Воспитательная работа в спортивной школе «Потенциал детских общественных объединений»
статья (5, 7, 8, 9 класс)
В МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа №2» г. Белгорода
в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования в центре воспитания находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России
и мира.
Через воспитание педагогический коллектив лицея обеспечивает достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС:
- формирование у обучающихся основ российской идентичности;
- готовность обучающихся к саморазвитию;
- мотивацию к познанию и обучению;
- ценностные установки и социально-значимые качества личности;
- активное участие в социально-значимой деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитательная работа в спортивной школе
«Потенциал детских общественных объединений»
Лаврова Е.Н., заместитель директора
МБУДО «Детско-юношеская
спортивная школа №2» г. Белгорода
«Единственный путь, ведущий к знанию
- это деятельность»
Б.Шоу
В МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа №2» г. Белгорода
в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования в центре воспитания находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России
и мира.
Через воспитание педагогический коллектив лицея обеспечивает достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС:
- формирование у обучающихся основ российской идентичности;
- готовность обучающихся к саморазвитию;
- мотивацию к познанию и обучению;
- ценностные установки и социально-значимые качества личности;
- активное участие в социально-значимой деятельности.
Ключевые дела – это главные традиционные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно с педагогическими работниками и обучающимися. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими работниками в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят
их в ответственную позицию к происходящему в школе.
Для этого в лицее используются следующие формы работы:
Вне школы:
- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума;
- открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные нравственные, социальные проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны;
- проводимые для жителей и организуемые совместно с семьями обучающихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации обучающихся и включают их в деятельную заботу об окружающих;
- участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
На уровне школы:
общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные
со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы;
торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся на следующую ступень образования;
церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогических работников за активное участие в жизни школы, защиту чести лицея в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие лицея. Это способствует поощрению активности обучающихся, , формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне группы:
выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы, ответственных за подготовку общешкольных дел;
участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; проведение в рамках группы итогового анализа обучающимися общешкольных ключевых дел;
участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На уровне обучающихся:
вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела лицея в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося.
Действующие на базе школы детские общественные объединения – это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать
и слышать других.
Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.); участие обучающихся в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие;
встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий;
рекрутинговые мероприятия в школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (создания и поддержки интернет-странички детского объединения в социальных сетях, организации деятельности пресс-центра объединения,);
участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Это может быть как участием обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся.
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять свое место в обществе. Немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений.
Самоуправление - один из основных принципов деятельности комитета обучающихся лицея.
Участвуя в работе органов школьного самоуправления, обучающиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
- Личностное развитие
Творческое развитие:
- Организация творческих событий - фестивалей и конкурсов, акций и флешмобов;
- Поддержка детских творческих проектов и продвижение детских коллективов;
- Реализация культурно-образовательных программ - интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми; организация киноклубов;
- Проведение культурно-досуговых программ - посещение музеев, театров, концертов; организация экскурсий;
Популяризация ЗОЖ среди школьников:
- Организация профильных событий - фестивалей, конкурсов, соревнований, акций и флешмобов;
- Организация туристических походов и слетов;
- Организация мероприятий, направленных на популяризацию комплекса ГТО;
- Поддержка работы школьных спортивных секций;
- Проведение интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми;
Популяризация профессий:
- Проведение мероприятий, направленных на определение будущей профессии - интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми;
- Популяризация научно-изобретательской деятельности;
- Поддержка и развитие детских проектов;
- Организация профильных событий - фестивалей, конкурсов, олимпиад, акций, флешмобов.
2. Гражданская активность
Добровольчество — это реализация личностного потенциала, самовыражение и самоопределение, профессиональное ориентирование, приобретение полезных навыков, новые знакомства и море позитивных эмоций, это не просто хобби, а стиль жизни.
Лицеисты могут:
Оказывать помощь социально-незащищенным группам населения, формировать ценности доброты и милосердия. Стать волонтером спортивных, образовательных мероприятий местного, регионального и всероссийского уровней. Стать организатором Всероссийских профилактических акций, участвовать в работе школьных отрядов ЗОЖ, стать частью Всероссийского общественного движения «Волонтёры медики». Присоединиться к движению «Волонтёры Победы» и вместе с ними помогать ветеранам, заниматься благоустройством памятных мест, организовывать исторические квесты, сохранять историю своего рода и, главное, стать волонтером мероприятий, приуроченных ко Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Краеведение, школьные музеи — это проекты развития школьных музеев России, историко-краеведческой работы, позволяющей узнать об истории и культуре Малой Родины, это познавательные и увлекательные путешествия по самым интересным местам нашей страны.
У лицеистов появляется возможность:
- Участвовать в управлении школьным музеем, разработать и реализовать свои творческие, исследовательские, этнокультурные, выставочные и экскурсионные проекты.
- Присоединиться к Всероссийской туристско-краеведческой экспедиции «Я познаю Россию», предложить свой маршрут и пройти по маршрутам истории, культуры и природы малой родины.
Экология - это участие в природоохранной деятельности, организация экологических мероприятий, акций и конкурсов, проведение научных исследований и реализация социальных проектов. В лицее есть свой отряд «Эколята».
3. Военно-патриотическое направление
- Организация профильных событий, направленных на повышение интереса у детей к службе в ВС РФ, в том числе военно-спортивных игр, соревнований, акций;
- Проведение интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми и Героями России.
4. Информационно-медийное направление
- Поддержка талантливых юных журналистов;
- Создание и развитие школьных медиацентров, в том числе газет и журналов, радио и телевидения, новостных групп в социальных сетях;
- Создание единого медиапространства для обучающихся;
- Проведение пресс-конференций, фестивалей, творческих конкурсов для лицеистов.
Литература:
- Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2 / М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 г., 160 с.
- Михайлова В. Опыт организации самоуправления //Воспитание школьников №8 2006 г.
- Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Селивановой Н.Л. / М.: «Педагогическое общество России», 2001 г., 284 с.
- Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4/2006 г.
- Чашников Л.А. Современные модели информационно-аналитического обеспечения школьного управления // Вопросы психологии. 1993. № 9. С.36-41.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воспитательного потенциала детских общественных организаций, объединений.
Детская общественная организация как форма детского движения.Воспитательный потенциал ДОО.Ученическое самоуправление- форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся.Трудности и проблемы ДОО.Р...
«Роль и место детского общественного объединения в организации воспитательной работы в школе»
О создании современного школьного детского объединения...

Выступление "Из опыта работы детского общественного объединения "Школьная республика" на методическом объединении старших вожатых, заместителей директоров по воспитательной работе
Описание работы детского общественного объединения "Школьная республика"...
Доклад "«Детские общественные объединения в воспитательной системе школы»"
Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские общественные объединения. Предшествующий опыт доказывает, что...

«События давно минувших дней… Но не ушедших безвозвратно». Кратко об истории пионерского движения в России.Руководителю, лидеру, членам школы актива детского общественного объединения
Для наших ребят - участников современных детских объединений, то, о чем пойдет речь ниже, можно отнести к «событиям давно минувших дней». А для тех, кто когда-то с волнением в груди, с боязнью, что ты...

"Организация и планирование воспитательной работы в специальной школе-интернате, детском доме"
Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. ...
Организация воспитательной работы в спортивной школе
Методическая разработка...