педсовет :Инновационный подход к формированию ценностных ориентаций учащихся»
методическая разработка по теме
Творческий сценарий педсовета содержит минимум теории , максимум практических, инновационных элементов педагогических технологий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд №1
Тема педсовета: Инновационный подход к формированию ценностных ориентаций учащихся»
Цель:
1.Рассмотреть роль инноваций в образовании.
2.Познакомить с элементами инновационных технологий в формировании ценностных ориентаций учащихся МОУ «Днестровская СШ№1».
3.Практически апробировать некоторые методики и элементы воспитательных технологий для формирования ценностных ориентаций учащихся.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: методический калейдоскоп (использованы разные приемы и методы: мозговой штурм, презентация, мастер-класс и др)
СТРУКТУРА ПЕДСОВЕТА:
Докладчик: зам дир по вр - С. И . Якименко
Содокладчики:
1.Зам дир по УВР, учитель биологии и ОБЖ, кл. руководитель 11-Б класса-
И.Б. Марьянова
2.Руководитель м/о классных руков.,учитель русского языка и литературы-
Р.Н. Дальниченко
3. Учитель начальных классов –Т.Н.Руднева
4. Руководитель кружка- А.Б. Пантелеева
Слайд №2 Школа – это тот социальный
институт, где каждый ребёнок
должен раскрыться как
уникальная, неповторимая индивидуальность”.
(И. С. Якиманская)
Инновационный подход стал составляющей профессиональной деятельности учителя и воспитателя
Слайд №3
В настоящее время в различных областях деятельности человека (производстве, бизнесе, экономике, образовании и др.) используются следующие понятия термина "инновация" (от англ. innovation - нововведение):
1) "... любой новый подход к конструированию, " (Оксфордский толковый словарь, 1995);
2) "... продукт творческого труда, " (В.М. Кресс, В.А. Грачев, 1997);
3) "... изменения внутри педагогической системы, способствующие повышению эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса" (И.П. Подласый, 2001).
Слайд № 4 Инновация – нововведение, новшество. Инновационная деятельность направлена на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств их реализации
Инновации в интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации, в настоящее время являются ведущим направлением государственной политики в сфере развития науки и образования.
Для чего?
В основе мотивов, то есть побуждений личности к нововведениям, лежат самые разные потребности:
- желание сделать процесс обучения и воспитания более интересным, действенным, привлекательным, и тем самым активизировать обучение;
Значит инновация - это некий умственный потенциал неспокойных, жаждущих творчества в педагогике людей; во-вторых - это сильнейшая энергетика, запустившая, наконец, инновационную машину в действие.
Повседневная школьная жизнь вынуждает искать и находить новые приёмы, технологии, методики, чтобы быть понятым и принятым современными школьниками.
Вывод: Учителю стало просто не выжить без участия в инновациях
Слайд №5 ,6,7( рассказать о классификации инноваций .)
Все новшества в сфере деятельности школы можно классифицировать по нескольким направлениям:
1)По характеру происхождения: стихийные
Целенаправленные
2)По видам деятельности:
педагогические
Управленческие
Администрацию школы всегда волновал вопрос повышения профессиональной компетентности учителей, так как только компетентный учитель и воспитатель обладает авторитетом и силой убеждения. Это связано с модернизацией образования и переходом школы от школы функционирования к школе развития.
Слайд № 8
Однажды император захотел узнать, кто самый лучший воин в империи, и устроил соревнование. Только три воина прошли все испытания, и никто не сказал бы, что один из них лучше другого. Тогда император сказал: «Пусть каждый из вас встанет в центр толпы, и толпа будет кидать в него камни. Кто выживет — тот лучший». Первый вышел и отбил все камни мечом. Второй вышел и смог уклониться от всех камней. Третий вышел — и никто не стал бросать в него камни.
Ну так кто из них был самым сильным воином?
Третий? Ответ неверный. Третьего СЧИТАЛИ самым сильным воином. Поэтому ему не пришлось тратить силы, рисковать, для того чтобы убедить в этом других.
Но раз Вы НАЗВАЛИ его самым сильным (а почти все почти всегда так делают), значит, он и есть самый сильный. Хотя его сила не только и не столько в его мышцах и опыте, сколько в головах у толпы, в их мнении о нем. Выражаясь современным языком – в бренде.
Брендинг- образ, имидж, репутация
А что же стоит за термином бренд? (Слайд № 9 .)
Посмотрите на слайды.
Что стоит за этим? (знак)
Что вы можете сказать об этом? (эмблема мерседеса)
Что стоит за знаком? (машина)
Мы ожидаем = мы видим и получаем.
Сумма впечатлений.
Что вы можете сказать об этом? (эмблема хендай)
Другая сумма впечатлений.
За что платит владелец?
Что же такое «бренд»? Слайд № 10
Бренд – это не вещь, продукт, компания или организация. Бренды не существуют в реальном мире – это ментальные конструкции (мысли + эмоции). Бренд – понятие существующее у нас в голове.
Слайды №11 Какие бренды вы знаете? Вот бренды, которые сразу приходят в голову.
А что еще может быть брендом? Достопримечательности, звезды.
А есть ли бренды в образовании?
У любого человека и получается школы есть свое лицо и особые навыки, и многие школы вполне могли бы создать свой бренд.
брендинг- инновационный подход к профессиональной успешности учителя и школы» Бренд школы -создание условий конкурентоспособности образовательного учреждения посредством инновационных технологий в обучении и воспитании.
Этого требует и cтратегия модернизации содержания общего образования
ПРИТЧА.
Однажды к старцу пришёл его послушник и спросил:
-Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.
-старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом послушнику языке. Развернул её и сказал:
-Что ты видишь?
Послушник, не желая выдавать своё незнание, ответил:
-Я вижу многовековую мудрость этой рукописи. Тогда старец сказал:
-На самом деле перед тобой записка греческого купца, а знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я толком ничего не знаю, выучил этот язык. Не умоляя ни в коей мере вашего профессионализма мы иногда ловим себя на мысли ,что чего –то не знаем и боимся в этом признаться ,
Сегодня мы продемонстрируем элементы инновационных технологий ,которые вы в своей работе однозначно практикуете , а если нет будем рады просто поделиться опытом
Инновационная деятельность. Эта деятельность как считают И. Шамова и Г.М. Тюлю (1995) позволяет осуществлять воспитательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы, воспитанию ценностных ориентаций учеников.
Инновационные технологии воспитания:
- технологию деятельностного метода во внеурочной деятельности
- интерактивные технологии;
- гуманистические методы ;
- здоровьесберегающие технологии ;
- технологии исследовательско-проектной деятельности учащихся.
- технологию работы с портфолио;
- информационно-коммуникационных технологий
- использование притч в цикле классных часов
I. Технология портфолио ( выступление Марьяновой И.Б)
Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности и внеурочной деятельности . Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер что напрямую связано с концепцией нашей школы по Караковскому Владимиру Абрамовичу
Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета., самонаблюдения своего внутреннего мира. «психологическое зеркало самого себя».
Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие: ● портфолио достижений ● портфолио – отчет● портфолио – самооценка ● портфолио – планирование работы ( с одним из видов портфолио вас познакомит классный руководитель11-Б класса Марьянова И .Б.- победитель конкурса : «Учитель в информационном пространстве» в номинации «Классный руководитель»)
II.Технологии проектной деятельности учащихся.
Наилучшим вариантом воспитания творческой деятельности является групповая работа по созданию проектов, которая сплачивает детей, позволяет участвовать в проекте и застенчивому, и не очень способному, и молчаливому. Но нельзя недооценивать влияние индивидуальных проектов и персональных защит, то отдельная личность предстает перед всеми в своей неповторимости и автономности. Организуется духовное усилие ' каждого школьника в момент данной деятельности: предлагается описать роль этого предмета или события в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль исполняет в реализации стремлений человека к счастью, Ни в коем случае мы не хотим сказать, что с помощью данного проекта мы сразу же разовьет в ребенке духовность как качество личности. Мы говорим лишь, что эта форма групповой деятельности является одним из элементов общей системы духовного развития школьника.( О проекте «Полотно мира» ) Его роль заключается в подготовке к Акции: « Голуби мира» ( 9 мая) В рамках празднования 70- годовщины освобождения Республики от немецко-фашистских захватчиков.
Интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Рассматривая основные виды интерактивных методов обучения и воспитания , я остановлюсь на следующих:
- Ролевая игра
- Мозговая атака
- Общая дискуссия
- Проекты
- Кейс-метод (разбор ситуаций)
Эффективным для формирования нравственных ценностных ориентаций, как справедливо утверждает Н.И. Дереклеева, будет использование следующих форм работы с классным коллективом:
1. тематические классные часы по нравственной тематике;
2. дискуссии по нравственной тематике;
3. читательские конференции;( Литературные гостиные)
4. организация циклов бесед «Уроки нравственности», «Человеческие ценности»;
5. театральные и кинопремьеры по нравственной тематике;
7. изучение золотых правил нравственности, заповедей и законов;
8. знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира ( встречи и беседы с ветеранами ВОВы и ветеранами труда)
III. В начальных классах мы практикуем такую форму работы как :
Час размышлений направлен на выявление правильности усвоения школьниками понятия «доброта», понимания его смысла на основе рисунков. Учащимся для обсуждения предлагаются вопросы: «Как вы представляете доброту?», «Какого цвета, по-вашему, доброта?», «С каким овощем, фруктом или блюдом ассоциируется доброта?». При этом, ребята свои мысли и образы должны представить в рисунках. ( Руднева Т.Н.)
Вывод:, что от доброты люди испытывают только радостные и светлые чувства, которые можно получить в ответ на добрый поступок. ( выставка рисунков 3-4 классов))
Для формирования доброжелательных отношений в классе целесообразно проводить тренинговые упражнения. Например «Волшебные очки».Учитель объясняет, что у него есть волшебные очки, в которых можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, что человек иногда прячет от всех. Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих одноклассников. Часто в системе классных часов по духовно -нравственному воспитанию мы проговариваем золотые правила нравственности :
Попробуй не наступить, а уступить.
- Не захватить, а отдать.
- Не кулак показать, а протянуть ладонь.
- Не спрятать, а поделиться.
- Не кричать, а выслушать.
- Не разорвать, а склеить.
Одним из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – является использование притч в цикле классных часов. Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибкам
IV. Мастер класс ( папку с притчами- Дальниченко Р.Н.)-
Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль.
«Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного.»
Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»
Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:
- Если притча – геометрическая фигура, то это ...
- Если притча – цвет, то это ...
- Если притча – это название фильма, то это ...
- Если притча – настроение, то это ...
- Если притча – музыка, то это ...
- Если притча – животное, то это
V. Цикл классных часов о семье ,семейных ценностях, затрагивающие и основы религиозных культур чаще проходят в виде дискуссий ( в старших классах).Учителя используют технологию ТОПИК – ГАЙД Топик – гайд - список конкретных вопросов, предлагаемых для обсуждения . Не менее интересна для ребят ролевая игра в процессе дискуссии на какую либо тему
Ролевые игры помогают формировать коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления. «Проживая» ситуации, человек может по-новому осознать проблемы, способы реагирования, отношение к событиям, ценностям, к конкретным людям; открываются новые возможности для построения отношений и самореализации.
Например:
При подготовке классного часа «Основы религиозных культур» в старших классах может быть проведена ролевая игра «Сокровищница культур». Каждый участник получает карточку с одним из понятий курса. Понятия могут относиться к православной, исламской, иудейской и буддийской религиозным культурам, а также к светской этике или быть общим для нескольких религий (то есть частью мировых религиозных культур). В соответствии с полученным понятием участники образуют шесть групп (по числу модулей, представленных в курсе): православная культура, исламская культура, иудейская культура, буддийская культура, мировые религиозные культуры, светская этика.
Я предлагаю проиграть
Три направления:
Понятия могут быть следующими:
Православие – причащение, икона, Рождество, Крещение, Богоматерь, Троица, Сергий Радонежский, Евангелие, Отче наш, Заповеди блаженства, Нагорная проповедь, Святая София, Моление о чаше, кулич, иконостас, кадило, Царские Врата, нимб, крестный ход.
Ислам – мечеть, Кааба, Коран, паранджа, рамадан, Мухаммед, халиф, Мекка, источник Замзам, хадж, закят, хиджра, Сунна, Аллах, Иблис, шахада, намаз, умма, имам.
Буддизм – нирвана, Гаутама, бодхисаттва, махаяна, Трипитака, дацан, Восьмеричный путь спасения, Далай-лама, танка, мантра, сангха, Майтрейя, Сагаалган, Дерево Бодхи, Лама, Срединный путь, Четыре Благородных Истины.
В течение 3 минут обсудить, что из культурной традиции можно предложить для общей Сокровищницы культуры человечества. Это должны быть 2— символа, 2 важные идеи, 2 понятия, 2 имени. Группе придётся объяснить, почему именно это внесено в общую сокровищницу.
Эта игра позволит отработать понятийный аппарат, обратить внимание на наиболее важные термины, проверить понимание учениками особенностей и общих черт разных культурных традиций, выработать толерантное и уважительное отношение к имеющимся культурным различиям, понять единство человеческой культуры при неповторимости и уникальности отдельных культурных традиций.( работа в группах 3 минуты + опросить)
В цикле классных часов о семье
Вопрос: Как вы понимаете выражение «семейные ценности»? Заполните таблицу , дайте сравнительную характеристику семейных ценностей в буддизме, исламе, христианстве. ( работа в группах)Таблица №1.
Христианство | Буддизм | Ислам |
Предполагаемые ответы учеников | ||
Почитание родителей –первейшая обязанность детей. | Уважение и любовь друг к другу выражаются в словах и поступках. Должно быть доверие и взаимоуважение. | Уважение к родителям, к старшим. Особенно к матери. «Рай - у ног матерей»(пророк Мухаммад) Сотворение добра |
Упражнение ( под фон «Одинокий пастух»)
Одно из буддийских медитаций посвящено осознанию доброты матери. Вы можете попробовать его: Закройте глаза, и попытайтесь представить себе свою мать или того человека, который для Вас ассоциируется с образом идеальной матери, или того, к кому Вы относитесь как к матери. Подумайте о том времени, когда она заботилась о Вас, когда Вы были ребенком. Вспомните о тех играх, в которые вы вместе играли; о том, чему она Вас научила, что она Вам дала, как она о Вас заботилась, когда Вы были больны. Пусть все воспоминания возвратятся к Вам. Затем задумайтесь над утверждением: мать любит своего ребенка, не ожидая ничего взамен. Больная и уставшая, выбившаяся из сил, она сделает все, что в ее силах, чтобы помочь вам. Даже если вы безразличны к ней или предаете ее, мать будет продолжать любить его и заботиться о вас. Попытайтесь взрастить в себе чувство тепла и благодарности к своей матери. ( поверьте, такое упражнение затронет струнки души даже самого черствого человека)
Вывод. Вслед за любовью к родителям у детей рождается любовь к природе, красоте, эстетическим совершенствам, выражающаяся в восторженном отношении к предметам и объектам природы, воспитывающая самые добрые нравственные основы человека.
VI .Устный журнал
- специально подготовленная информация, приобщающая к различным областям знаний. Так, выпуск журналов "Помни правила движения ,как таблицу умножения»", ( ребята штаба «ЮИД» ) "Хочу все знать" могут быть посвящены разным вопросам Содержание информации может быть любым, а преподносится она как чтение воображаемого журнала; обыгрывание его названия, рубрик и разделов (стихи, рисунки, песни), перед новой статьей, очерком, корреспонденцией - музыкальная заставка, ответы на вопросы и т.д. ( устный журнал –«История школы» , как сохранения летописи и истории школы , устный журнал «Наши дела» )Выпускники школы приходя на вечер встречи эмоционально вспоминают школьные годы ,мероприятия ,акции .
С потребностью в эмоциональном общении человек рождается, поэтому большую роль в обучении эмоциональные методы мотивации и стимулирования.. К ним прибегают в тех случаях, когда надо усилить положительные побуждения.
Круг поощрений в школе весьма разнообразен.
– одобрение;
– похвала;
– награждение
Новшеством в данном направлении является разработанная грамота школы и благодарственное письмо.
Важным акцентом в воспитательной деятельности является диагностика ( анкетирование)
мониторинг учащихся школы ( 10-11 классов).
Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?
(Расположите в порядке снижения важности проблемы.)
- Здоровье -19%
- Взаимоотношения в семье – 15%
- Будущая карьера – 11%
- Учёба – 10%
- Взаимоотношения с одноклассниками – 8%
- Возможность заработка -8%
- Нормальное питание – 8%
- Любовь – 7%
- Взаимоотношения с учителями -7%
- Проведение свободного времени – 5%
- Покупка одежды и других вещей – 3%
Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами личного плана являются взаимоотношения в семье, здоровье, образование и карьера. В процессе изучения особенностей освоения нравственных ценностей старшеклассниками важно знать уровень ориентации на традиционные гуманистические ценности.
Ученикам был предложен перечень гуманистических ценностей, с тем, чтобы выразить своё отношение к ним методом ранжирования.
- Справедливость – 18%
- Счастье – 14%
- Добро – 12%
- Честь, достоинство и совесть – 11%
- Дружба -11%
- Свобода – 10%
- Миролюбие -7%
- Патриотизм -6%
- Милосердие -6%
- Вера и идеалы – 2%
- Истина -3%
Обращает на себя внимание факт, что такие ценности как вера и идеалы ,истина имеют сравнительно низкий рейтинг.
Интересны результаты и следующего исследования среди старшеклассников.
Чему жизненно важному учит Вас школа?
- Самостоятельности и уверенности в себе – 15%
- Умению общаться-12%
- Уважению к людям, человеколюбию – 12%
- Творческому отношению к жизни – 12%
- Организаторским умениям – 10%
- Дружбе – 9%
- Самопознанию – 9%
- Доброте – 8%
- Жизнелюбию – 8%
- Преданности – 4%
- Ничему не учит -1%
Таковы основные результаты освоения нравственных ценностей старшеклассниками. Эти данные объективно отражают картину и помогут нам спланировать воспитательную работу, как на уровне классного коллектива, так и на уровне школы.
Решение педсовета:
Система предложенных занятий будет способствовать эффективному усвоению понятий и представлений о человеческих ценностях; развитию умения видеть ценность в предметах, действиях, в отношениях человека к окружающему миру; умения рассуждать, обобщать, делать выбор в пользу нравственных ценностей.
Продолжать систематическую внутренняя работа по формированию ценностных ориентаций. ,пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, других людей.,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы.
Данная методическая разработка представляет собой методику проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы. Она включает в себя:Программу формирования цен...
Инновационные подходы к формированию познавательного интереса учащихся на уроках русского языка.
Формирование познавательных интересов в обучении развивает способности ученика воспринимать учебный процесс как интересную, занимательную деятельность.Реализуются индиви...
« Формирование ценностных ориентаций у учащихся от 5 до 14 лет в условиях хореографической студии»
Из опыта своей работы.Предлагаю свой доклад, который был озвучен на 1-ой межрегиональной научно-практической конференции " Актуальные проблемы современного детства: модели успешной социализ...
« Формирование ценностных ориентаций у учащихся от 5 до 14 лет в условиях хореографической студии»
Предлагаю доклад " Формирование ценностных ориентаций у учащихся от 5 до 14 лет в условиях хореографической студии", который был озвучен и вошел в сборник на первой межрегиональной научно- практическо...
«Формирование ценностных ориентаций учащихся»
Ценностным ориентациям, определяющим цели, идеалы, убеждения человека, в структуре личности принадлежит ведущая роль. ...
Статья "Формирование ценностных ориентаций учащихся в условиях информационного общества"
Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, воспитание ценностных ориентаций, информационное общество.Аннотация: в статье представлены результаты исследования, которые показывают необходимость фо...
Из опыта работы. Формирование ценностных ориентаций учащихся по отношению к природе как фактор воспитания и развития личности.
Из опыта работы по формированию и развитию у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе на уроках географии....