Воспитательная работа в классе
статья по теме

Баздырева Юлия Владимировна

Ведущей идеей моей воспитательной системы является создание в классном коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, направленной на развитие интереса учащихся к проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, владению умениями и навыками самопознания, самообразования и саморефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnaya_rabota_bazdyreva.doc438 КБ

Предварительный просмотр:

3. Дополнительное образование и воспитательная работа.

  1. Наличие системы воспитательной работы.

За 17 лет работы в МОУ «Харпская СОШ» у меня сложилась система воспитательной работы с учащимися среднего и старшего звена. Моделируя и выстраивая воспитательную систему класса, я во взаимодействии с классным коллективом, педагогами и родителями веду работу по следующим направлениям: «Я и Отечество», «Я и Мир», «Я и семья», «Моё творчество».

Ведущей идеей моей воспитательной системы является создание в классном коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, направленной на развитие интереса учащихся к проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, владению умениями и навыками самопознания, самообразования и саморефлексии. В качестве главного ориентира воспитательной системы выбрала цель: создание условий для разностороннего развития личности. Основные направления развития личности: развитие личностной культуры, социальной культуры, семейной культуры и творческих способностей обучающихся.

 Сфера педагогической ответственности в реализации духовно-нравственного воспитания: воспитание активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну. Для реализации цели я определила следующие задачи:

  1. помочь в развитии познавательных интересов учащихся;
  1. создать благоприятные условия для развития личности обучающихся, раскрытия их творческих способностей;
  2. способствовать формированию системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
  3. формирование классного коллектива как воспитательной системы;
  4. организация разных видов коллективной творческой деятельности;
  5. диагностика, регулирование и коррекция личностного развития обучающихся.

  1. Участие в реализации комплексной программы воспитательной работы школы

 Организуя процесс воспитания, большое внимание уделяю воспитанию нравственной культуры у своих воспитанников, так как это основа воспитательной системы работы с классным коллективом. Проведится цикл бесед по теме «Уроки толерантности», цикл классных часов «Я причастен к России», лекторий и практикумы по этике поведения (открытый классный час-практикум «Этика речи и поведения» 2009 г.), цикл бесед по психологии дружбы (открытый классный час «Истину назови мне»). Обучающиеся активно участвовали в акции «Доброта», в проекте «Я гражданин России», «Никто не забыт».

Классный коллектив принимает участие в декадах краеведения, экскурсиях по родной земле.

Мои воспитанники являются активными участниками всех общешкольных мероприятий, имеют благодарности и грамоты. Команда класса награждена ежегодно является победителями и призёрами различных школьных конкурсов (среди них предметные), спортивных состязаний. Вот лишь некоторые из них:

2008-2009 уч. г.

  1. Почётная грамота за участие в туристическом слёте «Заполярная осень – 2008».
  2. Грамота за I место по лёгкой атлетике в рамках Х Спартакиады школьников.
  3. Грамота за I место в «Весёлых стартах на воде» в рамках Х Спартакиады школьников.
  4. Грамота за II место по настольному теннису в рамках Х Спартакиады школьников.
  5. Грамота за III место по волейболу в рамках Х Спартакиады школьников.
  6. Грамота за  II место в игре «Путешествие по волнам математики» в рамках школьной недели математики.
  7. Благодарность за участие в школьном фотоконкурсе «Архив моего класса».
  8. Грамота за II место в игре по английскому языку в рамках школьной недели иностранных языков.
  9. Грамота за II место в викторине по русскому языку и литературе «Загадки русской словесности в рамках Недели русского языка и литературы..
  10. Грамота за победу в номинации «Самый дружный класс» в рамках школьного смотра-конкурса «Класс года»

2009-2010 уч. год.

  1. Грамота за I место в соревнованиях по троеборью в рамках ХI Спартакиады школьников.
  2. Грамота за III место в ХI Спартакиаде школьников.
  3. Грамота за II место в математической игре в рамках школьной недели математики.
  4. Грамота за победу в номинации «Самый дружный класс» в рамках школьного смотра-конкурса «Класс года».

2010-2011 уч. год.

  1. Грамота за участие в смотре-конкурсе кабинетов «А у нас Новый Год!».
  2. Грамота за III место в литературной игре по произведениям Н. В. Гоголя в рамках школьной недели русского языка и литературы.
  3. Грамота за участие в школьном конкурсе рисунков и фотографий «Пою тебе, седой Ямал» к 80-летию ЯНАО.
  4. Грамота за III место в игре «Что? Где? Когда?» в рамках школьной недели иностранных языков и др.
  5. Грамота за победу в номинации «Самый дружный класс» в рамках школьного смотра-конкурса «Класс года».

 Классный коллектив по итогам конкурса «Класс года» ежегодно являлся победителем в номинации «Самый дружный класс», за что был награждён поездкой на районную новогоднюю Ёлку в п. Аксарка.

  1. Уровень воспитанности обучающихся.

 Одним из результатов работы классного руководителя является уровень воспитанности обучающихся. Как классный руководитель я стараюсь вести целенаправленную работу по духовно-нравственному воспитанию. В качестве диагностического инструмента использую Программу диагностики воспитанности учащихся (методику Н.Е.Щурковой «тесты «Размышляем о жизненном опыте» и др.). Диагностики позволяют выявить степень осознанности нравственных категорий (любознательность, отношение к школе, к труду, бережное отношение к природе) и сформированность отношения обучающихся к окружающим людям.

 Ежегодный анализ уровня воспитанности обучающихся выявил динамику роста и в 2010-2011 году средний балл уровня воспитанности составил 0.90 б., что соответствует высокому показателю уровня воспитанности.

  1. Реализация здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться конкретной образовательной технологией. Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Важно стремится к тому, чтобы каждый ученик получил за время учёбы знания, которые будут востребованы в жизни. Для этого я планирую свою работу в тесном взаимодействии с медицинским работником, учителем физического воспитания, с коллегами с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

 Физическая культура составляет важную часть оздоровительной работы и является мощным средством укрепления здоровья.

 Учитель физкультуры, медицинский работник и классный руководитель постоянно проводят анализ физического состояния учащихся. Двухразовым бесплатным горячим питанием охвачено 100% учащихся.

 Ежегодно проводится профилактический осмотр обучающихся врачами-специалистами, профилактика вирусных заболеваний. Ежедневно проводятся зарядка перед началом занятий и физкультминутки на уроках для снятия статистического напряжения. На уроках  учителя проводят физкультминутки, куда включают упражнения для глаз и для улучшения мозгового кровообращения.

 Коллектив класса участвует в декадах по профилактике наркомании и курения.

 Реализуя здоровьесберегающие технологии, мы способствуем укреплению физического и психического здоровья обучающихся и формируем потребность здорового образа жизни.

  1. Уровень групповой сплочённости.

 Групповая сплочённость очень важный параметр, показывающий степень интеграции группы, её сплочения в единое целое. Я стараюсь использую в своей работе методику «Определение индекса групповой сплочённости» К. Сишора и имеет положительную динамику: 2008-2009 год – 13,5 балла, 2009-2010 год – 14 баллов, 2010 – 2011 год – 18,5 баллов (при 19 максимальных), что говорит о высоком уровне групповой сплочённости.

  1. Дополнительное образование

 Важнейшим аспектом воспитательной системы является снижение негативного влияния социума на личность ребёнка. Коллектив класса тесно сотрудничает с Домом Культуры, школой искусств (71 % занимаются в ДШИ) , домом детского творчества «Левша», сельской библиотекой и Физкультурно-оздоровительным комплексом. Учащиеся класса активно занимаются в спортивных секциях, кружках по интересам, участвуют в школьных и районных соревнованиях, являются читателями библиотеки и участниками мероприятий, проводимых на базе библиотеки, ДК.

  1. Отсутствие или уменьшение количества правонарушений и нарушений общественного порядка учащимися класса.

Большая работа ведётся с проблемными учащимися и с учащимися из социально-опасных семей. На протяжении последних пяти лет на учёте в ПДН и КДН учащиеся не состоят.

  1. Отсутствие или уменьшение количества пропусков занятий обучающимися без уважительных причин.

Ежедневно осуществляю постоянный контроль посещаемости и успеваемости учеников. Как результат – количество пропусков учащимися уроков без уважительных сведено до минимума (отсутствует).

  1. Система взаимодействия с родителями.

 Организация и содержание деятельности классного руководителя с родителями вариативны. Во многом, они определяются тем, в какой определенной среде обитания воспитываются учащиеся класса, какие ценностные ориентации сформировались в той или иной семье, какие эмоциональные взаимоотношения сложились в классе между педагогами, родителями и детьми. Зависит и от конкретной психолого-педагогической и социальной обстановки в микрорайоне, в котором находится школа.

Поэтому я, как классный руководитель выстраиваю свою систему взаимоотношений, ищу свои формы и методы работы с различными категориями родителей.

Я использую традиционные формы работы с родителями:

  1. родительские собрания;
  2. классные и общешкольные праздники;
  3. индивидуальные консультации;
  4. посещения на дому.

Но главными формами взаимодействия школы с семьей  считаю индивидуальные формы работы и групповые.

К  групповым я отношу такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские комитеты. К индивидуальным формам – индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.

 Мною разработаны различные рекомендации родителям по различным направлениям воспитания, общения с детьми, взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.

Основной формой совместной работы являются родительские собрания. На них обсуждаются важнейшие решения по вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания детей.

Очень хорошо зарекомендовали себя тематические собрания как более эффективные. Хорошо подготовить тематическое собрание – это творческая совместная работа, но многое зависит от самого учителя (см. Приложение).

При подготовке и проведении родительских собраний я также и для себя использую различные рекомендации. Вот некоторые из них: 

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
  2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
  4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Классные родительские собрания провожу систематически один раз в четверть, при необходимости – и чаще. На родительских собраниях обязательно провожу обстоятельный анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание  – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов.

Индивидуальные консультации я считаю одной из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями.

Посещения ребенка на дому – это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы их беспокоили дома. Однако необходимо в беде и радости  быть вместе.

Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

И традиционные, и нетрадиционные методы и формы  имеют одну общую цель – счастье подрастающей личности, входящей в современную культурную жизнь.

К нетрадиционным формам работы с родителями я отношу родительские встречи, тренинги, ринги, родительские вечера. Большая часть внеклассных дел проводится совместно с родителями: турпоходы, семейные праздники, занимательные вечера и многое другое (см. Приложение)

Большое значение имеют родительские встречи в работе с проблемными детьми. Встречи с родителями других ребят, авторитет чужих родителей в глазах проблемного ребенка порой делают гораздо больше, чем приглашения различных специалистов.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера.

Но в работе с родителями есть свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные. Я проанализировала состав родителей и выделила для себя 3 группы:

  1. Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы.
  2. Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.
  3. Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей “группы риска”, “трудных”.

С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь. С последней работать часто бывает бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не имеют представления о методиках воспитания, ни о народной педагогике, не обладают часто и здравым смыслом. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние.

Все нужно делать вовремя. В том числе и воспитывать. Если говорить о существенном повышении качества семейного воспитания, то я полагаю, что надо учить родителей “любить” и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и задача классного руководителя – научить их этому желанию.

Но самое главное – знание законов развития и поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения.

В плане работы классного руководителя обязательным и одним из главных разделов является работа с родителями.

Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы требуют нового осмысления проблемы сотрудничества. Совместной деятельности с родителями, в решении которой есть своя стратегия, которая требует системного подхода, творческого поиска и большого терпения и понимания.

Представлю примерный перечень вопросов:

  1. Мотивация учения, интересы ребенка, его жизненные планы.
  2. Выявление причин отставания  в учении, пассивности ребенка в познавательно-развивающих делах классного коллектива.
  3. Совместная забота о здоровье детей.
  4. Развитие познавательного отношения к миру и познавательных интересов.
  5. Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом.
  6. Предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками, взрослыми.

Кроме того, огромную роль играет диагностика, без которой невозможно спланировать в целом воспитательную работу в  коллективе и наладить отношения с коллективом родителей.

Система работы с родителями, организованная данным образом, даёт свои положительные результаты. Наш класс ежегодно был победителем в школьном конкурсе в номинации «Самый дружный класс», много побед в различных спортивных соревнованиях школы. Есть в нашем классе и победители и призёры различных интеллектуальных конкурсов разного уровня:

Пути улучшения работы  с родителями:

  1. ориентирование на приоритет таких форм взаимодействия, которые построены на новых диалогических основаниях.
  2. преодоление разобщенности родителей,  консервативности взглядов путем повышения педагогического просвещения, включение их в жизнедеятельность классного и школьного коллектива.  
  3. Реализация совместной деятельности с родителями на основе личностно- ориентированного подхода ко всем участникам учебно-воспитательного процесса.

За межаттестационный период я выступала на ШМО и РМО классных руководителей (из опыта работы), на педагогических советах, провела открытые классные часы.

 Опыт работы как классного руководителя обобщался в рамках школы и района, вручена благодарность РУО за проведение совместного детско-взрослого мероприятия «Счастье – это когда тебя понимают». Опыт рекомендован к распространению в рамках школы и района.

Директор школы ____________ И. Н. Козырева

Приложение

Семейный праздник-конкурс «Не было бы мамы, не было б и нас!»

           


Здоровье наших детей – это главное. Весёлые старты на воде. 

Турпоход «Вместе весело шагать!»


Приглашение на Ёлку в районный центр Аксарка – награда за звание «Самый дружный класс». 2009-2010 уч. год.

Одарённые дети – гордость учителя, родителей и школы!

XVI th Annual Youth Bios Olimpiad (г. Санкт-Петербург, 2009 г.)


Диссеминация опыта внеклассной работы на муниципальном уровне «Семья – это счастье, когда тебя понимают!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Методические рекомендации по планированию воспитательной работы в классе"

Как создать воспитательную систему в классе?С чего начать?Какое направлениеи считать приоритетным?.......

Программа воспитательной работы с классом "Мы вместе" (10-11 класс)

программа воспитательной работы с учащимися 10-11 класса...

Эссе «Воспитательно – математические этюды, или как мой любимый предмет помогает мне в личной жизни и в воспитательной работе с классом»

Я не претендую на новизну  приёмов, которые представлю сегодня. Многие из них хорошо известны, так как эти приёмы – моё творчество и ваше - моих заочно уважаемых коллег, учителей разного возраста...

ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2010-2016г. для обучающихся 5-9 класса

Цели и задачи программы- Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.- Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.- Формировани...

ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2012-2016 г. для обучающихся 5-9 класса

Воспитание – великое дело: им решается судьба человека. В. Белинский...

Рабочие программы по физике 7-9 классы, 10-11 классы, план воспитательной работы 6 класс

Рабочие программы по физике для учащихся 7-9 классов ( учебники авт. А.В. Перышкин), для 10-11 классов ( учебники авт. В.А.Касьянов) - базовый уровень (2 ч.в нед.)...