреплений со стороны руководителя и лидеров общественной организации; вовлечение в деятельность, требующую включения в процесс самовоспитания);

- организационно-методические (создание ситуаций для совместного коллективного принятия решений, сотрудничества при выполнении обязанностей; ситуаций информационного обмена; анализа деятельности молодёжной общественной организации и её членов, в котором должны преобладать положительные оценки).

Воспитательный потенциал детской общественной организации  является открытой педагогической системой и включает в себя совокупность средств, форм и методов социально-культурной деятельности, реализация которых обеспечивает возможность целенаправленного педагогического воздействия на формирование социально значимых качеств личности молодого человека.

Компонентами воспитательного потенциала ДОО являются: 1) средства комплексного педагогического воздействия на формирование социально значимых качеств личности детей, реализуемые в педагогически значимых социально-культурных программах, проектах и технологиях; 2) нравственные нормы: 3) педагогическая поддержка развития воспитательной деятельности, реализуемой организацией; 4) организационно- . управленческие ресурсы; 5) ресурсы.  

 Методика диагностики уровня развития воспитательного потенциала ДОО заключается в определении: степени воспитательного воздействия различных форм работы  общественной организации на личность; возрастного и социального состава участников социально-культурной деятельности, организуемой детской общественной организацией; изменения  уровня сформированности  ценностного отношения  к социально-значимым личностным качествам других людей; суммарных показателей эмоционально-оценочного отношения в структуре личности; мотивации включенности участников в социально-культурную деятельность; уровня сензитивности членов ДОО к воспитательному воздействию средств социально-культурной деятельности; уровня личностной значимости социально-культурной деятельности для ее участников; влияния участия в деятельности общественной организации на профессиональный выбор; жизненные перспективы, связанные с участием в социально-культурной деятельности общественной организации.  Основным критерием состоятельности и ценностной социальной значимости детских общественных организаций является их воспитательный потенциал, а также оптимально возможная результативность его материализации в повседневной действительности. Немаловажным показателем данного критерия является реальное соотношение заинтересованного участия в делах данной организации не только ее членов-детей, но и взрослых (организаторов воспитания, родителей, представителей общественности пр.). Соразмерность и направленность этих соотношений обусловливает развитие детских  объединений как социально-педагогической системы.

Исходя из вышесказанного, становится очевидным тот факт, что детские общественные организации являются определенным инструментом, через который подрастающее поколение заявляет о своих намерениях, потребностях и первоочередных задачах, которые должно решить общество для соединения усилий подростков, молодежи и старшего поколения в деле совершенствования педагогического взаимодействия, выполняя, таким образом, функцию воспитательного и образовательного института.

Самоуправление – принцип автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объединениями. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Методы развития самоуправления в детской общественной организации:

- методы познавательной, самообразовательной деятельности; 

- методы проектной деятельности;

- методы включения в социально-культурную деятельность;

- методы стимулирования социально-культурной активности;

- методы педагогических исследований

Формы развития самоуправления в детской общественной организации:

- организационно-деятельностные игры;      -   шоу викторины;

- круглый стол;                                                 -  конкурсы и смотры;

- экскурсии;                                                       - акции, субботники

- развлекательно-познавательные

программы;

- творческие мастерские;

- выставки,  презентации;

Средства развития самоуправления в детской общественной организации:

- наглядные;

- психолого-педагогические;

- искусство;

- технические;

- печатные;

- устные;

- самодеятельное творчество

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Условия развития самоуправления в детской общественной организации:

- непрерывность системности организации социально-культурной деятельности;

- создание информационного поля по развитию самоуправления;

- целенаправленное развитие склонностей интересов и потребностей подростков к социально-культурной деятельности самоуправленческой направленности;

- подготовка координаторов детских движений к деятельности по развитию самоуправления в детском общественном объединении;

- наличие образовательных программ в деятельности детских общественных объединений по развитию самоуправления;

- осуществление партнерства детей и взрослых;

- оценка состояния развития самоуправления в детской общественной организации, мониторинг, диагностика и корректировка процесса на разных этапах деятельности

 

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

КРИТЕРИИ

-  духовно-нравственные качества: гуманизм, альтруизм, добровольность, бескорыстие, справедливость;

-  коллективное самовоспитание;

- совесть и достоинство, равенство прав членов организации в принятии и реализации решений;

-  критичность и самокритичность, самоконтроль и взаимоконтроль членов организации

-  уровень развития детского коллектива;

-  вовлеченность детей в детское самоуправление;

- уровень организованности в детском коллективе;

- наличие творческого потенциала;

- умение управлять собой;

- умение решать проблемы, работать с группой

Знание основ сущности и содержания самоуправления детского общественного объединения

ПОКАЗАТЕЛИ

-  умение решать проблемы, работать с группой;

-  участие коллектива в детском самоуправлении;

-  взаимодействие членов организации и их органов самоуправления;

-  взаимодействие с другими коллективами;

-  уровень самостоятельности детей;

-  ответственность за результаты работы коллектива;

-  сформированность группового мотива действия

ЦЕННОСТНО  ОРИЕНТИРОВАННЫЙ

МОТИВАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ

ОЦЕНОЧНО-СМЫСЛОВОЙ

Уровни сформированности навыков самоуправления детской общественной организации:

низкий, средний, высокий

 Мир детства загадочный и неповторимый. Подчас смотришь на детей и удивляешься: сколько в них энергии, отзывчивости, фантазии, стремления что-то сделать. А еще невольно замечаешь в каждом ребенке частичку себя, узнаешь свои манеры, интонацию голоса, те или иные качества характера. И это не случайно, ведь педагог-воспитатель является одним из значимых людей для ребенка, тем идеалом, к которому он стремится.

Вы, наверно, помните сюжет фильма «Республика Шкид». В годы разрухи после гражданской войны в одном из детских домов заведующий решил организовать школьную республику. Несмотря на тяжелое время, на трудную судьбу учащихся, ему удалось добиться главного: ребята почувствовали себя соучастниками всех процессов школьной жизни, ответственными и творческими людьми. Сейчас другое время, другие дети приходят в школу, но всегда и для всех остается важным осознать себя личностью, сопричастной к большому, творческому, интересному делу. Внутренний мир маленького человека раскрывается не сразу. Этому способствует включение ребенка в те или иные социальные отношения, в определенную деятельность. Одним из важнейших видов деятельности является игра. Играя,  ребенок растет в своих возможностях, учится общаться, становится дисциплинированным, требовательным к себе и людям. Игра таит в себе огромные воспитательные возможности. Сами по себе имитационные роли воспроизводят роли социальные, а содержание овладения ролевым поведением в игре представляет диалог индивидуального и социального. Хотя проигрываемые ситуации воображаемы, но чувства, переживаемые играющим человеком реальны. Эта специфическая  особенность игры несёт в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, включая в сюжет игры определённые роли, педагог (мастер - руководитель, создатель и организатор ) может тем самым  программировать определённые положительные чувства играющих, формировать их социально-значимые качества. На это и ориентирована  и наша школьная детская организация – республика «Содружество».   Я не перестаю удивляться той великой силе игры, которая помогает сплотить не только малую группу ребят, но и целые классы в единую школьную организацию. И сегодня, е мне хотелось бы поделиться своими мыслями о том, как возникла в школе идея о создании детской организации и что из этого получилось. В 1998/1999 учебном году передо мной стоял вопрос: с чего начать? Здесь мне хочется отметить, что очень важны такие слагаемые, как инициатива, опыт, поддержка, стремление к новому. Что касается инициативы и поддержки, здесь большую роль сыграла администрация школы, в частности наш директор Осипова Р.И., и, конечно же, со стороны детей было желание иметь свою детскую организацию. Когда появилась идея создать детскую организацию, был объявлен конкурс на лучшее название, девиз,  гимн, эмблему организации, проводилось анкетирование детей по вопросам: Хотели бы вы состоять в ДО? Чем бы хотели заниматься? Детей очень вдохновляла идея состоять в детской организации в форме ШР, представляющей собой совмещенную административно-игровую модель, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса, а в компетенции формально-правового самоуправления остаются лишь принципиальные вопросы. Сильные стороны: наличие возможностей в реализации и защите прав участников ОП; возможность оказания психолого-педагогической поддержки ДОО;  использование воспитательного потенциала игры и игровой технологии; ученическое самоуправление  рассматривается в качестве специальной воспитательной программы. Слабые стороны: излишнее увлечение игровой стороной процесса, формально-правовое самоуправление. Для развития  воспитательного потенциала ДОО  педколлектив успешно решает целый ряд задач. Жизнедеятельность ДОО  в форме республики предполагает конструирование в игровой форме развитой инфраструктуры городов, организацию КТД в рамках всего детского коллектива и взрослых. В структуру власти входят: законодательная (Совет мэров), исполнительная(Совет министров, судебная(Конституционный суд). Структуры школьного и классного самоуправления построены таким образом, чтобы каждому нашлось дело по душе. Граждане ШР могут участвовать в деятельности различных детских объединений: «Поиск»(при музее), экоотряд, КВН, волонтерский отряд,  НОУ «МИФ», Педклуб, «Творческая мастерская» и другие. Существует и своя экономическая система, элементами которой являются условная валюта (ДЕРСы), в перспективе банк и биржа труда. Республика  и города имеет свою символику(гербы, девизы, талисманы, флаг), нормативно-правовую базу, регулирующую функционирование всех органов республики(Положение о республике, Конституция республики, Кодекс республиканца и другие положения и локальные акты), свои средства информации( информационный стенд республики, стенгазета «Факел», печатный вестник «Школьный перчик», страница школьного сайта). Органы самоуправления республики формируются в ходе выборной компании, проходящей все свои этапы: утверждение избиркома, выдвижение кандидатов, предвыборная агитация, выборы, подведение итогов. После этого на празднике Дня рождения республики проходит торжественная инаугурация президента, мэров городов. Президент на Совете мэров предлагает состав Совета Министров, который утверждается, выбираются кандидаты в состав Управляющего совета школы. На заседаниях Министерств, советов городов обсуждаются и утверждаются планы , решаются важные вопросы, Министерство финансов информирует  об имеющейся в банке суммы вкладов, накопленных штатами и выделяет кредиты обанкротившимся штатам. Самоуправление республики  взаимодействует с другими органами самоуправления педагогов и родителей. Важной организационной стороной взаимосвязи педагогического и детского самоуправления является делегирование ответственности и полномочий, т.е. передачи части управляющих функций от педагогов к учащимся.Они входят  в состав Управляющего совета, представляют интересы своих граждан на заседаниях педсовета, родительского комитета, во властных структурах села. Кураторы органов структуры самоуправления республики организуют обучение своих представителей через школу «Лидер», в программе которой заседания в форме обучающих семинаров, круглых столов, ролевых игр, «мозговых штурмов», организация конкурсов, рейдов, встреч с представителями администрации школы, различных ветвей республики,  властных структур и общественных организаций села. У республики сформировались свои традиции.  Высокая избирательная активность граждан республики, рост активности учащихся в школьных и социально-значимых делах, в конкурсах различного уровня доказывают интерес к данной форме ДОО. Для взрослых, работающих с детьми в ДОО, самым важным является качественная и интересная организация свободного времени членов.  Необходимо помнить, что досуг без хорошей идеи увлекателен только первое время, потом - разочарование. Важными элементами  успешного развития воспитательного потенциала ДОО – постоянное совершенствование форм деятельности и появление новых, расширение сфер взаимодействия ШР с другими ДОО, детскими объединениями, с социумом и появление новых связей и отношений, которые формируются в ходе системно - деятельностного подхода. ДОО развивается там, где не отходят от идеи общественно-полезного служения («На свете нет счастья вне служения и нет покоя в одиночестве» И. Ильин, русский философ) . Преодолеть отчуждение не могут ни шумные игры, ни яркий эмоциональный досуг, ни обряды детских сообществ. Только служение другим людям преодолеет отчуждение  и сделает жизнь правдивой и настоящей. Но ДОО вряд ли долго просуществует, если мы предложим детям только  и делать, что заботиться о других. Необходимы следующие условия: 1) продемонстрировать взрослым, что они понимают нужды, потребности и уважают ценности детей; 2) дети должны сделать добровольный выбор, иначе это не служение, а обязанность; 3)дети сами должны осознать и выбрать формы служения другим, которые им более близки, посильны и увлекательны. Надо научить их внимательно наблюдать за социальной действительностью, чтобы выбрать то, к чему ребенок захочет приложить свои усилия; 4) четкий и продуманный план действий по организации добровольческого дела, а не просто лозунги, призывы, игры и акции; 5) не забывать, что дети есть дети, необходимы реальные формы помощи, и нельзя игнорировать их собственные интересы - мы покажем наихудший пример служения, превратив его в рутинную обязанность. Главное, чтобы у ребенка были свобода оставаться ребенком и право быть человеком, которое доказывается служением другим людям. Общение, игра, яркие увлекательные приключения, развитие талантов – все это при разумном построении детской жизни будет впоследствии служить его человеческому предназначению. Новая перспективная линия в деятельности ШР: активная социализация, в процессе которой человек познает и принимает требования общества, а результатом этого процесса является формирование сознания причастности к обществу, приспособленности к окружающей среде и способности к успешному осуществлению социальных ролей. Перспективной технологией в развитии потенциала ДОО является метод проектирования в решении проблем гражданского становления. ДОО, не будучи замкнутой, предлагает разнообразный спектр программ и возможностей для их реализации и  является действенным механизмом формирования социально-активной личности гражданина страны. Основная идея взрослых – повысить эффективность социализации, включить ребенка в общественную, социально - значимую и проектную деятельность.  Их позиция: когда-то помогли нам стать, кем мы есть, мы поддержим учащихся в стремлении быть успешными и ответственными гражданами, поделимся опытом  и предоставим новые возможности для реализации самоопределения личности, будем вместе строить свое будущее и страны. Важным фактором является развитие взаимодействия системы образования и ДОО на принципах партнерства, содействия, равенства возможностей, поддержке общественных инициатив. Инструментом такого взаимодействия являются комплексные воспитательные программы, где ДОО - главный соисполнитель и в реализации программ необходимо взаимодействие различных социальных институтов воспитания (управление образования, структуры власти, общественные учреждения, отдел культуры, молодежи и спорта и ДОО). Положительная оценка эффективности: ДОО охватывает всю школу, есть возможность охватить влиянием всех детей и обеспечить педагогическую поддержку. Трудности, проблемы: ДОО является частью ВС, сливается со школой и теряет свое лицо как общественная организация, деятельность ограничена решениями педагогов, родителей, что не дает простор развитию самоуправления. Сотрудничество взрослых и детей, объединенных одной целью,  поможет преодолеть трудности и научить детей управлять самим.  За время существования ШР её члены были победителями регионального этапа Всероссийского конкурса лидеров и руководителей ДОО «Лидер 21 века», областного конкурса стендистов по презентации  своей ДОО, областного конкурса молодежных социальных проектов, по итогам которого Ельчанинова Н. стала членом областной молодежной палаты, поощрялись стипендиями, как талантливая молодёжь в рамках нацпроекта «Образование», имена  достойных занесены в районную книгу «Золотые имена».  Достижения, опыт 13-летней плодотворной деятельности позволяет сделать вывод о её значимости в развитии, воспитании и становлении детей, подростков и молодежи. И мы, педагоги, верим, что жители нашей республики в будущем станут ответственными за судьбу своей страны, депутатами, хорошими специалистами, предпринимателями. Цель самоуправления общественной организации  состоит в том, чтобы выпустить в жизнь новое поколение людей, которые, обладая активной жизненной позицией, будут способны изменить к лучшему наше общество. Республике 13 лет и нас радуют успехи наших выпускников, прошедших школу общественно-значимой, творческой жизни в нашей республике: Туркменова Гульбина, Галкина Мария – специалисты  областной администрации, Черкасова Анна участвует в соцпроектах и исследованиях студентов при губернаторе, Старцева Наталья-председатель Молодежной палаты при МО «Харабалинский район»,  Набизаде Закир ведет общественную работу в своей диаспоре, Машаров Михаил продолжает учачтвовать в КВН и проектной деятельности в Медакадемии. И можно этот список продолжать. Диагностика отмечает тенденцию улучшения социально-психологического состояния граждан республики, возрастает число тех, кто постоянно испытывает чувство гордости за собственные успехи, успехи ШР, всей школы. Если в 2000 году у 29% отмечалось это, то в 2011 году показатель составил 75%.  Происходит рост факта активности граждан в классных, общешкольных, социально значимых делах, в конкурсах разного уровня, рост уровня развития самоуправления (сравнительные таблицы, диаграммы, графики). Вместе с тем выявлено и другое - наличие тех, кто испытывает негативные чувства по отношению к ДОО, так и по отношению к собственным силам, непостоянно. Это свидетельство того, что при всех позитивных сдвигах в социально-общественных самоощущениях негативные чувства не уходят из жизни граждан, как это наблюдается и в стране, при этом 3% учащихся часто или иногда ощущали беспомощность повлиять на происходящее вокруг. У 15% в среднем наблюдалась потеря интереса к работе, нежелание её продолжить. Это можно объяснить следующими причинами: не сформированы необходимые умения и навыки; не хватает волевых усилий и усидчивости, возникновение затруднений, не ясна цель деятельности. При всех этих причинах необходима психолого-педагогическая поддержка: повысить интерес, авансировать успех, помочь в усвоении нужных приемов деятельности.

Учитывая накопленный опыт детской общественной организации по развитию самоуправления, мы смогли выявить инновационные подходы к разработке программы деятельности по самоуправлению в социально-культурной деятельности детской общественной организации.

Мы проанализировали деятельность детской общественной организации в целях выявления путей совершенствования их функционирования. На основе проведенной работы были внесены коррективы в имеющуюся модель самоуправления детской общественной организации : обновлена структура органов самоуправления, формы  деятельности , на новый уровень в пространстве ДОО поднято социальное воспитание, созданы мобильные отряды волонтеров из числа старшеклассников, ставших помощниками, организаторами социально-значимых дел, консультантами в  обучении актива.

В новой модели наиболее полно реализуется принцип социальной ответственности всех участников  самоуправления  перед  социумом (детской организацией, родителями, общественностью, а также людьми,  нуждающимися  в социальной поддержке и заботе).

На формирующем этапе эксперимента была разработана  и  внедрена в практику программа «Самоуправление – как фактор социализации подростков», в рамках которой процесс развития самоуправления строился на основе использования средств, форм и методов социально-культурной деятельности, таких как организационно-деятельностные игры, круглые столы, экскурсии, развлекательно-познавательные программы,  творческие мастерские, выставки, презентации, социальные проекты. Социально-культурная деятельность в детской общественной организации  основывается на ценностях культуры, определяющих ее содержание и направленность. Она реализуется в сфере свободного времени и строится на основе активности участников детской общественной организации. Факторы социально-культурной деятельности, детерминирующих развитие ролевого детского движения: ролевая игровая деятельность, технология ее коллективной организации, ее творческий, добровольный, свободный, нерегламентированный характер, направленность на саморазвитие личности, событийность, наличие культурных образцов, способы педагогического управления ролевой игрой,  формирующих личность в условиях группового игрового взаимодействия. Данный вид деятельности осуществляется через организацию различных видов занятий и игр, наиболее привлекательных для детей. К ним относятся:  военно-спортивные игры «Зарница», «Ралли выживания», организационно-деятельностные игры по самоуправлению «День дублера»,  деятельность школы «Лидер», мероприятия «Новогодний калейдоскоп», «Неделя радости» (акции, посвященные Дню рождения организации),конкурс оздоровительных переменок, «Самые сумасшедшие игры», акция «10 добрых дел» к юбилею школы, новый проект «В каждой артели всяк при деле».  Самое главное в новом проекте - каждый участник помнит и понимает: человек, который мало знает, мало умеет; если он не подготовлен духовно и душевно, если он не любит и не умеет помочь себе, родным, друзьям и людям, нуждающимся в заботе и внимании, то он не может быть полезным никому. А значит, надо учиться, думать, воспитывать в себе сострадание и готовность быть полезным людям, селу, стране. А значит надо объединяться для коллективных действий на благо социума.

В рамках проекта создано  новое структурное подразделение в форме биржи труда «Чистое сердце» на основе партнерских отношений, сотрудниками которой стали министр тр уда и экологии (секция защиты природы),, министр добрых дел (секция социальной поддержки и помощи нуждающимся) , распорядители работ(3 ученика-волонтера), секретарь, член информационного отдела пресс-службы (секция информирования).

Основные направления деятельности: разведка и сбор заявок на проведение социально-значимых дел  в школе, селе, районе;

-информирование жителей ШР «Содружество» о заявках на проведение различных видов работ и оформление на основе оценки качества выполненной работы документов в Министерство финансов о начислении выплаты в  валюте ШР (ДЕРСы)  согласно утвержденной системе расценок;

-поощрение  активных участников акций, помещение статей  в районной газете.

Основной результат этих дел созвучен с целью организации – формирование гражданственности и патриотизма подрастающего поколения,  развитие и социализация личности ребенка. Сущность проведенного эксперимента заключалась в одновременной системной реализации нескольких направлений разработанной программы деятельности детской организации.

При апробации данной модели мы использовали различные технологии социально-культурной деятельности, основанные на креативной коллективной  стратегии  и  тактике развития форм самоуправления в конкретной детской организации (технологии информационно-познавательной и просветительской деятельности; организации досуга детей и подростков; рекреационно-оздоровительной деятельности; организации самодеятельного творчества; художественно-творческой деятельности; социальное проектирование).

В начале эксперимента было проведено пилотное исследование в экспериментальных и контрольных группах, целью которого являлось определение исходного уровня развития самоуправления в детской общественной организации. На завершающем этапе был проведен замер показателей по тем же критериям: вовлеченность подростков в детское самоуправление; уровень организованности в детском коллективе; ответственность за результаты совместной работы коллектива; участие коллектива в детском самоуправлении; взаимодействие с другими коллективами в организации совместной деятельности; осознание ответственности за результаты работы всего коллектива. 

Для этого были использованы следующие методики:

– выявление уровня развития самоуправления в детском коллективе  А.С. Прутченкова; Итогом проведения исследования по А.С. Прутченкову стало повышение результатов в среднем на  33,8% по всей методике (сумма среднего и высокого уровней).

– методика самооценки М.И. Рожкова «Могу ли я быть лидером организатором?»

На начальном  этапе исследования, по методике М.И. Рожкова, уровень лидерских качеств у членов общественной организации по завершению эксперимента  был выше на  40,6%.

– методика самоаттестации коллектива А.Н. Плутошкина.

 Уровень  развития самоуправления в детских коллективах (по А.Н. Плутошкину)  возрос в по сравнению с пилотным  исследованием в начале эксперимента на 40%;

 – методика Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».

Показатели нравственной воспитанности, по методике Н.Е. Щурковой,  возросли на 30%.  При этом  возросло количесиво детей с  «высоким» показателем нравственной воспитанности на 10%.    

Результаты реализации  модели:

  1. формирование комплексного видения проблематики самоуправления в социально-культурной деятельности детской общественной организации у всех членов образовательного социума;
  2. выявление инициативных, социально активных подростков как авангарда передовых идей, новаций, управленческих решений, вводимых государством;
  3. разработка инновационных технологий и определение путей их  реализации в детской общественной организации «Содружество»;
  4. формирование электронного, научно-методического комплекса  по социально-культурному, нормативно-правовому сопровождению данной деятельности;
  5. разработка научно-методологических рекомендаций по эффективному   развитию самоуправления в детской общественной организации;
  6. выработка критериев   эффективности  работы самоуправления в детской организации;
  7. активизация  работы органов самоуправления в первичных коллективах детской организации .

Данная модель развития самоуправления предполагает активное вхождение ребенка в мир, учит принимать правильные самостоятельные или коллективные решения, отстаивать свою точку зрения и нести ответственность за свои действия, за действия своих товарищей, делать каждого члена детского коллектива участником разнообразных дел на пользу и радость своим друзьям и окружающим людям.

В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы перспективные задачи дальнейших исследований по изучаемой проблеме, изложены его основные выводы, подтвердившие гипотезу:

  1. Основные пути педагогического влияния на развитие социализации подростков в детской общественной организации определяются как инициация привлекательных целей и содержания деятельности, наполнение социально-культурным значимым смыслом, поддержка высокого уровня самоуправления организации.
  2. Развитие самоуправления в социально-культурной деятельности детской общественной организации как фактора социализации подростков заключается в освоении подростками  различных социальных ролей, норм и позиций посредством включения их в разнообразную деятельность.
  3. Самоуправление в детской общественной организации – это не только совокупность выборных органов, имеющих определенные полномочия, а прежде всего организация гуманистических отношений, которые реализуются в процессе функционирования модели самоуправления, позитивно влияющей на социализацию подростков.
  4. Исследование может быть продолжено в следующих направлениях:

– разработка инновационных социально-культурных технологий организации деятельности детской общественной организации;

– изучение отдельных ролей ребенка и взрослого в самоуправлении детской общественной организации;

– определение и изучение нового комплекса условий эффективности процесса социализации подростков в самоуправленческой деятельности детской общественной организации;

– сравнительный анализ и уточнение культурных, педагогических, социальных характеристик, методических основ детских общественных организац

Ожидаемые результаты в развитии воспитательного потенциала ДОО.

-       обеспечение организационных, содержательных, материально-технических условий для развития детской организации в школе;

-       повышение электоральной активности молодых людей, формирование активной гражданской позиции;

-       развитие разнообразных по формам, содержанию, степени участия самодеятельных детских общественных формирований, максимально удовлетворяющих потребности детей и подростков, предпочтения их родителей, и соответствующих приоритетам села, района, региона, государства;

-    появление эффективных моделей взаимодействия различных структур в интересах детей и созданной ими организации;

-       расширение масштабов участия детей и подростков в решении социально-экономических проблем, создание благоприятных условий для их массового вовлечения в общественно-значимую деятельность;

-       снижение роста негативных проявлений в детской и подростковой среде, усиление противостояния экстремистским движениям;

-       укрепление позитивного имиджа детского движения, повышение информированности общественности о вкладе детских общественных объединений в решение социальных проблем региона.

         

Показатели результативности и эффективности

-       массовость участия детей и подростков в организованном детском общественном движении. По итогам реализации программы охват детей школьного возраста всеми формами деятельности детских организаций должен составить не менее 80% от числа обучающихся в возрасте 8-16 лет;

-       жизнеспособность, долговременность существования Оптимальный период деятельности должен составлять не менее 3 лет;

  -  деятельность детских объединений, организации в областных социально-значимых проектах;

-       проведение ежегодного комплексного мониторинга состояния детского движения,

    -       наличие системы подготовки и самообразования взрослых организаторов детского движения;

-       наличие в каждом детском объединении ежегодно обновляющейся карты «Зоны заботы и внимания»» с обозначением объектов социальной практики детей и подростков;

-       выпуск не менее 3 публикаций в год в местной прессе;

-       наличие собственной страницы на школьном сайте,  интернет-ресурсов не менее чем у 80% жителей республики;

-       наличие в  образовательном учреждении  не менее одного обособленного помещения для организации деятельности детских общественных объединений;

-       наличие в образовательном учреждении постоянно-обновляющихся информационных носителей (стендов, уголков и пр.), посвященных деятельности детских организаций.

Предложения по развитию детского движения в районе.

  1. Привлечение общественности и заинтересованных организаций к обсуждению и доработке концепции развития детского движения в районе.
  2. Создать Попечительский совет, патронирующий районное объединение всех ДОО, координирующий взаимодействие различных структур для развития детского движения; 
  3. В администрации муниципального образования активизировать деятельность специалиста - координатора детского движения, ответственного за развитие детских общественных объединений (включая ежегодный мониторинг, конкретные показатели и механизмы их достижения).
  4. Внедрение практики договорных отношений детских общественных объединений с органами государственной молодежной политики и органами образования. Содействие построению моделей взаимодействия на принципах социального партнерства детских общественных объединений с государственными и муниципальными учреждениями и организациями, промышленными предприятиями (через направление в другие общественные и государственные объединения информационных писем с просьбой включить в план работы мероприятия, проводимые детскими общественными объединениями, подготовка стандарта договоров о совместной деятельности между ДОО и другими общественными объединениями);

  1. Предложить органам местного самоуправления, создать условия для усиления роли детских общественных объединений в организации социально-значимой деятельности
  2. Проведение специальных мероприятий по поощрению организаций и представителей бизнеса, оказывающих поддержку детским общественным объединениям в осуществлении ими социально-значимой деятельности;
  3. Активная реклама достижений конкретных лидеров, волонтеров и руководителей детских объединений (размещение щитов с достижениями лидеров, руководителей ДОО);
  4. Организация встреч лидеров детских объединений с представителями органов местного самоуправления (не менее 2 встреч);
  5. Разработка и внедрение системы поощрений лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Роль детской общественной организации в воспитательной системе школы»

Сейчас школы пытаются создать воспитательные системы, адекватные современным условиям, требованиям и ситуациям. Эти системы гибкие, самоуправляемые, демократичные. Они опираются на добрые традиции рос...

Методическая разработка Тема: "Роль детской общественной организации в воспитательной системе школы"

Школа не может быть безразличной к переменам в социально экономической структуре нашего общества. Она вносит коррективы в программы, учебники, методы обучения и воспитания. Процесс этот никогда не зав...

Выступление на форуме на тему: "Роль детской общественной организации в системе воспитательной работы"

В воспитательной системе школы особое место отводится формированию и развитию ученического самоуправления (соуправлению).Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образов...

Воспитание учащихся в духе демократии и свободы, создание условий для развития лидерского потенциала подростков через организацию деятельности детской общественной организации

Материал из опыта работы по созданию условий для развития лидерского потенциала подростков, через организацию работы городской школы актива на примере программ дополнительного образования, используемы...

Роль детской общественной организации в системе воспитательной работы с детьми с ОВЗ.

Мы  считаем, что соуправление приживается в тех школах, где администрация, учителя, родители готовы к сотрудничеству с детьми, так как ученическое самоуправление требует обязательного взаимодейст...

Воспитательная работа в спортивной школе «Потенциал детских общественных объединений»

В МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа №2» г. Белгородав соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования в центре восп...

Использование краеведческого материала в развитии гражданской идентичности обучающихся на примере деятельности детской общественной организации

В статье актуализируется использование краеведческого материала в рамках работы детского общественного объединения....