Авторская образовательная программа клуба "КЛИО"
методическая разработка (9 класс) по теме

Авторская дополнительная образовательная программа  клуба «КЛИО» относится к образовательной области «История Отечества. Краеведение» и включает два ведущих компонента: способы деятельности и реализации регионального компонента в образовании. Основной концептуальной идеей программы является организация содержательной, общественно значимой, практической исследовательской краеведческой деятельности учащихся с позиции комплексного познания и изучения родного края, села с учетом развития личности (духовного, интеллектуального, физического).      Отличительной особенностью данной программы является то, что она носит комплексный практико – ориентированный  характер.  Методика построения занятий, которые проводятся  в школьном историко-краеведческом музее, библиотеке, архиве, позволяет на используемом краеведческом материале формировать комплексное восприятие окружающего мира.  Учащимся представляется  возможность  не только приобрести необходимые знания по истории и культуре родного края, но  и овладеть активной практической деятельностью, направленной на распространение знаний в доступной и увлекательной форме среди обучающихся школы, местных жителей и жителей района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_klio.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Покровская средняя общеобразовательная школа

«Неклиновский образовательный комплекс


Рассмотрена на педагогическом совете                                        «Утверждаю»

МБОУ Покровской СОШ «НОК»                                                 Директор МБОУ ПСОШ «НОК»

Протокол№ _____от __________                                                  ____________Е. А. Тимошенко

                                                                                                         «____» ___________2012 г.

        

 Образовательная программа

краеведческого клуба «КЛИО»

                         Возраст: 13-17 лет

                                                       Срок реализации программы: 2 года

 

Автор - составитель: учитель истории  

высшей квалификационной категории

МБОУ Покровской СОШ «НОК»

Сухоненко Инна Александровна

с. Покровское

Неклиновский район

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка…………………………………………….3-8

II. Учебно-тематический план. Содержание………………………..9-17

III. Методическое обеспечение……………………………………...18-21

IV. Список литературы……………………………………………….22-23

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            На современном этапе российской государственности проблемным остается не только духовное, но и физическое существование российского  народа, и поэтому главными направлениями воспитания должны стать народное возрождение и процветание. Необходимо восстановление в своем высшем гражданском достоинстве благородных понятий «патриот» и «патриотизм», означающих неразрывную и действенную  связь человека со своей землей.

            Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны и родного края в области политики, экономики, науки и  культуры  сохранили качества нравственных идеалов, что создаёт реальные предпосылки разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учётом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества, подъёмом патриотизма.  Его основой является любовь к семье, родному дому, к местам, где родился и вырос, т. е. к своему родному краю и своей «малой родине».

          Ценности патриотизма, гражданственности и национальной идентичности провозглашены приоритетными для  современной образовательной системы в соответствие с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /авторы: Данилюк А. Я.   Кондаков А. М.   Тишков В. А.  /Стандарты второго поколения/ и  Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

            Актуальность программы заключается в том, что несмотря на очевидный потенциал  краеведения, оно не получило широкого распространения и  не введено в перечень основных предметов в общеобразовательных учреждениях Неклиновского района. Изучение истории родного региона помогает ребенку установить связь с историей России, воспитывает чувство гражданственности и любви к селу и стране, в которой он живет.  

  Авторская дополнительная образовательная программа  клуба «КЛИО» относится к образовательной области «История Отечества. Краеведение» и включает два ведущих компонента: способы деятельности и реализации регионального компонента в образовании. Основной концептуальной идеей программы является организация содержательной, общественно значимой, практической исследовательской краеведческой деятельности учащихся с позиции комплексного познания и изучения родного края, села с учетом развития личности (духовного, интеллектуального, физического).

            Цели программы:

  1. создание условий для гражданского и патриотического воспитания школьников посредством музейной деятельности,
  2. формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую и  краеведческую деятельность

Задачи программы:

  1. организация поиска материалов, связанных с историей семьи, школы, села, района, области для пополнения музейного фонда.
  2. учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
  3. оформление и экспонирование материалов;
  4. проведение экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных;
  5. развитие навыков исторического познания;
  6. формирование навыков  научно-исследовательской работы;
  7. создание условий для самореализации личности ребенка и раскрытия индивидуального творческого потенциала учащихся.

      Мною изучены и  переработаны авторские материалы по краеведению «Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей / Под ред. Ю. С. Константинова, А. Г. Маслова»; Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения. – М., 2005г.,  Персин А.И. « Краеведение и школьные музеи»/.: учебно-методическое пособие.- М., ФЦДЮТиК, 2006 г., «Программа дополнительного образования для детей. Активисты школьного музея»/ Авторы: О. А. Казурова, Ю. С. Константинов, Л. П. Слесарева; М., ФЦДЮТиК, 2008 г.  Данные учебные программы по своему содержанию отличаются от программ базового образования по широте и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся и являются дополнением к ним. Однако в  значительной части своей они  ориентированы на изучение местного материала. В связи с этим возникла необходимость в создании своей собственной программы, в основе которой приобщение учащихся  к истории села Покровское  и Неклиновского района, а также  использование потенциала школьного музея как культурно – исторического пространства для развития познавательной, коммуникативной, информационной  и личностной компетентностей ученика.

      Отличительной особенностью данной программы является то, что она носит комплексный практико – ориентированный  характер.  Методика построения занятий, которые проводятся  в школьном историко-краеведческом музее, библиотеке, архиве, позволяет на используемом краеведческом материале формировать комплексное восприятие окружающего мира.  Учащимся представляется  возможность  не только приобрести необходимые знания по истории и культуре родного края, но  и овладеть активной практической деятельностью, направленной на распространение знаний в доступной и увлекательной форме среди обучающихся школы, местных жителей и жителей района. При данном подходе мотивация обучения и воспитания является внутренней и не требует искусственных стимулов, так как действие лежит в начале последовательности. Опыт собственных открытий - основа для развития школьника, а творческая деятельность - создание субъективно нового для данного человека. Мотивационной основой является потребность к новым впечатлениям, к разрешению различных противоречий, потребность в исследовании.

       По основной направленности программа является развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов  познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности).

       Принципы, на которых строится программа:

  1. систематичность;
  2. открытость;
  3. доступность;
  4. научность;
  5. субъектная позиция учащихся;
  6. воспитание через социально значимую деятельность.

     Технологическую основу программы образуем система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий и организацией проектной деятельности.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта второго поколения.  Она имеет концентрическое построение,  рассчитана на 2 года обучения, преимущественно для учащихся возрастной группы 13-17 лет.  Оптимальный состав групп обучения – 15 учащихся. Первый  год   обучения включает в себя следующие разделы: «Музей в школе – хранитель памяти», «Школа экскурсовода», « Я и мир вокруг меня». Второй год обучения состоит из  курсов: « Создание музейных экспозиций», «Введение в поисково – исследовательскую деятельность», « Я и моя малая Родина». Учебная программа каждого года рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю).

        Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Активными формами и методами работы являются проектная технология, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность,  организация походов, экскурсий по местам боевой славы; встречи с ветеранами войны и труда,  составление летописи села, проведение викторин, конкурсов, конференций  и внеклассных мероприятий. Использование иинформационно-компьютерных технологий также позволяет разнообразить формы деятельности.  

    Ожидаемые результаты реализации программы:

В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории Неклиновского района, Ростовской области  и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

 В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное  прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

В развивающей сфере – развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания и  поисково - исследовательской деятельности;   умений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие коммуникативных и  творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ.

Внешний результат можно увидеть и зафиксировать. Это:

- достижения учащихся на районных, областных и российских конференциях, конкурсах

- работа поисковых отрядов  по заданиям Совета музея

- постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов

- интерес учащихся к поисковым краеведческим экспедициям

Предполагаемые результаты программы краеведческого клуба «КЛИО» включают следующие формы контроля:

 - текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, аспектам исторического развития Неклиновского района и Ростовской области);

   - тематический контроль (тематические  конференции,  презентации личных достижений, полученных в ходе краеведческо - исследовательской деятельности);

     - обобщающий (итоговый) контроль в форме защиты индивидуальных и групповых проектов. После каждого года планируется  представление результатов проектной деятельности на школьной  научно – практической конференции.

II. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Первый год обучения


п/п

Наименование  тем занятий

Кол-во часов

Всего  

Теория

Практика

1

Музей в школе – хранитель памяти

20

6

14

12

Исторические предпосылки возникновения музея. Виды и формы работы музеев.

6

2

4

1.2

Школьный музей и его фонды. Гости из прошлого:  музейные экспонаты - носители информации, документальные свидетели жизни человека. Правила хранения вещественных исторических источников.

8

2

6

1.3

 Функции и формы деятельности школьного музея. Фотография в музее.

 6

2

4

2

 Школа экскурсоводов

 16

6

10

2.1

Экскурсионная работа. Классификация экскурсий

6

2

4

2.2.

Организация экскурсий

4

2

2

2.3

Развитие культуры общения при проведении экскурсии

6

2

4

3

Я и мир вокруг меня

36

14

22

3.1

Моя семья. Семейные архивы. История моей семьи в истории села.

6

2

4

3.2

Школа,  в которой я учусь.

Поисковая работа « Выпускники  и учителя нашей школы»

6

2

4

3.3

Мое родное село. История образования и развития с. Покровское. Улицы и происхождение их названий.  

6

2

4

3.4

Путеводитель  с. Покровское. Памятные места.

4

2

2

3.5

Военная и трудовая слава  моих земляков. Практическая работа  «Судьба человека на фото», «История фотографии»

4

2

2

3.6

Культура и быт с. Покровское XIX –  XX века. Игры и праздники наших предков.

4

2

2

3.7

Покровский храм: трагедия разрушения. Образ храма в памяти народной.

4

2

2

4

Итоговое занятие

2

-

2

Всего часов

72

26

46

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Второй  год обучения


п/п

Наименование  тем занятий

Кол-во часов

Всего  

Теория

Практика

1

Создание музейных экспозиций.

20

8

12

12

Экспозиция музея. Виды экспозиций. Принципы и методы построения экспозиции

6

2

4

1.2

Приемы оформления сменной экспозиции

4

2

2

1.3

Определение и описание экспонатов

 6

2

4

1.4

Информационное обслуживание экспозиции

4

2

2

2

Введение в поисково – исследовательскую деятельность

 18

9

9

2.1

Основные этапы организации поисковой деятельности

4

2

2

2.2.

Источниковедение и его роль в краеведческой работе.

4

2

2

2.3

Интервью, опросы, беседы и другие формы исследовательской деятельности.

4

2

2

2.4

Оформление творческой работы

2

1

1

2.5

Проектная технология  в деятельности юного исследователя

4

2

2

3

Я и моя малая Родина

34

14

20

3.1

История Ростовской области в истории государства российского

6

2

4

3.2

Казаки – люди вольные, казачьи бунтари и герои.

4

2

2

3.3

Казачьи символы и традиции. На казачьем кругу

4

2

2

3.4

Культурное наследие донских казаков

4

2

2

3.5

История  Неклиновского района. Основные объекты краеведческого исследования Неклиновской земли.

6

2

4

3.6

Миус – фронт в истории Великой Отечественной  войны 1941-1945 г. Борьба жителей нашего края против фашистских захватчиков.

4

2

2

3.7

Герои войны и труда моей малой Родины. Почетные граждане Неклиновского района.

4

2

2

4

Итоговое занятие

2

-

2

Всего часов

72

31

41`

Содержание изучаемого курса

Первый год обучения

1 Музей в школе – хранитель памяти

1.1        Исторические предпосылки возникновения музея. Виды и формы работы музеев. Понятие об историко – культурном и природном наследии. Ключевые понятия музееведения (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция).  Типология музеев, их социальные функции.   Государственные и частные музеи. Крупнейшие музеи России.  Объекты исторического краеведения. Музеи  на общественных началах.   Определение ценности экспоната – предмета материальной культуры, документа, фотографии. Учет, обеспечение сохранности, использование памятников истории и культуры.

Практические занятия

Посещение музеев, знакомство с их работой. Составление словаря музейных терминов. Викторины и кроссворды на музейную тематику. Творческая работа на тему «Наследие, которым я дорожу».

1.2        Школьный музей и его фонды. Гости из прошлого:  музейные экспонаты - носители информации, документальные свидетели жизни человека. Правила хранения вещественных исторических источников. Сущность понятия «школьный музей». Примерное положение о музее образовательного учреждения. Профиль музея. Функции школьного музея. Актив школьного музея. Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно – вспомогательные фонды. Принципы формирования фондов, их учет и хранение. Что нельзя хранить в школьном музее. Музейный экспонат как источник знаний. Типы и группы экспонатов. Вещественные источники и архивные материалы. Задачи учета и описания музейных предметов. Система учета экспонатов: инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов. Полевая документация. Тетрадь записи воспоминаний и рассказов по результатам интервьюирования местных жителей.

Практические занятия

Посещение экскурсий в школьном музее. Планирование работы музея на год. Практикум по разработке структуры музея собственного «домашнего музея», создание инвентарной книги. Формулирование правил хранения фотографий и семейных реликвий. Составление паспорта экспоната.

1.3         Функции и формы деятельности школьного музея. Фотография в музее. Полифункциональность школьного музея: детский клуб, общественная организация, творческая лаборатория, школа профессиональной подготовки. Роль школьного музея в селе и районе. Формы деятельности музея: экскурсии, выставки, лекции, тематические вечера. Взаимодействие музея с Советом ветеранов и другими общественными организациями.  Основы построения фотографии. Виды съемок. Правила фотографирования экспонатов.

Практические занятия

Проведение конкурса на лучший выставочный проект. Оформление передвижной выставки по выбранной теме. Фотографирование исторических и культурных объектов родного села.

2 Школа экскурсоводов

2.1        Экскурсионная работа. Классификация экскурсий. Экскурсия как форма популяризации историко – культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Объекты экскурсий. Приемы подготовки экскурсии с использованием различных источников информации. Развернутый план и текст экскурсии.

Практические занятия

Игра – практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.

2.2.        Организация экскурсий. Подготовка и проведение экскурсии по населенному пункту и памятным местам.  Приемы показа памятных мест, исторических объектов. Особенности проведения экскурсии в школьном музее. Логическая и хронологическая последовательность, доступность. Наглядность и конкретность.  Выполнение краеведческих заданий в ходе экскурсии (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиций и экспонатах, формирование вопросов).

Практические занятия

Защита экскурсионных маршрутов, разработанных самостоятельно. Репетиции экскурсий. Проведение экскурсий по селу и в школьном музее. Индивидуальные и групповые  проекты: создание мультимедийной экскурсии

 « Один день в населенном пункте Неклиновского района или сельская жизнь путешественника»

2.3        Развитие культуры общения при проведении экскурсии. Мастерство экскурсовода. Освоение правил общения. Требования к языку экскурсовода.

 Практические занятия

Разработка   экскурсии с элементами театрализованного представления. Исследовательская работа по сбору материала для «Портфолио экскурсовода».

3 Я и мир вокруг меня

3.1        Моя семья. Семейные архивы. История моей семьи в истории села.Что такое семья, род? Семейные предания, традиции, реликвии. Мое родословное дерево. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Вещи в доме. 

Практические занятия

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей рода и родного края. Составление своей родословной. Конкурс на лучший семейный фотоальбом.  Индивидуальные исследовательские проекты

« Самые дорогие реликвии моей семьи»

3.2        Школа,  в которой я учусь.

Поисковая работа « Выпускники  и учителя нашей школы». История образования школы в родном селе. Основные вехи развития системы образования. Источники по летописи школы. Преподавательский состав школы. Учительские династии и их семейные реликвии.  Знаменитые выпускники, их след в истории края.  Школьные традиции и достопримечательности. 

Практические занятия

Подготовка и проведение бесед, встреч, интервью с выпускниками и учителями школы. Подбор и описание экспонатов для экспозиции, посвященной истории школы. Создание электронных презентаций «Ими гордится школа».

3.3        Мое родное село. История образования и развития с. Покровское. Улицы и происхождение их названий.  Знакомство с историей основания села в 1769 году, происхождением названия. Этапы развития села. Символика Покровского сельского поселения. Основные улицы населенного пункта. Легенды об историческом прошлом улиц.

Практические занятия

Анкетирование старожилов, опрос населения по разработанной теме, обработка полученной информации и оформление документов для музея.  

Акция «Серия фотографий», «Виды родного села». Выставка «Село вчера», «Село сегодня». Подготовка экскурсий по экспозиции музея. Монтаж мультимедийной презентации «Моя малая родина».

3.4        Путеводитель  с. Покровское. Памятные места. Понятие краеведческого путеводителя. Требования к его оформлению и содержанию.  Разработка маршрута по памятным местам своего населенного пункта.

Практические занятия

Создание путеводителя по родному селу с использованием информационных технологий. Фото и видеосъемка.

3.5        Военная и трудовая слава  моих земляков. Практическая работа  «Судьба человека на фото», «История фотографии».

Наш край в годы Великой Отечественной войны.  Герои военных лет.  Подвиги тружеников тыла. Ветераны войны и труда.

Практические занятия

Творческие работы « Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Победа деда – моя победа», «Ваш подвиг бессмертен». Встречи с ветеранами войны и труда. Проведение тематических вечеров и уроков мужества. Проведение конкурсов «Открытки для ветеранов».

3.6        Культура и быт с. Покровское XIX –  XX века. Игры и праздники наших предков. Изучение материальной культуры родного края, орудий труда и  предметов быта местных жителей. Убранство дома. Обычаи и обряда. Игры и игрушки наших предков.  Особенности традиций и праздников.

Практические занятия

Подготовка и проведение театрализованных народных праздников, посиделок  и игрищ. Встреча с народными умельцами.

3.7        Покровский храм: трагедия разрушения. Образ храма в памяти народной. История строительства храма св. Покровы, его культурная и архитектурная ценность.  Судьба храма в советский период истории:  разграбление в середине 30 – х гг.     Возрождение храма: трудности восстановления.

Практические занятия

Сбор исследовательского материала и фотоматериалов  об истории храма. Интервьюирование жителей, старожилов, прихожан, настоятеля церкви.  Создание виртуальной экскурсии « Покровский храм: восставший из небытия»

4 Итоговое занятие

Анализ деятельности активистов музея за год. Определение индивидуальных перспектив.  Презентация индивидуальных и групповых проектов, исследовательских и творческих работ.

Второй год обучения

1 Создание музейных экспозиций.

1.1        Экспозиция музея. Виды экспозиций. Принципы и методы построения экспозиции. Музейная экспозиция. Виды экспозиций: тематическая, монографическая, ансамблевая. Основные понятия раздела (экспонат, экспозиционный материал, тематическая структура, экспозиционные комплексы). Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фотографии). Тексты в музейной экспозиции, их назначение. Составление тематико – экспозиционного плана. Научное определение и описание музейных материалов. Порядок приема и выдачи музейных материалов.

Практические занятия

Знакомство с постоянной экспозицией музея. Игра – практикум по составлению этикетажа к экспонатам музея.  Создание экспозиции по конкретной теме. Собирательская работа для школьного музея.

1.2        Приемы оформления сменной экспозиции. Классификация экспозиций. Алгоритм разработки и построения сменной экспозиции по теме проведенного поиска. Правила работы в библиотеке.

Практические занятия

Планирование проекта сменной экспозиции. Оформление карточек по теме исследования. Разработка музейной афиши, буклета.

 

1.3        Определение и описание экспонатов. Музейный экспонат как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Рождение вещи, жизнь вещи, смерть вещи. Атрибуция экспоната. Организация хранения экспонатов. Вспомогательные картотеки.

 Практические занятия

Пополнение картотеки музейного фонда справочными карточками, подготовка сообщения о понравившемся музейном экспонате из постоянной экспозиции музея.

1.4        Информационное обслуживание экспозиции. Реклама экспозиции. Активные способы проведения экскурсии. Методика подготовки и проведения комплексной экскурсии.

 Практические занятия

Составление тематико – экспозиционного плана. Фестиваль презентаций будущей экспозиции « Наш Донской край»

2 Введение в поисково – исследовательскую деятельность

2.1        Основные этапы организации поисковой деятельности. Индивидуальное и коллективное исследование.  Постановка проблемы, целей, задач, гипотез. Анализ источников. Отбор и систематизация необходимых сведений и фактов.

Практические занятия

Самостоятельная разработка плана исследования по выбранной теме. По результатам исследования создание собственной части виртуальной экспозиции с использованием аудио и видеоматериалов. Защита работы на конференции.

 

2.2.        Источниковедение и его роль в краеведческой работе.

 Типы и виды источников: вещественные, законодательные акты, архивны документы, периодическая печать, мемуары, кино, фото, аудио, видеоматериалы, опросы. Библиотека как мерило истинности информации.  Возможности использования интернет – ресурсов. Методика использования источника: прямое и ретроспективное. Способы работы с картой и фотоматериалами.

Практические занятия

Составление официального запроса в государственный архив. Подготовка краеведческого материала к публикации в районной или областной газете.

 

2.3        Интервью, опросы, беседы и другие формы исследовательской деятельности. Технология проведения интервью и социологического опроса. Запись воспоминаний на диктофон. Разработка анкет по сбору материала.

Практические занятия

Работа с мемуарной литературой, экспедиционными дневниками, записями воспоминаний и письмами.

2.4        Оформление творческой работы. Знакомство с видами оформления результатов поисково-исследовательской работы, библиографией, критериями оценки проекта.

Практические занятия

Оформление результатов индивидуальной или групповой исследовательской деятельности по выбранной теме.

2.5        Проектная технология  в деятельности юного исследователя. Понятие проекта. Проектное задание. Этапы проектной деятельности. Виды продуктов проектной деятельности.

Практические занятия

Работа над  проектами их представление на конкурсах и конференциях.

3 Я и моя малая Родина

3.1        История Ростовской области в истории государства российского. История возникновения и заселения. Символика региона.  Современные и древние границы. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности культуры родного края.

Практические занятия

Экскурсии по достопримечательным объектам истории и культуры края. Викторины и конкурсы на определение лучшего знатока истории родного края.

Виртуальные проекты « Культурное наследие Донского края»

.

3.2        Казаки – люди вольные, казачьи бунтари и герои. Проблема происхождения донского казачества. Появление казачьих городков. Первые казачьи столицы. Хозяйство, основные занятия, быт, обычаи и традиции донских казаков. Участие казаков в войнах.  Социальные движения на Дону.

Практические занятия

Оформление тематических выставок, сбор краеведческого материала о выдающихся казачьих атаманах, проведение встреч с казаками Неклиновского юрта.

3.3        Казачьи символы и традиции. На казачьем кругу. Флаг, герб, гимн войска Донского. Печати донских казаков. Символы атаманской власти.   Казачьи заповеди. Казачье самоуправление.

Практические занятия

Подготовка экскурсий по разделу музея, посвященному истории донского казачества. Проведение тематических вечеров. Работа над проектами по выбранной теме.

3.4        Культурное наследие донских казаков. Образование. Религия. Литература. Искусство. Традиции, обряды и праздники донских казаков. Святыни Дона. Изучение материальной культуры края.  Казачья хата. Казачья утварь. Одежда казаков.

Практические занятия

Пополнение экспозиции «Казачий быт», подготовка театрализованного праздника «Как за Доном, за рекой», знакомство с обрядами и играми казаков.

3.5        История  Неклиновского района. Основные объекты краеведческого исследования Неклиновской земли. Основные вехи летописи района в контексте истории региона. Символика Неклиновского района. Описание культурно – исторических объектов на территории района.

Практические занятия

Оформление передвижной выставки по выбранной теме. Фотографирование исторических и культурных объектов Неклиновского района. Посещение экскурсий в музеях образовательных учреждений района.

3.6        Миус – фронт в истории Великой Отечественной  войны 1941-1945 г. Борьба жителей нашего края против фашистских захватчиков. Донской край в Великой Отечественной войне. Битва за Ростов и Северный Кавказ. Миус – фронт. Боевой путь воинских частей, сформированных на Дону. Подвиги советских солдат на Донской земле. Партизанские отряды «Отважный  - 1» , «Отважный – 2».

Практические занятия

Проведение тематических вечеров и уроков мужества. Исследовательская работа по выбранной теме. Ведение Книги Памяти.

3.7        Герои войны и труда моей малой Родины. Почетные граждане Неклиновского района. Знакомство с героическим подвигом жителей Неклиновского района в годы Великой Отечественной войны. Жители района – участники военных действий в Чеченской республике и Афганистане. Картотека ветеранов.

Практические занятия

Встречи с ветеранами. Сбор и оформление их  воспоминаний.  Организация ученической конференции.  Подготовка и проведение  экскурсий. Творческое задание  на тему «Чтобы помнили».

4 Итоговое занятие

Анализ деятельности активистов музея за год. Определение индивидуальных перспектив.  Презентация индивидуальных и групповых проектов, исследовательских и творческих работ.

III. Методическое обеспечение программы

Организация образовательного процесса

    Методы, используемые в работе с учащимися, целесообразно классифицировать в две большие группы: методы по преимущественному источнику получения знаний и методы по характеру мыслительной и познавательной активности.

Методы по преимущественному источнику получения знаний.

Словесные - формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств.

Наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.

Практические - формы овладения материалом на основе  самостоятельных заданий и  практических работ.

Методы по характеру мыслительной и познавательной активности.

Проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся;

Исследовательские  -  предполагают выполнение учащимися под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.

В связи с тем, что состав школьников разноуровневый, необходим индивидуальный и дифференцированный подход. В зависимости от содержания занятий форма работы клуба  может быть семинарской (обучение навыкам литературно-краеведческой работы); экспедиционной (изучение краеведческих объектов, сбор материалов); научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка докладов и т. д.); творческой (написание сочинений, создание мультимедийных презентаций); оформительской (оформление выставок и экспозиций); организаторско-массовой (проведение мероприятий на краеведческие темы,  олимпиад, викторин, игр, конкурсов, организация экскурсий по школьному музею, летних краеведческих школ).

Обеспечение образовательного процесса.

Дидактическое и методическое обеспечение:

•        данная образовательная программа;

•        методическая литература;

•        методические разработки занятий, экскурсий;

•        книги, журналы по краеведению;

•        сведения по состоянию развития Неклиновского района (в том числе статистические по различным периодам времени) и т.п.;

•        исторические карты.

Психолого-педагогическое обеспечение:

Сотрудничество с:

•        классным руководителем;

•        родителями и родственниками учащихся;

•        психологом и социальным педагогом.

Материально-техническое обеспечение:

•        компьютер;

•        проектор;

•        видео и фотокамера.

Формы подведения итогов и фиксация результатов образовательного процесса.

     Диагностика  позволяет систематизировать и наглядно оформить  представления  о детях,  которые  занимаются в творческом объединении, организовать деятельность с использованием методов, максимально раскрывающих потенциал каждого ребенка. Анализ результатов диагностики позволяет подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса.

    Цель комплексной педагогической диагностики - выявление, измерение и оценивание результатов образовательного процесса.

    Задача диагностирования уровня обученности детей - оценка реального объема и качества предметных результатов

    Задача диагностирования уровня воспитанности детей - оценка развития системы отношений ребенка с самим собой и окружающим миром в рамках осваиваемого вида деятельности (краеведение)

    Задача диагностирования уровня развития детей - оценка влияния занятости краеведением   на их личностное развитие.

Педагогическая диагностика состоит из этапов:

    Прогностическая диагностика (проводится на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка.

  Текущая диагностика (промежуточная) ( проводится в течение года, чаще в январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.

   Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.

Диагностика включает в себя три этапа:

I этап – организационный /подготовительный/ - определяются цели, объекты, направления (например, объектом может стать определенная группа творческого объединения, а направление - качество обучения)

II этап – практический (диагностический) - выбор инструментария

Универсальные способы отслеживания результатов:

 Педагогическое наблюдение

 Анкетирование

 Тестирование

 Тренинги

 Игры

 Собеседование

 Выставки

 Творческий отчет

 Конкурсы и т.д.

III этап – аналитический – обработка и систематизация информации. Информация накапливается в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал.

IV. Список   литературы

для педагогов

Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе» М., 2002 г.

Астапенко М. П. Краткое пособие по истории Донского края. Ростов – на – Дону, 1995 г.

Волкогонов Д. А. О героях и героическом. М., 1977 г.

Гражданско – патриотическое воспитание: классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры. Волгоград, 2007 г.

Донская история в вопросах и ответах. Под ред – ей Е. И. Дулимова и  С. А.

Медведева Е.Б., Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001.

Персин А. И. Краеведение и школьные музеи. М.: ФЦДЮТиК, 2006 г.

Побединская Л. А. Дни воинской славы М., 2007 г.

Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных: книга для учителя. М., 1988 г.

Столяров Б. А. Музей в контексте модернизации отечественного образования // Вестник Северо-Западного отделения РАО. Вып. 8. СПб., 2003г.

Хорошкевич А. А. Символы русской государственности. М., 1989 г.

Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная    дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997.

Юхневич М. Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский). М.: НП «Стоик», 2007 г.

для учащихся

Астапенко М.П. История донского казачества. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 2005.

Астапенко М. П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родной земли. Учебное пособие. «Баро-Пресс» .2004.

Беленький Г.Л. От богатого колодезя… Ростов-на-Дону: история в датах.

Ростов-на-Дону: Донской издательский дом», 2001.

Веряскина О.Г.  История Донского края  (с древнейших времён до конца XVI в.) 5-6 кл. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 2009.

Галкин Ю. И. Народный герой — Алексей Берест  / Ю. Галкин. — М., 2011.

История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года/ учебное пособие. Под ред. Ф.И.Нарежного, Н.В.Самариной. Ростов-на-Дону, изд-во Ростовского университета, 2001.

Картины былого Тихого Дона: Краткий очерк истории войска Донского. Т. 1-2. – М.: Граница, 1992.

Кислицын С.А., Кислицына И.Г. История Донского края. ХХ век. Учебно-методические материалы для 9-х классов средней школы. Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2005.

Скорик А.П., Тикиджьян Р.Г.. Казачий Дон: очерки истории. Документальное издание. Ростов-на-Дону, 1992.

Шумов В. В.Донская станица в старину: краеведческие очерки / В.В. Шумов. –

Ростов-на-Дону: КСС, 2011.

1.1

1.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"

Настоящая программа  предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...

Авторская образовательная программа "Специальное фортепиано" для детских школ искусств, центров детского творчества

Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые д...

Авторская образовательная программа "Общее фортепиано"для школ искусств и центров детского творчества

Программа «Общее фортепиано» разработана на основе типовых программ по предмету «класс общего фортепиано» в соответствии с Законом РФ « Об образовании». Предлагаетс...

Авторская образовательная программа «Аккомпанемент» для детских школ искусств,центров детского творчества

Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз...

Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"

Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"  дополнительного образования детей расчитана на 5 лет обучения (начальное и среднее школьное звено).Знакомит с азами искусства икебан...

авторская образовательная программа по изобразительному искусству"Радужный мир"

Программа рассчитана для детей возраста от 6- 13 лет ,в учебном плане имеются разделы прикладного творчества, при изучении всей программы дети познакомятся с разными  жанрами искусства и прикладн...